Продажа имущества с торгов кто платит ндс. Порядок начисления ндс при продаже имущества через торги. Порядок заполнения декларации

Отказ в возврате НДС.

Позиция налоговой инспекции

Инспекция отказала в возврате налога, так как отсутствует.

Позиция предприятия

Общество по договору, заключенному в 2010 году с администрацией закрытого административно-территориального образования, приобрело в общую долевую собственность муниципальное имущество - нежилое помещение с условием рассрочки оплаты цены, подлежащей внесению покупателями ежемесячно равными долями не позднее десятого числа каждого следующего месяца в течение пяти лет.

Фирма, исполняя обязанность налогового агента, в период с апреля 2011 года по октябрь 2012 года перечислила на счет Управления Федерального казначейства НДС по данному договору купли-продажи.

Полагая, что данная сумма НДС является излишне уплаченной в связи с освобождением с 1 апреля 2011 года субъектов малого и среднего предпринимательства от обязанностей налогового агента при покупке муниципального имущества (), общество в 2012 году обратилось в инспекцию с заявлением о на расчетный счет.

Суд решил

Суд указал, что при реализации муниципального имущества, не закрепленного за муниципальными предприятиями и учреждениями и составляющего муниципальную казну, налоговая база определяется как сумма дохода от реализации этого имущества с учетом налога (). В таком случае налоговыми агентами признаются покупатели указанного имущества (за исключением физлиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями), которые обязаны исчислить расчетным методом, удержать из выплачиваемых доходов и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога.

При этом 1 апреля 2011 года вступили в силу поправки, внесенные Федеральным законом от 28 декабря 2010 г. № 395-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», в частности, пункт 2 статьи 146 Налогового кодекса был дополнен подпунктом 12.

Так, согласно подпункту 12 пункта 2 статьи 146 Налогового кодекса не признаются объектом налогообложения НДС операции по реализации на территории России государственного или муниципального имущества, не закрепленного за госпредприятиями и учреждениями и составляющего государственную казну Российской Федерации, казну республики в составе Российской Федерации, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа, а также муниципального имущества, не закрепленного за муниципальными предприятиями и учреждениями и составляющего муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования, выкупаемого в порядке, установленном Федеральным законом от 22 июля 2008 г. № 159-ФЗ.

Моментом определения налоговой базы, если иное не установлено законодательством, является наиболее ранняя из следующих дат: день отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг), имущественных прав либо день оплаты (частичной оплаты) в счет предстоящих поставок товаров (выполнение работ, оказания услуг), передачи имущественных прав ()

В случаях, если товар не отгружается и не транспортируется, но происходит передача права собственности на этот товар, то такая передача права собственности приравнивается к его отгрузке.

Заключение

Таким образом, положения подпункта 12 пункта 2 статьи 146 Налогового кодекса применяются в отношении операций по реализации муниципального недвижимого имущества и выкупаемого субъектами малого и среднего предпринимательства, право собственности на которое передано с 1 апреля 2011 года.

Следовательно, операции по реализации указанного имущества, право собственности на которое перешло субъектам малого и среднего предпринимательства до 1 апреля 2011 года, подлежат налогообложению НДС.

Суд указал, что право собственности у общества на приобретенное муниципальное имущество зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок в 2010 году. Поэтому фирма обязана исчислить и уплатить НДС. (Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 2 декабря 2013 г. № А33-2770/2013).


НДС от А до Я

В бераторе «НДС от А до Я» предусмотрено все, что нужно для удобной и комфортной работы. Комплексно рассмотрены абсолютно все вопросы: порядок расчета и уплаты НДС, отражение в учете, отчетность, проверки и т.д.

В то же время следует учесть, что передача в порядке приватизации государственного или муниципального имущества, не закрепленного за государственными или муниципальными предприятиями, облагается НДС (Письма Минфина России от 3 августа 2010 № 03-07-11/334, от 30 июля 2010 № 03-07-11/325, от 17 марта 2010 № 03-07-11/65).

Организации, приобретающие указанное имущество, признаются налоговыми агентами (за исключением физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) и в соответствии с пунктом 3 статьи 161, обязаны исчислить расчетным методом, удержать из выплачиваемых доходов и уплатить в бюджет соответствующую сумму НДС. При этом налоговая база определяется налоговым агентом как выкупная цена имущества с учетом НДС (абз. 2 п. 3 ст. 161, п. 4 ст. 173 НК РФ). Сумма НДС рассчитывается по расчетной ставке (18/118) согласно пункту 4 статьи 164. НДС уплачивается налоговым агентом в бюджет не позднее 20-го числа каждого из трех месяцев, следующих за налоговым периодом (кварталом), в котором произведена оплата за имущество (ст. 163, п. 1 ст. 174 НК РФ). Подобное мнение содержится в письмах Минфина России от 19 марта 2010 № 03-07-11/72, от 07 июля 2009 № 03-07-14/64.

При исчислении НДС возникает вопрос правильности определения налоговой базы. По этому поводу существуют разъяснения финансового министерства. В письме от 23 июля 2009 № 03-07-11/175 указанно, что при определении налоговой базы по НДС в отношении муниципального недвижимого имущества, реализуемого по выкупной цене, исчисленной на основе рыночной стоимости, определенной независимым оценщиком, следует исходить из того, что оценочная стоимость включает сумму НДС.

Следовательно, НДС по реализованному государственному (муниципальному) недвижимому имуществу исчисляется расчетным методом исходя из указанной в договоре рыночной цены этого имущества без увеличения ее на сумму налога.

Пример

Организация приобретает на аукционе по продаже муниципального имущества здание, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляющее муниципальную казну соответствующего муниципального образования. Договорная стоимость приобретенного здания составила 590 000 руб. (в том числе НДС 90 000 руб.). В месяце приобретения организацией уплачены государственные пошлины за государственную регистрацию прав организации на здание в размере 15 000 руб.

Приобретенное здание учитывается организацией в бухгалтерском учете в качестве основного средства по первоначальной стоимости (п. 4, 5, 7 Положения по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01, утв. Приказом Минфина России от 30 марта 2001 № 26н). В первоначальную стоимость здания включаются договорная цена здания (за вычетом НДС) и сумма государственной пошлины, уплаченная при приобретении здания (абз. 3, 8 п. 8 ПБУ 6/01).

В рассматриваемой ситуации организация приобретает здание, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляющее муниципальную казну соответствующего муниципального образования и, как сказано выше, признается налоговым агентом по НДС.

В бухгалтерском учете будут отражены следующие проводки:

Отражены вложения в приобретение внеоборотного актива

Дебет 08-4 Кредит 60 - 500 000 рублей (590 000 — 90 000).

Отражена сумма НДС, по приобретенному зданию

Дебет 19 Кредит 60 - 90 000 рублей.

Удержана сумма НДС с доходов от реализации здания

Дебет 60 Кредит 68 НДС - 90 000 (590 000 х 18/118).

Перечислена выкупная цена здания (за вычетом удержанной суммы НДС)

Дебет 60 Кредит 51 - 500 000 рублей.

Уплачена государственная пошлина

Дебет 68 Кредит 51 - 15 000 рублей.

Государственная пошлина включена в состав первоначальной стоимости приобретенного здания

Дебет 08-4 Кредит 68 - 15 000 рублей.

Приобретенное здание принято к учету в составе объектов ОС

Дебет 01 Кредит 08-4 - 515 000 рублей (500 000 + 15 000).

Принята к вычету сумма НДС по приобретенному зданию (после перечисления НДС в бюджет)

Дебет 68 Кредит 19 - 90 000 рублей.

НДС при льготной («малой») приватизации

Однако для субъектов малого и среднего предпринимательства , которые арендуют недвижимое имущество, находящееся в государственной (муниципальной) собственности, и выкупают указанное имущество в порядке, установленном Федеральным законом от 22 июля 2008 № 159-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» предусмотрено исключение. С 1 апреля 2011 года указанные операции не признаются объектом обложения НДС. При этом операции по реализации указанного имущества, право собственности на которое перешло субъектам малого и среднего предпринимательства до 1 апреля 2011 года, подлежат налогообложению НДС в соответствии с абзацем 2 пункта 3 статьи 161 Налогового кодекса РФ. Покупатели имущества в таком случае признаются налоговыми агентами и обязаны исчислить и уплатить в бюджет НДС независимо от даты оплаты имущества. Такой вывод подтверждает Письмо Минфина России от 23 марта 2011 № 03-07-14/17.

До 1 июля 2013 г. субъекты малого и среднего предпринимательства, за исключением указанных в части 3 статьи 14 Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», пользуются преимущественным правом на приобретение арендуемого ими имущества при возмездном отчуждении такого имущества из государственной или муниципальной собственности (ст. 3, ч. 3 ст. 10 Федерального закона № 159-ФЗ).


А.Ю. Никитин, аттестованный налоговый консультант

Покупаете недвижимость у государства? Внимательнее с НДС!

По общему правилу у покупателей имущества (исключая граждан, не зарегистрированных в качестве ИП), составляющего государственную или муниципальную казну, возникают обязанности налогового агента по НДС. То есть покупателю необходимо исчислить налог по расчетной ставке, удержать его из выплачиваемых продавцу доходов и перечислить в бюдже тп. 3 ст. 161 , п. 4 ст. 164 НК РФ . Только вот беда - не всегда понятно, какую сумму нужно принимать за налоговую базу для исчисления НДС:

  • <или> цену недвижимости, указанную в договоре, то есть считать, что эта цена уже включает в себя налог;
  • <или> цену недвижимости, увеличенную на сумму налога, проще говоря, накрутить НДС сверх этой цены?

Разница в деньгах может получиться весьма существенная, и, конечно, покупателю выгоднее первый вариант. Но далеко не всегда такой алгоритм расчета налоговики сочтут правомерным. Да и суд может оказаться не на вашей стороне. Поэтому лучше сразу действовать правильно.

Напомним, что не облагается НДС продажа государственного или муниципального имущества, если оно выкупается арендаторами - субъектами малого и среднего предпринимательства в порядке, установленном специальным законо мподп. 12 п. 2 ст. 146 НК РФ . А действие этого порядка продлено до 01.07.2015ч. 3 ст. 10 Закона от 22.07.2008 № 159-ФЗ ; п. 6 ст. 3 , ч. 1 ст. 6 Закона от 02.07.2013 № 144-ФЗ . Соответственно, до 01.07.2015 действует и льгота по НДС.

В договоре сказано: «...без учета НДС»? Налог накручивается сверху

Недавно до Верховного суда дошел спор: компания удержала с муниципальных властей НДС, исчисленный исходя из цены недвижимости, прописанной в договоре, а инспекция доначислила налог сверх цены договора. И Верховный суд решил: если из отчета оценщика и договора купли-продажи видно, что цена объекта сформирована без НДС, то покупатель муниципальной недвижимости не может принять за налоговую базу цену договора - это значит уменьшить ее на сумму НДС уже после того, как сделка состоялас ьОпределение ВС от 24.11.2014 № 307-ЭС 14-162 . В обсуждаемом случае в отчете оценщика была указана цена недвижимости и без налога, и с налогом. За начальную цену аукциона была принята цена без НДС, и на то, что продажная цена объекта определена без учета налога, было указано в договоре. Покупатель согласился уплатить цену сделки без разногласий относительно рыночной стоимости приобретаемого объекта недвижимости. И значит, инспекция правильно рассчитала базу по НДС, начислив на цену договора налог по ставке 18%, а затем прибавив получившуюся сумму к этой цене. И уже от этой суммы исчислила НДС по расчетной ставке. На цифрах это выглядит так.

Допустим, цена договора 100 000 руб. без учета НДС. Тогда налоговую базу рассчитаем как 100 000 руб. + (100 000 руб. х 18%) = 118 000 руб. А НДС к уплате в бюджет исчислим как 118 000 руб. х 18/118 = 18 000 руб.

Разрешая хозяйственные споры, судьи ВАС уже говорили, что гражданское законодательство не предусматривает возможности уменьшения на сумму НДС ранее согласованной сторонами и определенной оценщиком договорной цены имущества, в которую налог не включалс яПостановление Президиума ВАС от 17.03.2011 № 13661/10 . То есть сказано в договоре уплатить определенную сумму за муниципальную недвижимость - платите эти деньги без всяких изъятий. А расчеты с бюджетом по НДС - это уже ваше дело.

Хотя раньше арбитры иногда приходили к такому выводу: тот факт, что в договоре продавец указал стоимость имущества «без НДС», не изменяет порядка определения покупателем - налоговым агентом размера налоговой базы. Налоговый агент не должен увеличивать цену сделки по договору на сумму НДС. Налог нужно исчислить расчетным методом и удержать его из выплачиваемого продавцу доход аПостановления ФАС СЗО от 03.04.2014 № А26-5213/2013 ; ФАС ПО от 30.07.2013 № А12-22639/2012 .

Непонятно: цена с налогом или без? Тогда считаем, что с налогом

Если из отчета оценщика и договора купли-продажи нельзя сделать вывод, с налогом или без него рассчитана рыночная стоимость недвижимости, то предполагается, что цена договора уже включает в себя сумму налога.

Дело в том, что в силу Закона об оценочной деятельност ист. 12 Закона от 29.07.98 № 135-ФЗ итоговая величина рыночной стоимости недвижимости, указанная в отчете оценщика, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки. Поскольку рыночную стоимость оценщик определяет именно для совершения сделки по отчуждению имущества и такая операция облагается НДС, принимаем, что налог в этом случае «сидит» в цене, это просто не оговорено особо. Указание на то, что рыночная стоимость объекта для целей совершения сделки определена без учета НДС, должно содержаться в отчете оценщика. К этому выводу пришли еще судьи ВАС, рассматривая хозяйственный спор между компанией и муниципалитето мПостановление Президиума ВАС от 18.09.2012 № 3139/12 . До этого компания, перечислившая муниципалитету всю цену договора без удержания НДС, а потом «пострадавшая» от налоговой проверки, проиграла дело в трех инстанция хПостановление ФАС ЗСО от 09.12.2011 № А27-2268/2011 . Но Президиум ВАС решения нижестоящих судов не поддержал. И указал: не сказано в отчете оценщика, с налогом или без него определена рыночная стоимость недвижимости, значит, НДС нужно было рассчитать по ставке 18/118 исходя из цены сделки по покупке муниципального имущества. То есть принять, что эта цена включает НДС.

Нет смысла пытаться доказать в суде, что налоговики неправомерно доначислили вам НДС и пени, поскольку вы не удержали налог при перечислении денег продавцу. Даже если НДС в договоре купли-продажи не выделен из стоимости объекта недвижимости, это не освобождает вас от обязанностей налогового агент аПостановление ФАС ВВО от 09.07.2014 № А29-5651/2013 .

РАССКАЗЫВАЕМ РУКОВОДИТЕЛЮ

Если компания не удержала НДС из суммы, уплаченной продавцу муниципального имущества, то не стоит пытаться взыскать с него убытки в виде пеней и штрафов, начисленных впоследствии налоговиками. Ведь нарушение покупателем налогового законодательства никак не связано с отказом продавца вернуть неосновательно полученные деньги.

Получается, что если цена объекта по договору составила 1 000 000 руб., эта сумма и будет налоговой базой для исчисления НДС. Тогда покупатель должен перечислить в бюджет НДС в размере 152 542 руб. (1 000 000 руб. x 18/118) и продавцу заплатить 847 458 руб. (1 000 000 руб. – 152 542 руб.). Если при перечислении денег продавцу вы по ошибке не удержали НДС, то это - сумма неосновательного обогащения. И при отказе вернуть эту сумму НДС добровольно можно взыскать ее с муниципальных властей через суд вместе с процентами за пользование чужими деньгам ип. 1 ст. 395 ГК РФ .

Платить НДС нужно при покупке у государства только той недвижимости, которая составляет государственную или муниципальную казну, то есть не закреплена за государственными или муниципальными унитарными предприятиями. Это прямо следует из налогового закон ап. 3 ст. 161 НК РФ . Ведь унитарные предприятия самостоятельно уплачивают НДС наравне с коммерческими организациями. И если вы приобретаете, например, у ГУПа или МУПа нежилое здание, закрепленное за ним на праве хозяйственного ведения, то вам не нужно выполнять обязанности налогового агента по НДС независимо от того, отчитывается продавец по упрощенке или по ОСНО.

1. При аренде федерального имущества, имущества субъектов Российской Федерации и муниципального имущества вы будете признаны налоговым агентом только в случае, если арендодателем являются:

Орган государственной власти и управления, орган местного самоуправления или казенное учреждение.

Орган государственной власти и управления (или орган местного самоуправления) и балансодержатель данного имущества, не являющийся органом государственной власти и управления или органом местного самоуправления. На практике в подобных случаях заключается трехсторонний договор между собственником имущества в лице органа государственной власти и управления или органа местного самоуправления (арендодателя), балансодержателем имущества (унитарным предприятием) и арендатором

Налоговыми агентами в этом случае будут и те организации (предприниматели), которые применяют специальные налоговые режимы в виде УСН или ЕНВД.

Кроме того, уплатить НДС за орган государственной власти или местного самоуправления вы должны даже в том случае, если арендную плату не перечисляете деньгами, а покрываете выполнением работ или оказанием услуг своему арендодателю.

Если арендодателем является балансодержатель имущества, который не относится к органам государственной власти и управления, органам местного самоуправления или казенным учреждениям, то обязанностей налогового агента у вас не возникает.

В такой ситуации сумму арендной платы, включая НДС, вы перечисляете арендодателю-балансодержателю, который самостоятельно платит НДС в бюджет.

2. При покупке (получении) государственного или муниципального имущества вы будете налоговым агентом только при одновременном соблюдении следующих условий (абз. 2 п. 3 ст. 161 НК РФ):

1) продавцом (передающей стороной) является орган государственной власти или орган местного самоуправления;

2) имущество составляет казну Российской Федерации либо соответствующего субъекта Российской Федерации (муниципального образования), т.е. не закреплено на праве хозяйственного ведения или оперативного управления за конкретным государственным или муниципальным учреждением (предприятием).

Таким образом, если у имущества есть балансодержатель (конкретное предприятие или учреждение), то независимо от того, кто выступает на стороне продавца (передающей стороны) в договоре (балансодержатель или орган государственной власти (местного самоуправления)), обязанностей налогового агента у вас не возникнет;

3) вы являетесь юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем.

На физических лиц, не занимающихся предпринимательской деятельностью, обязанности налоговых агентов не возлагаются. В этом случае НДС в бюджет уплачивают продавцы указанного имущества.

Для исполнения обязанности налогового агента при приобретении (аренде) государственного (муниципального) имущества вам необходимо для начала рассчитать сумму НДС, которую вы должны удержать из перечисляемой вами арендной платы или оплаты за приобретаемое имущество. Для этого нужно:

Определить налоговую базу;

Умножить налоговую базу на налоговую ставку.

Рассмотрим порядок определения налоговой базы отдельно для ситуаций аренды государственного (муниципального) имущества и его покупки.

1. При аренде государственного (муниципального) имущества налоговую базу нужно определять (абз. 1 п. 3 ст. 161 НК РФ):

На дату перечисления арендодателю арендной платы.

Однако если услуги по аренде государственного (муниципального) имущества оказываются по договору безвозмездного пользования, то налоговый агент определяет налоговую базу на момент оказания услуг;

Отдельно по каждому арендованному объекту имущества. Такая обязанность установлена также в разд. V "Порядок заполнения раздела 2 декларации "Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, по данным налогового агента" Порядка заполнения декларации;

Исходя из суммы арендной платы с учетом налога.

Если имущество передано вам в аренду на безвозмездной основе, то налоговую базу нужно определять исходя из рыночных цен с учетом налога.

2. При приобретении государственного (муниципального) имущества налоговую базу нужно определять (абз. 2 п. 3 ст. 161 НК РФ):

На дату перечисления оплаты (в том числе предоплаты) за реализованное (переданное) имущество.

Например, вы приобретаете у государственного учреждения объект недвижимости в рассрочку на пять лет. НДС вы должны будете исчислять каждый раз в момент очередной оплаты приобретаемого имущества;

Отдельно по каждой операции по реализации (передаче) государственного (муниципального) имущества;

Исходя из суммы дохода от реализации (передачи) имущества с учетом налога.

Если реализация имущества, составляющего государственную (муниципальную) казну, не облагается НДС, платить НДС как налоговый агент вы не должны. Например, когда покупаете муниципальные земельные участки или ценные бумаги.

Налоговый агент может быть привлечен к ответственности по ст. 123 НК РФ в случае неправомерного неудержания и (или) неперечисления (неполного удержания и (или) перечисления) НДС

Таким образом, если вы не удержали налог, а перечислили его за счет собственных средств, вас могут оштрафовать по ст. 123 НК РФ. Поэтому рекомендуем вам устанавливать цену договора с учетом НДС.

С 1 апреля2011 г. объектом налогообложения по НДС не признается реализация (передача) на территории РФ государственного или муниципального имущества, не закрепленного за государственными или муниципальными предприятиями (учреждениями) и составляющего государственную или муниципальную казну, выкупаемого в порядке, установленном Федеральным законом от 22.07.2008 N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (пп. 12 п. 2 ст. 146 НК РФ).

Момент реализации имущества в данном случае будет определяться днем регистрации перехода права собственности на него (ст. 39 НК РФ). Таким образом, если в документе, подтверждающем передачу права собственности, указана дата после 1 апреля2011 г., то покупатель в качестве налогового агента не уплачивает НДС, поскольку объекта налогообложения не возникает. Таким документом является свидетельство о государственной регистрации прав (п. 3 ст. 131 ГК РФ). При этом не имеет значения, в какой период оплачивалась недвижимость.

Необходимо учитывать, что в некоторых случаях при приобретении субъектами малого и среднего предпринимательства арендуемого государственного (муниципального) имущества после 1 апреля2011 г., покупатели обязаны уплатить НДС. Такими обстоятельствами являются:

Изменение решения об условиях приватизации при отказе субъектов малого и среднего предпринимательства от заключения договора купли-продажи;

Утрата субъектами малого и среднего предпринимательства преимущественного права на приобретение арендуемого имущества.

Условия предоставления субъектам малого и среднего предпринимательства преимущественного права на приобретение имущества из государственной собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности установлены ст. 3 Федерального закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ.

В указанных случаях приватизация имущества осуществляется на основании Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества". Напомним, что НДС не уплачивается при реализации государственного (муниципального) имущества, выкупаемого на основании Федерального закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ (пп. 12 п. 2 ст. 146 НК РФ). А поскольку в данном случае применяются положения Закона N 178-ФЗ, налоговому агенту необходимо исчислить и уплатить в бюджет НДС. При этом налог определяется расчетным методом исходя из цены, указанной в договоре, без увеличения ее на сумму налога.

Если вы приобрели государственное (муниципальное) имущество до 1 апреля2011 г., вы должны в качестве налогового агента исчислить уплатить в бюджет соответствующую сумму НДС независимо от того, как и когда произведена оплата.

Если вы арендуете или приобретаете государственное и муниципальное имущество, то вы должны выставить счет-фактуру от имени своего арендодателя (продавца).

Заполняется счет-фактура по правилам, которые действуют для плательщиков НДС (п. п. 5 и 6 ст. 169 НК РФ), но с учетом следующих особенностей (абз. 3 - 5, 8 Приложения N 1 к Правилам):

В строках 2 и 2а счета-фактуры указываются соответственно полное или сокращенное наименование и место нахождения продавца (арендодателя) согласно данным договора;

В строке 2б - ИНН и КПП продавца (арендодателя) согласно данным договора аренды;

В строке 5 - номер и дата платежно-расчетного документа, который подтверждает перечисление оплаты по договору (пп. 4 п. 5 ст. 169 НК РФ).

Что касается порядка заполнения граф счета-фактуры, то согласно разъяснениям ФНС России он зависит от того, выставляется счет-фактура на сумму полной или частичной оплаты (. В частности, при частичной оплате приобретаемых товаров (работ, услуг) в графах 2 - 4, 6, 10, 11 счета-фактуры ставятся прочерки. Если же счет-фактура выставляется при оплате товаров (работ, услуг) в полном размере, заполнить их нужно в общем порядке, который установлен п. 5 ст. 169 НК РФ.

Графы 5, 7 - 9 счета-фактуры в обоих случаях заполняются следующим образом:

В графе 5 отражаются суммы произведенной по договору оплаты без учета НДС;

В графе 7 указывается ставка налога 10/110 или 18/118;

В графе 9 указывается сумма по договору с учетом НДС, которая должна быть равна суммарному итогу двух показателей:

1) показателя графы 5;

2) показателя, равного произведению величины графы 5 на ставку 10/100 или 18/100;

В графе 8 указывается сумма налога, которая рассчитывается как произведение граф 7 и 9. Она должна соответствовать сумме налога, подлежащего уплате в бюджет налоговыми агентами.

Счет-фактура подписывается налоговым агентом: руководителем и главным бухгалтером организации или уполномоченными лицами либо индивидуальным предпринимателем (п. 6 ст. 169 НК РФ). В случае обнаружения ошибок налоговый агент вправе их исправить. При этом он должен заверить исправления подписью руководителя либо уполномоченного лица и печатью организации - налогового агента (п. 29 Правил).

В случае приобретения (аренды) государственного (муниципального) имущества, операции с которым не облагаются НДС, налоговому агенту следует составить счет-фактуру с пометкой "Без налога (НДС)".

После того как вы составили счет-фактуру в двух экземплярах, один экземпляр вы регистрируете в книге продаж (абз. 8 п. 16 Правил).

Второй экземпляр счета-фактуры вы зарегистрируете в книге покупок только после того, как у вас возникнет право на налоговый вычет согласно ст. 173 НК РФ, т.е. когда исчисленный налог вы уплатите в бюджет.

Уплатить удержанный НДС вы должны по месту своего нахождения в тот же срок, который установлен для налогоплательщиков (п. п. 1, 3 ст. 174 НК РФ). То есть равными долями не позднее 20-го числа каждого из трех месяцев, следующих за налоговым периодом, в котором оплата по договору (арендная плата) была перечислена, а сумма налога удержана.

Если услуги по аренде государственного или муниципального имущества приобретаются обособленными подразделениями организации, то НДС уплачивается головной организацией по месту учета в налоговом органе в качестве налогоплательщика.

Удержанный НДС, который вы уплатили в бюджет, вы можете принять к вычету (п. 3 ст. 171 НК РФ).

Условия вычета следующие:

1) вы состоите на учете в налоговых органах и являетесь плательщиком НДС.

Следовательно, если вы применяете специальные налоговые режимы в виде УСН, ЕНВД, ЕСХН или не платите НДС по ст. 145 НК РФ, то удержанный НДС к вычету принять нельзя;

2) у вас есть платежные документы, которые подтверждают то, что удержанный НДС был вами перечислен в бюджет;

3) имущество используется для деятельности, которая облагается НДС.

4) у вас есть надлежаще оформленный счет-фактура, выписанный вами от имени продавца);

5) товары (работы, услуги) приняты к учету.

Таким образом, при соблюдении всех этих условий заявить к вычету НДС, который вы уплатили как налоговый агент, вы можете уже по итогам того периода, в котором перечислили налог в бюджет.

Налоговые агенты сдают в налоговый орган декларацию в тот же срок, который установлен для налогоплательщиков. То есть не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 5 ст. 174 НК РФ).

Если вы арендовали государственное (муниципальное) имущество, вам следует представить заполненный титульный лист и разд. 2 "Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, по данным налогового агента" декларации по налогу на добавленную стоимость.

Раздел 2 декларации заполняется налоговым агентом отдельно по каждому арендодателю (органу государственной власти и управления, органу местного самоуправления или казенному учреждению, предоставляющему в аренду федеральное имущество, имущество субъектов Российской Федерации и муниципальное имущество), в том числе по договорам, по которым арендодателями выступают орган государственной власти и управления (орган местного самоуправления) и балансодержатель имущества, не являющийся органом государственной власти и управления (органом местного самоуправления).

При наличии нескольких договоров с одним арендодателем указанный раздел декларации заполняется на одной странице.

Если вам нужно заполнить данные по нескольким арендодателям, то указанный раздел декларации заполняется на нескольких страницах.

Если вы перечислили сумму оплаты по договору, удержали налог и уплатили его в бюджет в течение одного налогового периода, то вы можете заявить уплаченную сумму НДС к вычету в декларации за этот же налоговый период, заполнив строку 210 разд. 3 налоговой декларации.

Кто должен выполнять обязанности налогового агента по НДС. Об освобождении от НДС операций по реализации государственной и муниципальной недвижимости - читайте в статье.

Вопрос: ОРГАНИЗАЦИЯ,НАХОДЯЩАЯ НА УПРОЩЕННОЙ СИСТЕМЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ПРИОБРЕЛА НЕДВИЖИМОСТЬ У МУНИЦИПАЛИТЕТА В ИЮНЕ 2017 ГОДА И НЕ ЗАПЛАТИЛА НДС..КАКИЕ ШТРАФНЫЕ САНКЦИИ И ПЕНИ БУДУТ У ОРГАНИЗАЦИИ?

Ответ: При приобретении имущества казны организация признается налоговым агентом по НДС. Именно на организацию возлагаются обязанности по исчислению, удержанию и перечислению НДС в бюджет.

Однако, согласно пп.12 п.2 ст.146 НК РФ объекта налогообложения НДС не возникает при реализации (передаче) на территории РФ государственного или муниципального имущества, не закрепленного за государственными предприятиями и учреждениями и составляющего государственную казну РФ, казну республики в составе РФ, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа, а также муниципального имущества, не закрепленного за муниципальными предприятиями и учреждениями и составляющего муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования, выкупаемого в порядке, установленном Федеральным законом от 22.07.2008 № 159-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

В связи с этим, если организация относится к субъектам малого и среднего предпринимательства и выкупает арендованное имущество, находящееся в государственной собственности, в соответствии с Федеральным законом от 22.07.2008 № 159-ФЗ, то исполнять обязанности налогового агента по НДС она не должна.

В ином случае, организация признается налоговым агентом по НДС.

Неисполнение обязанностей налогового агента по удержанию и уплате в бюджет НДС в установленный срок не освобождает организацию от обязанности перечислить НДС в бюджет.

При перечислении НДС в бюджет позже установленных сроков, налоговая инспекция может начислить пени (ст. 75 НК).

Если неудержание и неперечисление налога в бюджет выявлены в результате проверки, организация (ее сотрудники) могут быть привлечены к налоговой, административной, а в некоторых случаях к уголовной ответственности (ст. 123 НК, ст. 15.11 КоАП, ст. 199.1 УК).

Оштрафовать налогового агента по статье 122 НК налоговая инспекция не может. К ответственности, которая предусмотрена этой статьей, могут быть привлечены только налогоплательщики. Именно на них возложена обязанность по уплате законно установленных налогов (подп. 1 п. 1 ст. 23 НК). Обязанности налоговых агентов заключаются в том, чтобы правильно и своевременно рассчитать сумму налога, удержать ее из доходов контрагента (налогоплательщика) и перечислить в бюджет (п. 3 ст. 24 НК). За неисполнение этих обязанностей они могут быть привлечены к ответственности по статье 123 НК. Иная квалификация нарушений, допущенных налоговым агентом, неправомерна (ст. 106 НК).

Согласно ст. 123 НК РФ, при неисполнении налоговым агентом своих обязанностей, он может быть привлечен к налоговой ответственности. Налоговая инспекция может взыскать с налогового агента штраф в размере 20 процентов от суммы налога, удерживаемой с контрагента и уплачиваемой в бюджет.

При этом, привлечение налогового агента к ответственности по статье 123 НК также не освобождает его от обязанности перечислить в бюджет суммы удержанного НДС и пени (п. 5 ст. 108 НК).

Обоснование

Имущество казны - это государственное (муниципальное) имущество, не закрепленное за организациями на правах собственности, оперативного управления или хозяйственного ведения (п. 4 ст. 214 , п. 3 ст. 215 ГК РФ). Как правило, государственная организация, на чьем балансе учитывается такое имущество, осуществляет функции управления и распоряжения им.

Кто должен выполнять обязанности налогового агента по НДС

Кого признают налоговым агентом

Организации выступают налоговыми агентами по НДС, если:

Приобретают или безвозмездно получают товары (работы, услуги, в т. ч. электронные услуги) у иностранных организаций и предпринимателей , не состоящих в России на налоговом учете (п. 1 ст. 161 НК , письмо Минфина от 15.06.2015 № 03-07-08/34227). При этом сама организация должна состоять на учете в налоговой инспекции (п. 2 ст. 161 , п. 9 ст. 174.2 НК), а местом реализации товаров (работ, услуг) должна быть территория России (п. 1 ст. 161 , ст. , НК). Приобретая товары (работы, услуг) у иностранных граждан, не зарегистрированных в России или за рубежом в качестве предпринимателей, организация налоговым агентом не признается (письма Минфина от 27.12.2012 № 03-07-08/350 , от 06.06.2011 № 03-07-08/166 и от 05.03.2010 № 03-07-08/62);

Арендуют государственное или муниципальное имущество непосредственно у органов государственной власти и местного самоуправления (абз. 1 п. 3 ст. 161 НК);

Приобретают на территории России имущество казны (абз. 2 п. 3 ст. 161 НК). Субъекты малого и среднего предпринимательства, которые выкупают арендованное имущество казны по Закону от 22.07.2008 № 159-ФЗ , формально тоже признаются налоговыми агентами. Они отражают такие операции в разделе 7 декларации по НДС , но удерживать и перечислять в бюджет НДС не должны. Ведь объект налогообложения в этих случаях не возникает (подп. 12 п. 2 ст. 146 , п. 3 ст. 161 НК);

Реализуют на территории России имущество по решению суда (кроме имущества, изъятого у бывшего собственника при проведении процедуры банкротства, а также имущества банкротов) (п. 4 ст. 161 НК). При реализации арестованного имущества необходимость исполнения обязанностей налогового агента зависит от того, кому это имущество принадлежит. Если собственниками арестованного имущества являются лица, которые не признаются плательщиками НДС (например, организации или предприниматели, применяющие специальные налоговые режимы), организация, реализующая это имущество, не должна удерживать и перечислять в бюджет налог с его стоимости. Об этом сказано в письме Минфина от 11.11.2009 № 03-07-11/300 ;

Реализуют на территории России конфискованное или бесхозяйное имущество, а также клады, скупленные ценности и ценности, перешедшие к государству по праву наследования (п. 4 ст. 161 НК);

Выступают посредниками (с участием в расчетах) при реализации в России товаров, работ, услуг (в т. ч. электронных услуг) или имущественных прав. Продавец - иностранная организация, которая не стоит в России на налоговом учете (п. 5 ст. 161 , п. 10 ст. 174.2 НК);

Владеют судами, которые не зарегистрированы в Российском международном реестре судов. В таком случае организация становится налоговым агентом через 45 дней после того, как к ней перешло право собственности на такое судно (п. 6 ст. 161 НК);

Покупают (получают) сырые шкуры животных, черный и цветной металлолом, а также вторичный алюминий и его сплавы (п. 8 ст. 161 НК). Порядок уплаты НДС такими налоговыми агентами имеет некоторые особенности .

Внимание: Если налоговый агент перечислит НДС в бюджет позже установленных сроков, налоговая инспекция может начислить пени (). Если неудержание (неполное удержание) и (или) неперечисление (неполное перечисление) налога в бюджет выявлены в результате проверки, организация (ее сотрудники) могут быть привлечены к налоговой, административной, а в некоторых случаях к уголовной ответственности ( , ).

Оштрафовать налогового агента по НК налоговая инспекция не может. К ответственности, которая предусмотрена этой статьей, могут быть привлечены только налогоплательщики. Именно на них возложена обязанность по уплате законно установленных налогов (подп. 1 п. 1 ст. 23 НК). Обязанности налоговых агентов заключаются в том, чтобы правильно и своевременно рассчитать сумму налога, удержать ее из доходов контрагента (налогоплательщика) и перечислить в бюджет (п. 3 ст. 24 НК). За неисполнение этих обязанностей они могут быть привлечены к ответственности по НК. Иная квалификация нарушений, допущенных налоговым агентом, неправомерна ().

Привлечение налогового агента к ответственности по НК не освобождает его от обязанности перечислить в бюджет суммы удержанного НДС и пени (п. 5 ст. 108 НК). Об обязанности налогового агента перечислять в бюджет суммы неудержанного НДС см. .

Если в течение месяца налоговый агент не сообщил в налоговую инспекцию о невозможности удержать НДС, с него может быть взыскан штраф либо по , либо по НК.

Письмо Минфина России от 12.05.2011 № 03-07-07/25

«Об освобождении от НДС операций по реализации государственной и муниципальной недвижимости»

Но продажа имущества, составляющего государственную казну РФ, казну республики, края, области, города федерального значения, автономной области или автономного округа не облагается НДС (подп. 12 п. 2 ст. 146 НК РФ). Поэтому покупатель имущества казны не признается налоговым агентом по НДС (письмо Минфина России от 31.10.14 № 03-07-11/55204). По аналогии не возникает «агентского» налога при приобретении государственных или муниципальных земельных участков (подп. 6 п. 2 ст. 146 НК РФ).

Кроме того, налоговыми агентами по НДС не признаются физические лица, не зарегистрированные в качестве ИП, которые покупают государственное или муниципальное имущество (письма Минфина России от 27.08.15 № 03-03-05/49365 и от 08.11.12 № 03-07-14/107). В этом случае НДС в бюджет уплачивает продавец — государственный или муниципальный орган (письма от 27.07.12 № 03-07-11/198 и от 14.05.12 № 03-07-11/142).

Какие права и обязанности есть у налоговых агентов

Обязанности

Налоговые агенты обязаны:

Правильно рассчитывать суммы налогов, подлежащих удержанию;

Удерживать рассчитанные суммы налогов с денежных средств, выплачиваемых контрагенту;

Перечислять в бюджет удержанные суммы налогов по правилам, установленным для уплаты налогов ();

Своевременно представлять в налоговую инспекцию декларации (другие документы) по налогам, которые удерживаются с контрагентов;

Уведомлять налоговую инспекцию о невозможности удержать налог с контрагента в течение одного месяца, когда организация узнала об этом;

Хранить документы, подтверждающие расчет, удержание и уплату налогов в бюджет, в течение четырех лет.

Кроме того, на налоговых агентов могут быть возложены иные обязанности, предусмотренные Налоговым кодексом РФ.

Свои обязанности налоговые агенты должны исполнять безвозмездно (письмо Минфина от 01.02.2011 № 03-02-07/1-31).

Ответственность за невыполнение обязанности налогового агента

За что налоговая инспекция может оштрафовать налогового агента

Если налоговый агент не исполняет своих обязанностей или исполняет их не полностью, то его могут привлечь к налоговой ответственности.

Налоговая инспекция может взыскать с налогового агента штраф в размере 20 процентов от суммы налога, удерживаемой с контрагента и (или) уплачиваемой в бюджет, в двух случаях:

1. если в установленный срок налоговый агент не удержал (не полностью удержал) налог из денежных средств, выплаченных контрагенту;

2. если в установленный срок налоговый агент не перечислил (не полностью перечислил) в бюджет удержанную сумму налога.

Применение штрафных санкций не освобождает налогового агента от обязанности перечислить в бюджет удержанную сумму налога (п. 5 ст. 108 НК). Более того, налоговая инспекция может взыскать эти суммы в бесспорном порядке (статьи 81 НК. Причем, если сумма удержанного налога правильно указана в отчетности, налоговому агенту достаточно погасить задолженность и перечислить в бюджет пени за просрочку платежа. Но при условии, что он допустил нарушение непреднамеренно из-за технической или иной ошибки. В этом случае подавать уточненный отчет не надо. Главное - доплатить налог и пени до того, как недоимку обнаружит налоговая инспекция. Если эти условия выполнены, оштрафовать налогового агента инспекция не вправе.

Аналогичные выводы содержит постановление Президиума ВАС от 18.03.2014 № 18290/13 .

Источником для уплаты налогов налоговыми агентами являются средства контрагентов-налогоплательщиков. Поэтому если при выплате дохода контрагенту налоговый агент удержал налог, но в установленные сроки не перечислил его в бюджет, то отсутствие у агента денежных средств не признается смягчающим обстоятельством для уменьшения штрафа. Такой вывод следует из письма Минфина от 15.10.2012 № 03-02-07/1-253 . Кроме того, в этом случае, помимо штрафа, инспекция может взыскать с налогового агента пени (). Причем при выплате доходов иностранным контрагентам, не состоящим в России на налоговом учете, пени могут начислить даже в том случае, если налоговый агент не удержал налог.

Такой порядок следует из положений НК и подтверждается пунктом 2 постановления Пленума ВАС от 30 июля 2013 № 57, постановлением Президиума ВАС от 20.09.2011 № 5317/11 .

А как быть, если налоговый агент не смог удержать налог? Например, когда доход выплачен в натуральной форме и денежных выплат не было. В такой ситуации налоговый агент освобождается от ответственности. Ведь оштрафовать его можно, только если он имел возможность удержать и перечислить налог. То есть когда налогоплательщику (в т. ч. иностранной организации) выплачивались доходы в денежной форме в сумме, достаточной для удержания налога. Это подтверждает Минфин в письме от 08.02.2016 № 03-08-05/6371 , ссылаясь на пункт 21 постановления Пленума ВАС от 30 июля 2013 № 57.

При невозможности удержать налог налоговый агент обязан сообщить об этом в налоговую инспекцию в течение месяца со дня, когда стало известно о таких обстоятельствах. В противном случае с него может быть взыскан штраф по НК. Размер штрафа - 200 руб. за каждое непредставленное сообщение.

Самостоятельная ответственность для налоговых агентов по НДФЛ предусмотрена пунктом 1.2 статьи 126 НК. Организацию оштрафуют, если в установленные сроки она не сдаст в инспекцию расчет по

«Инспекторы сравнят доходы физлиц в 6-НДФЛ с суммой выплат в расчете по страховым взносам. Такое контрольное соотношение инспекторы станут применять с отчетности за I квартал. Все контрольные соотношения для проверки 6-НДФЛ приведены в . Инструкцию и образцы заполнения 6-НДФЛ за I квартал смотрите в рекомендации.»

Поделиться: