Упрощенная форма бухгалтерского учета. Упрощенный бухгалтерский учет Учет в малых предприятиях в году

Л.А. Елина, экономист-бухгалтер

Упрощенный бухучет для малых предприятий

Комментарий к поправкам в Положения по бухгалтерскому учету

Приказ Минфина России от 08.11.2010 № 144н «О внесении изменений в нормативные правовые акты по бухгалтерскому учету»

Начиная с отчетности за 2010 г. действуют изменения в восемь Положений по бухгалтерскому учету, которые значительно облегчают работу бухгалтеров малых предприятий. В чем же суть этих изменений?

Проверяем, относится ли ваша организация к малым предприятиям

Прежде чем изучать поправки, надо проверить, может ли ваша организация ими воспользоваться. Так, если ваша компания - эмитент публично размещаемых ценных бумаг, то новые поправки в ПБУ не для вас. Вы не выпускали таких ценных бумаг? Тогда надо проверить, относится ли ваше предприятие к малым или нет.

К субъектам малого предпринимательства относятся организации, у которых (далее - Закон № 209-ФЗ) :

Внимание

Статус малого предприятия не зависит от того, какую систему налогообложения вы применяете.

  • суммарная доля участия РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, иностранных организаций и граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов, организаций, которые не относятся к субъектам малого и среднего предпринимательства, в их уставном капитале не превышает 25%ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее - Закон № 209-ФЗ) ;
  • средняя численность работников за предшествующий календарный год не превышает 100 человекп. 2 ч. 1 ст. 4 Закона № 209-ФЗ ;
  • выручка от реализации товаров, работ, услуг без учета НДС за предшествующий календарный год не превышает 400 млн руб.п. 3 ч. 1 ст. 4 Закона № 209-ФЗ ; абз. 3 п. 1 Постановления Правительства РФ от 22.07.2008 № 556

Но это еще не все. Приобрести статус субъекта малого предпринимательства можно, только если эти условия у вас соблюдаются в течение 2 календарных лет, следующих один за другимч. 4 ст. 4 Закона № 209-ФЗ .

Если с составом ваших участников и учредителей изначально все в порядке, нужно сосредоточиться на более изменчивых показателях - на выручке и на средней численности работников. Если ориентироваться на эти два показателя, в 2011 г. ваше предприятие может считаться малым при следующих условиях:

  • <или> и в 2010, и в 2009 г. показатели численности и выручки были не выше предельных;
  • <или> если за 2010 г. вы превысили предельные показатели выручки и средней численности, то за 2008 и за 2009 гг. показатели численности и выручки должны быть не выше предельных.

Таким образом, малыми предприятиями могут быть и те, кто платит налоги по общему режиму, и те, кто применяет упрощенку либо находится на вмененке или ЕСХН.

Специально регистрироваться где-либо в качестве субъекта малого предпринимательства не надо.

Не нужно и никакого свидетельства, подтверждающего ваш статус малого предприятия.

Органы исполнительной власти и местного самоуправления, оказывающие поддержку субъектам малого и среднего предпринимательства, ведут реестры субъектов - получателей такой поддержки. Но присутствие вашего предприятия в таком реестре, в общем-то, не дает 100%-й гарантии того, что оно - малое. И наоборот, если предприятия в таком реестре нет, это не значит, что оно не относится к малым.

Итак, если вы проверили свою организацию и в 2011 г. она относится к малым предприятиям, то самое время изучить, какие изменения для вас подготовил Минфин.

«Узаконенный» кассовый метод для малых предприятий

Теперь в ПБУ 9/99 «Доходы организации» и ПБУ 10/99 «Расходы организации» прямо предусмотрено, что доходы и расходы малые предприятия могут считать по кассовому методу. То есть по мере поступления и расходования денегп. 12 ПБУ 9/99 «Доходы организации», утв. Приказом Минфина России от 06.05.99 № 32н ; п. 18 ПБУ 10/99 «Расходы организации», утв. Приказом Минфина России от 06.05.99 № 33н , причем неважно, перешло ли к покупателю право собственности на товар (принял ли заказчик работы) или нет. Расходы тоже можно учитывать после погашения задолженности за приобретенные товары (работы, услуги)п. 18 ПБУ 10/99 .

Правда, нельзя сказать, что это такое уж нововведение. У малых предприятий и раньше была возможность применения кассового метода в бухучете. Она закреплена в рекомендациях Минфина 1998 г.п. 20 Типовых рекомендаций по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства, утв. Приказом Минфина России от 21.12.98 № 64н Но в ПБУ 9/99 и ПБУ 10/99, появившихся год спустя, до недавнего времени о применении кассового метода малыми предприятиями не было ни слова. Поэтому некоторые бухгалтеры опасались руководствоваться минфиновскими рекомендациями и вели бухучет как все - по методу начисления. Теперь же можно не бояться применять кассовый метод в бухучете.

Однако кассовый метод удобен лишь применяющим упрощенку либо тем, кто платит ЕСХН. Поскольку они и в налоговом учете доходы и расходы всегда считают так жепп. 1 , 2 ст. 346.17 , п. 5 ст. 346.5 НК РФ . Плательщикам налога на прибыль «бухучетный» кассовый метод интересен, только если и в налоговом учете они тоже выбрали кассовый метод. А это большая редкость.

Плательщикам ЕНВД (не совмещающим вмененку с упрощенкой) кассовый метод бухучета не очень удобен. Во-первых, у него свои особенности, к которым надо привыкнуть. И во-вторых, при переходе на общий режим налогообложения и уплату налога на прибыль придется перестраиваться. А это сложно.

Другое дело - если вы совмещаете ЕНВД с упрощенкой. В такой ситуации кассовый метод в бухучете может быть вполне приемлем.

Вывод

Применение кассового метода бухучета малыми предприятиями полностью узаконено, но пользоваться им выгодно только упрощенцам и плательщикам ЕСХН.

«Бухучетные освобождения» для малых предприятий

Минфиновские изменения избавляют малые предприятия от применения некоторых специфичных ПБУ. Это приятно. Правда, большинство небольших организаций и так не обращали внимания на некоторые из них. Зато теперь они смогут это делать на вполне законных основаниях.

Теперь малые предприятия могут не применять:

  • ПБУ 2/2008 «Учет договоров строительного подряда»утв. Приказом Минфина России от 24.10.2008 № 116н ;
  • ПБУ 16/02 «Информация по прекращаемой деятельности»утв. Приказом Минфина России от 02.07.2002 № 66н .

Малые предприятия могут учитывать все проценты по займам и кредитам как прочие расходы, даже если заем связан с приобретением инвестиционного актива. Проценты без разбору можно списывать в дебет счета 91-2п. 7 ПБУ 15/2008 «Учет расходов по займам и кредитам», утв. Приказом Минфина России от 06.10.2008 № 107н .

Малым предприятиям теперь не обязательно переоценивать финансовые вложения. Их можно отражать в учете и отчетности по первоначальной стоимостип. 19 ПБУ 19/02 «Учет финансовых вложений», утв. Приказом Минфина России от 10.12.2002 № 126н .

Малые предприятия могут воспользоваться упрощенным порядком исправления существенных ошибок отчетного года, выявленных после утверждения отчетности за него. Их можно исправить днем выявления. А прибыль или убыток, появившиеся при исправлении, надо отразить в составе прочих доходов или расходов текущего отчетного периода (то есть на счете 91 «Прочие доходы и расходы»). Сложный ретроспективный пересчет после этого делать не нужноп. 9 ПБУ 22/2010 «Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности», утв. Приказом Минфина России от 28.06.2010 № 63н .

Малые предприятия могут не отражать ретроспективно последствия изменения учетной политики, даже если эти изменения существенныеп. 15.1 ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации», утв. Приказом Минфина России от 06.10.2008 № 106н .

Напомним, что малые предприятия по-прежнему могут:

  • не применять ПБУ 18/02п. 2 ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль», утв. Приказом Минфина России от 19.11.2002 № 114н . Малые предприятия - плательщики налога на прибыль могут начислять его в бухучете по данным декларации;
  • не отражать условные факты хозяйственной деятельностип. 2 ПБУ 8/01 «Условные факты хозяйственной деятельности», утв. Приказом Минфина России от 28.11.2001 № 96н ;
  • не раскрывать информацию о связанных сторонах (на такое освобождение вы не имеете права, если ваша организация - ОАО либо если она добровольно публикует отчетность полностью или частично)п. 3 ПБУ 11/2008 «Информация о связанных сторонах», утв. Приказом Минфина России от 29.04.2008 № 48н ;
  • не представлять информацию по сегментамп. 3 ПБУ 12/2000 «Информация по сегментам», утв. Приказом Минфина России от 27.01.2000 № 11н (действовало до 2011 г.) . Кстати, по правилам нового ПБУ 12/2010 «Информация по сегментам» (вступает в силу с отчетности за 2011 г.п. 2 Приказа Минфина России от 08.11.2010 № 143н ) информацию о сегментах в пояснениях к отчетности должны раскрывать только эмитенты публично размещаемых ценных бумаг. А остальные организации (как малые, так и средние и крупные) могут делать это по желаниюп. 2 ПБУ 12/2010 «Информация по сегментам», утв. Приказом Минфина России от 08.11.2010 № 143н .

Кроме того, для малых предприятий предусмотрена возможность составления отчетности в упрощенном виде. При составлении отчетности за 2010 г. малым предприятиям (не обязанным проводить аудиторскую проверку) можно не представлять пояснительную записку и формы № 3 «Отчет об изменениях капитала», № 4 «Отчет о движении денежных средств» и № 5 «Приложение к бухгалтерскому балансу»пп. 1 , 3 Указаний об объеме форм бухгалтерской отчетности, утв. Приказом Минфина России от 22.07.2003 № 67н .

Начиная с отчетности за 2011 г. в приложениях к балансу можно приводить только наиболее важную информациюпп. 6, 7 Приказа Минфина России от 02.07.2010 № 66н . Если же вы посчитаете, что у вас нет никакой важной информации, то можно вообще не сдавать приложения. И тот факт, обязаны вы проводить аудиторскую проверку или нет, никакого значения иметь уже не будет.

Упрощая бухучет на малом предприятии, важно добиться равновесия между интересами руководства, участников и вашими трудозатратами. Если вы решите воспользоваться каким-либо послаблением, лучше отразить это в своей учетной политике.

Был предусмотрен еще с 1998 г. Однако по разным причинам Типовыми рекомендациями по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства (утв. Приказом Минфина России от 21.12.1998 N 64н; далее - Типовые рекомендации), где был изложен механизм упрощения учета, мало кто пользовался. Приказом Минфина России от 08.11.2010 N 144н (далее - Приказ N 144н) приняты изменения, которые, по всей видимости, приведут бухгалтерский учет малых предприятий к кардинальным нововведениям.

В соответствии с действующим законодательством малое предприятие обязано вести бухгалтерский учет по единым методологическим основам и правилам, установленным Федеральным законом от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете", Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации (утв. Приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н), положениями (стандартами) по бухгалтерскому учету, Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций (утв. Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н).

Типовыми рекомендациями и ст. 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Закон N 209-ФЗ) предусматривается возможность применения упрощенной системы ведения бухгалтерской отчетности для малых предприятий, осуществляющих отдельные виды деятельности. На фоне повышения налоговой нагрузки, расширения ассортимента и размеров штрафных санкций и т.п. упрощение требований и рост возможностей, конечно, не могут не заинтересовать тех, кто может именовать себя "малым предприятием".

К малым предприятиям относятся коммерческие организации, потребительские кооперативы, индивидуальные предприниматели, крестьянские (фермерские) хозяйства, в которых соблюдаются некоторые условия по организационно-правовой форме, величине уставного капитала, доходам и численности (ст. 4 Закона N 209-ФЗ):

Суммарная доля участия сторонних лиц и организаций в их уставном (складочном) капитале (паевом фонде) не превышает 25%. Это не относится к обществам, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности;

Средняя численность работников за предшествующий календарный год не превышает 100 человек. При этом в расчете учитываются все работники, в том числе работающие по гражданско-правовым договорам, совместительству с учетом реально отработанного времени, а также работники представительств, филиалов и других обособленных подразделений;

Выручка от реализации товаров (работ, услуг) без НДС, рассчитанная по налоговому законодательству РФ в течение двух календарных лет, следующих один за другим, не превышает 400 млн руб. (Постановление Правительства РФ от 22.07.2008 N 556).

Итак, если на предприятии названные критерии соблюдаются, можно взвесить все "за" и "против" по изменениям, вводимым с отчетности за 2010 г. Приказом N 144н в порядок бухгалтерского учета на малых предприятиях (за исключением эмитентов публично размещаемых ценных бумаг).

Переход с метода по отгрузке на кассовый метод

Как известно, все факты хозяйственной деятельности российских организаций отражаются в бухгалтерском учете в том отчетном периоде, в котором они имели место, независимо от фактического времени поступления или выплаты денежных средств, связанных с этими фактами (п. 5 Положения по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" (ПБУ 1/2008), утв. Приказом Минфина России от 06.10.2008 N 106н; далее - ПБУ 1/2008). Другими словами, метод начисления используется по умолчанию .

В то же время возможность применения кассового метода была давно зафиксирована в нескольких законодательных актах, в частности в п. 19 ПБУ 1/2008, п. 18 Положения по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 10/99 (утв. Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н; далее - ПБУ 10/99), п. 20 Типовых рекомендаций.

Основные принципы кассового метода заключаются в том, что доходы и расходы отражаются в момент погашения задолженности (в момент поступления денежных средств в их оплату или погашения задолженности иным способом - взаимозачетом, передачей отступного и пр.). Аналогичным образом отражаются в себестоимости и суммы затрат, которые фиксируются в отчетности только после оплаты материальных ценностей, услуг, работ сторонних организаций или выплаты заработной платы, перечисления налоговых платежей.

Применение кассового метода предполагает, что предприятие не учитывает одно из условий признания выручки: о переходе права собственности (владения, пользования и распоряжения) на товар (работы, услуги) от организации к покупателю (пп. "г" п. 12 Положения по бухгалтерскому учету "Доходы организации" ПБУ 9/99, утв. Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 32н; далее - ПБУ 9/99). Именно это и зафиксировано в измененном Приказом N 144н п. 12 ПБУ 9/99.

Имейте в виду, что в случае, если будет применяться кассовый метод учета доходов, придется учитывать и общие ограничения, установленные в других бухгалтерских стандартах. Например, к доходам не следует относить поступления в порядке предварительной оплаты (п. 3 ПБУ 9/99), а расходом не будет являться выбытие активов в порядке предварительной оплаты материально-производственных запасов и иных ценностей, работ, услуг (п. 18 ПБУ 10/99).

Схема корреспонденции счетов при кассовом методе ничем не отличается от применяемой при методе начисления:

Дебет 50 "Касса" (51 "Расчетные счета") Кредит 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками" (76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами") - получены денежные средства;

Дебет 62 (76) Кредит 90 "Продажи", субсчет 1 "Выручка", - отражена выручка от реализации.

Обращаем внимание, что изменения п. 12 ПБУ 9/99 касаются именно выручки.

В трактовке этого положения к выручке от продажи продукции и товаров относятся только доходы от обычных видов деятельности (п. 5 ПБУ 9/99). Кроме них есть еще и прочие доходы в виде поступлений, возникающих как последствия чрезвычайных обстоятельств хозяйственной деятельности (стихийного бедствия, пожара, аварии, национализации и т.д.), а также в виде стоимости материальных ценностей, остающихся от списания непригодных к восстановлению и дальнейшему использованию активов, и т.п. (п. 9 ПБУ 9/99).

Порядок признания отдельных видов прочих поступлений отличается от порядка признания выручки (п. 16 ПБУ 9/99). В результате предприятие, предполагающее использовать в отношении поступлений кассовый метод, по сути, будет применять два метода (п. п. 12 и 16 ПБУ 9/99):

1) кассовый - в отношении выручки от реализации продукции (работ, услуг), поступлений от продажи основных средств и иных активов, отличных от денежных средств (кроме иностранной валюты), продукции, товаров, а также процентов, полученных за предоставление в пользование денежных средств организации, и доходов от участия в уставных капиталах других организаций, когда это не является предметом деятельности организации;

2) по начислению - в отношении штрафов, пени, неустоек за нарушение условий договоров, а также возмещения причиненных организации убытков (при наличии решения об их взыскании или признания должником), сумм кредиторской и депонентской задолженности, по которой срок исковой давности истек (в период истечения срока исковой давности); сумм дооценки активов (в том периоде, к которому относится дата, по состоянию на которую произведена переоценка) и иных поступлений (по мере образования (выявления)).

Пример 1 . Малое предприятие 14 января 2011 г. отгрузило покупной товар. Оплата полученного товара предусмотрена в феврале текущего года.

Предприятие утвердило в учетной политике по бухгалтерскому учету кассовый метод признания выручки.

В феврале плата за товар не поступила, и предприятие-поставщик выставило претензию со штрафными санкциями. Покупатель согласился на погашение долга с учетом штрафных санкций: долг был погашен в феврале, а уплата санкций была отложена до апреля 2011 г.

Бухгалтерский учет у поставщика в I квартале:

1) в январе отражена задолженность предприятия в бюджет по НДС на основании выписанного счета-фактуры (п. 1 ст. 167 Налогового кодекса РФ - НК РФ):

Дебет 76, субсчет "НДС", Кредит 68 "Расчеты по налогам и сборам", субсчет "НДС";

Дебет 51 Кредит 62 - поступление задолженности за отгруженный товар;

Дебет 62 Кредит 90, субсчет 1 "Выручка", - отражена выручка;

Дебет 90, субсчет 3 "НДС", Кредит 76, субсчет "НДС", - начислен НДС по отгруженному товару;

Дебет 90, субсчет 2 "Себестоимость продаж", Кредит 41 "Товары", - отражена покупная стоимость отгруженных товаров;

Дебет 76, субсчет 2 "Расчеты по претензиям", Кредит 91 "Прочие доходы и расходы", субсчет 1 "Прочие доходы", - на основании письменного согласия покупателя начислены штрафные санкции за нарушение условий договора.

Совершенно очевидно, что смена метода учета выручки повлечет за собой переходный период, в связи с чем возникнут вопросы по отражению отдельных операций, которые были начаты в 2010 г., а закончатся в 2011 г. Каких-нибудь разъяснений, как поступить в "переходном" периоде, законодатель не предоставил. Поэтому предприятиям придется самим выработать технологию перехода.

Переходный период будет касаться тех затрат, которые были оплачены позже их осуществления. Например, налоги, которые были начислены в 2010 г., а перечислены в 2011 г., уже будут учтены в финансовых результатах, отраженных в бухгалтерской отчетности за 2010 г. Таким образом, повторно, несмотря на оплату в текущем году, их учитывать не надо. Чтобы выявить суммы оплаченных "с опозданием" затрат, нужно сделать несколько последовательных действий:

1. Проанализировать неоплаченную отгрузку, которая была включена в выручку предыдущего года (про прочие поступления организация решает самостоятельно). Это необходимо для того, чтобы повторно не учитывать ее в доходах 2011 г., когда поступит оплата. Можно сформировать реестр дебиторской задолженности по состоянию на 1 января 2011 г. и отслеживать поступающую по ней оплату, которая не должна войти в выручку по бухгалтерскому учету в 2011 г.

2. Отследить реестр авансовых платежей, числящихся на конец 2010 г. и не признаваемых в составе выручки по кассовому методу (п. 3 ПБУ 9/99). Доход в данном случае следует признавать по мере отгрузки авансированных товаров.

3. Разработать методику отражения доходов и особенно расходов по кассовому методу. Этот шаг связан с тем, что в ПБУ 10/99, как было отмечено выше, также внесены изменения: если предприятием принят кассовый метод признания выручки, то и расходы признаются после осуществления погашения задолженности.

Дело в том, что на основании ПБУ 10/99 расходы в бухгалтерском учете, с одной стороны, можно признавать в любое время, в любом объеме и т.д. независимо от намерения получить выручку (п. 17 ПБУ 10/99). С другой стороны, в отчете о прибылях и убытках должна прослеживаться взаимосвязь между произведенными затратами и поступлениями, т.е. должен быть соблюден всем известный принцип соответствия доходов и расходов (п. 19 ПБУ 10/99). Оказывается, при кассовом методе это не всегда может быть реализовано.

Пример 2 . Предприятие применяет кассовый метод признания доходов.

В январе 2011 г. на расчетный счет предприятия поступило 1000 тыс. руб. за отгруженный по договору товар. Себестоимость проданного товара - 800 тыс. руб. Оплата за него на момент продажи не была произведена.

Предприятие обязано отразить доход в бухгалтерском учете и отчете о прибылях и убытках в I квартале 2011 г., так как оплата была получена.

В то же время, поскольку кредиторская задолженность перед поставщиком товара не погашена, себестоимость товара может быть отражена только в период погашения долга перед поставщиком (п. 18 ПБУ 10/99).

Следовательно, отчет о прибылях и убытках за январь 2011 г. в соответствии с ПБУ 9/99 и ПБУ 10/99 должен выглядеть таким образом:

Фрагмент отчета о прибылях и убытках

Ввиду того что малое предприятие должно применять и другие законодательные акты и положения в области бухгалтерского учета, в этих обстоятельствах предприятие может воспользоваться принципом соответствия доходов и расходов, который заложен в Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета. Тем более что на величину налогов этот подход не повлияет. В результате при признании в бухгалтерском учете суммы выручки от продажи товаров в январе одновременно будет списана и себестоимость проданных товаров, а отчет о прибылях и убытках будет отражать адекватный финансовый результат:

Дебет 51 Кредит 62 - отражено поступление задолженности за отгруженный товар - 1000 тыс. руб.;

Дебет 62 Кредит 90, субсчет 1 "Выручка", - отражена выручка - 1000 тыс. руб.;

Дебет 90, субсчет "НДС", Кредит 68, субсчет "НДС", - начислен НДС по отгруженному товару - 180 тыс. руб.;

Дебет 90, субсчет 2 "Себестоимость продаж", Кредит 41 - отражена покупная стоимость отгруженных товаров - 800 тыс. руб.;

Дебет 90 Кредит 99 "Прибыли и убытки" - сформирован финансовый результат по операции реализации товара - 200 тыс. руб.

Чтобы соблюсти все требования бухгалтерского законодательства, предприятиям, применяющим кассовый метод, придется разработать методику отражения неоплаченных товарно-материальных ценностей , а также других затрат, которые напрямую связаны с формированием финансового результата и собираются на счетах 20 "Основное производство", 26 "Общехозяйственные расходы", 97 "Расходы будущих периодов".

Для отражения товарно-материальных ценностей можно воспользоваться Типовыми рекомендациями. В соответствии с ними фактическая себестоимость отгруженных (проданных), но неоплаченных ценностей до момента поступления денежных средств (или имущества) отражается обособленно. Так, к счетам товарно-материальных ценностей (01 "Основные средства", 10 "Материалы", 41 и др.) можно открыть отдельные субсчета, где будут отражаться неоплаченные ценности. В момент погашения кредиторской задолженности перед поставщиком стоимость активов, отраженных на этих субсчетах, будет списываться на затраты.

Одним из самых сложных разделов методики отражения неоплаченных затрат, возможно, будет учет и списание остатков незавершенного производства, в которое вошли полностью оплаченные, частично оплаченные и вообще неоплаченные материалы, заработная плата или амортизация основных средств.

Пример 3 . В январе 2011 г. малое предприятие закупило и оплатило товар. Стоимость товара составила 5 000 000 руб. (НДС не облагается). В этом же месяце товар был отгружен покупателю. Сумма, предъявленная покупателю к оплате, - 6 000 000 руб.

В I квартале 2011 г. товар был оплачен покупателем частично (50%).

Вариант 1 :

Дебет 62 Кредит 90, субсчет 1 "Выручка", - отражена выручка - 3 000 000 руб.;

Дебет 90, субсчет 2 "Себестоимость продаж", Кредит 41 - отражена покупная стоимость отгруженных товаров в размере 50% от суммы выручки - 2 500 000 руб.

Вариант 2 :

Дебет 62 Кредит 90, субсчет 1 "Выручка" - отражена выручка - 6 000 000 руб.;

Дебет 90, субсчет 2 "Себестоимость продаж", Кредит 41 - отражена покупная стоимость отгруженных товаров в размере 100% - 5 000 000 руб.

Какой из вариантов выбрать, решать предприятию. При этом следует иметь в виду, что вариантов может быть намного больше.

У всех бухгалтеров, раздумывающих о кассовом методе, наверняка возникнет еще один вопрос: изменится ли порядок расчета налогов после смены метода отгрузки на оплату?

Нет, не изменится, так как расчет налогов устанавливается Налоговым кодексом РФ, а не ПБУ 9/99 или ПБУ 10/99. Например, база для расчета налога на имущество хотя и берется из бухгалтерского учета, но связана с активами баланса, а не с выручкой. Обороты по НДС хотя и основываются на бухучете, но формируются в книге покупок и продаж и только потом отражаются по кредиту и дебету счета 68, субсчет "НДС". Налог на прибыль может быть рассчитан по данным бухгалтерского учета, если только методы учета доходов и расходов идентичны, нет незавершенного производства, которое рассчитывается по разным принципам, и т.д. А это бывает крайне редко.

Несмотря на перечисленные выше сложности, у кассового метода есть немалые плюсы. Так, кассовый метод будет удобен предприятиям, которые редко получают авансы, не заключают договоры с отсрочкой платежа и в силу каких-либо причин не могут перейти на упрощенную систему налогообложения, где всегда применяется кассовый метод (правда, по несколько другим правилам), и т.д.

Упростим учет строительных договоров

Следующее изменение касается Положения по бухгалтерскому учету "Учет договоров строительного подряда" (ПБУ 2/2008) (утв. Приказом Минфина России от 24.10.2008 N 116н; далее - ПБУ 2/2008). В соответствии с дополняемым Приказом N 144н в ПБУ 2/2008 п. 2.1 субъектами малого предпринимательства данное ПБУ может вообще не применяться. В результате малые предприятия теперь присоединятся к тем организациям-подрядчикам (субподрядчикам), которые работают по договорам строительного подряда, но не применяют ПБУ 2/2008 в связи с тем, что длительность выполнения договоров имеет краткосрочный характер или сроки их начала и окончания приходятся на один отчетный год (п. 1 ПБУ 2/2008).

Упрощенный (обычный) способ отражения строительных договоров предусматривает, что бухгалтерия предприятия может не выводить индивидуальные финансовые результаты по каждому исполняемому договору, контролировать наличие технической документации по договорам, вести учет количества договоров, заключенных организацией с одним или несколькими заказчиками по одному проекту, менять рабочий план счетов с целью добавления счетов для учета предполагаемых доходов по каждому договору, изучать степень вероятности возмещения расходов заказчиком, определять степень завершенности работ по договору на отчетную дату и т.д.

Пример 4 . В состав группы компаний, основным видом деятельности которой является осуществление строительных работ, входят дочерние предприятия, занимающиеся строительными и архитектурно-планировочными работами. Бухгалтерский учет доходов, расходов и финансовых результатов по длительным договорам все предприятия ведут в соответствии с ПБУ 2/2008.

Дочерние организации относятся к малым предприятиям. В связи с внесенными изменениями было принято решение о том, что в целях упрощения ведения бухгалтерского учета дочерние организации не будут применять ПБУ 2/2008. В результате упрощенного подхода формирование финансового результата по строительным и проектным договорам будет осуществляться в них по данным первичных документов, а в управляющей компании - на основании расчетных оценок исходя из общей рентабельности проекта.

При консолидации бухгалтерской отчетности этой группы компаний учитывается разный подход при формировании текущих финансовых результатов.

Головное предприятие при подготовке отчетности:

1. На основании расчетов специалистов технических служб в первые отчетные периоды действия договора оценивает достоверность финансового результата каждого договора.

Если существует вероятность, что расходы, понесенные при исполнении договора, будут возмещены, выручка по договору признается равной сумме понесенных расходов за данный отчетный период. Таким образом, финансовый результат может быть равен нулю (п. 17 ПБУ 2/2008).

Если вероятность возмещения расходов заказчиком отсутствует, то выручка не признается, а расходы учитываются в составе текущих расходов отчетного периода. Финансовый результат получается отрицательным и признается в соответствующем отчетном периоде (п. 24 ПБУ 2/2008).

2. В последующие отчетные периоды до определения степени завершенности работ продолжает оценку прибыльности договора.

Для исчисления прибыли по каждому договору устанавливается степень завершенности работ на отчетную дату, порядок расчета которой закреплен в учетной политике: прибыль начинает признаваться после завершения 20% от объема строительно-монтажных работ по смете (п. 20 ПБУ 2/2008).

По каждому договору с начала отражения прибыли нарастающим итогом рассчитываются суммы доходов (% завершенности x цена договора) и расходов (% завершенности x сметные расходы) (п. п. 17, 20, 21 ПБУ 2/2008). При этом доходы определяются по проценту завершенности на отчетную дату в сравнении с плановым показателем по учетной политике.

Дочерние организации суммы доходов по договору отдельно не рассчитывают. Индивидуально собираются лишь расходы.

Если договором предусмотрены этапы, то операции по формированию финансового результата отражаются на основании поступивших документов (актов, накладных и т.д.), связанных с этим этапом. Финансовый результат выводится на последнюю отчетную дату и может быть любым, а фактически полученный убыток или прибыль признаются в соответствующем отчетном периоде.

В случае если предприятие использовало ПБУ 2/2008, но предполагает отказаться от него в силу появившихся возможностей, надо иметь в виду, что это сложное для понимания (но простое для творческих людей) ПБУ позволяет "нарисовать" красивую бухгалтерскую отчетность, которая до сих пор используется для получения кредитов, доклада-отчета перед акционерами и т.д.

Корректировать ли бухгалтерские проценты, рыночную стоимость

Приказ N 144н позволит сблизить бухгалтерский и налоговый учет процентов по долговым обязательствам, подлежащих включению в стоимость инвестиционного актива: с изменением п. 7 Положения по бухгалтерскому учету "Учет расходов по займам и кредитам" (ПБУ 15/2008) (утв. Приказом Минфина России от 06.10.2008 N 107н; далее - ПБУ 15/2008) субъекты малого предпринимательства могут признавать абсолютно все расходы по займам в составе прочих расходов . Точно так же, как это давно делается в налоговом учете, где проценты могут быть признаны в составе внереализационных расходов. Конечно, при соблюдении установленных пределов.

Тот заемщик, кто не работает с инвестиционными объектами, не так порадуется этим изменениям, как те, кому приходится проценты за инвестиционный кредит систематически распределять между стоимостью инвестиционного объекта (счет 08 "Вложения во внеоборотные активы", субсчет 3 "Строительство объектов основных средств") и прочими расходами текущего периода (счет 91, субсчет 2 "Прочие расходы"). Это требование п. 7 ПБУ 15/2008.

Вспомним, что под инвестиционным активом для целей ПБУ 15/2008 понимаются объекты незавершенного производства и незавершенного строительства, земельные участки и нематериальные активы, НИОКР и т.д. При этом главными признаками такого объекта являются длительная подготовка к использованию в будущем, существенные расходы на приобретение, сооружение и (или) изготовление.

Сложность расчета процентов по ПБУ 15/2008 состоит в том, что не все проценты, причитающиеся к оплате заимодавцу (кредитору), включаются в стоимость инвестиционного актива. Согласно п. п. 9, 10 ПБУ 15/2008 проценты могут быть включены в состав инвестиционного объекта при выполнении следующих условий:

Расходы по приобретению, сооружению и (или) изготовлению инвестиционного актива подлежат признанию в бухгалтерском учете;

Расходы по займам, связанные с приобретением, сооружением и (или) изготовлением инвестиционного актива, подлежат признанию в бухгалтерском учете;

Начаты работы по приобретению, сооружению и (или) изготовлению инвестиционного актива;

Проценты должны быть уменьшены на величину дохода от временного использования средств полученных займов (кредитов) в качестве долгосрочных и (или) краткосрочных финансовых вложений и т.д.

В случае нарушения условий включения процентов в стоимость будущего основного средства организация может исказить его первоначальную стоимость, а значит, и величину налога на имущество.

Пример 5 . Малое предприятие заключило кредитный договор, денежные средства по которому предполагается направить на строительство офисного здания и покупку транспортных средств.

Поскольку длительная подготовка новых объектов предполагается только в отношении офиса (строительство продлится не менее двух лет), то к инвестиционным активам в целях ПБУ 15/2008 может быть отнесен только он. А транспортные средства, расходы на которые хотя и существенны, в рамках этого ПБУ относятся к обычным объектам учета.

Срок действия кредитного договора составляет два года: с 01.05.2010 по 30.04.2012. Деньги поступили на счет предприятия 5 мая.

К строительству объекта приступили лишь в конце октября 2010 г. Чтобы использовать полученные кредитные средства с выгодой, предприятие до конца года заключило договор о предоставлении во временное пользование денежных средств. В бухгалтерском учете делают записи:

Дебет 76 Кредит 67 "Расчеты по долгосрочным кредитам и займам", субсчет "Кредиты", - отражена сумма полученных по кредитному договору средств;

Дебет 51 Кредит 76 - получены кредитные средства;

Дебет 58 "Финансовые вложения" Кредит 76 - отражены краткосрочные финансовые вложения в виде предоставленного другой организации займа;

Дебет 76 Кредит 51 - перечислены средства по договору займа.

За период с мая по сентябрь:

Дебет 76 Кредит 91, субсчет 1 "Прочие доходы", - начислены проценты по договору займа;

Дебет 51 Кредит 76 - получены проценты по договору займа;

Дебет 91, субсчет 2 "Прочие расходы", Кредит 67, субсчет "Проценты по кредитам", - отражены проценты по кредиту в полном объеме, причитающемся к выплате банку;

Дебет 76 Кредит 51 - перечислены проценты по кредитному договору

За период с октября по декабрь то же, за исключением:

Дебет 08 (91, субсчет 2 "Прочие расходы") Кредит 67, субсчет "Проценты по кредитам", - отражены проценты по кредиту, которые включаются в стоимость инвестиционного актива за вычетом доли, отнесенной в прочие расходы (в сумме полученных процентов по договору займа).

В случае принятия решения о применении новой трактовки п. 7 ПБУ 15/2008 уже в 2010 г. малое предприятие сможет все проценты, начисляемые с октября на счет 08, субсчет 3 "Строительство объектов основных средств", сторнировать и отнести в состав прочих расходов.

Такой же упрощенный подход получат малые предприятия, которые учитывают финансовые вложения. Теперь согласно п. 19 Положения по бухгалтерскому учету "Учет финансовых вложений" ПБУ 19/02 (утв. Приказом Минфина России от 10.12.2002 N 126н; далее - ПБУ 19/02) субъекты малого предпринимательства вправе осуществлять последующую оценку всех финансовых вложений в порядке, установленном ПБУ 19/02 для финансовых вложений, по которым не определяется их текущая рыночная стоимость .

В результате, если ранее ежемесячно или ежеквартально надо было корректировать учетную стоимость финансовых вложений для отражения в бухгалтерской отчетности на конец отчетного года по текущей рыночной стоимости (п. 20 ПБУ 19/02), а в учетной политике организации требовалось зафиксировать сроки проведения переоценки финансовых вложений, то теперь в бухгалтерском учете и в бухгалтерской отчетности малые предприятия могут отражать свои финансовые вложения по первоначальной стоимости (п. 21 ПБУ 19/02).

Согласно новому п. 3.1, внесенному Приказом N 144н в Положение по бухгалтерскому учету "Информация по прекращаемой деятельности" ПБУ 16/02 (утв. Приказом Минфина России от 02.07.2002 N 66н), данное ПБУ малыми предприятиями может также не применяться. В результате этого изменения не надо будет образовывать резервы, установленные Положением по бухгалтерскому учету "Условные факты хозяйственной деятельности" ПБУ 8/01 (утв. Приказом Минфина России от 28.11.2001 N 96н), переоценивать активы, описывать все действия по прекращаемой деятельности в пояснительной записке к бухгалтерской отчетности и др.

О перспективах

Еще два изменения касаются способов пересчета показателей отчетности.

Первое изменение связано с дополнениями в п. 9 Положения по бухгалтерскому учету "Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности" (ПБУ 22/2010) (утв. Приказом Минфина России от 28.06.2010 N 63н). В соответствии с новым регламентом малые предприятия, за исключением эмитентов публично размещаемых ценных бумаг, смогут исправлять существенные ошибки предшествующего отчетного года, выявленные после утверждения бухгалтерской отчетности за этот год, без ретроспективного пересчета .

Второе изменение, также предполагающее наличие возможности применения малым предприятием перспективного метода, касается учетной политики.

Согласно новому п. 15.1 ПБУ 1/2008 малые предприятия вправе отражать последствия изменения учетной политики, оказавшие или способные оказать существенное влияние на финансовое положение организации, финансовые результаты ее деятельности и (или) движение денежных средств, перспективно .

Это означает, что при принятии решения об изменении учетной политики текущего года не потребуется пересчета каких-либо показателей не только за этот, но и за предыдущие периоды. Другими словами, новые способы учета будут применяться к отношениям, возникшим после введения изменений.

Пример 6 . Финансовые вложения в виде ценных бумаг составляют существенную величину в активах баланса малого предприятия.

В соответствии с учетной политикой на 2010 г. переоценка ценных бумаг производилась ежеквартально. В бухгалтерском учете по результатам переоценки разница между текущей рыночной стоимостью акций и их предыдущей оценкой отражалась на счете 91. Если же ценные бумаги оценивались по текущей рыночной стоимости, а на отчетную дату текущая рыночная стоимость не определялась, такие ценные бумаги отражались в бухгалтерской отчетности по стоимости их последней оценки.

При составлении отчетности за 2010 г. предприятие решает, что оно не будет проводить переоценку финансовых вложений в соответствии с новыми возможностями по п. 19 ПБУ 19/02.

На основании п. 15.1 ПБУ 1/2008 изменения учетной политики в отношении учета ценных бумаг, способных оказать существенное влияние на финансовые результаты деятельности за 2010 г., могут быть отражены на малом предприятии начиная с IV квартала 2010 г.

Если бы таких нововведений в ПБУ 1/2008 и ПБУ 19/02 не было, то это предприятие вынуждено было бы:

Осуществлять переоценку всех финансовых вложений в обычном порядке;

Или отразить последствия изменений ретроспективно, т.е. учесть числовые показатели в балансе с учетом изменений как текущего, так и предыдущего года.

Такой подход к отражению операций вытекает из требований п. п. 6 - 10 еще одного Положения по бухгалтерскому учету - "Бухгалтерская отчетность организации" (ПБУ 4/99) (утв. Приказом Минфина России от 06.07.1999 N 43н), которые предусматривают обязанность предприятий придерживаться единых правил отражения показателей в отчетности, а также формирования полной и достоверной информации.

Все перечисленные новшества могут быть использованы уже при составлении отчетности за 2010 г. Согласно п. 10 ПБУ 1/2008 изменение учетной политики организации может производиться в случае изменения законодательства Российской Федерации и (или) нормативных правовых актов по бухгалтерскому учету.

Таким образом, при желании можно применить все изменения сразу, в отдельности или вообще не применять. Осталось понять, что менять, а что оставить так, как было в течение десяти месяцев до вступления в силу Приказа N 144н.

Представители малого бизнеса теперь без опасений могут вести бухгалтерский учет по упрощенным правилам. Прежде чем говорить о конкретных мерах, напомним о ком идет речь. Предприятие считается малым, если средняя численность работников в нем составляет до 100 человек включительно, а выручка от реализации (без НДС) не превышает 400 миллионов руб. Оба показателя берутся за предыдущий календарный год. Есть еще ограничение по структуре уставного капитала (ст. 4 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ). Не будем подробно об этом требовании, поскольку обычно оно неактуально - в подавляющем большинстве у представителей малого бизнеса учредителями являются физические лица.

Что это за упрощенные правила бухгалтерского учета? Давайте заглянем в и другие нормативные акты.

Сразу оговоримся: упрощать бухучет не вправе малые предприятия, которые являются эмитентами публично размещаемых ценных бумаг. То есть те организации, которые выпускают акции и облигации. Конечно, на практике это большая редкость.

Итак, малые предприятия могут не применять ряд федеральных стандартов. В частности, это ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций» (утв. приказом Минфина России от 19 ноября 2002 г. № 114н), касающееся учета налога на прибыль и (утв. приказом Минфина России от 13 декабря 2010 г. № 167н).

Вдобавок, малые предприятия вправе все проценты по полученным кредитам и займам учитывать как прочие расходы. То есть независимо от того, потратили заемные средства на покупку инвестиционного актива или нет. Об этом сказано в пункте 7 (утв. приказом Минфина России от (6 октября 2008 г. № 107н).

Также «малышам» позволено все существенные ошибки в бухучете и отчетности исправлять текущим периодом. Проводить ретроспективный пересчет не нужно в любом случае. Так предусмотрено пунктом 9 ПБУ 22/2010 «Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности» (утв. приказом Минфина от 28 июня 2010 г. № 63н).

Еще одна серьезная поблажка - малые предприятия могут вести бухгалтерский учет кассовым методом. Поясним в двух словах суть кассового метода: доходы и расходы следует признавать только после фактической оплаты. При этом полученные авансы также надо ставить в доход, а выданную предоплату в момент выдачи списывать в расходы нельзя. Надо дождаться, пока контрагент выполнит свои обязательства (отработает аванс).

Кассовый метод в бухучете особенно удобен для фирм, применяющих упрощенную систему - ведь такие организации всегда считают «упрощенный» налог кассовым методом.

Особые правила

Некоммерческие организации вправе применять упрощенные формы бухучета и отчетности. Исключение - НКО, поступления денежных средств и иного имущества которых за предшествующий отчетный год превысили три миллиона рублей.

Помимо этого, разрешено сократить количество применяемых синтетических счетов по сравнению с типовым планом счетов. Иными словами, допускается «укрупненное» использование счетов. Так, можно отражать на счете 10 информацию о производственных запасах вместо того, чтобы вести операции по счетам 07, 10 и 11. Кроме того, информацию о производственных затратах можно целиком показывать на счете 20. То есть разбивка на счета 20, 23, 25, 26, 28, 29 не нужна. Важно также, что для учета денег в банках малым предприятиям достаточно использовать счет 51 вместо счетов 51, 52, 55 и 57.

Для систематизации и накопления информации можно принять упрощенную систему регистров бухгалтерского учета. В зависимости от характера и объема учетных операций это может быть форма бухгалтерского учета без использования регистров (простая форма) или с использованием регистров бухгалтерского учета имущества.

Суть простой формы: регистрировать все хозяйственные операции необходимо только в Книге учета фактов хозяйственной деятельности. Данная книга является регистром аналитического и синтетического учета, на основании которого можно определить наличие имущества и денежных средств, а также их источников у субъекта малого предпринимательства на определенную дату и составить бухгалтерскую отчетность. Такой вариант чиновники рекомендуют для фирм с незначительным количество операций (не более 30 в месяц), которые не занимаются производством, связанным с большими затратами материальных ресурсов.

Специальные правила для микропредприятий

Среди малых предприятий отдельно выделяются микропредприятия. Это организации с численностью до 15 человек и годовой выручкой не более 60 миллионов рублей без учета НДС.

Столь маленькие фирмы могут вообще не применять двойную запись. Так сказано в пункте 6.1 ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации» (утв. приказом Минфина России от 6 октября 2008 г. № 106н). Бухгалтерскую отчетность они вправе формировать на основе данных специальных регистров. Конкретных требований насчет содержания и названий регистров нет. Соответственно, это могут быть, например, ведомости или таблицы. Главное, чтобы в регистрах были все необходимые реквизиты, предусмотренные статьей 10 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ. Напомним, что это название регистра и наименование фирмы-составителя, дата начала и окончания ведения регистра и др.

особые правила

Коллегии адвокатов, нотариальные палаты и микрофинансовые организации не вправе применять упрощенные формы бухгалтерского учета и бухотчетности.

Каждый регистр чиновники рекомендуют применять для отдельного объекта учета (п. 4.2 Информации Минфина России от 20 февраля 2013 г. № ПЗ-3/2012). Значит, понадобятся отдельные регистры для зарплаты, и страховых взносов, иных налогов, основных средств, запасов и пр.

Если ваша организация хочет вести учет без двойной записи, соответствующее решение необходимо закрепить в учетной политике для целей бухучета. При этом помните, что применять кассовый метод при ведении учета без двойной записи нельзя. То есть учет необходимо вести методом начисления.

Применять данную льготу следует осторожно. Ведь микропредприятие может вырасти! Соответственно, если фирма вела бухгалтерский учет без двойной записи, придется восстанавливать бухучет. А это зачастую дополнительные траты денег и времени.

Упрощенная бухгалтерская отчетность

Теперь про упрощенную бухгалтерскую отчетность для представителей малого бизнеса. У «малышей» есть три варианта, как формировать бухотчетность.

Во-первых, можно формировать отчетность по общим правилам. То есть составлять баланс и все приложения к нему, а также пояснения. А также прикладывать к отчетности аудиторское заключение (если фирма подлежит обязательному аудиту, что для малого бизнеса редкость).

Во-вторых, допускается составление только двух основных форм: и отчета о финансовых результатах. Вторая форма в приказе Минфина России от 2 июля 2010 г. № 66н (далее - приказ № 66н) до сих пор называется «отчет о прибылях и убытках». Однако в Федеральном законе от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее - Закон № 402-ФЗ) используется именно термин «Отчет о финансовых результатах». Хотя по сути это тот же отчет о прибылях и убытках. Просто наиболее правильно переименовать его в соответствии с Законом № 402-ФЗ.

При этом разрешено приводить укрупненные показатели. То есть только по группам статей, без дополнительной расшифровки. Например, всем организациям нужно разделять дебиторскую задолженность как минимум на краткосрочную и долгосрочную. «Малышам» достаточно заполнить в балансе строку 1230 и все.

Что касается остальных приложений, то тут такая ситуация. В отчетах об изменениях капитала и о движении денежных средств организация вправе приводить только наиболее важную информацию, без знания которой нельзя оценить финансовое положение организации или результаты ее деятельности. Соответственно, если по мнению бухгалтера отражать в данных отчетах нечего, то их можно не заполнять.

Что касается пояснений, то их заполняют только если есть, что уточнять и расшифровывать. Хотя, как мы уже сказали, включать в состав бухотчетности для ИФНС и Росстата пояснения в табличной либо текстовой форме можно на свое усмотрение.

Отчетность

Проще говоря, малое предприятие может не сдавать в ИФНС и Росстат отчет об изменениях капитала и отчет о движении денежных средств - штрафов за такие действия не будет. Санкций же за то, что не заполнены пояснения к , вообще быть не может. Ведь пояснения не являются обязательным элементом в принципе.

В-третьих, для «малышей» предусмотрены и . Они приведены в приложении № 5 к приказу № 66н. Основное отличие этих форм от общепринятых - показатели сильно укрупнены. В частности, актив баланса состоит всего из одного раздела (а не двух). Причем в этом разделе лишь пять показателей вместо 17. Ну и итоговый показатель - баланс. Пассив также существенно укрупнен: в нем всего один раздел, а не три. Причем показателей лишь шесть (в обычной форме - 18) плюс итоговый, то есть «баланс».

Решив заполнять упрощенные формы, вы обнаружите: показатели еще более укрупнены, чем обычно. То есть почти все строки включают в себя несколько строк из традиционной формы. Надо писать тот код строки, которому соответствует наибольший удельный вес. Об этом сказано в пункте 5 приказа № 66н.

Напомним, что сдавать бухгалтерскую отчетность надо в налоговую инспекцию и подразделение Росстата по месту нахождения фирмы. Отчитаться необходимо не позднее трех месяцев после окончания отчетного года. Поскольку 31 марта выпадает на понедельник (рабочий день), то это и есть крайний срок.

Представить отчетность в ИФНС и Росстат можно как на бумаге, так и в электронной форме через Интернет. Никаких специальных требований на данный счет в законодательстве нет.

Особые условия для предпринимателей

Напоследок скажем пару слов про индивидуальных предпринимателей. Такие хозяйствующие субъекты традиционно не ведут бухгалтерский учет и не сдают бухотчетность. Правильность данного подхода неоднократно подтверждали чиновники Минфина России (см., например, письма от 17 июля 2013 г. № 03-11-11/27954, от 17 августа 2012 г. № 03-11-11/249 и др.).

Однако раньше в статье 6 Закона № 402-ФЗ говорилось только про бизнесменов, которые «ведут учет доходов и расходов или иных объектов налогообложения». Оставалась неясность, как быть предпринимателям на «вмененке».

Бухгалтерский учет

От ведения бухучета освобождаются индивидуальные предприниматели, которые, в соответствии с налоговым законодательством, ведут учет физических показателей, характеризующих определенный вид предпринимательской деятельности.

Теперь данная проблема решена. В новой редакции пункта 2 части 1 статьи 6 Закона № 402-ФЗ четко сказано, что от ведения бухучета освобождаются ИП, которые, в соответствии с налоговым законодательством, ведут учет физических показателей, характеризующих определенный вид предпринимательской деятельности. А это и есть коммерсанты на .

Соответственно, все предприниматели независимо от применяемого режима налогообложения получают освобождение от бухучета и бухгалтерской отчетности.

Т.Н. Петрухина , налоговый консультант, для журнала «Практическая бухгалтерия»


Путеводитель для УСН

С этой электронной книгой вы с легкостью разберетесь во всех премудростях упрощенной системы налогообложения, грамотно составите бухгалтерский баланс и отчет о финансовых результатах. Электронное издание Вы получаете сразу после оплаты на ваш email.

Организации, относящиеся к представителям малого бизнеса, могут пользоваться некоторыми «поблажками» в части ведения бухгалтерского учета. Наиболее актуален этот вопрос для тех юрлиц, которые используют налоговые спецрежимы. Что представляет собой понятие «упрощенный бухгалтерский учет»?

Сильно облегчить ведение бухгалтерского учета на УСН, а так же налогового и кадрового учета может этот сервис , попробуйте, что бы минимизировать риски и экономить время.

Упрощенный бухгалтерский учет для малых предприятий

Начнем с того, что бухучет должны вести все организации, эта обязанность никак не связана с тем, какой налоговый режим они применяют. Упрощенным вариантом бухучета могут воспользоваться только те юрлица, которые соответствуют параметрам малого бизнеса. О критериях, по которым представители бизнеса классифицируются на малое, среднее и крупное предпринимательство, мы уже писали ранее.

Поэтому у небольших юрлиц по-прежнему есть смысл проанализировать показатели деятельности своей компании и определить, к какому типу бизнеса она относится. С увеличением предельных объемов выручки для малых фирм с 400 до 800 млн. рублей ваша организация вполне может попасть именно в эту группу.

Возможность вести упрощенный вариант бухучета закреплена за малым бизнесом законом «О бухгалтерском учете» № 402-ФЗ от 06.12.2011 г. и другими нормами законодательства, утверждающими изменения к нему. Описаний конкретных моментов, которыми могут воспользоваться малые организации, закон не содержит. Чтобы понять, что могут не делать представители малого бизнеса, следует изучить прочие нормативные акты, регламентирующие бухгалтерский учет.

Сначала, надо отметить, что малый бизнес может не применять ряд ПБУ или отдельные их положения. Например, субъекты малого предпринимательства (СМП) могут не применять такие стандарты как ПБУ 18/02 (о налоге на прибыль) и ПБУ 8/2010 (об условных активах/обязательствах, оценочных обязательствах). СМП вправе списывать проценты по кредитам в прочие доходы, независимо от статьи расходования заменых денег, остальные представители бизнеса согласно ПБУ 15/2008 (о расходах по кредитам) должны отдельно учитывать кредитные средства, потраченные на приобретение инвестиционных активов.

Для СМП согласно ПБУ 22/2010 (об обнаружении и исправлении ошибок) разрешено исправлять все обнаруженные ошибки в текущем периоде, при этом не имеет значения то, какой характер носит ошибка – существенна она или нет. Необходимости в ретроспективном пересчете показателей также нет.

Что означает сам упрощенный бухгалтерский учет? СМП могут применять не все счета существующего плана счетов – проще говоря, укрупнить некоторые счета, отбросив лишние. Самый простой пример: для тех, кто занимается производством, учет затрат можно вести на счете 20, а при необходимости предусмотреть к нему субсчета – если в целях управления компанией есть смысл в получении более детальной информации. Остальные счета этой группы – 23, 25, 26, 28 и 29 – для СМП просто лишние, поэтому их можно убрать. Аналогично можно пересмотреть счета бухучета, используемые для учета других операций.

Где отражать всю информацию

Для некоторых СМП будет достаточно вести только Книгу учета фактов хозяйственной деятельности – это самый простой вариант, пригодный в случаях, когда операций у компании совсем немного. Если операций много или если деятельность компании связана серьезными затратами материальных ресурсов, то к Книге следует дополнительно предусмотреть специальные учетные регистры на каждую группу имущества. При ведении бухучета представителям СМП следует всегда помнить два момента:

  1. Бухучет должен вестись в объеме, который будет позволять выводить остатки по счетам и составлять бухгалтерскую отчетность, плюс обеспечивать руководство необходимым объемом информации.
  2. Любой объект СМП может вырасти в более крупную организацию – жизнь не стоит на месте, а цель любого бизнеса – расширение деятельности и наращивание объемов прибыли. Чтобы в будущем вас не коснулись сложности с составлением настоящей бухгалтерской отчетности и обеспечением сравнимости текущих показателей с цифрами предшествующих периодов, запускать бухучет нельзя – вести его следует качественно.

Для СМП есть еще один важнейший момент в возможности ведения упрощенного бухучета: такие юрлица могут применять кассовый метод, то есть признавать доходы / расходы по факту их оплаты. В чем здесь плюс? Это очень удобно для тех, кто использует упрощенку. В этом случае СМП будет использовать один и тот же метод и для ведения бухгалтерии, и для исчисления суммы налога.

СМП могут формировать отчетные бухгалтерские формы как по стандартным правилам (баланс + все приложения + пояснения к нему), так и по «упрощенным» — предоставлять лишь две формы — баланс и отчет о финансовых результатах. При выборе последнего из двух вариантов, значения показателей в таблицах отчетных форм разрешается показывать укрупненно, а приложения заполнять только тогда, когда, по вашему мнению, они являются очень существенными. Пояснения не обязательны – они также требуются только в исключительных случаях, когда вам есть что пояснять.

Для СМП есть специальные упрощенные формы отчетности: специальные бланки предусмотрены для баланса и отчета о прибылях и убытках. Их различие со стандартными формами выражается в том, что показатели в них укрупнены еще больше. Например, баланс состоит из двух коротких разделов: актив имеет 5 показателей, а пассив – 6. Формы унифицированы, их можно увидеть среди приложений к Приказу Минфина № 66н от 02.07.2010 г.

Для микропредприятий есть особая поблажка : такие фирмы могут вести учет в регистрах без использования стандартной для бухучета двойной записи. Но здесь есть пара важных ограничений. Во-первых, двойная запись неразрывно связана с кассовым методом учета. То есть, если вы делаете выбор в пользу кассового метода, то вы в любом случае ведете бухучет двойной записью – другого варианта быть не может. Если вы хотите отказаться от двойной записи, то учет придется вести методом начисления. Во-вторых, льготу в виде неприменения двойной записи следует использовать с очень большой осторожностью: предприятие может вырасти, а вот восстановить бухучет за предшествующие годы будет очень сложно и плане финансовых затрат, и в плане трудовых ресурсов.

На что обратить внимание малым компаниям в учете 2019 года

В 2016 году Минфин России выпустил Приказ № 64н от 16.05.2016 г., которым внес изменения в отдельные нормативные документы, регламентирующие ведение бухгалтерского учета. О каких из них нужно помнить малому бизнесу? Вот основные моменты:

  • Приобретенные МПЗ можно учитывать по цене поставщика (раньше только по фактической себестоимости), а остальные затраты – вознаграждение посреднику, затраты на доставку, оплата консультационных услуг и прочее – разрешено принимать в состав расходов в полной сумме в текущем периоде (то есть, когда эти расходы были понесены);
  • Микропредприятия могут включать стоимость материалов / сырья, товаров и других затрат на производство и подготовку к продаже продукции и товаров в расходы по обычным видам деятельности в полной сумме по мере приобретения запасов / осуществления затрат (раньше до фактического расходования эти категории должны были учитываться в составе МПЗ);
  • Аналогично списываются и расходы на МПЗ, предназначенные для управленческих нужд;
  • Малые предприятия могут не создавать резервы под снижение стоимости МПЗ (раньше создание резерва было обязательным);
  • Приобретенные основные средства можно принимать к учету по цене поставщика, а сооруженные / изготовленные по заказу – по цене подрядчика. Все остальные затраты, связанные с покупкой / сооружением / изготовлением основного средства можно списывать в расходы в полной сумме в том периоде, когда были понесены (раньше основные средства необходимо было принимать к учету по полной стоимости);
  • Малые предприятия могут начислять годовую сумму амортизации один раз в год на 31 декабря или периодами в течение года – периоды можно определить самостоятельно (раньше начисление должно было быть ежемесячным в размере 1/12 от суммы за год);
  • Амортизацию по производственному и хозяйственному инвентарю можно начислять единовременно в размере 100% от их стоимости, по которой они были приняты к учету;
  • Расходы на НИОКР также можно списывать в расходы по обычным видам деятельности в полной сумме по мере осуществления этих расходов (раньше они отражались в течение ожидаемого срока использования результатов таких работ);
  • Малое предприятие может признавать расходы на приобретение / создание НМА в составе расходов по обычным видам деятельности в полной сумме по мере их осуществления (раньше такие расходы можно было учитывать только в соответствии с общими правилами учета НМА).

Дополнительно отметим, что использование или неиспользование упрощенных способов бухгалтерского учета – выбор только самой организации. Обязательность их использования не установлена. Если организация считает, что может использовать такие упрощенные способы, не нанося ущерб полноте и достоверности своего бухучета, то она вносит изменения в учетную политику и ведет бухучет в «облегченном» варианте. Если организация не хочет использовать такие способы или предполагает, что их применение не рационально, то она их просто не использует.

Большая часть субъектов малого предпринимательства наделена правом ведения упрощенного бухгалтерского учета . Данный способ разрешает фирмам, не имеющим значительных оборотов и применяющим специальный налоговый режим, не заполнять отдельных видов отчетности, как внутренней, так и внешней. Кроме того, компания, применяющая такой вариант , получает возможность использовать сокращенный план счетов и иные допущения.

Упрощенное ведение бухгалтерского учета регулируется документами:

Каждый документ содержит отдельные сведения о порядке применения системы упрощенного бухгалтерского учета, об утверждении новых форм отчетности.

Что такое упрощенный бухучет?

Суть упрощенного бухучета заключается в предоставлении небольшим компаниям возможности организовать учет поступлений и произведенных хозяйственных операций максимально простым и понятным способом. Иными словами, компании, использующая упрощенные способы ведения , получают возможность самостоятельно выбрать порядок и условия организации учета хозопераций предприятия.

Руководитель также должен учитывать тот момент, что сведения, изложенные в , несмотря на упрощенный вариант, должны отличаться достоверностью, правильностью и отсутствием ошибок. При составлении учетной политики предприятие может указать ведение бухучета по простой системе, без использования двойной записи.

Упрощенный бухгалтерский учет имеет такие преимущества :

Дополнительно важно отметить, что все условия ведения бухучета прописываются в учетной политике предприятия.

Условия применения упрощенного бухучета

В статье 6 ФЗ-402 от 06.12.2011 года указаны основные условия применения упрощенного бухучета . Согласно положениям данного законодательного акта, упрощенная форма ведения бухгалтерского учета предназначена для:

  1. СМП – субъектов малого предпринимательства.
  2. Компаний некоммерческого плана.
  3. Предприятий, имеющих статус участника проекта «Сколково».

Согласно ст.4 ФЗ-209 от 24.07.2007 года , к субъектам малого предпринимательства можно отнести компании:

  • кооперации потребительского типа;
  • коммерческие фирмы;
  • фермерские хозяйства.

Чтобы войти в группу малых предприятий , компании должны отвечать таким условиям:

  • количество наемных сотрудников за прошедший год не более 100 человек;
  • поступления от продаж и оказания услуг (без НДС) за год до 400 млн рублей;
  • размер долевого участия иностранного капитала в компании до 25%.

Вместе с тем, не все предприятия имеют право перейти на упрощенный бухучет. В перечень указано о том, кто может не получить такого права :

  1. Компании, чья отчетность подлежит обязательной аудиторской проверке.
  2. Кооперативы жилищно-строительной и потребительской направленности.
  3. Микрофинансовые организации
  4. Компании госсектора, политические партии.
  5. Адвокатские бюро, коллегии, консультации.
  6. Палаты адвокатов и нотариусов.
  7. Некоммерческие объединения, являющиеся иностранными агентами.

Порядок ведения упрощенного бухучета заведомо прописывается ООО в учетной политике. Документ является основным для организации учета хозяйственных операций компании. Для малых предприятий, учетная политика так же регулирует все вопросы, связанные с применением определенной системы налогообложения, порядком учета доходов и расходов.

Пример по ведению упрощенного бухучета для СМП

Андрей организовал ООО, не сообщив, что будет заниматься оказанием юридических услуг населению, помимо другого вида деятельности. Затем, в качестве СМП, Андрей перевел свое предприятие на упрощенный бухучет .

Следующим шагом мужчины стало открытие адвокатской консультации. Андрей в течение полугода оказывал юридические услуги и применял упрощенный бухгалтерский режим.

После проверки, данное обстоятельство было выяснено и на компанию было наложено сразу несколько штрафов . Во-первых, за то, что руководитель ООО не сообщил о новом виде деятельности, а во-вторых, за организацию бухучета в упрощенном виде, без наличия на это законных оснований.

В итоге, Андрея обязали , и внести необходимые коррективы в организацию работы предприятия.

Заключение

В завершение можно сформулировать ряд выводов:

  1. Упрощенная форма бухгалтерского учета может быть использована большинством малых предприятий. Регулируется порядок предоставления такого права специальными законодательными актами.
  2. В 2016 году малым предприятиям Минфин разрешил упростить бухгалтерский учет, за счет изменения отчетных форм, исключения некоторых обязательных условий при организации бухучета предприятия.
  3. К малым компаниям относятся организации отвечающие группе критериев. Определенные фирмы не могут выбрать такой вариант бухучета.
  4. Основные положения ведения бухучета прописываются в учетной политике государства.

Наиболее популярные вопросы и ответы на них по ведению упрощенного бухгалтерского учета для СМП

Вопрос: Здравствуйте, меня зовут Марина. Я работаю бухгалтером в ООО. Мы находимся на УСН. В учетной политике прописано, что мы имеем право упрощенный вариант бухучета , что делали на протяжении года.

На днях учредители компании приняли решение о принятии нового участника – иностранную фирму, которая будет распоряжаться 30%-ной долей уставного капитала предприятия. Подскажите, каким образом теперь поступить с бухучетом, если в учетной политике прописано, что у нас он организован упрощенным образом. И еще, с какого времени мы должны будем перейти на организацию полноценного учета ?

Ответ: Добрый день, Марина. В ст. 6 ФЗ-402 от 06.12.2011 года действительно указано, что при участии в компании иностранного представителя с долей уставного капитала от 25%, компания теряет право на использование упрощенного бухучета.

В вашей ситуации происходит именно это, поэтому вы обязаны будете перейти на обычный порядок ведения бухучета после того, как произойдет регистрация включения иностранной фирмы в состав участников ООО.

Что касается учетной политики, то в данном документе право на применение упрощенного порядке ведения бухучета, как правило, носит рекомендательный характер и обычно не требует внесения поправок.

Если изменения все же необходимы, то этим должно заняться специальное лицо, в установленном законом порядке.

Поделиться: