Экономические издержки безработицы. Социально-экономические последствия безработицы. Государственное регулирование рынка трудовых ресурсов. Экономический рост. Циклическое развитие экономики

Безработица является неотъемлемой чертой рыночной экономики. Безработица - это временная незанятость экономически активного населения.

Достижение высокого уровня занятости - одна из основных целей макроэкономической политики государства. Экономическая система, создающая дополнительное количество рабочих мест, ставит задачу увеличить количество общественного продукта и тем самым в большей степени удовлетворить материальные потребности населения. Показатель безработицы является одним из ключевых показателей для определения общего состояния экономики, для оценки ее эффективности.

В экономической теории используется два показателя, которые могут обрисовать объективную картину экономической нестабильности на рынке труда. Это уровень безработицы и средняя ее продолжительность.

Показатель уровня безработицы используется для измерения масштабов безработицы и измеряется как доля официально зарегистрированных безработных к численности занятых в производстве.

Продолжительность безработицы характеризует среднее время перерыва в работе.

Различают безработицу фрикционную, структурную, институциональную, циклическую, добровольную.

Фрикционная безработица отражает текучесть кадров, связанную с переменой рабочих мест, места жительства. Среди совокупной рабочей силы какая-то часть постоянно находится в движении, перемещаясь на новые рабочие места. Этот тип безработицы включает в себя людей, которые незаняты в связи с переходом с одной работы на другую и в течение недели рассчитывают приступить к работе на новом месте, а также работников в тех отраслях, где временные увольнения являются нормой без влияния на общий уровень дохода людей, например, в строительстве. В период внедрения новых достижений технического прогресса, такое движение становится не только неизбежным, но и более интенсивным. В какой-то мере эта безработица является желательной т.к. многие рабочие переходят с низкопродуктивной, малооплачиваемой работы на более высокооплачиваемую и более продуктивную работу. Это означает более высокие доходы для рабочих и более рациональное распределение трудовых ресурсов, а следовательно, и больший реальный объем реального национального продукта.

Структурная безработица по существу является углублением фрикционной. С течением времени в структуре потребительского спроса и в технологии происходят важные изменения, которые, в свою очередь, изменяют структуру общего спроса на рабочую силу. Из-за таких изменений спрос на некоторые виды профессий уменьшается или вовсе прекращается. Спрос на другие профессии, включая новые, увеличивается. Возникает безработица, т.к. рабочая сила реагирует на это изменение медленно и ее структура не отвечает новой структуре рабочих мест.

Разница между структурной и фрикционной безработицей весьма неопределенная. Существенное различие состоит в том, что у "фрикционных" безработных есть навыки, которые они могут продать, а структурные безработные не могут сразу получить работу без переподготовки. Фрикционная безработица носит более краткосрочный характер, а структурная более долговременная и поэтому считается более серьезной проблемой.

Циклическую безработицу вызывает спад производства во время промышленного кризиса, депрессии, спада, т.е. фаза экономического цикла, которая характеризуется недостаточностью общих, или совокупных, расходов. Когда совокупный спрос на товары и услуги уменьшается, занятость сокращается, а безработица растет. По этой причине циклическую безработицу иногда называют безработицей, связанной с дефицитом спроса. С переходом к оживлению и подъему число безработных обычно становится меньше.

Таким образом, безработица является характерной чертой рыночной экономики. Поэтому полная занятость - нонсенс, не совместимый с идеей рыночного хозяйства. В то же время понятие "полная занятость" не означает полного отсутствия безработицы. Экономисты считают фрикционную и структурную безработицу совершенно неизбежной, следовательно, уровень безработицы при полной занятости равен сумме уровней фрикционной и структурной безработицы. Другими словами, уровень безработицы при полной занятости достигается в том случае, когда циклическая безработица равна нулю. Уровень безработицы при полной занятости называется естественным уровнем безработицы.

Экономические и внеэкономические издержки безработицы.

Высокая безработица - это и экономическая, и социальная проблема. Экономической проблемой она является, поскольку приводит к растрачиванию ценных ресурсов. Социальной - поскольку она служит источником неисчислимых страданий, испытываемых безработными, пытающимися свести концы с концами. В периоды высокой безработицы экономические неудачи сказываются на эмоциональной сфере людей, на их семейной жизни.

Экономические издержки безработицы

Когда уровень безработицы повышается, это означает, что общество фактически отказывается от всех тех товаров и услуг, которые могли бы произвести безработные, как если бы автомобили, дома, одежду и другие блага попросту топили в океане.

Потери в периоды высокой безработицы -это наибольшие документируемые убытки в современной экономике. Они во много раз больше, чем потери на микроуровне вследствие появления монополии или чем убытки, связанные с введением тарифов и квот.

Внеэкономические издержки безработицы

Безработица - это нечто большее, чем экономическое бедствие, это также и социальная катастрофа. Депрессия приводит к бездеятельности, а бездеятельность - к потере квалификации, потере самоуважения, упадку моральных устоев, распаду семьи, а также к общественным и политическим беспорядкам.

Экономические издержки безработицы безусловно велики, но и внеэкономические - социальные издержки - просто громадны. Никакие деньги не в состоянии адекватно выразить масштабы тех социально-психологических бедствий, которые происходят в периоды высокой и устойчивой вынужденной безработицы. Потеря работы - это большая личная трагедия.

Несмотря на объективный характер безработицы, социальные потери, которые она порождает, очевидны:

  • 1. Снижается уровень жизни семьи безработного, так как пособие по безработице меньше, чем заработная плата.
  • 2. Ухудшается психологическое состояние безработного, становятся частыми конфликты в семье и т.д.
  • 3. Безработица не только подрывает материальное положение, но и влечёт за собой тяжёлые социальные явления: преступность, наркоманию, проституцию. Бурно растёт число самоубийств: 32 % смертельных случаев - добровольный уход из жизни.

В этой связи одной из функций государства становится регулирование занятости, устранение негативных последствий безработицы. В частности, в каждом городе или районе созданы центры занятости, которые выполняют следующие функции: выплачивают пособия по безработице, помогают безработным найти работу, ведут переобучение новым, пользующимся спросом профессиям. В этих центрах оказывается и психологическая помощь людям, оставшимся без работы. Государство, кроме того, может оказывать финансовую поддержку тем предприятиям, где планируется массовое увольнение, с целью сохранения или модернизации рабочих мест.

Оценивая работу, как социально-экономическое явление, нельзя однозначно утверждать: хорошо это или плохо. С точки зрения человека, оставшегося без работы, это может оказаться трагедией. Однако с точки зрения экономической динамики данное явление - объективная необходимость. Другое дело, что государство должно “амортизировать” её негативные последствия, а работники должны быть готовы к профессиональной и трудовой мобильности ради получения работы.

Закон Оукена.

Хотя глубокие депрессии теперь, вероятно, перестали быть основной угрозой для стран с развитой рыночной экономикой, высокая безработица по-прежнему продолжает отравлять существование современной смешанной экономики.

Наиболее тягостным последствием любого спада является повышение уровня безработицы. По мере сокращения выпуска, потребность фирм в рабочей силе уменьшается, и поэтому новых рабочих не нанимают, а старых увольняют.

Безработица изменяется заодно с выпуском. Точная природа этой взаимосвязи была выявлена впервые Артуром Оукеном и известна теперь под названием закона Оукена.

Закон Оукена гласит, что на каждые 2% сокращения фактического ВВП, по сравнению с потенциальным ВВП, приходится повышение уровня безработицы на 1 процентный пункт. Так, если вначале фактический ВВП составлял 100% от своего потенциального объема, а затем понизился до 98%, то уровень безработицы должен возрасти на 1 процентный пункт, скажем, с 6 до 7%.

Важным следствием из закона Оукена является то, что фактический ВВП должен увеличиваться с той же скоростью, что и потенциальный, только для того, чтобы уровень безработицы оставался неизменным. Как гласит поговорка: "Ты должен бежать, только чтобы остаться на одном месте". Более того, если вы хотите понизить уровень безработицы, фактический ВВП должен расти быстрее потенциального.

Экономические издержки безработицы состоят в недоиспользовании трудовых ресурсов общества, в недополучении значительной части товаров и услуг, уменьшении объема валового национального продукта. Согласно закону Оукена, 1% прироста безработицы сверхъестественного уровня приводит к 2,5%-му увеличению отставания ВНП. Не менее значимы социальные, издержки, хотя они не всегда поддаются учету. По свидетельству американских специалистов, потеря работы связана с психической травмой, уступающей по уровню стресса только смерти ближайшего родственника или заключению в тюрьму. Для человека, потерявшего работу, - это всегда личная драма: резко падает материальное благосостояние семьи, меняется социальный статус (быть безработным - непрестижно), начинаются нелады в семье, растет количество разводов, психических заболеваний, самоубийств, ухудшается криминогенная ситуация. Итак, социальные и экономические издержки безработицы исключительно велики. Однако можно ли вообще ликвидировать безработицу, то есть добиться 100%-й занятости? В свое время эта задача была одним из главных лозунгов социалистических партий и профсоюзов. Экономика, в которой одновременно занято все трудоспособное население, больше проигрывает, чем выигрывает. Во-первых, добиться такого положения можно только с помощью внеэкономического принуждения по отношению к гражданам, в том числе работодателям. Ограничение же экономической свободы ведет к худшему использованию ресурсов страны, замедлению роста благосостояния граждан, подрывает саму основу нормального функционирования рыночного механизма. Во-вторых, в такой экономике резко замедлится перестройка структуры производства, обусловленной изменениями спроса и внедрением достижений НТР. Для блага страны полезно наличие в ней небольшой безработицы, масштабы которой называются естественным уровнем безработицы. Естественный уровень безработицы - сложившийся в данной стране как средний за многие годы суммарный уровень фрикционной и структурной безработицы. Положение дел на рынке труда не должно вызывать беспокойство, если некоторая часть трудоспособных людей временно не работает потому, что переходит с одного места работы на другое без изменения профессии и отрасли. Это нормально, если часть людей не работает, потому что вынуждены поменять профессию или место работы. Итак, если безработица неизбежна, то задачей государства является минимизация ее отрицательных последствий, ограничение ее масштабов и продолжительности. Меры государственной поддержки безработных сводятся к двум основным направлениям: социальной защите людей, оставшихся без работы, и содействие трудоустройству. Социальная защита безработных осуществляется в основном в форме выплаты пособия по безработице. Как правило, его получают лица, зарегистрированные на бирже труда, имеющие стаж работы и вносившие определенное время взносы в фонд занятости. И, наконец, еще одной формой социальной защиты является поддержание минимального прожиточного уровня; она применяется в тех случаях, когда человек не работает и не может по какой-то причине получать пособие или помощь по безработице или уже заканчивается срок их получения. Другое направление - содействие трудоустройству лиц, потерявших работу или еще не приступавших к ней, - выступает в форме организации и постоянного совершенствования системы информации, создания новых рабочих мест в госсекторе и организации общественных работ, льготного поощрения работодателей, создающих новые рабочие места, особенно для граждан, остро нуждающихся в социальной защите, обеспечения деятельности бирж труда. Биржи труда (службы, центры занятости) создаются для реализации государственной политики занятости населения. Биржи ведут учет свободных рабочих мест и граждан, обращающихся по вопросам трудоустройства, информируют граждан и работодателей соответственно о возможности получения работы и об обеспеченности рабочей силой, оказывают людям помощь в выборе подходящей работы, в профессиональной ориентации, организуют профессиональную подготовку и переподготовку населения в специальных учебных центрах. Именно биржа занимается регистрацией безработных и выдает им пособия по безработице. Признавая значительные возможности государства в регулировании занятости, надо все же заметить здесь наличие мощною лимитирующего фактора: увеличивая занятость до определенного уровня, государство может этим спровоцировать усиление инфляции.

Сциклическими колебаниями в экономике тесно связана динамика уровня занятости. Во время спадов занятость сокращается, растет безработица. В периоды подъемов и роста экономической активности безработица уменьшается. При этом безработица влечет за собой большие экономические и социальные издержки. Отсюда возникает проблема занятости и безработицы в национальной экономике.

Статистика безработицы относит любого человека к одной из трех групп:

1) работающие (занятые);

2) безработные;

3) находящиеся вне состава совокупной рабочей силы.

Для того, чтобы определить уровни занятости и безработицы, прежде всего, следует определить часть населения, находящуюся вне совокупной рабочей силы. Сюда относятся дети, не достигшие 16-летнего возраста, лица, находящиеся в специальных учреждениях, лица, выбывшие из состава совокупной рабочей силы (домохозяева, пенсионеры, студенты и др.).

Вторую часть населения можно определить как совокупную рабочую силу. В эту группу входят все лица, которые могут и хотят работать. Рабочая сила состоит из занятых и безработных. Занятость – это любой вид деятельности граждан, не запрещенный законом, и приносящий им доходы. К безработным относятся лица, способные и желающие работать, но в данный момент неработающие и активно ищущие работу.

Типы безработицы . Безработица как сложное экономическое явление поддается классификации. Прежде всего, различают два основных типа безработицы: добровольную и вынужденную. В зависимости от причин ее возникновения выделяют фрикционную, структурную и циклическую безработицу.

Фрикционная безработица – это временная, добровольная безработица, связанная с поиском или ожиданием работы. Она возникает при перемене рабочего места (переход с одной работы на другую, изменение места жительства и т.п.) или при смене «этапов жизненного пути» (поиск работы после окончания учебного заведения, службы в армии). Поскольку данный вид безработицы связан со стремлением работника отыскать работу, соответствующую его способностям и склонностям, то благодаря этому решается проблема рационального распределения трудовых ресурсов.

Структурная безработица связана со структурными сдвигами в национальном производстве, обусловленными научно-техническим прогрессом, появлением новых технологий, изменением структуры спроса на продукцию тех или иных производств. Под воздействием изменения спроса сокращаются или закрываются неперспективные производства. Поэтому одни профессии становятся менее востребованными или вообще «устаревшими», в то время как спрос на другие профессии, включая новые, ранее не существовавшие, увеличивается.

Разновидностью структурной безработицы является так называемая технологическая безработица, обусловленная автоматизацией производства, заменой трудоемких процессов производства машинным трудом.

Таким образом, структурная безработица – это безработица среди тех, чьи профессиональные, трудовые навыки устарели или оказались невостребованными на рынке труда из-за структурных сдвигов в экономике. А поскольку структурные сдвиги в экономике происходят постоянно, постольку всегда имеется определенное число людей, которые высвобождаются из производства и ищут работу. Структурная безработица является вынужденной и имеет более долговременный характер, поскольку получение работы для таких безработных связано с профессиональной переподготовкой, нередко сопровождающейся сменой места жительства.

Безработица фрикционного и структурного типов существует всегда, как в благополучные, так и в неблагоприятные периоды экономического развития. Поэтому вместе они составляют так называемую естественную безработицу . Показателем, характеризующим ее величину, является уровень естественной безработицы. В современной рыночной экономике уровень этой безработицы составляет примерно 5-6%.

Уровень безработицы не всегда остается в пределах своего «естественного значения». В моменты, когда экономическая система проходит этапы подъема и спада, уровень безработицы изменяется. Разность между фактической величиной безработицы, зарегистрированной в данный период времени, и величиной естественной безработицы, называется циклической безработицей. Циклическая безработица возникает в условиях циклического спада производства и обусловлена она сокращением совокупного спроса на товары и услуги. На фазе подъема спрос на рабочую силу возрастает и циклическая безработица сокращается и может полностью исчезнуть. Когда отсутствует циклическая безработица, то говорят, что экономика функционирует в режиме полной занятости.

Наряду с рассмотренными типами безработицы выделяют также скрытую безработицу. Скрытая безработица – это реально существующая незаметная безработица, которая имеет место тогда, когда число работников на предприятии превышает объективно необходимое. Скрытой она является потому, что работник числится в штате предприятия и имеет рабочее место, но работает он либо неполный рабочий день или неделю, либо находится в вынужденном отпуске по инициативе администрации без сохранения заработной платы.

Социально-экономические последствия безработицы. Социально-экономические последствия безработицы неоднозначны. С одной стороны, она дисциплинирует занятых работников, оптимизирует структуру совокупного работника, способствует рационализации занятости. С другой стороны, она влечет за собой значительные экономические потери и негативные социальные последствия. Согласно закону Оукена (Okun’s law), если фактический уровень безработицы превышает свой естественный уровень на 1%, то отставание объема ВВП от потенциально возможного уровня составляет около 2,5%. Т.е. экономика не дополучает продукт, который мог бы быть создан, если бы система работала на границе своих производственных возможностей.

Кроме чисто экономических потерь безработица несет с собой и тяжелые социальные последствия: сокращаются доходы трудящихся и падает уровень жизни; длительная безработица приводит к утрате социального статуса; растет преступность и другие негативные социальные явления.

Поскольку безработица порождает негативные социально-экономические последствия, борьба с нею является одной из приоритетных задач государства. Эта борьба осуществляется посредством разработки и реализации государственных программ по регулированию занятости населения. Эти программы включают в себя следующие меры:

2) профессиональная подготовка и переподготовка незанятого населения;

3) содействие предпринимательству и самозанятости как источником создания новых рабочих мест;

4) создание новых рабочих мест за счет средств бюджета и др.

Вопросы для самоконтроля

1. Что понимается под национальной экономикой?

2. Что понимается под сбалансированностью национальной экономики и как она достигается в современных рыночных условиях?

3. Какие проблемы возникают при измерении национального продукта?

4. Какова роль индексов цен в измерении национального продукта?

5. Каковы причины возникновения инфляционных процессов?

6. Охарактеризуйте экономические последствия инфляции.

7. Какие причины вызывают циклические колебания в экономике?

8. Что представляет собой экономический цикл?

9. Что понимается под естественным уровнем безработицы?

10. Каковы последствия превышения уровня фактической безработицы ее естественного уровня?

Безработица – экономическое состояние, которое характеризуется тем, что часть взрослого трудоспособного населения не имеет работы и находится в ее поисках.

Общая численность занятых и безработных составляет рабочую силу.

Безработица, как социальное явление, приводит к обеднению населения. Этот процесс может стать устойчивым и перерасти в хроническую бедность или, в случае защитных социальных мер со стороны государства, быть остановленным.

Уровеньбезработицы - количественный показатель, позволяющий сравнить безработицу для разной численности населения. Уровень безработицы рассчитывается как отношение числа безработных к общему числу занятых в хозяйстве или к численности интересующей группы населения.

Выделяют три основных типа безработицы: циклическая, фрикционная, структурная .

Циклическая- безработица, вызванную спадом, то есть той фазой экономического цикла, которая характеризуется недостаточностью общих, или совокупных, расходов. Когда совокупный спрос на товары и услуги уменьшается, занятость сокращается, а безработица растет. По этой причине циклическую безработицу иногда называют безработицей, связанной с дефицитом спроса.

Фрикционная- безработица, связанная с краткосрочным периодом, необходимым для поисков новой работы, в связи с получение образования, выходом из декретного отпуска, переездом.

Структурная- безработица, вызванная несоответствием профессиональной подготовки рабочей силы структуре производства. Структура производства постоянно изменяется под влиянием научно-технического прогресса, внедрения новых технологий. Потребность в одних видах профессий сокращается, зато появляется спрос на новые, ранее не существовавшие профессии.

Издержки безработицы:

  • недополученный выпуск продукции - отклонение фактического ВВП от потенциального в результате неполного использования совокупной рабочей силы (чем выше уровень безработицы, тем больше отставание ВВП);
  • сокращение доходной части федерального бюджета в результате уменьшения налоговых поступлений и снижения выручки от реализации благ;
  • прямые потери в личных располагаемых доходах и снижение уровня жизни лиц, ставших безработными, и членов их семей;
  • рост затрат общества на защиту работников от потерь, вызванных безработицей: выплату пособий, реализацию программ по стимулированию роста занятости, профессиональную переподготовку и трудоустройство безработных и т. д.

Закон Оукена:

Закон Артура Оукена гласит: “Отставание фактического ВНП от потенциального составляет 2,5%, если фактический уровень безработицы превышает естественный уровень на 1%”.

Помимо экономических потерь, безработица оказывает негативное влияние на работника. Социальными издержками безработицы являются: потеря квалификации, утрата чувства самоуважения, упадок моральных устоев, распад семьи, общественные и политические беспорядки и др.

В рыночных условиях безработицу исключить невозможно. К.Маркс

Безработица - одна из сложнейших проблем современного общества, затрагивающая все страны. Безработица как экономическое явление имеет место в том случае, если часть способного и желающего трудиться населения не может найти работу по своей специальности или трудоустроиться вообще.

По мнению специалистов в современной экономике потери от массовой безработицы значительно больше, чем потери, связанные, например, с монополизацией рынков. В целом негативные последствия существования безработицы можно разделить на экономические и социальные.

Экономические издержки безработицы :

  • Сокращение объема национального продукта: недоиспользование рабочей силы влечет недопроизводство валового внутреннего продукта (ВВП) .
  • Замедление роста благосостояния: отставание реально произведенного ВВП от потенциального ВВП, который мог бы быть создан в условиях полной занятости.
  • Неравномерное распределение издержек безработицы среди различных групп населения: более высокий уровень безработицы у неквалифицированных рабочих, среди молодежи, национальных меньшинств и женщин.

Наиболее серьезное следствие безработицы - снижение объема производимого ВВП ниже потенциального уровня. Известный исследователь макроэкономических проблем, американский экономист Артур Оукен математически выразил зависимость между уровнем безработицы и невыпущенным объемом продукции, то есть «цену» безработицы для общества.

Закон Оукена следующим образом описывает зависимость между краткосрочным изменением реального ВВП и изменением уровня безработицы: (Y –Y*) / Y* = - β (u – u*) ,
где Y – фактический объем ВВП, Y* – потенциальный объем ВВП, u – фактический уровень безработицы, u* – естественный уровень безработицы, β – коэффициент реакции ВВП на изменение циклической безработицы (коэффициент Оукена).

Смысл закона Оукена в том, что изменение циклической безработицы на один процентный пункт приводит к изменению фактического ВВП на β процентных пунктов. Значение β устанавливается эмпирическим путем и в разных странах попадает в интервал от 2 до 3. Например, если β = 2,5%, естественный уровень безработицы равен 6%, то при повышении безработицы в экономике до 8 % потери ВВП будут составлять 5 %.

Социальные издержки безработицы :

  • Потеря работы является большой личной трагедией. Чем выше уровень безработицы, тем выше уровень разводов, самоубийств, сердечно-сосудистых заболеваний.
  • Деквалификация лиц, потерявших работу, утрата чувства самоуважения, люди не могут проявить себя и профессионально самореализоваться.
  • Упадок моральных устоев в обществе. Безработица приводит к бездеятельности и может повлечь деградацию человека.
  • Общественные и политические беспорядки. Массовая безработица может привести к быстрым, иногда очень бурным социальным и политическим переменам. Последствием безработицы может быть социальный взрыв, если ее размеры превысят допустимый уровень.

Серьезные негативные социально-экономические последствия безработицы повышают ответственность государства за обеспечение занятости трудоспособного население . Эти задачи сопряжены с целью достижения полной занятости в экономике - обеспечение сбалансированности численности трудоспособного населения и количества необходимых для него рабочих мест. Осуществляя политику занятости, государство реализует программы:

  • по стимулированию роста занятости и увеличению числа рабочих мест в государственном секторе эконмики;
  • направленные на подготовку, переподготовку, повышение квалификации безработных;
  • содействия найму рабочей силы, предполагающие стимулирование работодателей по созданию новых рабочих мест;
  • по социальному страхованию безработицы, предусматривающие обеспечение социальных гарантий и компенсаций безработным и высвобожденным работникам.

Проведение этих программ предполагает конкретные действия государства :

  • сокращение законодательно установленной продолжительности рабочего времени в периоды массовой безработицы;
  • создание новых рабочих мест и организацию общественных работ;
  • ограничение предложения рабочей силы за счет ограничения въезда в страну иностранных рабочих, запрета детского труда и др.

Немаловажное значение при реализации программ стимулирования занятости играют биржи труда, представляющие собой в большинстве своем государственные учреждения, которые выполняют функцию посредника между нанимателями (предприятиями и фирмами), с одной стороны, и потенциальными наемными работниками, с другой. Эти учреждения осуществляют учет безработных, содействуют их трудоустройству, изучают спрос и предложение на рынке труда , содействуют желающим переменить занятие и др.

Кроме прямого регулирования занятости существуют меры косвенного воздействия на ситуацию - это меры налогово-бюджетной и денежно-кредитной политики.

Подчеркивая негативные социально-экономические последствия безработицы, необходимо отметить, что безработицу нельзя считать однозначно негативным явлением . С точки зрения экономической динамики безработица – экономическая необходимость. Безработные представляют собой резерв рабочей силы, который может быть востребован при расширении или структурных изменениях производства.

Безработица обостряет конкуренцию на рынке труда, побуждая работников к профессиональной мобильности, поддержанию и повышению качества труда, дисциплины. Наконец, безработица сдерживает «атаки» профсоюзов, их требования повысить заработную плату и тем самым стимулирует предпринимательскую активность.

Поделиться: