Изменения денежного довольствия в году. Военные пенсионеры за россию и её вооруженные силы. В ожидании индексации денежного довольствия военнослужащим

Пенсии военным пенсионерам в 2018 году с 1 января, последние новости. Повышение денежного довольствия военным в 2018 году: последние новости. Повышение зарплаты военным в 2018 году.

В Минфине раскрыли суммы оборонных расходов на ближайшие три года. В бюджете за три года на национальную оборону и национальную безопасность, на правоохранительную деятельность планируется потратить почти 6,8 трлн рублей.

Что касается Вооруженных сил, то на их содержание (продовольствие, транспорт, содержание инфраструктуры) в 2018 году будет потрачено из бюджета 62 млрд рублей. Еще 14 млрд рублей на отдельные мероприятия ВС РФ, плюс 23 млрд рублей - на оплату коммунальных услуг, топливо ГСМ и продовольствие.

Однако главной статьей расходов, которая сильно обрадует военнослужащих, станет индексация денежного довольствия и военных пенсий. В бюджете на три года заложена индексация зарплат и пенсий военных на 4%. Этого не делалось целых пять лет.

«Последний раз серьезное повышение было в 2012 году. Хотя государство в законодательном плане брало на себя обязанность индексировать денежное довольствие в соответствии с инфляцией», - говорит военный политолог, доцент кафедры политологии и социологии РЭУ им. Плеханова Александр Перенджиев.

«Сегодня профессия военного реально связана с риском для здоровья и жизни в связи с участием в горячих точках, прежде всего в Сирии. Военная угроза в отношении России растет. Власть должна быть уверена в том, что военнослужащие ей доверяют, особенно условиях гибридного, геоэкономического и военного давления на Россию», - говорит эксперт.

С нового года государство возвращается к практике индексации денежного довольствия на уровень инфляции. Ранее в бюджет была внесена поправка о выделении на это 53 млрд рублей в 2018 году, 66 млрд в 2019 году и 122 млрд в 2020 году. В итоге за три года бюджет потратит порядка 240 млрд рублей на индексацию денежного довольствия.

В распоряжении газеты ВЗГЛЯД имеется телеграмма от 17 ноября 2017 года от замминистра обороны РФ Татьяны Шевцовой. Она разослана всем заместителям командующих войсками военных округов по финансово-экономической работе и руководителям управления финансового обеспечения Минобороны по субъектам.

В телеграмме говорится, что согласно поручению правительства РФ от 3 ноября 2017 года Минобороны готовится повысить на 4% оклады денежного содержания военнослужащих с 1 января 2018 года. Благодаря этому будут увеличены и пенсии бывшим военнослужащим, которые зависят от действующих окладов. До 7 декабря 2017 года в Сбербанк должны быть представлены все необходимые документы на выплату пенсий в новых размерах за январь 2018 года, говорится в телеграмме.

Иными словами, повышение в 2018 году - дело решенное. В 2019 и 2020 годах, как ожидается, эта практика будет продолжена.

По данным издания, индексация затронет минимум 2,7 млн человек. Сюда входят 1 млн, которые служат в Вооруженных силах. Плюс сотрудники органов внутренних дел, ФСИН, Росгвардии и противопожарной службы (по закону их приравнивают к военнослужащим) - это еще 1,7 млн Однако в рядах Вооруженных сил РФ работает еще 900 тыс. гражданского персонала. Если индексация коснется и их, то повышение зарплат ждет порядка 3,6 млн человек. Кроме того, вероятно, индексация ждет сотрудников ФСБ, ФСО и Службы внешней разведки, их тоже относят к военнослужащим.

Согласно калькуляторам юридической компании «Стратегия», оклад командира отделения в звании сержанта (с вычетом НДС) вырастет с 18 705 до 19 453 рублей, то есть на 748 рублей. А, к примеру, оклад командующего армией генерал-лейтенанта вырастет с 51 330 до 53 383 рублей, или на 2053 рубля. Без вычета НДС, понятно, оклады больше (их можно посмотреть в табличке).

Но, конечно, «голый» оклад военные никогда не получают.

Предусмотрена огромная система надбавок.

«Есть надбавки, которые выплачиваются в любом случае, например за выслугу лет, которая зависит только от продолжительности военной службы. Другие надбавки надо заслужить», - говорит газете ВЗГЛЯД ведущий юрисконсульт юридической компании «Стратегия» Евгений Дарченко.

Так, за выслугу от 15 до 20 лет идет надбавка в 25%. В этом случае командир отделения в звании сержанта будет с нового года получать уже 24 316 рублей. Если наш сержант хорошо физически подготовлен и достоин надбавки в 80% за ФИЗО, то он будет получать уже 35 174 рубля. А если он еще и много прыгает с парашютом, то может получить за это надбавку в 80%, и тогда его денежное довольствие в месяц составляет уже 46 031 рубль.

Кроме того, есть также надбавки за эффективное выполнение должностных обязанностей, за работу с гостайной, за особые условия несения службы, за квалификации и выполненные задачи, за горячую точку. Есть региональные надбавки, например, за службу в районах Крайнего Севера и за другие специфические заслуги, которые указаны в калькуляторе (там не использованы лишь отдельные «экзотические» надбавки, например за стаж работы в шифровальных органах). Поэтому в реальности военные получают в несколько раз больше самого оклада.

Согласно майским указам президента, денежное довольствие военных должно быть не меньше, чем средняя зарплата в ведущих отраслях экономики. Росстат посчитал такими ТЭК и финансы. В целом, по данным Минобороны, средний уровень денежного довольствия военных в 2014 году составлял 62,1 тыс. рублей, что было на 10% выше среднего уровня зарплат в нефтегазовой добыче. В 2015 году - 62,2 тыс. рублей. Например, командир армии генерал-лейтенант в среднем с учетом доплат получал 117 тыс. рублей, а командующий взводом в звании лейтенанта - 50 тыс. рублей.

Данных по среднему довольствию военных за 2016 и 2017 годы нет. Однако средняя зарплата в секторе добычи нефти и газа составила по прошлому году 77,6 тыс. рублей, а в финансах - более 80 тыс. рублей (данные Росстата). Вероятно, средний размер денежного довольствия уже отстал от этих уровней, и благодаря индексации на 4% приблизится к нему. Одновременно с нового года вырастут и пенсии отставников, потому что они рассчитываются на основе военных окладов.

Однако, к сожалению, есть в этой бочке меда большая ложка дегтя.

Согласно калькулятору, у отставного командира отделения (5-й разряд воинской должности) в звании сержанта (старшина 1 статьи) при общей продолжительности военной службы в 25 лет (без региональных надбавок, но с обязательной надбавкой за выслугу лет в 40%) пенсия с февраля 2017 года составляет 14 131,8 руб., а с 1 января 2018 года увеличится до 14 697 руб.

Между тем, согласно калькулятору, с октября 2013 года до 2017 года пенсии не стояли на месте, а в сумме выросли на 24%. Однако в данном случае не совсем верно говорить о росте, указывает ведущий юрисконсульт юридической компании «Стратегия» Евгений Дарченко.

Он объясняет, что с 1 января 2012 года, когда было значительно увеличено денежное довольствие, в отношении военных пенсий был введен т. н. понижающий коэффициент, которого ранее не было. Иными словами, военные стали получать прилично, а вот пенсии остались от тех времен, когда оклады по воинским должностям и воинским званиям были небольшие.

«Указанный коэффициент в 2012 году был установлен в размере 54%, то есть уменьшал пенсию на указанное значение, потому и стал называться «понижающим», - объясняет военный юрист.

Для сравнения он приводит пример. Если бы отставному командиру отделения в звании сержанта изначально тогда не уменьшили пенсию на этот коэффициент, то сейчас бы он получал пенсию не 14 131 руб., а 19 565 руб., то есть на 5,4 тыс. больше. А с учетом индексации окладов на 4% с января 2018 года - 20 347,6 руб.

Зачем это сделано - понятно. Государство не потянуло бы. Но по федеральному закону этот уменьшающий пенсии коэффициент ежегодно начиная с января 2013 года увеличивается на 2%, пока не достигнет 100%.

«Предполагалось, что пенсии, выплачиваемые по этому закону, достигнут своего заданного значения в 2035 году», - говорит Евгений Дарченко.

В период с 2013 по 2017 год этот коэффициент увеличивался чуть быстрее, чем было запланировано.

«С января 2013 года, исключая нынешнее повышение с 1 января 2018 года, пенсии росли исключительно за счет изменения указанного коэффициента. Большинство военных пенсионеров будут получать свою пенсию в полном размере только в 2035 году, и это независимо от того, сколько им в настоящее время лет. Некоторые из них так и не увидят своей «настоящей пенсии», поскольку не доживут до этого момента. Поэтому некорректно говорить, что пенсии военных пенсионеров росли в 2013–2017 гг., за этот период они лишь приблизились к тем значениям, какими они должны быть», - говорит военный юрист.

Более того, он напоминает, что в майских указах президент просил ежегодно индексировать пенсии военным как минимум на 2% сверх уровня инфляции. Но указ президента не выполнялся. В любом случае, понижающий коэффициент за шесть лет вырос с 54% до 72%, то есть на 18%, тогда как официальная инфляция составила за эти годы 42,68%, говорит Дарченко.

«Таким образом недоувеличение пенсии, не считая предполагаемого ее ежегодного увеличения на 2% сверх уровня инфляции, составило 24,68%», - отметил он.

Но сами военные еще больше недовольны тем, что отдельные граждане получают свои военные пенсии уже сейчас в полном размере без уменьшающего коэффициента, и им не нужно ждать 2035 года. К ним относятся судьи Военной коллегии Верховного суда и военных судов, прокурорских работников (в том числе военнослужащих органов военной прокуратуры) и сотрудников Следственного комитета РФ (в том числе военных следственных органов Следственного комитета РФ).

«Чем бывший следователь военно-следственных органов или судья какого-нибудь гарнизонного военного суда заслужил такое особое отношение? Почему отставник в воинском звании полковник должен получать пенсию меньше, чем, например, майор запаса, бывший военный следователь? Мы лично не видим каких-либо объективных оправданий таким различиям», - резюмирует военный юрист.

Он считает, что не должно быть несправедливого деления военных отставников на тех, кому пенсия выплачивается сразу в полном размере, и тех, кому надо ждать до 2035 года. Кроме того, добавляет юрисконсульт, нужно сократить разрыв в несколько раз между денежным довольствием и военными пенсиями, сообщает Rosregistr. И одна из проблем в том, что растут не оклады военных, от которых считается пенсия, а надбавки и премии, которые никак не влияют на размер пенсий.

Содержание

Уже четыре года заработные платы военным не повышаются и не индексируются. Намечается повышение денежного довольствия военным в 2018 году, рост цен по стране поднялся на 46%, стоимость набора минимальных продуктов питания подскочила до 60%, увеличились расходы, поэтому и финансовое содержание военнослужащих должно индексироваться по нарастающей.

Что такое денежное довольствие военнослужащих

Общая сумма дохода по денежному довольствию (ДД) состоит из ежемесячных окладов: воинского звания, воинской должности и начисленных дополнительных денежных выплат. Величина ДД военнослужащих и по военным пенсиям устанавливается федеральными органами, должна ежегодно увеличиваться на уровне темпа инфляции. Средний уровень зарплаты военных настоящего времени представлен в таблице:

Какие факторы влияют на его размер

Новая система материального обеспечения, начатая с 2011 года, имела цель повышение престижа отрасли и доходов людей, исполняющих боевой долг. По нормам законодательства, на увеличение денежного содержания военнослужащим влияют следующие факторы:

  • Оклад. Зависит от звания и занимаемой должностью.
  • Территориальное расположение военной части. Для регионов существуют надбавки.
  • Секретность. Надбавка по данному пункту может превысить половину оклада.
  • Квалификационные аттестации. Успешная сдача экзамена увеличивает довольствие на одну третью оклада.
  • Условия по рискам. Надбавка может достигать размера оклада.
  • Премии за личные успехи.
  • Вознаграждения за отличное несение службы.
  • Компенсация оплаты проживания, единоразовые выплаты стартовой помощи для проживания на новом месте.

До 2012 года за каждый из перечисленных факторов полагалась добавка установленного размера. После реформы эти факторы стали определять размер жалованья военнослужащих. Механизм расчета оплаты труда стал прозрачнее, доходы соизмерялись с темпом инфляции. Система сыграла роль для престижности службы в армии и привлекла новых людей в профессию.

Когда будет индексация денежного довольствия военнослужащих в 2018 году

Минфин РФ на днях заявил, что в государственный бюджет заложена на ближайшие три года индексация для военнослужащих. Выплата планируется индексироваться ежегодно по прогнозам инфляции. Остается ждать января, принятия законодательными властями соответствующего постановления, надеяться на повышение денежного довольствия военным в 2018 году.

На сколько процентов увеличится

В официальном документе указывается, что правительство проиндексирует размер выплат на 4 процента. В комитете Государственной думы по обороне страны уверены в обратном и делают акцент на стабильности начисления заработных плат для военных. Есть информация, что изменение в 2018 году разрешится на уровне инфляции, составит одинаковый процент с другими бюджетниками страны.

Как изменится размер окладов в соответствии с воинскими званиями

Размеры выплат по должностям воинских званий устанавливаются правительством РФ на основаниях, предоставленных руководителями исполнительной власти, в части которых федеральным законом назначена военная служба.

Приведен сравнительный анализ по отдельным званиям, где можно отследить изменения средней зарплаты и сделать вывод, что индексация денежного довольствия военным в 2018 году идет на увеличение:

Воинское звание Ежемесячная сумма на 2018 год, тыс. рублей
Матрос /Рядовой 5 5,2
Старший матрос /Ефрейтор 5,5 5,72
Старшина второй статьи / Младший сержант 6 6,24
Старшина первой статьи / Сержант 6,5 6,76
Главный старшина / Старший сержант 7 7,28
Главный корабельный старшина / Старшина 7,5 7,8
Мичман / Прапорщик 8 8,32
Старший мичман / Старший прапорщик 8,5 8,84
Младший лейтенант 9,5 9,88
Лейтенант 10 10,4
Старший лейтенант 10,5 10,92
Капитан-лейтенант / Капитан 11 11,44
Капитан третьего ранга / Майор 11,5 11,96
Капитан второго ранга / Подполковник 12 12,48
Капитан первого ранга / Полковник 13 13,52
Генерал-майор / Контр-адмирал 20 20,8
Вице-адмирал / Генерал-лейтенант 22 22,88
Генерал-полковник / Адмирал 25 26
Адмирал флота / Генерал армии 27 28,08
Маршал РФ 30 31,2

Оклад денежного содержания военных по воинским должностям

Размеры ДД Вооруженных Сил РФ по воинским должностям возрастут. На примере некоторых по государственной службе:

  • Первичные должности военных солдат, матросов с 10 тыс. увеличение до оклада 10,4 тыс. рублей.
  • Старшина 18 тыс. – 18,72 тыс. р.

Увеличение денежного содержания военным в 2018 году по должностям, подходящие замещению офицерами.

С 01.01.2018 по 01.10.2020 год увеличится денежное довольствие и военные пенсии военнослужащих на 4% ежегодно. На слушаниях в парламенте министр финансов России сообщил, что денежное довольствие и пенсионные суммы военнослужащим и работникам правоохранительной сферы будут после 5-летнего перерыва индексироваться.

Особенности изменений в денежном довольствии в 2018 году

Ключевые особенности, которые касаются изменений в денежном довольствии военнослужащих, военных пенсий в 2018 году:

  • ожидается не просто увеличение, а индексация окладов по должностям и военным званиям;
  • увеличение будет зависеть от величины ежегодной инфляции по статистической информации (оклады увеличиваются от 3,2 до 3,7 процента);
  • максимальное увеличение денежного довольствия составит 4% с учетом индексации;
  • в бюджете уже заложены денежные средства на три года наперед (с 2018 по 2020 год).

Каждый месяц военнослужащие пенсионеры могут рассчитывать на надбавку за выслугу лет: 5% при выслуге от 6 до 12 месяцев, 10% при выслуге 1-2 года, 25% при добросовестной выслуге 2-5 лет. Россияне могут рассчитывать на повышение в 40% при выслуге 5-10 лет, 45% при выслуге 10-15 лет. Если у военнослужащего пенсионера выслуга 15-20 лет, его ждет увеличение оклада на 50%, при 20-22 лет на 55%, при 22 до 25 лет на 65%. Если выслуга человека более 25 лет, то ему увеличивается оклад на целых 70%.

В бюджете затраты на выплату довольствия были заложены еще в 2017 году. За 2018 год планируется выплатить 18 миллиардов рублей, за 2019 год – 22,6 миллиарда рублей, за 2020 год – 41,2 миллиарда рублей. Необходимый пакет документов и постановлений разработан властями.

С 01.01.2018 года командир взвода и лейтенант будут получать каждый месяц около 66 тысяч рублей (на два с половиной раза больше, чем в прошлом году). Подполковникам будет выплачиваться на 3,4 тысячи рублей больше, и их пенсионная выплата в среднем составит 88,7 тысячи рублей. Офицерам пенсию увеличат почти на 1 тысячу рублей в 2018 году, на 2 тысячи в 2019 году и почти на 3 тысячи рублей в 2020 году.

Чиновники уже не первый год обсуждают отказ от премий за уровень квалификации по физподготовке. Для выплат премий нужно большое количество денежных средств, поэтому парламентарий решил оптимизировать расходы на оплату довольствия военнослужащих и их пенсий в 2018 году.

Продолжаем тему об изменениях денежного содержания военнослужащих, начатую в прошлом номере газеты «ВПК». Наиболее существенным событием реформы денежного довольствия последних лет было вступление в силу с 1 января 2012 года федерального закона «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат». В соответствии с упомянутым документом и принятым на его основании постановлением правительства Российской Федерации от 5 декабря 2011 года № 992 «Об установлении окладов денежного содержания военнослужащих, проходящих военную службу по контракту», существенно увеличились как базовый размер денежного довольствия военнослужащих, так и величина военных пенсий.

Вступление в силу данного закона сопровождалось беспрецедентным пиаром. Во-первых, более чем за год до начала действия закона на высшем уровне начали звучать (и уже не прекращались до декабря 2011-го) публичные обещания в разы повысить уровень оплаты воинского труда, а также соответствующие поручения государственным органам и отдельным должностным лицам. Во-вторых, уже на следующий день после подписания упомянутого закона подавляющее большинство средств массовой информации, в том числе правительственная «Российская газета», опубликовало сообщения под сходными заголовками: «Президент Дмитрий Медведев подписал закон «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат», «С 1 января 2012 года денежное довольствие военнослужащих будет увеличено в 2,5–3 раза».


Закон есть, с выплатами неясно

При этом, по всей видимости, намеренно (ведь трудно заподозрить всех писавших на эту тему журналистов в некомпетентности и незнакомстве с текстом нормативного правового акта, о котором они сообщают) умалчивалось о том, что федеральный закон «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» вообще не повышал денежное довольствие (он лишь предписывал правительству Российской Федерации установить единые размеры окладов по воинским званиям, размеры окладов по типовым воинским должностям военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, и окладов по типовым воинским должностям военнослужащих, проходящих военную службу по призыву). Наоборот, упомянутый закон и принятый в тот же день федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федерального закона «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» и федерального закона «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» отменяли целый ряд выплат и натуральных льгот военнослужащим. Ниже приведен их неполный перечень. Для оценки изменения реального размера оплаты воинского труда необходимо рассчитать не только изменение абсолютной величины денежного довольствия, но и стоимостное выражение отмененных льгот.

1. Отменена выплата военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, добросовестно исполняющим обязанности военной службы, по итогам календарного (учебного) года единовременного денежного вознаграждения в размере трех окладов денежного содержания.

2. Отменена выплата ежемесячной надбавки за сложность, напряженность и специальный режим военной службы, которая в числе прочего несла функцию денежной компенсации ранее отмененных натуральных льгот.

3. Существенно снижен относительный размер процентной надбавки за выслугу лет, в частности увеличена продолжительность службы, при которой начинает выплачиваться данная надбавка (с шести месяцев до двух лет) и снижена ее максимальная величина (с 70 до 40 процентов оклада денежного содержания).

4. Фактически отменены надбавки к окладам за должности доцента и профессора, ученые степени кандидата и доктора наук военнослужащим, проходящим службу на должностях научно-педагогического состава военных образовательных учреждений высшего профессионального образования. В результате сложилась абсурдная ситуация. Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (п. 5 ст. 30) устанавливает, что научно-педагогическим работникам высших учебных заведений выплачиваются надбавки к должностным окладам в размере 40 процентов – за должность доцента, 60 процентов – за должность профессора, 3000 рублей – за ученую степень кандидата наук, 7000 рублей – за ученую степень доктора наук. Федеральный закон «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» не содержит запрета на выплату перечисленных надбавок. Однако фактически они с 1 января 2012 года не выплачиваются.

Отметим, что по имеющимся сведениям – данный приказ издан с пометкой «Для служебного пользования», в финансовые органы не рассылался, до личного состава не доводился и на практике пока не применялся (по состоянию на июнь 2012 года), в связи с этим содержание приказа излагается здесь на основе неофициальных источников – некое подобие упомянутых выплат введено приказом министра обороны Российской Федерации от 21 марта 2012 года № 500, а именно: при определении размера ежемесячной надбавки за особые достижения в службе учитывается наличие у военнослужащего ученой степени, а также занятие им должности профессора или доцента. Однако при этом установлено, что общий размер надбавки (с учетом перечисленных, а также всех иных оснований) не может превышать ста процентов должностного оклада. Следовательно, если военнослужащий будет иметь право на установление надбавки за особые достижения в службе по иным основаниям (например за хороший уровень физической подготовленности), то размер фактически получаемой доплаты за ученую степень и должности профессора и доцента будет снижен, возможно, до нуля с тем, чтобы не превысить упомянутое ограничение.

5. Отменены выплаты на обзаведение имуществом первой необходимости, которые ранее производились в размере до 12 окладов месячного денежного содержания. Для воинской должности «Командир танкового (мотострелкового) взвода» (10-й тарифный разряд) и воинского звания «Лейтенант» выплата составляла 70 764 рубля. Если учесть, что данная льгота предоставлялась один раз за время службы, то ее размер, распределенный на 20 лет, может показаться довольно несущественным (около 300 рублей в расчете на месяц военной службы).

6. Отменено право на льготную оплату санаторно-курортного лечения и организованного отдыха в санаториях, домах отдыха, пансионатах, детских оздоровительных лагерях, на туристских базах Министерства обороны. Ранее военнослужащие оплачивали 25 процентов, а члены их семей – 50 процентов стоимости путевки. Одновременно отменена выплата военнослужащим, проходящим военную службу по контракту в соединениях и воинских частях постоянной готовности на должностях, подлежащих комплектованию солдатами, матросами, сержантами и старшинами, и поступившим на военную службу по контракту после 1 января 2004 года, денежной компенсации вместо обеспечения санаторно-курортным лечением и организованным отдыхом.

Таблица 1

Средняя стоимость путевки в санатории Минобороны в 2012 году составляет 26 000 рублей. Если считать, что правом на санаторно-курортное лечение помимо военнослужащего пользовался только один член семьи, стоимостное выражение потерь в результате отмены данной льготы составит 32 500 рублей в год (75 процентов от стоимости путевки на военнослужащего и 50 процентов – на члена его семьи) или 2708 рублей в месяц.

7. Отменена ежегодная выплата денежной компенсации в размере 600 рублей на самого военнослужащего и 300 рублей – на его супруга и каждого несовершеннолетнего ребенка. Для семьи с двумя детьми величина данной выплаты составляла 1500 рублей в год или 125 рублей в месяц.

8. Отменена ежегодная выплата военнослужащим для оплаты стоимости путевок их детей в возрасте от шести с половиной до 15 лет включительно в организации отдыха и оздоровления детей в размере до 10 800 рублей на каждого ребенка.

9. Отменена выплата единовременного пособия при увольнении военнослужащих, проходящих службу по контракту, в связи с признанием их негодными к военной службе вследствие заболевания, полученного ими при исполнении обязанностей, в размере 60 окладов денежного содержания. Для военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, размер данного пособия снижен со 133 260 рублей до 50 000.

Например, для военнослужащего, занимающего должность командира танкового (мотострелкового) батальона и имеющего воинское звание «Подполковник», сумма такого пособия до 1 января 2012 года составляла 448 260 рублей.

10. Отменена выплата на содержание детей военнослужащих в детских дошкольных учреждениях. Ранее ее размер составлял 80 процентов внесенной родителями платы на первого и второго, 90 процентов – на третьего и последующих детей.

11. Отменено право военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, на проезд на безвозмездной основе к местам использования основного и дополнительных отпусков. Одновременно военнослужащим, проходящим военную службу по контракту в соединениях и воинских частях постоянной готовности на должностях, подлежащих комплектованию солдатами, матросами, сержантами и старшинами, и поступившим на военную службу по контракту после 1 января 2004 года, отменена выплата соответствующей денежной компенсации.

Право на проезд на безвозмездной основе один раз в год к месту использования основного отпуска и обратно сохранено за военнослужащими, проходящими службу в местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, а также на территории Уральского, Сибирского и Дальневосточного федеральных округов. Даже для указанных выше категорий льготы сохранены не в полном объеме.

12. Отменена выплата гражданам, имеющим общую продолжительность военной службы от 15 до 20 лет и уволенным по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без права на пенсию, ежемесячного социального пособия в течение пяти лет в размере 40 процентов суммы оклада денежного содержания при общей продолжительности военной службы 15 лет и дополнительно трех процентов суммы оклада денежного содержания за каждый год свыше 15 лет. Вместо этого данной категории военнослужащих в течение лишь года после увольнения сохранена выплата оклада по воинскому званию.

Анализ потерь от отмены данной выплаты будем проводить на примере того же среднестатистического офицера, занимающего должность командира батальона, в воинском звании «Подполковник», имеющего на момент увольнения с военной службы выслугу 18 лет. Размер пособия, которое выплачивалось бы ему до 1 января 2012 года, составлял 3661 рубль в месяц или 219 647 рублей за весь установленный законом пятилетний период данной выплаты. Эту сумму необходимо уменьшить на величину предусмотренной действующим законодательством выплаты в размере оклада по воинскому званию в течение года со дня увольнения. Для рассматриваемого офицера ее величина – 144 000 рублей, то есть потери составят 75 647 рублей.

13. С 1 января 2015 года отменена выплата компенсации в размере фактически уплаченных земельного налога и налога на имущество физических лиц гражданам, уволенным с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на ней, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, имеющим общую продолжительность военной службы 20 лет и более.

В настоящее время отсутствует какая-либо достоверная информация о том, какова величина упомянутых налогов будет в 2015 году.

Отмена ряда выплат, не имеющих внятных целей их введения (кроме желания не увеличивать размер военных пенсий при повышении денежного довольствия), с одновременным повышением окладов денежного содержания давно назрела и не может оцениваться иначе как положительно. Это относится к ежемесячному денежному поощрению, ежемесячным надбавкам за сложность, напряженность и специальный режим военной службы. Более сбалансированным стал и размер надбавки за выслугу лет (фактически он вернулся к ранее установленным в ВС СССР и в 90-е годы в ВС РФ). Оклады по воинской должности и воинскому званию вновь стали главенствующими в составе денежного довольствия.

Поэтому указанный перечень приведен здесь лишь для того, чтобы продемонстрировать, мягко говоря, нечестность или некомпетентность многих СМИ, объявивших как о свершившемся факте о трехкратном повышении денежного довольствия за месяц до выхода соответствующих нормативных документов. Реальный рост доходов многих военнослужащих с 1 января 2012 года вообще отсутствовал, а в тех случаях, когда он действительно имел место, был ни трех-, ни даже двукратным, а измерялся процентами, сопоставимыми с индексом роста потребительских цен. Потери среднестатистического офицера от отмены с 1 января 2012 года ряда натуральных льгот составили примерно 9100 рублей в месяц (сумма строк 9–16 в таблице 2).

Доходы и льготы

Таблица 2



В дальнейших расчетах мы не будем учитывать потери от отмены ежемесячного социального пособия гражданам, уволенным без права на пенсию, имеющим выслугу 15 лет и более, а также единовременного пособия при увольнении военнослужащих, проходящих службу по контракту, в связи с признанием их негодными к военной службе по здоровью. Отказ от учета данных выплат объясняется тем, что одновременно с отменой указанных льгот был увеличен размер ряда выплат в рамках обязательного государственного социального страхования жизни и здоровья военнослужащих, а также абсолютный размер ежемесячного пособия уволенным без права на пенсию в размере оклада по воинскому званию, сохраняемому в течение года со дня увольнения. Без учета потерь от отмены названных льгот среднестатистический офицер потерял с 1 января 2012 года 6850 рублей в месяц.

Теперь выясним, как изменилось с указанной даты суммарное денежное довольствие военнослужащего. Чтобы не загромождать материал расчетами, приведем их результат для одного усредненного военнослужащего, которого мы рассматривали выше. Напомним, что это подполковник, проходящий службу в городе Москве или Московской области, имеющий выслугу 18 лет, занимающий должность командира танкового (мотострелкового) батальона, имеющий двоих детей: школьника и дошкольного возраста.

На декабрь 2011 года размер его денежного довольствия составлял 60 843 рубля. Сюда включены следующие выплаты:

оклад по воинскому званию (3034 рубля);
оклад по воинской должности (4437 рублей);
ежемесячная надбавка за сложность, напряженность и специальный режим военной службы (7099 рублей);
ежемесячное денежное поощрение (4437 рублей);
процентная надбавка за выслугу лет (3736 рублей);
ежемесячная процентная надбавка военнослужащим, допущенным к государственной тайне на постоянной основе (1331 рубль);
материальная помощь (1/12 годового размера – 1245 рублей);
ежемесячная надбавка за командование (руководство) воинскими подразделениями и воинскими частями (400 рублей);
денежное вознаграждение за классную квалификацию (за первый класс – 355 рублей);
ежегодная денежная компенсация в размере 600 рублей на самого военнослужащего и 300 рублей – на супруга военнослужащего и каждого его несовершеннолетнего ребенка (1/12 годового размера – 125 рублей);
премия за образцовое выполнение воинского долга (1/3 максимального размера квартальной премии – 1868 рублей);
единовременное денежное вознаграждение за добросовестное исполнение обязанностей военной службы (1/12 максимального размера годового вознаграждения – 1868 рублей);
дополнительная выплата, предусмотренная приказом министра обороны Российской Федерации от 26 июля 2010 года № 1010 (в размере одной трети расчетной величины за IV квартал 2011 года – 40 000 рублей).

Полученная сумма уменьшена на величину налога на доходы физических лиц – 9092 рублей.

Расчет получаемого в 2012 году денежного довольствия произведен на основе положений приказа министра обороны от 30 декабря 2011 года № 2700. Вместе с тем названный приказ был возвращен Министерством юстиции без государственной регистрации (письмо Минюста России от 12 марта 2012 года № 01/17687-ДК). В соответствии с правилами вступления в силу нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти такой приказ не подлежит применению как не вступивший в силу.

В результате в настоящее время сформировался правовой вакуум. Приказ министра обороны от 30 июня 2006 года № 200 «Об утверждении порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации» перестал соответствовать нормативным правовым актам более высокого уровня (федеральному закону «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» и принятым в соответствии с ним постановлениям правительства Российской Федерации), но формально не отменен. Приказ главы военного ведомства от 30 декабря 2011 года № 2700, призванный устранить существующие пробелы правового регулирования, в силу не вступил и, по всей видимости, не вступит в его существующем виде. Финансовые органы Вооруженных Сил в настоящее время вынуждены руководствоваться в своей деятельности по начислению денежного довольствия не действующими нормативными правовыми актами, а телеграммами, разъяснениями, недействующими актами органов военного управления, в частности упоминавшимся приказом министра обороны от 30 декабря 2011 года № 2700. С учетом изложенного приведенный здесь расчет также основан на содержании последнего приказа.

С 1 января 2012 года тот же военнослужащий начал получать 64 206 рублей. Данная сумма получена путем учета следующих составных частей денежного довольствия:

оклад по воинскому званию (12 000 рублей);
оклад по воинской должности (24 000 рублей);
процентная надбавка за выслугу лет (9000 рублей);
денежное вознаграждение за классную квалификацию (за первый класс – 4800 рублей);
ежемесячная надбавка за особые условия военной службы (7200 рублей);
ежемесячная надбавка за работу со сведениями, составляющими государственную тайну (4800 рублей);
премия за добросовестное и эффективное исполнение должностных обязанностей (1/3 максимального размера квартальной премии – 9000 рублей);
ежегодная материальная помощь (1/12 годового размера – 3000 рублей).

Итоговая величина также уменьшена на величину налога на доходы физических лиц (9594 рубля).

Таким образом, без учета потери в размере стоимости отмененных натуральных льгот рост денежного довольствия с 1 января 2012 года составил для рассматриваемого офицера шесть процентов (в декабре 2011-го – 60 843 рубля, в январе 2012-го – 64 206). Если же учесть потери в стоимости отмененных льгот (6850 рублей), то общий объем социального обеспечения такого военнослужащего в январе 2012-го снизился примерно на шесть процентов по сравнению с декабрем 2011 года.

В таблице 1 приведены результаты аналогичных расчетов для некоторых распространенных должностей военнослужащих. Отметим, что для анализа нами выбраны должности командиров танковых (мотострелковых) подразделений, проходящих военную службу в Московской области, не принимающих участия в несении боевого дежурства и иных специальных мероприятиях, подразумевающих в новой системе денежного довольствия дополнительную оплату.

Как видно из таблицы, наиболее существенное снижение доходов имеет место для профессорско-преподавательского состава высших военно-учебных заведений. В первую очередь это обусловлено фактической отменой с 1 января 2012 года надбавок за должности доцента и профессора, ученые степени кандидата и доктора наук, ученое звание профессора и доцента. Если бы не были отменены льготы, можно было бы считать, что государство проявило реальную заботу о своих защитниках.

В таблице 2 приведен список социальных гарантий, отмененных в период с 2002 по 2012 год, с указанием для льгот, предоставляемых в натуральной форме, их стоимостного выражения.

Существенным положительным сдвигом в оплате воинского труда стал весьма достойный уровень денежного довольствия военнослужащих, выполняющих задачи с риском для жизни и здоровья, а также в отдаленных районах. Так, командир боевой части ракетного подводного крейсера стратегического назначения капитан 2-го ранга, проходящий службу в городе Североморске, в среднем получает на руки 184 300 рублей в месяц. К сожалению, в случае перехода на службу в органы военного управления (Главный штаб ВМФ, Генеральный штаб) его денежное довольствие может уменьшиться в два раза. Это, возможно, станет существенным доводом для отказа от такого перевода. Кем же тогда будут комплектоваться высшие органы военного управления: командирами рот и батальонов из подмосковных бригад?

Вместе с тем, рассматривая изменение системы социального обеспечения военнослужащих с 1 января 2012 года, нельзя не отметить такой, несомненно, положительный момент, как давно ожидавшееся повышение размера военных пенсий. Например, командир батальона, подполковник, уволившийся с выслугой 22 года, до 2012 года получал пенсию 6903 рубля, а с 1 января 2012-го ее размер составил 14 152 рубля, то есть для такого пенсионера из числа бывших военнослужащих произошло двукратное увеличение пенсии. При этом большинство имевшихся ранее льгот сохранено, отменена лишь выплата компенсации в размере фактически уплаченных земельного налога и налога на имущество физических лиц (с 1 января 2015 года).

Кроме того, несомненным плюсом реформированной системы денежного довольствия стало снижение коррупционной составляющей нормативных правовых актов в данной сфере. В частности, ограничено право командира перераспределять крупные суммы денег между подчиненными военнослужащими без законодательно установленных критериев такого решения. Имевший место ранее волюнтаризм в данном вопросе заменяется нормативным установлением размеров и условий каждой из выплат.


Судя по поступающим данным, в 2018 году военнослужащих, военных пенсионеров и приравненных к ним лиц ожидает глобальное изменение в денежном довольствии, выплатах 1010 и физо

Что известно на данный момент:

В качестве меры поддержки иных категорий работников федеральных государственных учреждений, не подпадающих под действие указов Президента Российской Федерации, а также судей, прокурорских работников, сотрудников Следственного комитета Российской Федерации, федеральных государственных гражданских служащих и других категорий работников федеральных государственных органов, военнослужащих и приравненных к ним лиц запланировано увеличение бюджетных ассигнований на ежегодное повышение оплаты труда, денежного содержания, денежного довольствия в соответствии с прогнозным уровнем инфляции с 1 января 2018 г. на 4 процента, с 1 октября 2019 г. и с 1 октября 2020 г. соответственно на 4 процента.

Однако, такая расплывчатая формулировка почти ни о чем не говорит, так как из всего этого перчня могут быть выбраны и профинансированы только отдельные категории, например, «по линии МВД и ФСБ».

Небольшую ясность внес министр финансов Антон Силуанов на парламентских слушаниях бюджета 2018-2020 в Совете Федерации:
На парламентских слушаниях в Совете Федерации министр финансов сказал об индексации денежного довольствия и пенсий военнослужащим и сотрудникам правоохранительных органов

О самом главном для военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов - повышении и индексации денежного довольствия и пенсий, была произнесена фраза:

На сколько пройдет индексация денежного довольствия и в каком это будет году - 2018, 2019, 2020 Силуанов не уточнил.

Но, если проанализировать его слова и ситуацию, можно прийти к определенному пониманию.

Из этой фразы абсолютно непонятно - на сколько и когда правительство предлагает поднять денежное довольствие военнослужащих, сотрудников полиции и МВД.

Но можно логически поразмыслить и все-таки из этой скупой фразы извлечь максимум информации.

Речь идет об индексации, значит денежное довольствие военнослужащих, сотрудников полиции и МВД будет индексировано, а не просто увеличено. Произойдет индексирование окладов по воинским званиям и должностям.
Коль речь идет об индексации, значит увеличение окладов по воинским званиям и должностям будет на вполне конкретную величину. Зависеть эта величина будет от величины годовой официальной инфляции по данным Росстата. Она будет составлять порядка 3,2%-3,7%.
Остается вероятность, что уже сейчас в бюджете пропишут индексацию не по официальной инфляции, а, например, в 4%. Во всяком случае эта индексация больше этой цифры не будет.
Когда индексируют? Бюджет сверстан на три года - 2018, 2019, 2020. То есть, МЕЖДУ НАМИ ГОВОРЯ, индексация окладов по воинским званиям и должностям может быть и в 2020 году. Но во фразе Силуанова

После пятилетнего перерыва государство вернется к индексации денежного довольствия и пенсий военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов.

Говорится о «пятилетнем» перерыве. НЕ ШЕСТИЛЕТНЕМ, НЕ СЕМИЛЕТНЕМ.

Поэтому логично предположить что индексация окладов по воинским званиям и должностям состоится в 2018 году.

Ранее в Госдуму был внесен законопроект об оставлении понижающего коэффициента для исчисления пенсий военным пенсионерам в 2018 году на прежнем уровне-72,23%

Распоряжение от 29 сентября 2017 года №2088-р. Законопроектом предлагается оставить размер денежного довольствия, учитываемого при исчислении пенсии лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, с 1 февраля 2018 года на прежнем уровне - 72,23% от размера денежного довольствия.

Активно обсуждается законопроект о повышении выслуги лет для приобретения права на пенсионное обеспечение, а в нем прописаны другой размер надбавок за выслугу лет.

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

Статья 1
Внести в Закон Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, № 9, ст. 328; Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, № 49, ст. 4693; 1998, № 30, ст. 3613; 2002, № 30, ст. 3033; 2003, № 27, ст. 2700; 2007, № 50, ст. 6232) следующие изменения:

1) в части 1 статьи 13:

А) в пункте «а» слова «20 лет» заменить словами «25 лет»;

«в) лица, указанные в статье 1 настоящего Закона, уволенные со службы по достижении предельного возраста пребывания на службе, состоянию здоровья, в связи с болезнью - на основании заключения военно-врачебной комиссии о негодности к службе или в связи с организационно-штатными мероприятиями, имеющие на день увольнения со службы выслугу на военной службе, и (или) на службе в органах внутренних дел, и (или) на службе в Государственной противопожарной службе, и (или) на службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и (или) на службе в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы 20 лет и более.»;

2) в части 1 статьи 14:

А) в пункте «а» слова «20 лет и более: за выслугу 20 лет – 50 процентов соответствующих сумм денежного довольствия, предусмотренного статьей 43 настоящего Закона; за каждый год выслуги свыше 20 лет» заменить словами «25 лет и более: за выслугу 25 лет – 65 процентов соответствующих сумм денежного довольствия, предусмотренного статьей 43 настоящего Закона; за каждый год выслуги свыше 25 лет»;
б) дополнить пунктом «в» следующего содержания:

«в) лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, уволенным со службы по достижении предельного возраста пребывания на службе, состоянию здоровья, в связи с болезнью - на основании заключения военно-врачебной комиссии о негодности к службе или в связи с организационно-штатными мероприятиями, имеющим на день увольнения со службы выслугу 20 лет и более: за выслугу 20 лет - 50 процентов соответствующих сумм денежного довольствия, предусмотренного статьей 43 настоящего Закона; за каждый год выслуги свыше 20 лет - 3 процента указанных сумм денежного довольствия, но всего не более 85 процентов этих сумм.».

Статья 2

Внести в статью 2 Федерального закона от 7 ноября 2011 года № 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, № 45, ст. 6336) следующие изменения:

А) пункт 13 изложить в следующей редакции:

«13. Ежемесячная надбавка за выслугу лет к окладу денежного содержания устанавливается в следующих размерах:

1) 5 процентов – при выслуге от полугода до 1 года;

2) 10 процентов - при выслуге от 1 до 2 лет;

3) 25 процентов - при выслуге от 2 до 5 лет;

4) 40 процентов - при выслуге от 5 до 10 лет;

5) 45 процентов - при выслуге от 10 до 15 лет;

6) 50 процентов - при выслуге от 15 до 20 лет;

7) 55 процентов - при выслуге от 20 до 22 лет;

8) 65 процентов - при выслуге от 22 до 25 лет;

9) 70 процентов - при выслуге 25 лет и более.».

Б) дополнить пунктом 13.1 следующего содержания:

«13.1. Военнослужащим - гражданам Российской Федерации, имеющим выслугу лет 25 лет и более, выплачивается ежемесячная надбавка в размере 25 процентов пенсии, которая могла быть им назначена в случае их увольнения с военной службы.

Размер надбавки увеличивается на три процента за каждый год сверх установленного минимального стажа выслуги лет, дающего право на получение пенсии, но не более чем 50 процентов размера пенсии, которая могла быть назначена лицам, уволенным с военной службы.».

Статья 3

При увольнении с военной службы и других видов федеральной государственной службы до 1 января 2019 года за лицами, на которых распространяется действие Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», сохраняется право выхода на пенсию за выслугу лет и на назначение пенсии за выслугу лет на условиях, действовавших до вступления настоящего Федерального закона в силу.

Думаем, что активная работа по этому законопроекту начнется уже после избирательной компании президента.

О чем говорят в кулуарах:

С верхних штабов потекли слухи о увеличении надбавки за выслугу лет, ликвидацию 1010, отказ от премии за физо и отказ от подоходного налога.

Давайте проанализируем эту фразу, взятую с форума военнослужащих. Про увеличение надбавки за выслугу лет все более или менее понятно. Как приведено выше - с принятием законопроекта о повышении выслуги лет для приобретения права на пенсионное обеспечение, размеры процентных надбавок за выслугу лет повышаются.

Отказ от премий по приказу 1010 и премии за квалификационный уровень по физической подготовке тоже обсуждаются давно. Для их выплат требуются весьма значительные средства, которых не всегда хватает. Так что с принятием вышеприведенного законопроекта вполне могут последовать и дальнейшие меры по оптимизации расходов на выплату денежного довольствия военнослужащих.

Про отмену подоходного налога - без комментариев.

Поделиться: