Требования, предъявляемые к составлению отчетности. Базовые принципы формирования финансовой информации и ее качественные характеристики федеральные налоги и сборы

Определение

Бухгалтерская (финансовая) отчетность – необходимая пользователям этой отчетности для принятия экономических решений информация о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за , систематизированная в соответствии с требованиями, установленными законом «О бухгалтерском учете», представленная в удобном пользователям, стандартизированном формате (п. 1 ст. 3, п. 1 ст. 13 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ.

Периодичность составления бухгалтерской (финансовой) отчетности

Экономический субъект в обязательном порядке составляет годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность (п. 2 ст. 13 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ).

Промежуточная бухгалтерская (финансовая) отчетность (за отчетный период менее года) составляется экономическим субъектом в случаях, когда законодательством, договорами, учредительными документами или решениями собственника экономического субъекта установлена обязанность ее представления (п. 4 ст. 13 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ).

Состав бухгалтерской (финансовой) отчетности

Промежуточная бухгалтерская (финансовая) отчетность состоит из бухгалтерского баланса и отчета о финансовых результатах, если иное не установлено законодательством, договорами, учредительными документами или решениями собственника экономического субъекта (п. 3 ст. 14 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ; п. 49 ПБУ 4/99).

Состав годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности зависит от категории экономического субъекта:

  • ИП, а также находящиеся на территории РФ филиалы, представительства или иные структурные подразделения организации, созданной в соответствии с законодательством иностранного государства, - в случае, если в соответствии с налоговым законодательством РФ они ведут и расходов и (или) иных объектов налогообложения в порядке, установленном указанным законодательством – могут не составлять бухгалтерскую (финансовую) отчетность (п. 2 ст. 6 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ);
  • субъекты малого предпринимательства, некоммерческие организации, организации, получившие статус участников проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов в соответствии с Федеральным законом от 28 сентября 2010 года N 244-ФЗ "Об инновационном центре "Сколково" (за исключением организаций, указанных ниже) – могут составлять упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность (п. 4 ст. 6 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ);
  • прочие организации, включая организации, бухгалтерская (финансовая) отчетность которых подлежит обязательному аудиту, ЖСК, кредитные потребительские кооперативы, микрофинансовые организации, организации государственного сектора, политические партии, их региональные отделения или иные структурные подразделения, коллегии адвокатов, адвокатские бюро, юридические консультации, адвокатские палаты, нотариальные палаты, некоммерческие организации, включенные в предусмотренный пунктом 10 статьи 13.1 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента – должны составлять бухгалтерскую (финансовую) отчетность в общем порядке (п. 5 ст. 6 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ).

Упрощенная годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность состоит из (п. 6 Приказа Минфина России от 02.07.2010 N 66н):

    бухгалтерского баланса;

    приложений к бухгалтерскому балансу, отчету о финансовых результатах, отчету о целевом использовании средств, в которых приводится только наиболее важная информация, без знания которой невозможна оценка финансового положения организации или финансовых результатов ее деятельности.

Общий порядок предусматривает оформление в составе годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности (п.п. 1 и 2 ст. 14 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ; п.п. 28 – 31 ПБУ 4/99):

    бухгалтерского баланса;

    отчета о финансовых результатах;

    отчета о целевом использовании средств (только для НКО);

    отчета об изменениях капитала;

    отчета о движении денежных средств;

    приложений к бухгалтерскому балансу, отчету о финансовых результатах, отчету о целевом использовании средств, в которых приводится информация, без знания которой невозможна оценка финансового положения организации или финансовых результатов ее деятельности.

Формы бухгалтерской (финансовой) отчетности

Формы годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности установлены:

    для упрощенной бухгалтерской (финансовой) отчетности - приложением № 5 к Приказу Минфина России от 02.07.2010 N 66н;

    для бухгалтерской (финансовой) отчетности, составляемой в общем порядке - приложениями №№ 1 и 2 к Приказу Минфина России от 02.07.2010 N 66н.

Промежуточная бухгалтерская отчетность составляется по формам, установленным законодательством, договорами, учредительными документами или решениями собственника экономического субъекта (п. 3 ст. 14 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ; п. 49 ПБУ 4/99).

Содержание бухгалтерской (финансовой) отчетности

Внесение исправлений в бухгалтерскую (финансовую) отчетность

Правила внесения исправлений в бухгалтерскую отчетность установлены ПБУ 22/2010.

Особенности составления и представления бухгалтерской (финансовой) отчетности

Бухгалтерская (финансовая) отчетность считается составленной после подписания ее экземпляра на бумажном носителе руководителем экономического субъекта (п. 8 ст. 13 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ).

Промежуточная бухгалтерская (финансовая) отчетность утверждается в порядке, установленном законодательством, договорами, учредительными документами или решениями собственника экономического субъекта (п. 3 ст. 14 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ; п. 49 ПБУ 4/99).

В большинстве случаев годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность подлежит утверждению высшим органом управления компанией, а в ряде случаев – и обязательной публикации (п. 9 ст. 13 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ; пп. 6 п. 2 ст. 33 Закона «Об ООО»; пп. 11 п. 1 ст. 48 Закона «Об АО» и пр.).

В отношении бухгалтерской (финансовой) отчетности не может быть установлен режим коммерческой тайны (п. 11 ст. 13 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ).

Особенности составления и представления бухгалтерской (финансовой) отчетности:

    при реорганизации юрлица – установлены ст. 16 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ;

    при ликвидации юрлица – установлены ст. 17 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ;

    состав, особенности составления и представления бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций государственного сектора устанавливается Бюджетным кодексом, Приказом Минфина России от 28.12.2010 N 191н (п. 4 ст. 14 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ);

    состав, особенности составления и представления бухгалтерской (финансовой) отчетности ЦБ устанавливается Федеральным законом от 10 июля 2002 года N 86-ФЗ (п. 5 ст. 14 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ).

Адреса и сроки представления бухгалтерской (финансовой) отчетности

Промежуточная бухгалтерская (финансовая) отчетность представляется заинтересованным лицам в сроки, установленные законодательством, договорами, учредительными документами или решениями собственника экономического субъекта (п. 3 ст. 14 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ; п. 49 ПБУ 4/99).

Годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность представляется всеми организациями (за исключением организаций государственного сектора и ЦБ РФ):

    в орган государственной статистики по месту государственной регистрации не позднее трех месяцев после окончания отчетного периода в порядке, установленном Приказом Росстата от 31.03.2014 N 220. При представлении обязательного экземпляра составленной годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности, которая подлежит обязательному аудиту, аудиторское заключение о ней представляется вместе с такой отчетностью либо не позднее 10 рабочих дней со дня, следующего за датой аудиторского заключения, но не позднее 31 декабря года, следующего за отчетным годом (п.п. 1 и 2 ст. 18 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ);

    в налоговый орган по месту нахождения организации не позднее трех месяцев после окончания отчетного года (пп. 5 п. 1 ст. 23 НК РФ).

Ответственность за нарушение законодательства в области бухгалтерской (финансовой) отчетности

За нарушение срока представления годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности в налоговый орган налагается штраф по п. 1 ст. 126 НК РФ в размере 200 руб. за каждую непредставленную (несвоевременно представленную) форму (составляющую) бухгалтерской (финансовой отчетности). Также на должностное лицо такой организации может быть наложен административный штраф в размере от 300 до 500 руб. по п. 1 ст. 15.6 КоАП РФ.

За нарушение срока представления годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности в орган государственной статистики на организацию может быть наложен административный штраф по ст. 19.7 КоАП РФ от 3 000 до 5 000 руб., на должностное лицо такой организации - в размере от 300 до 500 руб.

Искажение любой статьи (строки) формы бухгалтерской отчетности не менее чем на 10 процентов влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 2 до 3 тыс. руб., за исключением случая исправления ошибки в установленном порядке (включая представление пересмотренной бухгалтерской отчетности) до утверждения бухгалтерской отчетности в установленном законодательством РФ порядке (ст. 15.11 КоАП РФ).

Где бесплатно получить бухгалтерскую отчетность конкретной фирмы?

Бухгалтерскую (финансовую) отчетность организаций собирает и публикует Росстат. На сайте сайт есть специальный раздел, где можно получить бухгалтерскую отчетность более чем 2 млн. российских организаций , достаточно ввести ИНН искомой фирмы.

Инструменты для работы с отчетностью

Самыми популярными в России программами для ведения бухгалтерского учета являются продукты фирмы 1С .

Для финансового анализа по данным бухгалтерской отчетности существует инструмент " ". Программа выдает готовый отчет о финансовом состоянии предприятия, анализируя ключевые формы бухгалтерской отчетности: Баланс и Отчет о финансовых результатах.

Для трансформации российской отчетности в отчетность, подготовленную в соответствии с международными стандартами (МСФО) существует онлайн-программа " ".




Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме .

Бухгалтерская отчетность (финансовая отчетность): подробности для бухгалтера

  • На что обратить внимание при подготовке годовой бухгалтерской отчетности за 2017 год

    Ошибок, допускаемых при составлении бухгалтерской отчетности, которых можно избежать. Неправильное... датой. Отчетность оформлена неверно Бухгалтерская отчетность должна содержать собственноручную подпись... представленной внешним пользователям годовой бухгалтерской отчетности прошедшего периода. Поэтому, ... убыток)», пересчитать сравнительные показатели бухгалтерской отчетности за текущий отчетный год... соответствовать. Взаимоувязка показателей бухгалтерской отчетности означает, что эти показатели...

  • Расхождение показателей налоговой и бухгалтерской отчетности при УСНО: как объясниться с налоговой?

    Орган и годовую (финансовую) бухгалтерскую отчетность. Подавляющее большинство организаций так... налоговиков документами (например, годовой бухгалтерской отчетностью). Рекомендуем представить пояснения в... (финансовая) отчетность. Годовая бухгалтерская отчетность составляется в соответствии с требованиями... уплачиваемому при УСНО, и бухгалтерской отчетности». Целесообразно указать причины расхождений, ... расхождения показателей налоговой и годовой бухгалтерской отчетности «упрощенцев» не являются ошибкой...

  • Бухгалтерская отчетность – 2017: рекомендации Минфина

    Ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности, утвержденные уполномоченными федеральными органами исполнительной... обязательств обязательно перед составлением годовой бухгалтерской отчетности (за исключением активов, инвентаризация... работникам». Существенность информации, раскрываемой в бухгалтерской отчетности Показатели об отдельных активах, обязательствах... используется для принятия решений пользователями бухгалтерской отчетности организации. Денежные потоки организации...

  • Бюджетная, бухгалтерская отчетность: ответственность за нарушения составления и представления

    Случае представления учреждением недостоверной бюджетной (бухгалтерской) отчетности, содержащей незначительное искажение показателей, ... КоАП РФ). Представление недостоверной бюджетной (бухгалтерской) отчетности, содержащей значительное искажение показателей, ... что под значительным искажением бюджетной (бухгалтерской) отчетности, признанной недостоверной, будут пониматься (... ответственность за представление недостоверной бюджетной (бухгалтерской) отчетности, содержащей грубое искажение показателей, ...

  • Промежуточная бухгалтерская отчетность отменяется!

    Бухгалтерии. По общему правилу бухгалтерская отчетность должна давать достоверное представление... . По общему правилу бухгалтерская отчетность должна давать достоверное представление... /99«Бухгалтерская отчетность организации» Организация должна составлять промежуточную бухгалтерскую отчетность за месяц... обязанность составления организацией промежуточной бухгалтерской отчетности за месяц, квартал нарастающим... ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного...

  • Типовые ошибки при формировании бюджетной (бухгалтерской) отчетности

    ... (загрузки) форм бюджетной и бухгалтерской отчетности в ПУиО ГИИС «Электронный бюджет... и представления форм бюджетной и бухгалтерской отчетности средствами ГПУиО ГИИС «Электронный... если все показатели, предусмотренные формой бухгалтерской отчетности, утвержденной Инструкцией № 33н не... об отсутствии в составе бухгалтерской отчетности указанных форм подлежит отражению... порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и...

  • Основные изменения в бухгалтерской отчетности бюджетных и автономных учреждений

    Главный бухгалтер должен подписывать формы бухгалтерской отчетности, содержащие плановые (прогнозные) и... (или) представлении бухгалтерской отчетности средствами программных комплексов автоматизации документы бухгалтерской отчетности, не имеющие... порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и... порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и...

  • Особенности представления бухгалтерской отчетности в 2018 году

    Том числе годовой бухгалтерской отчетности. Состав и содержание показателей бухгалтерской отчетности, подлежащих публичному... раскрытие показателей бухгалтерской отчетности осуществляется субъектом отчетности после представления бухгалтерской отчетности ее... следующих принципов. Принципы формирования бухгалтерской отчетности Допущение имущественной обособленности Допущение... составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и...

  • Аудит бухгалтерской отчетности бюджетного учреждения

    Для проведения независимой проверки своей бухгалтерской отчетности. Трудность состоит в том, что... контроля достоверности, полноты и точности бухгалтерской отчетности. Кроме того, в силу ч...

  • Изменения в бухгалтерской отчетности

    Положения по формированию и представлению бухгалтерской отчетности, в частности: 1) уточнен... порядок подписания форм бухгалтерской отчетности, содержащих плановые (прогнозные) и... формировании и (или) представлении бухгалтерской отчетности средствами программных комплексов автоматизации отчеты... проводимая в целях составления годовой бухгалтерской отчетности и подтверждения ее показателей). ...) учреждениями в составе дополнительной бухгалтерской отчетности. Теперь такую форму заполнять будут...

  • Подготовка к составлению годовой бухгалтерской отчетности

    ... (муниципальных) учреждений к составлению форм бухгалтерской отчетности. Рассмотрены мероприятия, которые необходимо предпринять... подготовку учреждений к составлению форм бухгалтерской отчетности. Показатели бухгалтерского (бюджетного) учета должны... учреждения, которые отражаются в формах бухгалтерской отчетности. За искажение показателей отчетных бухгалтерских... порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных...

  • Пересмотренная бухгалтерская отчетность

    Пересмотренной бухгалтерской отчетности раскрывается информация о том, что данная бухгалтерская отчетность заменяет первоначально представленную бухгалтерскую отчетность... , а также об основаниях составления пересмотренной бухгалтерской отчетности... . При этом пересмотренная бухгалтерская отчетность...

  • Учитываем разъяснения Минфина при составлении бухгалтерской отчетности за полугодие

    2017 года? Какие особенности составления бухгалтерской отчетности доведены в совместном письме Минфина... квартальной бюджетной отчетности, квартальной сводной бухгалтерской отчетности государственных бюджетных и автономных учреждений... порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных... квартальной бюджетной отчетности, квартальной сводной бухгалтерской отчетности государственных бюджетных и автономных учреждений...

  • Аудит годовой бухгалтерской отчетности организаций за 2018 год

    Заключения об обобщенной бухгалтерской отчетности руководствоваться соответственно указанными... бухгалтерской отчетности (в случае применения концепции достоверного представления бухгалтерской отчетности); б) для того, чтобы бухгалтерская отчетность... составления бухгалтерской отчетности Определение состава показателей бухгалтерской отчетности Состав показателей бухгалтерской отчетности... бухгалтерской отчетности кредитными организациями 10 Изменение состава годовой бухгалтерской отчетности...

  • Разъяснения Минфина по составлению форм бухгалтерской отчетности

    Чтобы корректно отразить в формах бухгалтерской отчетности отдельные операции финансово-хозяйственной деятельности... чтобы корректно отразить в формах бухгалтерской отчетности отдельные операции финансово-хозяйственной деятельности...

Одним из основных требований к бухгалтерской отчетности, выдвигаемых действующими нормативными документами, является ее соответствие критерию достоверности. Что означает это понятие, какую бухгалтерскую отчетность можно признать достоверной, и как бухгалтер может установить, является ли достоверной отчетность его организации? Интересно, что руководствуясь этим критерием, бухгалтер в ряде случаев и при наличии определенных условий при формировании отчетности может отступать от требований нормативных актов по бухгалтерскому учету. Рассказывает М.Л. Пятов, к.э.н. (Санкт-Петербургский государственный университет).

Пунктом 6 ПБУ 4/99 "Бухгалтерская отчетность организации" устанавливается, что бухгалтерская отчетность должна давать достоверное и полное представление о финансовом положении организации, финансовых результатах ее деятельности и изменениях в ее финансовом положении.

При этом, согласно ПБУ, достоверной и полной считается бухгалтерская отчетность, сформированная исходя из правил, установленных нормативными актами по бухгалтерскому учету.

Означает ли это, что предписания нормативных документов всегда и беспрекословно должны соблюдаться и любой случай их неисполнения делает бухгалтерскую отчетность недостоверной?

Итак, ПБУ фактически устанавливает, что если при составлении отчетности организация соблюдала все правила действующих нормативных документов по бухгалтерскому учету, то отчетность следует признать достоверной и полной.

Однако ниже тот же пункт ПБУ 4/99 содержит предписание, которое существенно уточняет только что сказанное. ПБУ буквально гласит:

Обратим внимание, национализация имущества приводится в данном определении лишь как пример. Очень важно, что каких бы то ни было осязаемых границ таких исключительных случаев рассматриваемый нормативный документ не приводит. Это означает возможность вменить качество исключительности практически любому факту хозяйственной деятельности, иными словами, любая хозяйственная операция формально может стать основанием для отступления от правил, устанавливаемых нормативными актами.

Здесь бухгалтеру впору и растеряться, так как если он попытается совместить в своем сознании две рассмотренные нормы, то получит примерно следующее.

Достоверной может считаться только и исключительно отчетность, сформированная в соответствии с действующими нормативными документами, но если следование этим нормативным документам не позволяет сформировать достоверную отчетность , в исключительных случаях от них можно отступить, если такое отступление сделает отчетность более достоверной.

Согласитесь, можно и запутаться.

Более того, в том же пункте 6 ПБУ 4/99 бухгалтер может прочесть, что если при составлении бухгалтерской отчетности исходя из правил настоящего Положения организацией выявляется недостаточность данных для формирования полного представления о финансовом положении организации, финансовых результатах ее деятельности и изменениях в ее финансовом положении, то в бухгалтерскую отчетность организация включает соответствующие дополнительные показатели и пояснения.

То есть не только можно (в исключительных случаях) от предпи-саний нормативных документов отступить, но и свободно включать в бухгалтерскую отчетность соответствующие (чему, практически не понятно) дополнительные показатели и пояснения.

Удивление бухгалтера в данном случае очевидно и объяснимо. В течение многих лет мы привыкли к тому, что должны все делать по инструкции, и отступление от ее предписаний "смерти подобно".

Вместе с тем процесс перехода на Международные стандарты бухгалтерского учета привнес в нашу практику очень важную вещь - определенное поле для принятия бухгалтером решений, являющихся выводом не исключительно из предписаний инструкций, но из собственного профессионального суждения бухгалтера.

Впервые это положение еще в 1996 году было зафиксировано в Федеральном законе "О бухгалтерском учете". Но по причине того, что мы, как правило, часто читаем План счетов, но редко заглядываем в законы, оно осталось практически незамеченным.

Напомним, что согласно пункту 4 статьи 13 Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ "О бухгалтерском учете", в пояснительной записке должно сообщаться о фактах неприменения правил бухгалтерского учета в случаях, когда они не позволяют достоверно отразить имущественное состояние и финансовые результаты деятельности организации, с соответствующим обоснованием. В противном случае неприменение правил бухгалтерского учета рассматривается как уклонение от их выполнения и признается нарушением законодательства Российской Федерации о бухгалтерском учете.

Закон, введя данную норму, фактически отнес решение о достоверности отчетности конкретной организации к компетенции профессионального мнения бухгалтера этой организации, обязав при этом раскрывать отличную от заложенной в нормативных документах трактовку фактов хозяйственной деятельности в пояснительной записке к бухгалтерской отчетности.

Дополняя и раскрывая предписания закона № 129-ФЗ, ПБУ 4/99 очерчивает круг случаев, предполагающих возможность такого отступления только исключительными ситуациями, что реализуется на практике, так как вряд ли какой-нибудь бухгалтер возьмется вместо своей текущей работы за изобретение новых способов бухгалтерского учета всех фактов хозяйственной деятельности своей организации.

Практически одновременно с появлением закона "О бухгалтерском учете" в российскую бухгалтерскую практику вошло понятие учетной политики организации.

При этом пунктом 8 ПБУ 1/98 устанавливается, что "при формировании учетной политики организации по конкретному направлению ведения и организации бухгалтерского учета осуществляется выбор одного способа из нескольких, допускаемых законодательством и нормативными актами по бухгалтерскому учету" .

Если же по конкретному вопросу в нормативных документах не установлены способы ведения бухгалтерского учета, то при формировании учетной политики осуществляется разработка организацией соответствующего способа, исходя из ПБУ 1/98 и иных положений по бухгалтерского учету.

Таким образом, формируя учетную политику как комплекс методик бухгалтерского учета фактов хозяйственной жизни, организация реализует предписания действующих нормативных документов по четырем направлениям:

1) следует одновариантным предписаниям нормативных документов, не предоставляющим возможность выбора методики учета;
2) выбирает один вариант методики учета из нескольких вариантов, предлагаемых нормативными документами;
3) самостоятельно разрабатывает методику учета фактов хозяйственной жизни, относительно которых нормативные документы не содержат специальных предписаний;
4) руководствуясь пунктом 4 статьи 13 закона "О бухгалтерском учете" разрабатывает методику учета конкретных фактов хозяйственной жизни, отличную от устанавливаемой нормативными актами.

Наличие такого широкого поля деятельности при формировании организацией своей учетной политики означает, что специальные предписания нормативных актов, определяющие методику бухгалтерского учета конкретных фактов хозяйственной жизни, согласно пункту 4 статьи 13 закона "О бухгалтерском учете", фактически носят рекомендательный характер.

Такое положение вещей полностью соответствует центральной идее Международных стандартов финансовой отчетности - приоритету профессионального суждения бухгалтера перед буквой рекомендаций нормативного документа.

Таким образом, достоверной следует считать бухгалтерскую отчетность организации, соответствующую ее учетной политике, положения которой раскрыты, объяснены и обоснованы в пояснительной записке к этой бухгалтерской отчетности. Это означает, что в пояснительной записке должны быть отражены:

  • во-первых, выбранные варианты учета из предложенных нормативными документами;
  • во-вторых, самостоятельно разработанная организацией методика учета фактов хозяйственной деятельности;
  • в-третьих, случаи отступления от предписаний нормативных документов по бухгалтерскому учету в соответствии со статьей 13 закона "О бухгалтерском учете".
  • Бухгалтерский и налоговый учет амортизации основных средств и нематериальных активов
  • Учет финансовых вложений.
  • Бухгалтерский и налоговый учет по хозяйственным операциям движения материально – производственных запасов
  • Виды, формы и системы оплаты труда. Документы по учету личного состава, труда и его оплаты.
  • Учет расчетов по оплате труда
  • Бухгалтерский и налоговый учет готовой продукции
  • Учет кассовых операций
  • Учет операций по расчету счету и прочим счетам в банке.
  • Учет расчетов с покупателями и заказчиками
  • Учет Уставного капитала и расчетов с учредителями.
  • Учет и налогообложение экспортных операций
  • Учет и налогообложение операций по импорту
  • Бухгалтерский учет финансовых результатов деятельности организации. Учет по налогу на прибыль организации
  • Учет собственных средств организации
  • Учет кредитов и займов
  • Учет расчетов с подотчетными лицами
  • Организация учета на забалансовых счетах
  • Принципы составления, состав и назначение бфо организации. Порядок представления бфо организации пользователям.
  • Принципы и порядок организации управленческого учета.
  • Формирование центров затрат и ответственности в организациях
  • Принципы мсфо. Состав и порядок составления финансовой отчетности в соответствии с принципами мсфо
  • Учет доходов и расходов будущих периодов
  • Анализ отклонений фактических показателей деятельности от их стандартных значений
  • Порядок проведения обязательного и инициативного аудита. Внутренний и внешний аудит.
  • Цель, основные принципы и содержание международных стандартов аудита.
  • Цели и основные принципы федеральных аудиторских стандартов. Внутрифирменные аудиторские стандарты.
  • Планирование аудита. Программа аудита
  • Согласование условий проведения аудита. Письмо-согласие аудиторской организации на проведение аудита. Порядок его составления. Сбор предварительной информации о деятельности аудируемого лица
  • Организация документирования аудита
  • Оценка аудитором системы внутреннего контроля
  • Порядок построения аудит выборки. Риск выборки. Оценка результатов выборки.
  • Аудиторский риск. Сущность и порядок определения.
  • Существенность в аудите. Порядок расчета уровня существенности
  • Использование аудитором работы эксперта
  • Оценка аудитором принципа непрерывности деят-ти аудируемого лица.
  • Аудиторское заключение. Виды, порядок составления и представления
  • Аудит учредительных документов и уставного капитала экономического субъекта
  • Аудит кассовых операций
  • Аудит движения денежных средств на расчетных счетах и прочих счетах в банках
  • Аудит операций по движению ос.
  • Аудит операций по приобретению и движению нематериальных активов
  • Аудит материально-производственных запасов
  • Аудит расчетов по оплате труда
  • Аудит операций по учету затрат на производство продукции (работ, услуг)
  • Аудит операций по расчетам c подотчетными лицами
  • Аудит готовой продукции.
  • Аудит дебиторской и кредиторской задолженности.
  • Аудит финансового результата деятельности аудируемого лица
  • Аудит отгрузки и реализации продукции
  • Организация внутреннего и внешнего контроля качества аудита.
  • Аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности.
  • Предмет, объект и содержание экономического анализа. Цель и задачи. Информационная база экономического анализа
  • Классификация видов экономического анализа, как база обоснованности и принятия управленческих решений. История и перспективы развития экономического анализа
  • Сущность комплексного экономического анализа. Виды. Отличие и взаимосвязь финансового и управленческого анализа
  • Способы измерения влияния факторов в детерминированном факторном анализе. Сущность элиминированных факторов.
  • Анализ в системе маркетинга. Этапы маркетингового исследования. Стратегии ценообразования
  • Функционально-стоимостной анализ. Экономико-математическое моделирование как способ изучения и оценки хозяйственной деятельности
  • Анализ производства и реализации продукции. Валовая и товарная продукция
  • V реализацпрод.-отгруж. Прод.
  • Анализ ассортимента и структуры и качества произведенной продукции
  • Анализ качества произведённой продукции
  • Анализ ритмичности производства. Анализ выполнения договорных обязательств и реализации продукции.
  • Анализ технико-организационного уровня производства. Анализ технической оснащенности производства, возрастного состава основных фондов.
  • Анализ использования производственных фондов предприятия.
  • Анализ трудовых ресурсов предприятия. Основные задачи.
  • Анализ использования рабочего времени, производительности труда, эффективности трудозатрат
  • Анализ показателей трудовых ресурсов и расходов на оплату труда.
  • Анализ материальных ресурсов предприятия. Повышение эффективности использования материалов
  • Показатели затрат и себестоимости продукции, методика их расчета
  • Прибыль как показатель эффекта хозяйственной деятельности. Формирование и расчет показателей прибыли
  • Анализ себестоимости продукции. Особенности анализа прямых, постоянных и переменных затрат. Основные направления анализа себестоимости продукции
  • Факторный анализ прибыли от реализации продукции.
  • Маржинальный анализ. Экономический расчет порога рентабельности продаж и запаса финансовой прочности
  • 81. Показатели рентабельности и методы их расчета
  • Оценка структуры собственного и заемного капитала. Порядок расчета чистых активов и методика их анализа
  • Показатели оценки прибыльности хозяйственной деятельности и эффективности управления производством
  • Анализ деловой активности предприятия. Анализ дебиторской и кредиторской задолженности.
  • Анализ и оценка платежеспособности организации
  • Основные показатели оценки финансовой устойчивости организации
  • Расчет (формула)
  • Нормальное значение
  • Расчет (формула)
  • Нормальное значение
  • Расчет (формула)
  • Нормальное значение
  • Расчет (формула)
  • Нормальное значение
  • Диагностика кризисного состояния предприятия. Основные критерии оценки и показатели
  • 2.2. Комплексный подход к диагностике несостоятельного предприятия.
    1. Принципы составления, состав и назначение бфо организации. Порядок представления бфо организации пользователям.

    Нормативная база: ПБУ 4/99 «БО организации», Приказ Минфина№66н от 2.07.2010 в ред. Приказов Минфина от 05.10.2011 N 124н, от 17.08.2012 N 113н) «О формах БУ организации», ФЗ 402 «О БУ»

    ПБУ 4/99, БО - единая система данных об имущественном и финансовом положении орг-ции и о результатах ее хоз. деятельности, составляемая на основе данных регистров БУ по установленным формам;

    Эти данные необходимы внутренним пользователям БО (руководителям, учредителям, участникам и собственникам имущества организации) для принятия эк. обоснованных решений при осуществлении хоз. деятельности, а также внешним пользователям (инвесторам, кредиторам, государственным органам исполнит. власти и др.). Например, банки на основе показателей БО принимают решение, смогут ли они выдать кредит организации. С бухгалтерским балансом и отчетом о прибылях и убытках знакомят инвесторов организации. БО предприятий используют органы гос. статистики, формируя показатели соц.-эк. положения России, необходимые для выполнения управленческих функций федеральных органов исполнит. власти и субъектов РФ, а также для проведения макроэкономических. исследований.

    Принципы: Достоверность. БО должна давать достоверное представление о фин.положении организации, финансовых результатах ее деятельности и изменениях в ее финансовом положении.

    Полезность. Инф-я, представляемая в БО, должна быть полезна для ее пользователей и способна оказать влияние на их решение.Полнота. БО должна давать полное представление о фин. положении организации, финансовых, результатах ее деятельности и изменениях в ее финансовом положении. (ПБУ 4/99).

    Существенность. Показатель считается существенным, если его нераскрытие может повлиять на эк. решения заинтересованных пользователей (66н).Нейтральность- исключение удовлетворения интересов одних групп пользователей БО перед другими. Последовательность. Соответствие принятым формам, содержанию и последовательности отчетных периодов отчетности.

    Образцы форм БУ утв. Приказом МинФина № 66н «О формах БО организации». Структура БО определена ст. 13 ФЗ «О БУ» 402, нормами ПБУ 4/99 «БО организации».

    Статья 13, ФЗ 402 Общие требования к бухгалтерской (финансовой) отчетности

    1. Бухгалтерская (финансовая) отчетность должна давать достоверное представление о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, необходимое пользователям этой отчетности для принятия экономических решений.

    2. Экономический субъект составляет годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность, если иное не установлено другими федеральными законами, нормативными правовыми актами органов государственного регулирования бухгалтерского учета.

    3. Годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность составляется за отчетный год.

    4. Промежуточная бухгалтерская (финансовая) отчетность составляется экономическим субъектом в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов государственного регулирования бухгалтерского учета.

    5. Промежуточная бухгалтерская (финансовая) отчетность составляется за отчетный период менее отчетного года.

    6. Бухгалтерская (финансовая) отчетность должна включать показатели деятельности всех подразделений экономического субъекта, включая его филиалы и представительства, независимо от их места нахождения.

    7. Бухгалтерская (финансовая) отчетность составляется в валюте Российской Федерации.

    8. Бухгалтерская (финансовая) отчетность считается составленной после подписания ее экземпляра на бумажном носителе руководителем экономического субъекта.

    11. В отношении бухгалтерской (финансовой) отчетности не может быть установлен режим коммерческой тайны.

    12. Правовое регулирование консолидированной финансовой отчетности осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом, если иное не установлено иными федеральными законами.

    В состав БО входят:

    в соответствии с частью 1 статьи 14 Фз N 402-ФЗ годовая бфо с 2012года состоит из: бухгалтерского баланса(ф1), отчета о финансовых результатах(ф2, бывший «Отчет о прибылях и убытках») и приложений к ним (ф. № 3 «Отчет об изменениях капитала», форма № 4 «Отчет о движении ДС», форма № 5 «Приложение к бух. балансу» и форма № 6 «Отчет о целевом испол. ДС»).

    Из перечня составляющих бухгалтерской (финансовой) отчетности исчезли аудиторское заключение и пояснительная записка.

    Тот факт, что аудиторское заключение не входит в состав бухгалтерской (финансовой) отчетности, не отменяет ни обязательность проведения аудита, ни их обязанность публиковать аудиторское заключение вместе с опубликованием самой БФО, если такое опубликование является обязательным

    иные приложения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках (помимо отчета об изменениях капитала, отчета о движении денежных средств и отчета о целевом использовании полученных средств) именуются пояснениями. Эти приложения (пояснения) могут оформляться в табличной и (или) текстовой форме.

    В отличие от Закона N 129-ФЗ новый Закон "О бухгалтерском учете" устанавливает обязанность экономических субъектов (за исключением организаций государственного сектора и Центрального банка Российской Федерации) представлять обязательный экземпляр годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности только одному пользователю - органу государственной статистики по месту регистрации экономического субъекта не позднее трех месяцев после окончания отчетного периода

    Однако это не означает, что требование представлять экземпляры бухгалтерской (финансовой) отчетности другим пользователям не может содержаться в других законах.(В ПБУ 4\99 Организация должна обеспечить возможность для пользователей ознакомиться с бухгалтерской отчетностью; Организация обязана обеспечить представление годовой бухгалтерской отчетности каждому учредителю (участнику))

    Обращаем внимание, что с 1 января 2013 г. организации также обязаны не позднее трех месяцев после окончания отчетного года представлять годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность в налоговый орган по месту своего нахождения, за исключением случаев, когда организация не обязана вести бухгалтерский учет

    Обязательный экземпляр составленной годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности представляется не позднее трех месяцев после окончания отчетного периода.

    Обязательные экземпляры бухгалтерской (финансовой) отчетности составляют государственный информационный ресурс. Заинтересованным лицам обеспечивается доступ к указанному государственному информационному ресурсу, за исключением случаев, когда в интересах сохранения государственной тайны такой доступ должен быть ограничен.

    Важным новшеством стало отсутствие в новом Законе требования о представлении уже утвержденной годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности.

    Порядок и случаи обязательного опубликования бухгалтерской отчетности Закон N 402-ФЗ также не регулирует, отсылая к другим федеральным законам. Он лишь устанавливает, что содержание бухгалтерской (финансовой) отчетности не может являться коммерческой тайной, а также обязывает публиковать аудиторское заключение одновременно с отчетностью в случае, если публикуемая отчетность подлежит обязательному аудиту.

    Бухгалтерская финансовая отчётность - единая система данных об имущественном и финансовом положении организации и результатах ее хозяйственной деятельности, составляемая на основе данных бухгалтерского учета за отчетный период по установленным формам.

    Данные, содержащиеся в первичных документах принимаются или не принимаются к бухгалтерскому учету по письменному распоряжению руководителя организации. Объект бухгалтерского учета отражается или не отражается в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности на основании письменного распоряжения руководителя организации. Таким образом, руководитель экономического субъекта несет единоличную ответственность за достоверность предоставления финансовой информации. Бухгалтерская финансовая отчётность должна давать достоверное представление о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату. Отчетность по состоянию на эту же дату также раскрывает информацию о финансовом результате деятельности и движении денежных средств за отчетный период. Бухгалтерская отчетность составляется каждым экономическим субъектом за отчетный год (если иное не предусматривается нормативными актами).

    В соответствии с ФЗ бухгалтерская финансовая отчётность подразделяется на 2 вида:

    1)годовую отчетность;

    2)промежуточную отчетность (составляется за период менее 1года).

    Промежуточная отчетность не имеет строго определенных сроков, поэтому в обязательном порядке составляется только годовая. Отчетность должна включать показатели деятельности всех подразделений организации, независимо от места их нахождения. В отношении бухгалтерской отчетности не может быть установлен режим коммерческой тайны, т.е. информация, содержащаяся в отчетности является открытой и может быть представлена всем заинтересованным пользователям.

    Бухгалтерская отчетность считается составленной после ее подписания руководителем. Ряд организаций обязаны публиковать отчетность в СМИ (до 1 июля).

    Бухгалтерская финансовая отчётность состоит из бухгалтерского баланса, отчета о финансовых результатах и приложении к ним. Если не установлены нормативными актами составы отчетности, то все организации составляют бухгалтерскую финансовую отчётность и предоставляют пользователям в следующем составе:

    1.Бухгалтерский баланс.
    2.Отчет о финансовых результатах.
    3.Отчет об изменениях капитала. Отчет об изменениях капитала - в разрезе 3х отчетных периодов раскрывает изменение каждого элемента собственного капитала организации и причины этих изменений.
    4.Отчет о движении денежных средств. Отчет о движении денежных средств- раскрывает остатки наличных и безналичных денег (в совокупности) на начало и конец отчетного периода, а также положительные и отрицательные денежные потоки в разрезе 3х видов деятельности (текущая деятельность, финансовая деятельность, инвестиционная деятельность).
    5.Отчет о целевом использовании средств (составляют только те организации, которые получали целевое финансирование или государственную помощь в течение отчетного периода).
    6.Пояснительная записка (при отсутствии существенных изменений в деятельности организации пояснительная записка может не составляться). Пояснительная записка - в произвольной форме содержит текстовое, табличное или числовое описание наиболее существенных изменений в деятельности организации, что позволяет правильно интерпретировать информацию, содержащуюся в отчетности.
    7.Аудиторское заключение (составляют аудиторские организации и в нем выражают свое профессиональное мнение о достоверности информации, содержащейся в БФО экономического субъекта.


    В общем виде содержание всех форм отчетности можно представить в виде 5 элементов:

    ·
    активы-средства или ресурсы организации, являющиеся результатом прошлых событий и будущих экономических выгод, контролируемые предприятием;

    · обязательства-долги организации, являющиеся результатами прошлых событий, погашение которых приведет к оттоку ресурсов;

    · собственный капитал (СК=Активы-Обязательства);

    · доходы;

    · расходы.

    Все формы отчетности раскрывают соответствующие показатели по состоянию на отчетную дату за 3 отчетных периода.

    Бухгалтерский баланс - основная форма отчетности в РФ, раскрывающая имущественное и финансовое положение в организации. Все показатели объединены в 5 разделов:

    I. Активы:
    1.внеоборотные активы;
    2.оборотные активы.

    II. Пассивы:
    3.капитал и резервы;
    4.долгосрочные обязательства;
    5.краткосрочные обязательства.

    Отчетной датой предоставления бухгалтерской отчётности является 31 декабря, по промежуточной отчетности - дата, предусмотренная ФЗ или иными нормативными документами. Отчетным периодом является период с 1 января по 31 декабря включительно, а для вновь созданных организаций:

    1) с даты государственной регистрации по 31 декабря этого года, если организация создана до 31го сентября;

    2) с даты государственной регистрации по 31 декабря следующего года, если организация создана после 30го сентября.

    Перед составлением отчетности проводится подготовительная работа, которая включает:

    · 1.Проведение инвентаризации и отражение ее результатов на счетах;

    · 2.Закрытие счетов:

    · 2.1счета вспомогательных производств(сч23);

    · 2.2. Собирательно-распределительные счета (СЧ25,26,97);

    · 2.3.счета обслуживающих производств (сч29);

    · 2.4. финансово-результативные счета (сч90,91,99).

    Бухгалтерская отчетность в России регулируется нормативными правовыми актами четырех уровней:

    Первый уровень (законодательный) – основным документом является Закон «О бухгалтерском учете» от 21.11.1996 г. № 129-ФЗ, в составе которого имеется глава 3 «Бухгалтерская отчетность».

    Второй уровень (нормативный) составляют положения (стандарты) по бухгалтерскому учету. К числу таких документов относятся Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ от29.07.1998 г. № 34н и Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организаций» ПБУ 4/99 от 06.07.1999 г. № 43н.

    Третий уровень включает документы, на основе которых установлен порядок формирования и составления бухгалтерской отчетности. К ним относится: Приказ МФ РФ от 22.07.2003 г. № 67н «О формах бухгалтерской отчетности организаций».

    Четвертый уровень включает указания, инструкции и другие документы в рамках учетной политики хозяйствующих субъектов по составу, формам, адресам и срокам представления сегментарной отчетности.

    Вышеперечисленные нормативные документы определяют состав, порядок, сроки представления отчетности, а также требования, предъявляемые к ее содержанию.

    ФЗ «О бухгалтерском учете» устанавливает следующие общие требования к бухгалтерской отчетности :

        бухгалтерский учет имущества и обязательств организаций ведется в валюте РФ;

        имущество, являющееся собственностью организации, учитывается обособленно от имущества других юридических лиц, находящихся в данной группе организаций;

        бухгалтерский учет ведется организацией непрерывно с момента ее регистрации до реорганизации или ликвидации;

        организация ведет учет имущества, обязательств, хозяйственных операций путем двойной записи на счетах бухгалтерского учета, включаемых в рабочий план счетов, при этом данные аналитического учета должны соответствовать оборотам и сальдо по счетам синтетического учета;

        все хозяйственные операции и результаты инвентаризации подлежат своевременной регистрации на счетах бухгалтерского учета;

        в учете текущие затраты на производство продукции и капитальные вложени учитываются раздельно.

    Данные требования более детализированы в ПБУ 4/99, где особо подчеркивается, что при формировании бухгалтерской отчетности организация не должна делать акцент на удовлетворение интересов одних групп пользователей бухгалтерской отчетности перед другими.

    Требования, предъявляемые к содержанию бухгалтерской отчетности:

      Достоверность и полнота . Отчетность должна давать достоверное и полное представление об имущественном и финансовом положении организации, а также о финансовых результатах ее деятельности. Достоверной и полной считается отчетность сформированная исходя из правил, установленных нормативными актами по бухгалтерскому учету.

      Нейтральность . При формировании бухгалтерской отчетности должно быть исключено одностороннее удовлетворение интересов одних групп пользователей перед другими.

      Целостность . В отчетность необходимо включать данные обо всех хозяйственных операциях, осуществленных как организацией в целом, так и ее филиалами, представительствами и иными подразделениями.

      Последовательность . Постоянство избранных способов (методов) от одного отчетного периода к другому (учетная политика).

      Существенность . Существенной информацией признаются данные бухгалтерской отчетности, без знания которых невозможна достоверная оценка пользователями имущественного и финансового состояния организации. для выполнения этого требования отдельные показатели отчетности приводятся обособленно.

      Сопоставимость . Данные по каждому конкретному показателю должны отражаться как минимум за два года: предыдущий и отчетный. Если сведения за предыдущий период несопоставимы с отчетным, то данные предшествующего периода подлежат корректировке с последующим раскрытием в пояснительной записке с указанием причин.

      Своевременность . Означает своевременное отражение фактов хозяйственной деятельности в учете и отчетности. Достигается путем рациональной организации документооборота и порядка обработки учетных регистров.

      Осмотрительность . Предполагает большую готовность к признанию в учете расходов и обязательств, чем возможных доходов и активов, не допуская создания скрытых резервов.

      Приоритет содержания над формой . Подразумевает порядок, при котором отражение в учете фактов хозяйственной деятельности должно осуществляться исходя из экономического содержания фактов и условий и только потом из правовой формы их оформления.

      Непротиворечивость . Обеспечивает тождество учетных записей относительно объектов учета на счетах, в учетных регистрах и отчетности. Должна обеспечиваться преемственность информации первичных документов, регистров учета и отчетности.

      Проверяемость . Предполагает возможность подтверждения представленной в отчетности информации в любое время.

      Рациональность. Предполагает оптимальную структуру организации учетной работы и учетного аппарата исходя из условий хозяйствования, объемов организации и экономической целесообразности.

      Оформление в соответствии с установленной процедурой. Отчетность составляется на русском языке, в валюте РФ, подписывается руководителем и главным бухгалтером.

      Публичность. Предполагает публикацию годовой бухгалтерской отчетности в средствах массовой информации или других изданиях. Перечень организаций (ОАО, кредитные и страховые организации, биржи, фонды) и сроки (не позднее 01.06. следующего за отчетным года) установлены Законом № 129-ФЗ.

      Отчетный период. Является календарный год с 01.01 по 31.12. первым отчетным годом для вновь созданных организаций считается период с даты их государственной регистрации по 31.12., а для организаций созданных после 01.10 – по 31.12 следующего года.

    Согласно международным стандартам финансовой отчетности отчет о финансовом положении организации формируют исходя следующих основных принципов : хозяйствующей единицы, действующей организации, денежного измерения, учета по стоимости, двойной записи .

    Принцип хозяйствующей единицы заключается в том, что имущество юридического лица должно быть обособлено от его учредителей и хозяйствующей единицей является любая организация, имеющая самостоятельный бухгалтерский баланс. Организация может быть частью другой более крупной организации. Бухгалтерская отчетность для более крупной организации составляется путем консолидирования по специальным правилам финансовых информационных данных об организациях более низкого уровня.

    Принцип действующей организации заключается в том, что юридическое лицо предполагается функционирующим в течение неопределенно большого промежутка времени.

    Принцип денежного измерения заключается в том, что вся бухгалтерская информация, в конечном счете, должна быть представлена в денежном выражении.

    Принцип учета по стоимости заключается в том, что в бухгалтерском учете активы регистрируются по первоначальной стоимости и затем, как правило, не переоцениваются. Основные средства и нематериальные активы представлены по остаточной стоимости, которая регулярно изменяется за счет накапливаемой амортизации.

    Принцип двойной записи заключается в том, что в бухгалтерском балансе экономические ресурсы организации отражаются в активе баланса, а требования различных лиц по отношению к данной организации - в пассиве. Так как все активы могут быть востребованы либо кредиторами, либо владельцами капитала, то сумма всех активов должна быть равна сумме пассивов.

    Сравнение принципов ведения бухгалтерского учета, заложенные в международных стандартах, с принципами, используемыми в российской практике, показывает, что они во многом совпадают.

    Поделиться: