Стадченко: новый закон исключит медстрахование граждан, не подлежащих ОМС. Стадченко: новый закон исключит медстрахование граждан, не подлежащих ОМС Какие категории граждан подлежат этому

Госдума в пятницу на пленарном заседании обсудила в первом чтении законопроект, изменяющий порядок определения граждан РФ, подлежащих ОМС.

Говоря о новеллах законопроекта, Стадченко отметила, что закон конкретизирует категории категорий лиц, не подлежащих ОМС, а также механизмы приостановления и прекращения ОМС в их отношении.

"Это предмет нашего обсуждения ко второму чтению (законопроекта). На площадках комитета по здравоохранению мы будем это обсуждать. Для определения неработающего населения и платежа неработающего населения данное категорирование не нужно. Данное категорирование нужно для субъектов РФ, чтобы они определили, кто у них является работоспособного возраста и не работает по разным причинам… для того, чтобы субъект РФ работал с этими людьми для легализации их в рынке труда и законной уплаты страховых взносов всех, в том числе на обязательное медицинское страхование", - сказала Стадченко.

Взносы в систему ОМС за работников сейчас платят работодатели, а за неработающее население - региональные бюджеты. При этом власти давно обсуждают проблему налогообложения доходов и уплаты взносов за так называемых самозанятых - граждан, которые ведут предпринимательскую деятельность, не регистрируясь в ФНС, и не платят налогов и соцвзносов.

Счетная палата РФ в отзыве на законопроект о персонифицированном учете в системе обязательного медстрахования предлагает дать регионам возможность проверять достоверность отнесения граждан к категории неработающих при уплате за них социальных взносов.

Как отметила глава ФОМС, в законопроекте также содержится регламентация информационного взаимодействия федеральных госорганов и ФОМС при ведении персонифицированного учета сведений о застрахованных лицах, включая регламентацию порядков и сроков предоставления сведений о застрахованных лицах и лицах, не подлежащих ОМС.

Также в документе прописано наделение территориальных фондов ОМС полномочиями проверять достоверность сведений персонифицированного учета застрахованных лиц в части их соответствия документам, удостоверяющим личность гражданина РФ.

В законопроекте заложено и полномочие правительства РФ по утверждению порядка и методики определения численности застрахованных лиц, в том числе неработающих, для целей формирования бюджета ФОМС, бюджетов субъектов РФ и бюджетов территориальных фондов ОМС, а также предусмотрено совершенствование механизма контроля за наличием у граждан права на ОМС.

"Законопроект не приводит к увеличению расходов бюджетов бюджетной системы РФ. Финансовое обеспечение медицинской помощи, оказываемой застрахованным в ОМС лицам, осуществляется в пределах субвенции, утверждаемой в бюджете ФОМС на очередной финансовый год и на плановый период", - заключила Стадченко.

1. Обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством подлежат граждане Российской Федерации, постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства, а также иностранные граждане и лица без гражданства, временно пребывающие в Российской Федерации (за исключением высококвалифицированных специалистов в соответствии с Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации"):

(см. текст в предыдущей редакции)

1) лица, работающие по трудовым договорам, в том числе руководители организаций, являющиеся единственными участниками (учредителями), членами организаций, собственниками их имущества;

(см. текст в предыдущей редакции)

2) государственные гражданские служащие, муниципальные служащие;

3) лица, замещающие государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъекта Российской Федерации, а также муниципальные должности, замещаемые на постоянной основе;

4) члены производственного кооператива, принимающие личное трудовое участие в его деятельности;

5) священнослужители;

2. Лица, подлежащие обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в соответствии с настоящим Федеральным законом, являются застрахованными лицами.

3. Адвокаты, индивидуальные предприниматели, члены крестьянских (фермерских) хозяйств, физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями (нотариусы, занимающиеся частной практикой, иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой), члены семейных (родовых) общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации подлежат обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в случае, если они добровольно вступили в отношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и уплачивают за себя страховые взносы в соответствии со статьей 4.5

(см. текст в предыдущей редакции)

4. Застрахованные лица имеют право на получение страхового обеспечения при соблюдении условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом, а также Федеральным законом "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" и Федеральным законом "О погребении и похоронном деле". Лица, добровольно вступившие в отношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, приобретают право на получение страхового обеспечения при условии уплаты страховых взносов в течение периода, определенного статьей 4.5 настоящего Федерального закона.

4.1. Иностранные граждане и лица без гражданства, временно пребывающие в Российской Федерации (за исключением высококвалифицированных специалистов в соответствии с Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации"), имеют право на получение страхового обеспечения в виде пособия по временной нетрудоспособности при условии уплаты за них страховых взносов страхователями, указанными в части 1 статьи 2.1 настоящего Федерального закона, за период не менее шести месяцев, предшествующих месяцу, в котором наступил страховой случай.

5. Лицами, работающими по трудовым договорам, в целях настоящего Федерального закона признаются лица, заключившие в установленном порядке трудовой договор, со дня, с которого они должны были приступить к работе, а также лица, фактически допущенные к работе в соответствии с трудовым законодательством .

6. Законодательными, нормативными правовыми актами Российской Федерации, субъектов Российской Федерации могут устанавливаться и иные выплаты по обеспечению федеральных государственных гражданских служащих, государственных гражданских служащих субъектов Российской Федерации на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, финансируемые соответственно за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации.

"Кадровик. Трудовое право для кадровика", 2010, N 11

ИСКЛЮЧЕННЫЕ ИЗ СИСТЕМЫ ОМС

Кто оплачивает медицинские услуги для сотрудников ОВД, прокурорских работников, военнослужащих? Зависит ли объем прав и обязанностей в правоотношении по обязательному медицинскому страхованию (ОМС) от трудового статуса застрахованных лиц, как можно и как нужно страховать иностранных работников, куда имеют право обращаться беженцы - читайте в материале.

01.01.2010 вступил в силу Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (ред. от 25.11.2009). Единый социальный налог в настоящее время отменен, страховые взносы на ОМС уплачиваются в соответствии с указанным Законом.

Застрахованными в системе ОМС лицами являются:

Работающие по трудовому договору;

Работающие по гражданско-правовым договорам по выполнению работ и оказанию услуг;

Лица, получающие вознаграждение по договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведений науки, литературы, искусства.

Неработающие лица (нетрудоспособные: пенсионеры, несовершеннолетние; совершеннолетние учащиеся: студенты, аспиранты, трудоспособные неработающие граждане) также имеют право на бесплатную медицинскую помощь, хотя за них страховые взносы не уплачиваются. Стоимость оказанных им медицинских услуг возмещается из средств бюджетов различных уровней.

Кого нет в системе ОМС

В Российской Федерации существуют определенные категории граждан, которые в соответствии с действующим законодательством исключены из системы ОМС. К ним относятся военнослужащие, сотрудники органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России), уголовно-исполнительной системы, прокурорские работники, некоторые другие.

В соответствии со ст. 25 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22.07.1993 N 5487-1 (ред. от 27.07.2010, далее - Основы законодательства об охране здоровья) военнослужащие, граждане, подлежащие призыву на военную службу и поступающие на военную службу по контракту, имеют право на получение медицинской помощи в учреждениях государственной системы здравоохранения. Порядок организации такой помощи военнослужащим устанавливается законодательством РФ, нормативными актами Министерства обороны России и других федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная служба.

Пункт 2 ст. 16 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (ред. от 22.07.2010) гласит, что военнослужащие и граждане, призванные на военные сборы, имеют право на бесплатную медицинскую помощь, бесплатное обеспечение лекарствами, изделиями медицинского назначения в медицинских, военно-медицинских подразделениях, частях и учреждениях федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба (военно-медицинские учреждения). При отсутствии по месту военной службы или месту жительства военнослужащих военно-медицинских учреждений или соответствующих отделений в них либо специального медицинского оборудования, а также в неотложных случаях медицинская помощь оказывается в учреждениях государственной или муниципальной систем здравоохранения.

Таким образом, медицинская помощь оказывается военнослужащим и лицам, призванным на военные сборы, сетью медицинских учреждений Министерства обороны России или лечебно-профилактическими учреждениями государственной и (или) муниципальной систем здравоохранения за счет денежных средств, выделяемых из федерального бюджета Министерству обороны России.

Законодательством РФ установлен аналогичный порядок оказания медицинской помощи для сотрудников милиции, для всех сотрудников системы органов внутренних дел РФ, для сотрудников уголовно-исправительной системы: провозглашается право на бесплатное медицинское обслуживание (в т. ч. обеспечение лекарствами) сотрудников соответствующей системы исполнительных органов в медицинских учреждениях, специально созданных для оказания медицинской помощи данной категории сотрудников. Если же такие учреждения отсутствуют по месту службы или проживания сотрудников соответствующей системы исполнительных органов, то медицинская помощь должна им предоставляться в учреждениях государственной и муниципальной систем здравоохранения. Расходы указанным учреждениям здравоохранения по оказанию медицинской помощи возмещаются за счет средств бюджета по тарифам, согласованным в договоре, заключенном между территориальным органом федерального органа исполнительной власти и соответствующим лечебно-профилактическим учреждением, оказывающим медицинскую помощь сотрудникам соответствующей системы исполнительных органов.

Из системы ОМС исключены прокурорские работники и судьи. В соответствии с п. 6 ст. 44 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" (ред. от 01.07.2010) медицинское обслуживание (в т. ч. обеспечение лекарствами) прокурорских работников и проживающих с ними членов их семей осуществляется за счет средств федерального бюджета. Пункт 5 ст. 19 Закона Российской Федерации от 26.06.1992 N 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации" (ред. от 29.03.2010) гласит: "Судья и члены его семьи имеют право на медицинское обслуживание, включая обеспечение лекарственными средствами, которое оплачивается за счет средств федерального бюджета. Они также имеют право на санаторно-курортное лечение, которое судье, его супруге (супругу) и несовершеннолетним детям оплачивается за счет средств федерального бюджета. Эти права сохраняются за судьей и после ухода (удаления) его в отставку или на пенсию. При этом медицинское обслуживание находящегося в отставке или на пенсии судьи и членов его семьи производится за счет средств федерального бюджета в тех же лечебных учреждениях, в которых они состояли на учете".

Что касается государственных гражданских служащих, то, согласно пп. 5 п. 1 ст. 52 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (ред. от 14.02.2010), гражданским служащим гарантируется медицинское страхование гражданского служащего и членов его семьи, в т. ч. после выхода гражданского служащего на пенсию за выслугу лет, в соответствии с настоящим Федеральным законом и федеральным законом о медицинском страховании государственных служащих Российской Федерации. В указанном Федеральном законе отсутствуют иные положения, касающиеся медицинского обеспечения гражданских служащих, но еще не принят специальный закон, регулирующий вопросы медицинского страховании гражданских служащих. В связи с этим, до принятия такого закона на данную категорию работников распространяются общие положения об обязательном медицинском страховании в РФ.

Таким образом, большинство граждан России являются застрахованными лицами в системе ОМС (медицинская помощь оказывается им за счет средств ОМС). Однако существуют некоторые категории граждан, не подлежащие ОМС (оказываемая им медицинская помощь финансируется за счет бюджетных средств). Все граждане Российской Федерации, независимо от того, являются они работающими или нет, подлежат обязательному медицинскому страхованию или нет, имеют право на бесплатное получение медицинской помощи в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения.

Возникает вопрос: в каком порядке оказывается медицинская помощь иностранным гражданам, лицам без гражданства, беженцам и вынужденным переселенцам?

Исходя из ч. 1 ст. 41 Конституции РФ, каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Однако только гражданам России гарантируется бесплатное оказание медицинской помощи в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

Иностранные граждане

Согласно ч. 3 ст. 62 Конституции РФ, иностранные граждане в России пользуются правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации. Иностранный гражданин в соответствии со ст. 3 Федерального закона от 31.05.2002 N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" (ред. от 28.06.2009, далее - Закон о гражданстве) - это лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее гражданство (подданство) иностранного государства. В соответствии со ст. 18 Основ законодательства об охране здоровья иностранным гражданам, находящимся на территории РФ, гарантируется право на охрану здоровья в соответствии с международными договорами РФ. Порядок оказания медицинской помощи иностранным гражданам определяется Правительством РФ.

В соответствии с Правилами оказания медицинской помощи иностранным гражданам на территории Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 01.09.2005 N 546, скорая медицинская помощь оказывается временно пребывающим (временно проживающим) иностранцам или постоянно проживающим на территории России иностранцам бесплатно и безотлагательно. После получения скорой медицинской помощи и после выхода из состояний, представляющих непосредственную угрозу жизни или требующих срочного медицинского вмешательства, иностранным гражданам может быть оказана плановая медицинская помощь. Данный вид помощи оказывается на платной основе в соответствии с договором на предоставление платных медицинских услуг либо договором добровольного и (или) обязательного медицинского страхования. Для ее получения иностранный гражданин должен иметь необходимые медицинские документы, а также гарантии по оплате стоимости медицинских услуг и внести предоплату за лечение. По завершении лечения выставляется счет либо самому иностранному гражданину, либо лицу, организации, представляющим его интересы (в случае медицинского страхования - это страховая медицинская организация).

Порядок медицинского страхования иностранных граждан зависит от того, временно находится иностранец на территории России или проживает постоянно.

Федеральный закон от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (ред. от 23.07.2010) не содержит такого понятия, как "временно находящийся в Российской Федерации иностранный гражданин". В п. 1 ст. 2 указанного Закона есть такие понятия, как "временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин" и "временно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин".

Временно пребывающим в Российской Федерации считается иностранный гражданин, прибывший в Россию на основании визы или в порядке, не требующем получения визы, и получивший миграционную карту, но не имеющий вида на жительство или разрешения на временное проживание.

Временно проживающим в Российской Федерации признается иностранный гражданин, получивший разрешение на временное проживание.

Во-первых, указанные выше категории иностранных граждан находятся на территории РФ временно. Во-вторых, само их нахождение в России должно быть законным, т. е. должны быть все необходимые для этого правовые основания: в первом случае - виза, миграционная карта без вида на жительство или разрешения на временное проживание, во втором - разрешение на временное проживание. Эти различия влияют на правовой статус иностранного гражданина, на его конкретные права и обязанности в различных сферах жизнедеятельности. Однако в области оказания медицинской помощи и медицинского страхования разницы в объеме предоставляемых прав нет. Понятие "временно находящийся на территории России иностранный гражданин" является общим по отношению к понятиям "временно пребывающий" и "временно проживающий в РФ иностранец" и охватывает оба эти понятия.

Положение о медицинском страховании иностранных граждан, временно находящихся в Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 11.12.1998 N 1488, не распространяется на некоторые категории иностранцев, например: на постоянно проживающих в РФ иностранцев; работающих по трудовому договору; имеющих право на бесплатное оказание медицинской помощи в соответствии с международными договорами. Оно предусматривает оказание им медицинской помощи, включая медико-транспортные услуги, на основании договора медицинского страхования и в соответствии с размером фактически выплаченного страхового взноса. Объем предоставляемой медицинской помощи не может быть меньше минимального перечня медицинских услуг, оказываемых в системе медицинского страхования застрахованным иностранным гражданам, временно находящимся на территории РФ. Такой перечень услуг утвержден Приказом Минздрава России от 06.08.1999 N 315 "О минимальном перечне медицинских услуг, оказываемых в системе медицинского страхования застрахованным иностранным гражданам, временно находящимся в Российской Федерации". В него входят:

Скорая медицинская помощь;

Медицинская помощь в амбулаторных и стационарных медицинских учреждениях при внезапном расстройстве здоровья и несчастных случаях в объеме, необходимом для устранения угрозы жизни пациента и (или) снятия острой боли;

Транспортировка медицинским транспортом или иным транспортным средством, включая медицинское сопровождение (медицинская бригада, врач, медицинская сестра), с места заболевания (происшествия) в медицинское учреждение;

Посмертная репатриация (транспортировка) останков.

Медицинское страхование иностранных граждан, временно находящихся на территории РФ, осуществляется российскими страховыми организациями на основании лицензии. Медицинское страхование указанных иностранных граждан может осуществляться иностранной страховой организацией, заключившей соответствующий договор с российской страховой организацией, или с сервисной организацией, обеспечивающей организацию медицинской помощи (медико-транспортных услуг). В любом случае организация и финансирование медицинской помощи производятся в объеме не меньшем, чем предусмотрено минимальным перечнем медицинских услуг.

Постоянно проживающим в Российской Федерации иностранным гражданином является лицо, получившее вид на жительство. Данная категория иностранных граждан имеет в области медицинского страхования такие же права, как граждане РФ, если иное не предусмотрено международным договором. Застрахованным в рамках ОМС гражданам РФ медицинская помощь оказывается бесплатно в соответствии с базовой программой ОМС, являющейся частью программы государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи на очередной год. Положения базовой программы ОМС распространяются и на постоянно проживающих в России иностранных граждан.

Таким образом, иностранным гражданам гарантируется право на охрану здоровья в соответствии с международными договорами Российской Федерации. Они имеют право на получение медицинской помощи на территории России в порядке, определяемом Правительством РФ:

Скорая медицинская помощь им оказывается бесплатно;

Плановая - на платной основе. Предусматривается два порядка оплаты плановой медицинской помощи:

а) на основе договора на предоставление платных медицинских услуг;

б) на основе договора добровольного медицинского страхования (ДМС) и договора обязательного медицинского страхования (ОМС). Для самого иностранца плановая медицинская помощь может быть бесплатной, т. к. взносы на ДМС и ОМС осуществляет не он сам, а страхователь.

При рассмотрении вопроса о медицинском страховании иностранных граждан имеет значение статус иностранного гражданина. Если он постоянно проживает на территории России, то подлежит страхованию наравне с гражданами РФ. Если он временно находится в Российской Федерации, то его медицинское страхование осуществляется в определенном Правительством РФ порядке: в соответствии с договорами медицинского страхования и размером фактически выплаченного страхового взноса, но в объеме не меньшем, чем предусмотрено минимальным перечнем медицинских услуг. До 01.01.2010 временно пребывающие на территории России иностранные граждане, работающие по трудовым и гражданско-правовым договорам, подлежали ОМС. В настоящее время за иностранных граждан, временно пребывающих на территории Российской Федерации, получающих вознаграждения по трудовым договорам и гражданско-правовым договорам, страховые взносы на ОМС не производятся. Соответственно, указанная категория иностранных граждан не подлежит обязательному медицинскому страхованию. Видимо, при оказании временно пребывающим на территории России иностранных граждан медицинской помощи должно применяться указанное выше Положение о медицинском страховании иностранных граждан, временно находящихся в Российской Федерации.

Лица без гражданства

Перейдем к рассмотрению вопроса оказания медицинской помощи лицам без гражданства, беженцам и вынужденным переселенцам.

Словарь трудового права. Лицом без гражданства признается лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и не имеющее доказательства наличия гражданства иностранного государства.

Согласно ч. 3 ст. 62 Конституции РФ, лица без гражданства в Российской Федерации пользуются правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

В соответствии со ст. 18 Основ законодательства об охране здоровья лица без гражданства, постоянно проживающие в РФ, пользуются правом на охрану здоровья наравне с гражданами Российской Федерации, если иное не предусмотрено международными договорами РФ. Порядок оказания медицинской помощи указанной категории лиц устанавливается в соответствии с законодательством России. Статья 7 Закона о медицинском страховании говорит о том, что на территории РФ лица, не имеющие гражданства, имеют такие же права и обязанности в системе медицинского страхования, как и граждане РФ.

Таким образом, действующее законодательство последовательно закрепляет принцип равенства прав граждан РФ и апатридов (лиц без гражданства) в области охраны здоровья в целом и при получении медицинской помощи в частности. Указанная категория лиц имеет право на получение бесплатной медицинской помощи в рамках федеральной программы государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи. Но на практике у апатридов возникает масса проблем, связанных с их регистрацией по определенному месту жительства, со свободой передвижения, с устройством на работу, учебу, с прикреплением к лечебно-профилактическому учреждению, получением медицинской помощи, и других. Сложно себе представить, как человек, не имеющий паспорта - документа, удостоверяющего личность и гражданство человека, может реализовать провозглашенные в законах права, да еще и наравне с гражданином России. Представляется правильным закрепление на правовом уровне прав лиц без гражданства в области охраны здоровья наравне с гражданами РФ в данной сфере, однако необходимо добиться реального воплощения провозглашенных прав в жизни.

Вынужденные переселенцы

Вынужденным переселенцем признается:

Гражданин Российской Федерации, вынужденный покинуть место жительства на территории иностранного государства и прибывший на территорию России;

Гражданин Российской Федерации, вынужденный покинуть место жительства на территории одного субъекта Российской Федерации и прибывший на территорию другого субъекта Российской Федерации.

Словарь трудового права. Вынужденным переселенцем признается гражданин РФ, покинувший место жительства вследствие совершенного в отношении его или членов его семьи насилия или преследования в иных формах либо вследствие реальной опасности подвергнуться преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, а также по признаку принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений, ставших поводом для проведения враждебных кампаний в отношении конкретного лица или группы лиц, массовых нарушений общественного порядка.

Вынужденным переселенцем также признается иностранный гражданин или лицо без гражданства, постоянно проживающие на законных основаниях на территории Российской Федерации и изменившие место жительства в пределах территории Российской Федерации по обстоятельствам, предусмотренным п. 1 ст. 1 Закона Российской Федерации от 19.02.1993 N 4530-1 "О вынужденных переселенцах" (ред. от 23.07.2008, далее - Закон о вынужденных переселенцах).

Вынужденным переселенцем признается также гражданин бывшего СССР, постоянно проживавший на территории республики, входившей в состав СССР, получивший статус беженца в Российской Федерации и утративший этот статус в связи с приобретением гражданства Российской Федерации при наличии обстоятельств, препятствовавших данному лицу в период действия статуса беженца в обустройстве на территории Российской Федерации.

В соответствии с пп. 5 п. 1 ст. 4 Закона о вынужденных переселенцах лицо, получившее свидетельство о регистрации ходатайства, и прибывшие с ним члены семьи, не достигшие возраста 18 лет, имеют право на медицинскую и лекарственную помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения в соответствии с законодательством Российской Федерации. Это означает, что порядок оказания медицинской помощи вынужденным переселенцам различный в зависимости от того, к какой именно группе вынужденных переселенцев относится лицо.

Если вынужденный переселенец - гражданин РФ, то он имеет право на получение бесплатной медицинской помощи в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения наравне с другими гражданами России. Если вынужденный переселенец - лицо без гражданства, иностранец, постоянно проживающий на территории РФ, или беженец, порядок оказания ему медицинской помощи устанавливается в соответствии с законодательством РФ. Проведенный анализ законодательства в области охраны здоровья и оказания медицинской помощи указанным категориям лиц позволяет сделать вывод о том, что для большинства групп вынужденных переселенцев установлен единый порядок оказания медицинской помощи - они имеют право на бесплатную медицинскую помощь наравне с гражданами России.

Библиография

1. Черных В. Д. Здоровье населения - важнейший фактор социально - экономического развития общества / Информационно-аналитическое управление Аппарата Совета Федерации ФС РФ. [Электронный ресурс]. URL: budgetrf. ru/Publications/Magazine s/Ve stnikSF/2000/ve stniksf 125-13/vestniksf125-13000.htm. Дата обращения - 07.09.2010.

2. Шленева Е. Б. О соотношении конституционного права на охрану здоровья с иными конституционными правами и свободами человека и гражданина. М.: Манускрипт, 2003.

В. Власенкова

Ассистент

кафедры трудового права

юридического факультета

МГУ им. М. В.Ломоносова

Подписано в печать

  • Трудовое право

Ключевые слова:

1 -1

В категории обязательного социального страхования предусмотрено несколько категорий граждан, которые могут претендовать на финансовую поддержку ФСС в случае наступления страхового случая.

В отношении их разработаны условия, регламентирующие порядок уплаты страховых взносов, получения компенсаций и их размеры. Так же государственными нормативами определены и сами категории таких лиц.

Кто определяет классификацию лиц, подлежащих обязательной страховке?

Перечень лиц, которые могут, и должны быть застрахованы в рамках федеральной социальной программы, составляется и учреждается на государственном уровне. Эти списки могут видоизменяться в зависимости от принятых Думой постановлений, выделенных ежегодных ассигнований из бюджетного резерва и от поправок в федеральных законах.

Составление такого перечня основано на приоритетах сохранения здоровья нации, в отношении которых действует федеральная социально-страховая программа. Кроме этого, в учет принимаются обстоятельства, сопутствующие трудовой деятельности разных категорий застрахованных лиц, степень производственной опасности для отдельных профессиональных групп, а также социальные обстоятельства и требования в отношении гражданской ответственности.

Группы лиц, являющиеся обязательными для оформления страховки

Существует четкая классификация отдельных социальных групп, подлежащих обязательному страхованию в рамках деятельности фонда социального страхования. Они составляют основной перечень, составленный с учетом вида социального страхования:

  • Выплата пособий по состоянию здоровья;
  • Финансовая поддержка по инвалидности;
  • Дотации по факту временной безработицы;
  • Страховки по временной утрате трудоспособности.

Также в этот перечень включаются выплаты по материнству, автогражданской ответственности, финансовым рискам, страхование членов многодетных семей.

Какие категории граждан подлежат этому?

  • Государственные деятели, занимающие высокие посты;
  • Лица, занимающие должности в муниципальных органах управления;
  • Муниципальные и гражданские служащие;
  • Священнослужители различных религиозных конфессий, имеющих регистрацию на территории страны;
  • Лица, лишенные свободы по приговору судебных органов, и участвующие в общественных и производственных работах с фактической оплатой труда;
  • Иностранные граждане, трудящиеся в отечественных учреждениях и организациях, при условии уплаты страхователем взносов в их пользу;
  • Сотрудники производственных, коммерческих предприятий и сферы услуг, работающие по трудовым договорам;
  • Женщины, пребывающие на любой стадии беременности до родов, а также после рождения ребенка;
  • Лица, не имеющие статус индивидуального предпринимателя, но ведущие лицензированную частную деятельность. К этой категории относятся, в частности, нотариусы, адвокаты;
  • Учредители, руководители и сотрудники частных фермерских хозяйств;
  • Лица, осуществляющие свою деятельность в рамках индивидуального предпринимательства;
  • Лица, работающие в государственных и коммерческих учреждениях на условиях штатного расписания и за которых работодатель уплачивает страховые регулярные взносы.

В этой категории лиц, подлежащих обязательному страхованию, не только застрахованный человек имеет право на компенсацию из . В случае полной утраты им трудоспособности либо в случае его смерти выгодоприобретателями могут являться члены его семьи или ближайшие родственники. Также претендовать на выплату пособий могут иждивенцы, находящиеся на обеспечении застрахованного лица в случае его смерти.

Денежная сумма также выплачивается детям, не достигшим совершеннолетия, если застрахованным лицом являлся один из их родителей. Если дети застрахованного продолжают получение высшего образования, то они имеют право претендовать на пособия до завершения обучающего процесса.

Типы финансовой поддержки данным лицам

На государственном уровне разработана практичная схема финансовой поддержки застрахованных в обязательном порядке лиц и членов их семей. Получить денежную поддержку они могут в одном из предложенных форматов: в виде страховой одноразовой выплаты, в форме единовременного пособия по факту утраты трудоспособности на время восстановления здоровья. Также выплаты производятся в формате регулярных пособий при наступлении инвалидности и полной утрате здоровья.

В некоторых случаях фондом выплачиваются пособия, направленные на покрытие дополнительных издержек, связанных с прохождением лечения или пребыванием в заведениях санитарно-курортного типа. Это может быть оплата расходов, связанных с необходимой медицинской, социальной или профессиональной реабилитацией после лечения или вследствие наступления иных страховых случаев.

Фондом соцстрахования могут быть приняты решения об отказе в выплатах разных категорий пособий. Такие ограничительные меры принимаются с целью недопущения необоснованных выплат и ограничения злоупотреблений средствами фонда в корыстных целях. К тому же существуют целые категории граждан, которые по различным обстоятельствам просто не имеют права на средства ФСС.

Например, никакие виды пособий не будут начисляться лицам, лишь недавно прибывшим на территорию Российской Федерации с целью получения гражданства, но на момент подачи заявления не имеющим российского подданства.

Также не стоит рассчитывать на социальные выплаты тем, кто не имеет страховых свидетельств и собственных номеров страховых счетов СНИЛС. Обычно каждому гражданину присваивается такой номер и выдается свидетельство обязательного страхования. Однако к некоторым категориям жителей страны это правило не относится. Например, в некоторых религиозных течениях не принято пользоваться присвоенными номерами СНИЛС и идентификационными номерами. Соответственно, такие граждане не могут претендовать на получение страховых выплат по обязательному страхованию.

Не выплачиваются средства социального обязательного страхования лицам, которые работают неофициально по отдельным категориям выплат — в связи с травмами во время производственных процессов, по болезням. Сюда же относятся те работники, которые ведут незарегистрированную частную деятельность.

Поскольку перечисленные категории граждан не смогут претендовать на социальные выплаты, то и стать субъектами системы социального страхования они тоже не смогут — им будет в этом отказано.

В некоторых случаях фонд социального страхования может отказать в выплате пособий даже некоторым застрахованным лицам. Не будут осуществляться страховые выплаты в тех случаях, когда ярко прослеживаются корыстные мотивы в действиях застрахованного лица. Например, лишен пособий по инвалидности или болезни будет тот человек, который умышленно причинил себе травмы или ранения, либо иным образом имитировал страховой случай с целью получения страховой выплаты.

К категории лиц, не имеющих права претендовать на пособия в связи с утратой трудоспособности, относятся и те, кто проходит реабилитационные процедуры или лечение по приговору судебных органов в принудительном порядке.

Ограничения могут быть использованы также по причинам бюрократического характера. Особенно это проявляется в тех ситуациях, когда один или несколько из необходимых документов оформлены некорректно или были поданы после истечения установленного периода.

Комментарий к статье 10. Застрахованные лица

1. Понятие "застрахованное лицо" в ранее действовавшем Законе РФ от 28 июня 1991 года N 1499-1 не применялось. Вместо него использовался термин "гражданин". Граждане (они же застрахованные лица) выступали в качестве субъектов медицинского страхования наряду со страхователем, страховой медицинской организацией, медицинским учреждением. Из норм ст.2, 7, 8 указанного закона следовало, что в качестве застрахованных могут выступать как граждане РФ, так и иностранные граждане и лица без гражданства (апатриды).

Комментируемая статья четко перечисляет категории застрахованных лиц. Понятие "застрахованное лицо" законодатель называет в ст.2 как одно из наиболее важных для правоприменения комментируемого Закона.

В качестве критериев отнесения физических лиц к категории застрахованных лиц можно назвать следующие:

Принадлежность к тому или иному гражданству (гражданин РФ, иностранец или апатрид),

Факт проживания в Российской Федерации (в пределах или за пределами России),

Занятость (работающий или неработающий),

Род занятий (наемный работник, индивидуальный предприниматель, занимающийся частной практикой нотариус, адвокат, член крестьянского (фермерского) хозяйства и т.п.),

В отдельных случаях - наличие определенного статуса, например, статуса беженца или высококвалифицированного специалиста или члена его семьи (для иностранных работников).

2. Прежде всего, следует определиться с признаком гражданства.

Застрахованными лицами являются все граждане Российской Федерации, являющиеся неработающими (перечень лиц, не работающих по трудовому договору, в п."ж" п.5 ст.10 не является исчерпывающим и подлежит расширительному толкованию).

Все работающие граждане РФ, проживающие на территории Российской Федерации, подлежат обязательному медицинскому страхованию. Это касается работающих по трудовому договору, по гражданско-правовому договору, предметом которого являются выполнение работ, оказание услуг, по договору авторского заказа или лицензионному договору, а также лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой, и других.

Как следует из ст.14 Федерального закона от 15 августа 1996 года N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" (далее - ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию") оплата медицинской помощи гражданину РФ, за исключением гражданина РФ, направляемого в служебную командировку, при выезде из РФ осуществляется согласно условиям, предусмотренным полисом медицинского страхования или документом, заменяющим полис, действительным для получения медицинской помощи за пределами территории РФ, а также при наличии гарантии физического или юридического лица, приглашающего гражданина РФ, возместить расходы на оказание медицинской помощи (лечение в медицинском учреждении) гражданину РФ. Если же указанных документов нет, то расходы на оказание медицинской помощи гражданину РФ за пределами территории РФ гражданин несет самостоятельно. При возникновении страхового случая помощь гражданам РФ, находящимся на территории другого государства, оказывается дипломатическим представительством или консульским учреждением РФ.

В отдельных случаях застрахованными лицами являются иностранные граждане, лица без гражданства.

В отношениях по медицинскому страхованию законодатель приравнивает статус иностранного гражданина и гражданина без гражданства к статусу гражданина РФ, поскольку "привязка" делается к месту проживания такого лица, и на него распространяется право Российской Федерации, поскольку он находится на ее территории. Такая норма представляется вполне справедливой, поскольку правоотношения с участием лиц без гражданства регулируются нормами российского права (см., например, п.4 ст.156 СК РФ, п.1 ст.3 УК РФ, ст.2.6 КоАП РФ и многие др.).

Иностранные граждане и лица без гражданства могут выступать страхователями или застрахованными лицами по договорам медицинского страхования, в том числе могут принимать участие во всех видах медицинского страхования, самостоятельно выбирать страховую медицинскую организацию, контролировать выполнение условий договора медицинского страхования и т.п. При этом нужно помнить, что лицо без гражданства не сможет зарегистрироваться и осуществлять деятельность в качестве индивидуального предпринимателя, нотариуса, адвоката.

Интересно, что общая норма ст.34 Закона РФ "Об организации страхового дела в Российской Федерации", которая касается всех видов страхования и носит общий характер по отношению к комментируемой специальной норме, гласит, что "иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица на территории Российской Федерации пользуются правом на страховую защиту наравне с гражданами и юридическими лицами Российской Федерации".

Если лицо без гражданства приглашается на въезд в Российскую Федерацию, то для оформления приглашения приглашающая сторона представляет в числе прочих документов свои гарантийные письма приглашающей о принятии на себя обязательств по материальному, медицинскому и жилищному обеспечению приглашаемого лица без гражданства на период его пребывания в Российской Федерации (подробнее см. п.25 постановления Правительства РФ от 8 октября 2007 года N 655 "Об утверждении Правил оформления приглашений на въезд в Российскую Федерацию иностранных граждан и лиц без гражданства").

Чтобы пользоваться правами на территории Российской Федерации, лица без гражданства обязаны подавать в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции уведомление о подтверждении своего проживания в Российской Федерации (см. Правила подачи иностранным гражданином или лицом без гражданства уведомления о подтверждении своего проживания в Российской Федерации, утв. постановлением Правительства РФ от 17 января 2007 года N 21). Установленный срок для подачи такого уведомления составляет два месяца со дня истечения очередного года со дня получения разрешения на временное проживание.

3. Отдельно стоит остановиться на иностранных гражданах и лицах без гражданства, которые имеют статус высококвалифицированных специалистов и членов их семей в соответствии с ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в РФ".

Высококвалифицированным специалистом признается иностранный гражданин, имеющий опыт работы, навыки или достижения в конкретной области деятельности, если условия привлечения его к трудовой деятельности в Российской Федерации предполагают получение им заработной платы (вознаграждения):

В размере не менее одного миллиона рублей из расчета за один год (365 календарных дней) - для высококвалифицированных специалистов, являющихся научными работниками или преподавателями, в случае их приглашения для занятия научно-исследовательской или преподавательской деятельностью имеющими государственную аккредитацию высшими учебными заведениями, государственными академиями наук или их региональными отделениями, национальными исследовательскими центрами либо государственными научными центрами, а также для высококвалифицированных специалистов, привлеченных к трудовой деятельности резидентами промышленно-производственных, туристско-рекреационных, портовых особых экономических зон (за исключением индивидуальных предпринимателей);

В размере не менее чем семьсот тысяч рублей из расчета за один год (365 календарных дней) - для иностранных граждан, привлеченных к трудовой деятельности резидентами технико-внедренческой особой экономической зоны (за исключением индивидуальных предпринимателей);

Без учета требования к размеру заработной платы - для иностранных граждан, участвующих в реализации проекта "Сколково" в соответствии с Федеральным законом от 28 сентября 2010 года N 244-ФЗ "Об инновационном центре "Сколково";

В размере не менее двух миллионов рублей из расчета за один год (365 календарных дней) - для иных иностранных граждан.

К членам семьи высококвалифицированного специалиста относятся его супруг (супруга), дети (в том числе усыновленные), супруги детей, родители (в том числе приемные), супруги родителей, бабушки, дедушки, внуки. Речь идет только о тех членах семьи, которые прибыли в Россию как иностранные граждане вместе с высококвалифицированным специалистом.

Подробно статус высококвалифицированных специалистов и членов их семей определяет ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в РФ". В соответствии с п.14 ст.13.2 данного закона высококвалифицированный специалист и прибывшие в Российскую Федерацию члены его семьи, являющиеся иностранными гражданами, должны иметь действующий на территории Российской Федерации договор (полис) медицинского страхования либо должны иметь право на основании соответствующего договора, заключенного работодателем или заказчиком работ (услуг) с медицинской организацией, на получение первичной медико-санитарной помощи и специализированной медицинской помощи.

Из приведенной нормы следует, что работодатель высококвалифицированного специалиста обязан обеспечить наличие у последнего и членов семьи специалиста страхового полиса, выданного по договору добровольного медицинского страхования.

Наличие полиса у высококвалифицированного специалиста и прибывших с ним членов его семьи указанной медицинской помощи в течение срока действия заключаемого с данным высококвалифицированным специалистом трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) является обязательным условием указанного трудового договора.

Если необходимо продлить срок действия разрешения на работу высококвалифицированному специалисту, работодатель или заказчик работ (услуг) не позднее чем за 30 дней до окончания срока действия такого разрешения должен представить в федеральный орган исполнительной власти в сфере миграции или его территориальный орган соответствующее заявление, к которому помимо прочих документов прикладывается копия договора (полиса) медицинского страхования либо договора, заключенного работодателем или заказчиком работ (услуг) с медицинской организацией, на получение первичной медико-санитарной помощи и специализированной медицинской помощи высококвалифицированным специалистом и постоянно проживающими в Российской Федерации совместно с ним членами его семьи, являющимися иностранными гражданами.

4. Среди иностранцев и апатридов законодателем отдельно определена категория лиц, имеющих статус беженца или члена семьи беженца (т.е. лица, имеющего право на медицинскую помощь в соответствии с ФЗ "О беженцах").

Беженцем признается лицо, которое не является гражданином Российской Федерации и которое в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такой защитой вследствие таких опасений; или, не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного местожительства в результате подобных событий, не может или не желает вернуться в нее вследствие таких опасений.

Беженцы получают медицинскую и лекарственную помощь наравне с гражданами Российской Федерации, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации, т.е. в объемах и на условиях, которые установлены комментируемым Законом.

Право на получение медицинской и лекарственной помощи имеют в соответствии с ФЗ "О беженцах" не только лица, непосредственно относящиеся к категории беженцев, но и лица, обратившиеся с ходатайством о признании беженцем и имеющие свидетельство о рассмотрении ходатайства о признании беженцем на территории Российской Федерации.

Названное свидетельство является документом, удостоверяющим личность лица, ходатайствующего о признании беженцем. Свидетельство является основанием для получения лицом, ходатайствующим о признании беженцем, и членами его семьи направления в центр временного размещения.

Сведения о не достигших 18-летнего возраста членах семьи лица, ходатайствующего о признании беженцем, прибывших с ним, заносятся в свидетельство одного из родителей, а при отсутствии родителей - в свидетельство опекуна либо в свидетельство одного из членов семьи, достигшего 18-летнего возраста и добровольно взявшего на себя ответственность за поведение, воспитание и содержание членов семьи, не достигших 18-летнего возраста. Таким образом, свидетельство удостоверяет и право детей, которые указаны в свидетельстве, на получение медицинской помощи.

Между тем, обязательным требованием для лиц, получивших свидетельство, и прибывших с ним членов его семьи является прохождение обязательного медицинского освидетельствования в установленном объеме требований медицинского сертификата.

Уполномоченный федеральный орган в сфере обязательного медицинского страхования определяет порядок предоставления медицинской и лекарственной помощи беженцам, а также лицам, получившим свидетельство о признании беженцем на территории Российской Федерации, и прибывшим с ним члены его семьи.

5. Несколько подробнее стоит остановиться на видах деятельности, которыми могут заниматься застрахованные лица.

Большинство застрахованных лиц работают по трудовому договору или гражданско-правовому договору, предметом которого является выполнение работ, оказание услуг, а также по договору авторского заказа или лицензионному договору.

Работникам по трудовому договору работодатель обязуется предоставить работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и данным соглашением, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату. Сторонами трудового договора являются работодатель и работник.

Под договорами гражданско-правового характера, выполняемыми на возмездной основе (за вознаграждение), на которые в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются налоги в части, подлежащей зачислению в фонды обязательного медицинского страхования, понимаются договоры, предметом которых является выполнение работ (например, договор подряда, предметом которого является изготовление кованых решеток на окна), оказание услуг (например, договор об оказании услуг по уборке придомовой территории индивидуального жилого дома).

К гражданско-правовым договорам также относятся договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства.

Отдельные застрахованные лица самостоятельно обеспечивают себя работой (индивидуальные предприниматели, занимающиеся частной практикой нотариусы, адвокаты, арбитражные управляющие).

О статусе индивидуальных предпринимателей, а также занимающихся частной практикой нотариусов, адвокатов и арбитражных управляющих см. комментарий к ст.11 Закона.

К застрахованным лицам, самостоятельно обеспечивающим себя работой, относятся главы крестьянских (фермерских) хозяйств.

Крестьянское (фермерское) хозяйство представляет собой объединение граждан, связанных родством и (или) свойством, имеющих в общей собственности имущество и совместно осуществляющих производственную и иную хозяйственную деятельность (производство, переработку, хранение, транспортировку и реализацию сельскохозяйственной продукции), основанную на их личном участии (ст.1 Федерального закона от 11 июня 2003 года N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве").

Крестьянское (фермерское) хозяйство может быть создано одним гражданином.

Глава крестьянского (фермерского) хозяйства ведет свою деятельность как индивидуальный предприниматель (в качестве индивидуального предпринимателя он регистрируется в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей).

Членами фермерского хозяйства могут быть:

Супруги, их родители, дети, братья, сестры, внуки, а также дедушки и бабушки каждого из супругов, но не более чем из трех семей. Дети, внуки, братья и сестры членов фермерского хозяйства могут быть приняты в члены фермерского хозяйства по достижении ими возраста шестнадцати лет;

Граждане, не состоящие в родстве с главой фермерского хозяйства. Максимальное количество таких граждан не может превышать пять человек.

Застрахованными лицами являются граждане - члены семейных (родовых) общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, проживающие в районах Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования.

Семейные (родовые) общины малочисленных народов представляют собой формы самоорганизации лиц, относящихся к малочисленным народам, объединяемых по кровнородственному признаку, ведущих традиционный образ жизни, осуществляющих традиционное хозяйствование и занимающихся традиционными промыслами.

Общины малочисленных народов организуются на добровольной основе по инициативе лиц, относящихся к малочисленным народам, достигших возраста 18 лет. Воля к вступлению в общину малочисленных народов должна быть выражена в виде письменного заявления или в виде записи в протоколе общего собрания (схода) членов общины малочисленных народов (собрания уполномоченных представителей малочисленных народов).

Семейные (родовые) общины малочисленных народов, а также их члены пользуются правами, установленными Федеральным законом от 20 июля 2000 года N 104-ФЗ "Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации".

Во-первых, все без исключения несовершеннолетние, в том числе дети, оставшиеся без попечения родителей, находящиеся на полном государственном обеспечении или на воспитании в приемных семьях.

Во-вторых, застрахованными лицами являются неработающие пенсионеры независимо от основания назначения пенсии.

Большинство пенсионеров - это граждане, получающие трудовую пенсию по возрасту. Как правило, пенсионный возраст наступает у женщин с 55 лет, у мужчин с 60 лет. Основаниями назначения пенсии могут являться достижение указанного возраста, присвоение инвалидности (государственная пенсия по инвалидности, трудовая пенсия по инвалидности), достижение определенного возраста и отсутствие необходимого стажа (государственная социальная пенсия) и др.

В-третьих, застрахованными являются студенты, обучающиеся по очной форме в образовательных учреждениях начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования. Имеются в виду все образовательные учреждения, аккредитованные в соответствии с действующим законодательством, как государственные, так и частные.

В-четвертых, к застрахованным лицам относятся безработные граждане, зарегистрированные в соответствии с законодательством о занятости. Основным нормативно-правовым актом, регламентирующим вопросы занятости, является Закон РФ от 19 апреля 1991 года N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации".

Безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. При этом в качестве заработка не учитываются выплаты выходного пособия и сохраняемого среднего заработка гражданам, уволенным в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращением численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя.

Регистрация граждан в качестве безработных осуществляется государственными учреждениями службы занятости населения на основании решений о признании граждан, зарегистрированных в целях поиска подходящей работы, безработными.

Безработными не могут быть признаны граждане, не достигшие 16-летнего возраста; те, кому назначена трудовая пенсия по старости (часть трудовой пенсии по старости), в том числе досрочно, либо пенсия по старости или за выслугу лет по государственному пенсионному обеспечению; осужденные по решению суда к исправительным работам, а также к наказанию в виде лишения свободы; некоторые другие категории лиц.

Вопросы регистрации безработных граждан регулируются приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 30 сентября 2010 года N 847н "Об утверждении порядок регистрации безработных граждан".

В-пятых, один из родителей или опекун, занятые уходом за ребенком до достижения им возраста трех лет.

Занятыми уходом за ребенком являются родитель или иное лицо (опекун) в течение периода ухода за ребенком в возрасте от полутора до трех лет. Уход может осуществляться за одним ребенком или несколькими одновременно, в том числе за приемным ребенком (детьми). В этот период родителю или опекуну назначается пособие по уходу за ребенком.

Кроме того, к застрахованным лицам относятся трудоспособные граждане, занятые уходом за детьми-инвалидами, инвалидами I группы, лицами, достигшими возраста 80 лет.

Категория "ребенок-инвалид" устанавливается лицам в возрасте до 18 лет. Взрослым гражданам с ограниченными возможностями в зависимости от степени расстройства функций организма и ограничения жизнедеятельности лицам, признанным инвалидами, устанавливается определенная группа инвалидности. Всего существует три группы инвалидности, из которых I группа - наиболее тяжелая. Признание лица инвалидом осуществляется федеральным государственным учреждением медико-социальной экспертизы в порядке, установленном постановлением Правительства РФ от 20 февраля 2006 года N 95 "О порядке и условиях признания инвалидом").

Лица, достигшие возраста 80 лет, - это еще одна категория граждан, которая требует особого ухода, поскольку престарелые люди такого возраста редко могут быть в достаточной степени самостоятельными.

Граждане, занятые уходом за нуждающимися в этом лицами, фактически осуществляют общественно полезную деятельность, а потому подлежат обязательному медицинскому страхованию.

7. Перечень неработающих граждан сформулирован как неисчерпывающий, т.е. неработающими могут признаваться иные не работающие по трудовому договору и граждане, не указанные в подп."а"-"е" п.5 комментируемой статьи, за исключением военнослужащих и приравненных к ним в организации оказания медицинской помощи лиц.

В особом порядке получают медицинскую помощь военнослужащие и приравненные к ним в обязательном государственном страховании лица.

Приравненными к военнослужащим являются:

Сотрудники органов внутренних дел Российской Федерации,

Сотрудники Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных, уголовно-исполнительной системы,

Лица начальствующего состава федеральной фельдъегерской связи,

Сотрудники уголовно-исполнительной системы.

Некоторые категории граждан, приравненных к военнослужащим, имеют право на бесплатное получение некоторых видов медицинской помощи после увольнения. Так, правом на бесплатное изготовление и ремонт зубных протезов (за исключением протезов из драгоценных металлов и других дорогостоящих материалов), обеспечение лекарствами, другим медицинским имуществом по рецептам, выданным врачами медицинских учреждений системы МВД России, пользуются некоторые уволенные с правом на пенсию сотрудники Государственной противопожарной службы МЧС России, имеющие выслугу 20 лет и более.

Порядок оказания медицинской помощи военнослужащим и лицам, приравненным к ним, регулируется постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2004 года N 911 "О порядке оказания медицинской помощи, санаторно-курортного обеспечения и осуществления отдельных выплат некоторым категориям военнослужащих, сотрудников правоохранительных органов и членам их семей".

В частности, скорая медицинская помощь оказывается военнослужащим и сотрудникам беспрепятственно и бесплатно всеми учреждениями здравоохранения независимо от территориальной и ведомственной подчиненности и формы собственности при состояниях, требующих срочного медицинского вмешательства (несчастные случаи, травмы, отравления, другие состояния и заболевания).

В большинстве случаев расходы учреждений здравоохранения на оказание медицинской помощи военнослужащим и сотрудникам возмещаются военным округом (флотом), региональным командованием внутренних войск, территориальным органом соответствующего федерального органа исполнительной власти в субъекте РФ, где проходят военную службу (службу) военнослужащие и лица, приравненные к ним.

Поделиться: