Аудиторская проверка. Оформление результатов аудита Представление результатов аудиторской проверки

"Аудиторские ведомости", 2006, N 10

При проведении внешнего аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности весьма важной задачей являются подготовка и оформление результатов проверки. В статье показаны особенности представления информации, полученной в ходе аудита.

Результаты аудиторской проверки должны быть представлены в двух документах: аудиторском заключении и информации, полученной по результатам аудита.

Вопросы подготовки и представления аудиторского заключения рассмотрены в Федеральном законе от 07.08.2001 N 119-ФЗ (в ред. от 02.02.2006) "Об аудиторской деятельности" (п. 11 ст. 10) и Федеральном правиле (стандарте) аудиторской деятельности N 6 "Аудиторское заключение по финансовой (бухгалтерской) отчетности" (далее - Правило N 6).

В соответствии с этими нормативно-законодательными актами определено следующее.

  1. Аудиторское заключение - официальный документ, предназначенный для пользователей финансовой (бухгалтерской) отчетности.
  2. Этот документ составляется по определенной форме.
  3. Аудиторское заключение содержит выраженное в установленной форме мнение аудиторской организации о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемого лица и соответствии порядка ведения им бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации.
  4. Аудиторское заключение может быть безоговорочно положительным и модифицированным. Последнее включает несколько разновидностей (с привлекающей внимание частью, с оговоркой, отрицательное, отказ от выражения мнения).
  5. Аудиторское заключение носит публичный (открытый) характер.

Информация, полученная по результатам аудита, представляется руководству аудируемого лица и его собственнику. Эта информация недостаточно четко регламентирована, и поэтому необходимо привести общие рекомендации в части подготовки этой информации.

Безусловно, содержание такой информации в соответствии с федеральным правилом (стандартом) является более развернутым по сравнению с требованиями российского правила (стандарта) "Письменная информация руководству экономического субъекта по результатам проведения аудита". Теперь информация может быть представлена в устной и письменной форме, упрощены требования к составу информации и др.

Рассмотрим требования к информации, которая должна быть представлена аудируемому лицу, содержащиеся в Федеральном правиле (стандарте) аудиторской деятельности N 22. Это Правило разработано с учетом международных стандартов аудита и устанавливает единые требования в отношении сообщения информации, полученной по результатам аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности, руководству (руководящим работникам) аудируемого лица и представителям собственника этого лица.

Информация представляет собой сведения, ставшие известными аудитору в ходе аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности. Такие сведения, по мнению аудитора, являются важными для руководства и представителей собственника аудируемого лица при осуществлении ими контроля за подготовкой достоверной финансовой (бухгалтерской) отчетности и раскрытием информации в ней. Информация включает только те вопросы, которые привлекли внимание аудитора в результате аудита. Аудитор не обязан в ходе аудита разрабатывать процедуры, специально направленные на поиск информации, имеющей значение для управления аудируемым лицом.

Как правило, аудитор должен сообщать информацию руководству и представителям собственника аудируемого лица. Руководством аудируемого лица являются лица, отвечающие за повседневное руководство аудируемым лицом, а также осуществление финансово-хозяйственных операций, ведение бухгалтерского учета и подготовку финансовой (бухгалтерской) отчетности (например, генеральный директор, финансовый директор, главный бухгалтер). Представителями собственника аудируемого лица являются лица или коллегиальные органы, которые осуществляют общий надзор и стратегическое руководство деятельностью аудируемого лица, а также в соответствии с учредительными документами могут контролировать текущую деятельность его руководства.

Организационная структура и принципы корпоративного управления могут быть различными для разных аудируемых лиц. Это усложняет определение круга лиц, которым аудитор сообщает информацию, представляющую интерес для управления аудируемым лицом. Аудитор основывается на собственном профессиональном суждении для определения тех лиц, которым должна сообщаться информация, принимая во внимание управленческую структуру аудируемого лица, обстоятельства аудиторского задания и особенности законодательства Российской Федерации.

В тех случаях, когда управленческая структура экономического субъекта четко не определяется или представители собственника не могут быть строго выделены в соответствии с условиями задания либо законодательством Российской Федерации, аудитор согласовывает с аудируемым лицом, кому должна сообщаться информация.

В договоре об оказании аудиторских услуг (письме о согласии на проведение аудита) может быть разъяснено, что аудитор будет сообщать только ту информацию, представляющую интерес для управления, на которую он обратит внимание в результате аудита, и что аудитор не обязан разрабатывать процедуры, специально направленные на поиск информации, имеющей значение для управления аудируемым лицом. В договоре могут также указываться форма, в которой будет сообщаться информация; надлежащие получатели информации; конкретные вопросы аудита, представляющие интерес для управления аудируемым лицом.

Сообщение информации будет более эффективно при налаживании конструктивных рабочих взаимоотношений между аудитором и руководством или представителями собственника аудируемого лица. Такие взаимоотношения должны развиваться с учетом соблюдения требований профессиональной этики, независимости и объективности.

Аудитор должен обобщить в информации сведения, представляющие интерес для управления аудируемым лицом, и сообщить их надлежащим получателям такой информации.

Как правило, такая информация отражает:

  • общий подход аудитора к проведению аудита, обеспокоенность аудитора по поводу любых ограничений объема аудита, а также комментарии по поводу уместности дополнительных требований руководства аудируемого лица;
  • выбор или изменение руководством аудируемого лица принципов и методов учетной политики, которые оказывают или могут оказать существенное влияние на финансовую (бухгалтерскую) отчетность аудируемого лица;
  • возможное влияние на финансовую (бухгалтерскую) отчетность аудируемого лица каких-либо значимых рисков и внешних факторов, которые должны быть раскрыты в финансовой (бухгалтерской) отчетности (например, судебных разбирательств);
  • предлагаемые аудитором существенные корректировки финансовой (бухгалтерской) отчетности - как осуществленные, так и не осуществленные аудируемым лицом;
  • существенные неопределенности, касающиеся событий или условий, которые могут в значительной мере поставить под сомнение способность аудируемого лица продолжать непрерывно вести свою деятельность;
  • разногласия аудитора с руководством аудируемого лица по вопросам, которые по отдельности или в совокупности могут являться значимыми для финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемого лица или аудиторского заключения. Сообщаемая в этой связи информация должна включать пояснения важности этого вопроса и сведения о том, был ли данный вопрос разрешен или нет;
  • предполагаемые модификации аудиторского заключения;
  • другие вопросы, заслуживающие внимания представителей собственника (например, существенные недочеты в области внутреннего контроля, вопросы, касающиеся недобросовестных действий руководства);
  • вопросы, освещение которых согласовано аудитором с аудируемым лицом в договоре об оказании аудиторских услуг (письме о согласии на проведение аудита).

Если аудиторская проверка проводится в течение отчетного года, то аудитор должен своевременно сообщать информацию представителям собственника и руководству аудируемого лица для оперативного принятия соответствующих мер.

В целях своевременного сообщения информации аудитор должен обсудить с представителями собственника и руководства аудируемого лица порядок, принципы и сроки сообщения такой информации. В определенных случаях в связи с необходимостью решения срочного вопроса аудитор может сообщить о нем раньше, чем это было согласовано предварительно.

Если аудит проводится единовременно, например после окончания отчетного года, то информация сообщается в процессе или после окончания проверки.

Формы сообщения информации надлежащим получателям могут быть представлены в устной или письменной форме. На решение аудитора о том, в какой форме сообщать информацию, влияют:

  • размер, структура, организационно-правовая форма и техническое обеспечение аудируемого лица;
  • характер, важность и особенности информации, полученной по результатам аудита, представляющей интерес для управления аудируемым лицом;
  • существующие договоренности между аудитором и аудируемым лицом в отношении регулярных встреч или докладов;
  • принятые аудитором формы взаимодействия с представителями собственника и руководства аудируемого лица.

Если информация, представляющая интерес для управления аудируемым лицом, сообщается в устной форме, то аудитору следует документально отразить в рабочих документах эту информацию и реакцию на нее получателей информации. Такими документами могут быть, например, копии протоколов обсуждений, проводимых аудитором с представителями собственника и руководства аудируемого лица. В некоторых случаях в зависимости от характера, важности и особенностей информации целесообразно, чтобы аудитор получал от представителей собственника и руководства аудируемого лица письменные подтверждения в отношении любых устных сообщений по вопросам аудита, представляющим интерес для управления аудируемым лицом.

Обычно аудитор предварительно обсуждает с руководством экономического субъекта вопросы аудита, представляющие интерес для управления аудируемым лицом, за исключением тех вопросов, которые ставят под сомнение компетентность или порядочность самого руководства. Предварительные обсуждения с руководством аудируемого лица играют важную роль для прояснения фактов и вопросов, а также для того, чтобы дать возможность руководству предоставить дополнительную информацию. Если руководство экономического субъекта соглашается самостоятельно (без участия аудитора) сообщить информацию, представляющую интерес для управления аудируемым лицом, представителям собственника, то аудитору может не потребоваться повторное сообщение данной информации при условии, что аудитор удовлетворен эффективностью и надлежащим характером сообщения такой информации.

Если аудитор считает, что необходимо модифицировать аудиторское заключение в соответствии с требованиями Правила N 6, то любая иная письменная информация, направляемая аудитором руководству или представителям собственника аудируемого лица, не может рассматриваться в качестве надлежащей замены модифицированного аудиторского заключения.

Аудитор должен проанализировать, может ли какая-либо информация, полученная по результатам предыдущей проверки, иметь значение для достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности текущего года. Если аудитор приходит к выводу, что такая информация представляет интерес для управления аудируемым лицом, то он может принять решение повторно сообщить ее представителям собственника аудируемого лица.

Важно, что сведения, содержащиеся в информации, носят, как правило, конфиденциальный характер. В этой связи аудитор обязан выполнять требования законодательства Российской Федерации и Кодекса этики аудиторов России в отношении конфиденциальности информации, полученной по результатам аудита. В некоторых случаях, когда возможны потенциальные конфликты между этическими и правовыми обязательствами аудитора в отношении конфиденциальности и требованиями по предоставлению информации, аудитору целесообразно получить юридическую консультацию.

Нормативными правовыми актами Российской Федерации могут устанавливаться обязательства аудитора в отношении сообщения информации, представляющей интерес для управления аудируемым лицом. Эти дополнительные обязательства о сообщении информации не изменяются в Правиле N 6, но могут влиять на содержание, форму и сроки представления аудитором информации надлежащим получателям.

В заключение отметим следующее.

Письменную информацию целесообразно составлять не менее чем в двух экземплярах. Один экземпляр такой информации передается представителю аудируемого лица, указанному в договоре, второй экземпляр остается в аудиторской организации и включается в общую рабочую документацию аудитора. Несогласие получателя письменной информации аудитора с содержанием ее окончательного варианта не может служить основанием для отказа в получении этого документа.

Для передачи устной информации целесообразно разработать специальную форму рабочего документа "Протокол - согласование информации по результатам аудита". В этом документе информация должна быть систематизирована и прокомментирована аудитором. В документе должны быть предусмотрены реквизиты, которые свидетельствуют о том, что руководство аудируемого лица ознакомлено с представляемыми сведениями.

Таким образом, и письменная, и устная информация представляется экономическому субъекту регулярно при проведении аудиторской проверки. При этом информация может содержать как новые сведения, так и информацию, полученную по результатам предыдущей проверки. Это необходимо, если аудитор считает, что данная информация может иметь значение для достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности текущего года. Если информация представляет интерес для управления экономическим субъектом, то она может быть повторно представлена представителям собственника аудируемого лица. Письменная информация обычно храниться в архивном файле, созданном по аудируемой организации, и по мере необходимости может быть использована при дальнейших проверках.

В.И.Подольский

профессор,

заведующий кафедрой "Аудит" ВЗФЭИ

Аудиторское заключение - это акт, в котором излагаются выявленные при проверке недостатки производственной, финансово-хозяйственной деятельности предприятия, приводятся факты нарушения, бесхозяйственности, злоупотребления, хищений, незаконного расходования средств, размеры причиненного ущерба и последствия допущенных нарушений, неправильное ведение бухгалтерского учета при составлении отчетности, факты неправильного исчисления прибыли и налогов, и др.

Заключение аудитора имеет юридическое значение для всех юридических и физических лиц, органов государственной власти, органов местного самоуправления, судебных органов.

Аудиторское заключение состоит из 3-х частей: вводной, аналитической и итоговой.

Вводная часть представляет собой сведения об аудиторской фирме.

Аналитическая часть является отчетом аудиторской фирмы предприятию об общих результатах проверки состояния внутреннего контроля, бухгалтерского учета и отчетности предприятия, а также соблюдение законодательства при совершении финансово-хозяйственных операций.

Данная часть заключения включает наименование проверяемого предприятия, объект аудита, период деятельности за который проводится проверка, общие результаты проверки.

Как правило, к аналитической части (отчету) прилагаются конкретные предложения по устранению выявленных в ходе аудиторской проверки нарушений законодательства при совершении финансово-хозяйственных операций и внесению поправок в составленную ранее отчетность.

Лишь после проверки выполнения указанных предложений аудитор (аудиторская фирма) приступает к составлению итоговой части аудиторского заключения, именуемой «Заключение аудиторской фирмы».

Итоговая часть аудиторского заключения представляет собой мнение аудиторской фирмы или аудитора о достоверности бухгалтерской отчетности проверенного экономического субъекта. Она адресуется учредителям субъекта, если иное не установлено договором на проведение аудита.

Каждая страница заключения подписывается аттестованным аудитором (руководителем аудиторской группы), а также руководителем аудиторской фирмы и заверяется печатью фирмы.

Заключение составляется в трех экземплярах: 1-ый экземпляр - в организацию, назначившую проверку; 2-ой экземпляр - вручают директору проверяемого предприятия; 3-ий экземпляр - остается у аудиторской фирмы.

Порядком составления аудиторского заключения предусмотрены пять вариантов заключений: безусловно положительное, условно положительное, отрицательное заключение, с отказом от выражения мнения о достоверности бухгалтерской отчетности, безусловно положительное при наличии серьезного сомнения в возможности экономического субъекта продолжить деятельность и исполнять свои обязательства в течение как минимум 12 месяцев, следующих за отчетным.

На практике заказчику выдается безусловно положительное или условно положительное заключение, так как другие виды заключений (отрицательное или заключение с отказом от выражения мнения) экономическому субъекту практически не нужны.

Безусловно положительное аудиторское заключение свидетельствует о том, что аудиторская организация считает бухгалтерскую отчетность экономического субъекта достоверной во всех существенных отношениях. При составлении условно-положительного или отрицательного аудиторского заключения либо оформлении отказа от выражения мнения о достоверности бухгалтерской отчетности экономического субъекта необходимо указать обстоятельства, которые явились причиной того или иного решения аудиторской организации.

По нарушениям и замечаниям, отраженным в аудиторском заключении на предприятии составляется план мероприятий по их устранению. На главного бухгалтера возлагается ответственность за контролем по исправлению допущенных ошибок в бухгалтерском учете.

Аудитор (аудиторская фирма) так же несет ответственность за неквалифицированное проведение проверки, в соответствии с законом об аудиторской деятельности. В случае обнаружения неквалифицированного проведения аудиторской проверки, приведшей к убыткам для государства или экономического субъекта, с аудитора (аудиторской фирмы) могут быть взысканы на основании решения суда или арбитражного суда по иску, предъявляемому органом, выдавшим лицензию: 1) понесенные убытки в полном объеме; 2) расходы на проведение перепроверки; 3) штраф, зачисляемый в доход федерального бюджета РФ с аудиторской формы.

При этом надо помнить, что пределом ответственности аудиторских фирм (аудитора) может служить общая стоимость всех работ по договору.

Поскольку в современном обществе деятельности аудиторов отводится весьма важная роль, существует объективная необходимость поддерживать уважение и доверие к профессии аудитора. Поэтому необходим непрерывный контроль качества аудита.

Общий контроль качества аудита основан на:

  • - определенных личных качествах аудиторов (честность, объективность, независимость, конфиденциальность);
  • - профессионализме и компетентности аудиторов; обоснованном распределении работы между членами группы; надзоре за работой аудиторов для соблюдения стандартов качества; политике приема клиентов и продолжения сотрудничества с ними;
  • - текущем контроле аудиторской фирмы за эффективностью политики и процедур контроля качества.

Высокое качество аудита обеспечивает:

  • - обучение и переподготовка аудиторов; разработка и совершенствование аудиторских стандартов; разработка эффективной системы контроля качества внутри аудиторской фирмы;
  • - наличие жесткой системы внешнего контроля качества (налоговая инспекция и налоговая полиция).

Итак, контроль качества - это не только правила и процедура аудита, но и разумный подход. Система контроля качества должна носить предупредительный характер, снижающий (исключающий) вероятность нарушения профессионально-этических норм и аудиторского риска.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Новомосковский институт (филиал)

ФГБОУ ВПО "РХТУ им.Д.И. Менделеева"

Факультет "ЗиОЗО"

Кафедра "Менеджмент"

Направление подготовки 080200 "Менеджмент"

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине "Аудит организации"

на тему: "Документальное оформление аудиторской проверки"

СтудентА.А. Соломкина

ПреподавательИ.О. Аносова

Новомосковск, 2015

Введение

1.1 Документальное оформление аудиторской проверки в РФ

2.2 Аудиторское заключение

Заключение

Список литературы

Приложения

2. Анализ ликвидности баланса

Введение

Аудит - независимая форма финансового контроля.

Согласно ч.3 ст.1 Федерального закона от 30.12.2008 N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности" (далее - Закон N 307-ФЗ) аудит - независимая проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности. При этом понятие достоверности в Законе N 307-ФЗ не приводится. Согласно п.6 ПБУ 4/99 "Бухгалтерская отчетность организации" достоверной и полной считается бухгалтерская отчетность, сформированная исходя из правил, установленных нормативными актами по бухгалтерскому учету.

Так что же подтверждает аудитор? Принято считать, что под достоверностью понимается степень точности данных бухгалтерской (финансовой) отчетности, на основании которых любой заинтересованный пользователь может принимать верные экономические и управленческие решения.

Ежедневно и ежечасно в мире совершаются сделки по покупке и продаже ценных бумаг, компаний, прочих активов, реализуются различные инвестиционные проекты. И аудиторы участвуют в информационном обеспечении лиц, принимающих управленческие и инвестиционные решения. Определение места и роли аудита в информационном обеспечении участников экономических отношений чрезвычайно важно для последующего определения критериев качества аудиторских услуг, а также условий и размеров ответственности аудиторов, если качество аудиторских услуг оказалось ненадлежащим.

Однако опыт аудиторских проверок показывает, что до сих пор возникают разногласия между сотрудниками аудируемого лица и аудиторами, что неминуемо приводит к снижению эффективности аудита и, как следствие, качества его результатов. Одной из причин таких разногласий являются завышенные ожидания представителей аудируемого лица от аудиторов, т.к. аудит до сих пор воспринимается бизнес-сообществом не просто как деятельность по подтверждению достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности, а в большей степени как оценка рисков и рекомендации по их снижению.

Аудитор в значительной степени воспринимается сегодня как сторонний эксперт, имеющий значительный опыт в различных сферах деятельности, обладающий обширными знаниями в области бизнес-процессов ведущих компаний, понимающий особенности экономики и присущие ей риски. Для клиента аудитор является, с одной стороны, источником ценных знаний в области контроля, внутренней эффективности, которые позволяют клиенту пересмотреть собственную систему внутреннего контроля и бизнес-процессы и при необходимости внести соответствующие корректировки. С другой стороны, если исходить из цели аудита, прописанной в ст.1 Закона N 307-ФЗ, - подтверждение достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности, то аудиторские процедуры должны быть направлены на удовлетворение запросов не отдельных внутренних пользователей, а всех заинтересованных лиц.

Роль аудита как независимого финансового контроля является ключевой при формировании национальной рыночной экономики. Являясь консалтингово-ориентированной на начальном этапе развития, аудиторская деятельность фактически способствовала становлению предпринимательства в Российской Федерации. Это обусловило специфику отечественного аудита и укрепило в сознании бизнес-сообщества соответствующую модель ожиданий от его результатов. Сегодня кризис системы финансового контроля неизбежно приводит к трансформации механизмов и процедур ее реализации. Но именно аудит как независимая форма финансового контроля является сегодня единственным инструментом предоставления разумных гарантий в отношении достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности всем заинтересованным пользователям, одним из представителей которых является государство.

Профессионально выполненный аудит сравним с инвестициями в бизнес. Это базис для принятия взвешенных управленческих решений и выявления наиболее оптимальной стратегии развития организации. Также это возможность для эффективной оптимизации системы налогообложения и решения целого спектра других важных аспектов деятельности предприятия.

Правильное документальное оформление аудиторской проверки представляют собой комплекс процедур установленных и отлаженных законодательством РФ. Грамотное оформление свидетельствует о высоком профессиональном уровне и компетентности аудитора, и очень важно для "жизни" аудируемой организации.

Цель курсовой работы рассказать, что оформление рабочей документации должно быть осуществлено так, чтобы обеспечить доступность вопросов и осознание ее содержания.

аудиторская проверка документальное оформление

1. Документальное оформление аудиторской проверки

.1 Документальное оформление аудиторской проверки в РФ

Документальное оформление аудиторской проверки было утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2002 г. N 696. Данный федеральный стандарт был разработан с учетом международных стандартов и позволил установить единые требования к оформлению документов в процессе аудита отчетности организации.

Следуя стандарту №2 аудитор должен документально оформлять все важные сведения в качестве доказательств формирования и подтверждения аудиторского мнения, в том числе, что аудиторская проверка проходила по федеральным стандартам.

Все рабочие документы и материалы, которые предоставляются аудитору, хранятся им или подготавливаются самим аудитором можно объединить под одним термином - "документация". Заказчик вправе предоставлять документацию в любом формате, будь то бумажные носители, фотопленка или в электронном виде. Аудитор должен составлять рабочие документы в достаточно полной и подробной форме, необходимой для обеспечения общего понимания аудита, так как они используются в планировании и проведении проверки, для осуществления текущего контроля выполненной работы, а также для фиксирования аудиторских доказательств.

В рабочих документах отражается вся информация о планировании аудиторской работы, характере, временных рамках и объеме выполненных процедур, их результатах, а также о выводах, сделанных на основе полученных аудиторских доказательств. Самое важное, в них должно содержаться обоснование аудитором всех важных моментов, по которым необходимо сделать выводы и выразить свое профессиональное суждение. В рабочие документы следует включать факты, которые были известны аудитору на момент формулирования выводов, и необходимую аргументацию, в тех случаях, когда аудитор проводил рассмотрение сложных принципиальных вопросов или высказывал по каким-либо важным для аудита вопросам профессиональное суждение.

Объем документации аудитор определяет самостоятельно, учитывая, что в случае возникновения необходимости передачи документов другому аудитору, не работающему по данному заданию, информация будет исчерпывающей. Это позволит не прибегать к дополнительным беседам и понять проделанную работу.

Характер задания, требования к заключению, профиль аудируемого лица и состояние бухгалтерского отчета определяют форму и содержание рабочих документов. Эффективность аудиторской проверки может повысить наличие формирование графиков и наличие аналитической документации. Федеральные правила рекомендуют составлять и систематизировать документацию так, чтобы облегчить подчиненным и аудитору в ходе проверки выполняемую ими работу. При этом предлагается организовать типовые формы документации: стандартизировать папки, бланки, вопросники, письма и обращения.

Рабочие документы обычно содержат:

информацию, касающуюся организационно-правовой формы и организационной структуры аудируемого лица;

выдержки или копии необходимых юридических документов, соглашений и протоколов;

информацию об отрасли, экономической и правовой среде, в которой аудируемое лицо осуществляет свою деятельность;

информацию, отражающую процесс планирования, включая программы аудита и любые изменения к ним;

доказательства понимания аудитором систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля;

доказательства, подтверждающие оценку неотъемлемого риска, уровня риска средств контроля и любые корректировки этих оценок;

доказательства, подтверждающие факт анализа аудитором работы аудируемого лица по внутреннему аудиту и сделанные аудитором выводы;

анализ финансово-хозяйственных операций и остатков по счетам бухгалтерского учета;

анализ наиболее важных экономических показателей и тенденций их изменения;

сведения о характере, временных рамках, объеме аудиторских процедур и результатах их выполнения;

доказательства, подтверждающие, что работа, выполненная работниками аудитора, осуществлялась под контролем квалифицированных специалистов и была проверена;

сведения о том, кто выполнял аудиторские процедуры, с указанием времени их выполнения;

подробную информацию о процедурах, примененных в отношении финансовой (бухгалтерской) отчетности подразделений и/или дочерних предприятий, проверявшихся другим аудитором;

копии сообщений, направленных другим аудиторам, экспертам и третьим лицам и полученных от них;

копии писем и телеграмм по вопросам аудита, доведенным до сведения руководителей аудируемого лица или обсуждавшийся с ними, включая условия договора о проведении аудита или выявленные существенные недостатки системы внутреннего контроля;

письменные заявления, полученные от аудируемого лица;

выводы, сделанные аудитором по наиболее важным вопросам аудита, включая ошибки и необычные обстоятельства, которые были выявлены аудитором в ходе выполнения процедур аудита, и сведения о действиях, предпринятых в связи с этим аудитором;

копии финансовой (бухгалтерской) отчетности и аудиторского заключения.

Вопрос конфиденциальности один из самых важных. При условии того, что рабочие документы являются собственностью аудитора, по запросу некоторые из них или определенные выдержки могут быть предоставлены заказчику. Это делается по усмотрению аудитора и не заменяет бухгалтерских записей заказчика.

Правила обязывают аудитора установить надлежащие процедуры для обеспечения конфиденциальности, сохранности рабочих документов, а также для их хранения в течение достаточного периода времени, исходя из особенностей деятельности аудитора, а также законодательных и профессиональных требований, но не менее 5 лет.

1.2 Оформление договора на оказание аудиторских услуг

Оформление договора на оказание аудиторских услуг и рабочий процесс аудитора должны оговариваться до начала проверки и быть грамотно юридически оформлены. В помощь данному процессу служит ряд законов, норм и предписаний.

Договоры на проведение аудиторских проверок относятся к договорам возмездного оказания услуг. В Гражданском кодексе РФ обозначены основные особенности таких договоров, поэтому их нужно рассматривать не иначе, как возмездные договоры независимо от того, каким образом они оформлены. С точки зрения интересов аудитора и аудируемого лица целесообразно заблаговременное подписание договора оказания аудиторских услуг.

В каждом частном случае есть свои особенности оформления договора, но как правило указываются следующие моменты:

цель аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности; ответственность руководства аудируемого лица за подготовку и представление финансовой (бухгалтерской) отчетности;

аудиторское заключение и любые иные документы, которые предполагается подготовить по результатам аудита;

информация о том, что в связи с применением в ходе аудита выборочных методов тестирования и другими свойственными аудиту ограничениями;

требование обеспечения свободного доступа ко всей бухгалтерской документации и другой информации, запрашиваемой в ходе проведения аудита;

цена проведения аудита (либо способ ее определения), а также порядок признания услуги оказанной и порядок расчетов.

В договоре могут также быть указаны: договоренности, связанные с координацией работы аудитора и сотрудников аудируемого лица в ходе планирования аудита; право аудитора получить от руководства аудируемого лица официальные письменные заявления, сделанные в связи с аудитом; обязательство руководства аудируемого лица содействовать в направлении запросов кредитным организациям и контрагентам аудируемого лица с целью получения информации, необходимой для проведения аудита; обязательство руководства аудируемого лица обеспечить присутствие сотрудников аудитора при проведении инвентаризации имущества аудируемого лица.

При необходимости быть также приведены: договоренность о привлечении к работе по каким-либо вопросам аудита других аудиторов и экспертов; договоренность о привлечении к совместной работе внутренних аудиторов, а также других сотрудников аудируемого лица; договоренности, способствующие взаимодействию предполагаемого аудитора с предшествующим аудитором (при его наличии); любые ограничения ответственности аудитора в соответствии с законодательством Российской Федерации и федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности; информация о любых дополнительных соглашениях между аудитором и аудируемым лицом.

Если аудитор головной организации является также аудитором дочерних организаций, то на решение аудитора о том, заключать ли отдельный договор оказания аудиторских услуг с указанными дочерними организациями (направлять ли отдельное письмо о проведении аудита), влияют следующие факторы:

порядок назначения аудитора дочерних организаций;

необходимость составления отдельного аудиторского заключения по дочерней организации;

требования законодательства Российской Федерации;

объем работы, выполненной другими аудиторами;

доля собственности головной организации;

степень независимости руководства дочерней организации от головной организации.

Стандартный договор включает следующие статьи:

Информация о заказчике и исполнителе;

Предмет договора;

Обязанности сторон;

Стоимость работ и порядок расчетов;

Порядок сдачи-приемки работ;

Ответственность сторон;

Конфиденциальность;

Разрешение споров;

Форс-мажор;

Срок действия договора;

Прочие условия;

Реквизиты сторон;

Подписи сторон.

Качество выполненной аудитором работы должно соответствовать условиям договора. В каждом частном случае, заключение договора на оказание аудиторских услуг, его исполнение и прекращение будут касаться конкретных участников обстоятельств и условий. И для того чтобы избежать возможных споров, сторонам необходимо уже при заключении договора учесть все важнейшие моменты, касающиеся взаимоотношений сторон.

2. Оформление итогов аудиторской проверки

По итогам проверки аудитор выдает компании-клиенту два документа:

подробный отчет аудитора о проведенной работе (чаще всего он называется "Письменная информация аудитора руководству аудируемого лица");

аудиторское заключение, содержащее вывод о достоверности бухгалтерской отчетности.

2.1 Отчет о проделанной работе

Отчет аудитора не имеет стандартного шаблона. Как правило, в нем подробно описывается, что именно было исследовано, какие ошибки были выявлены, и даются рекомендации по устранению погрешностей. Отчет содержит информацию, полученную в ходе аудиторской проверки, которая служит основание для составления аудиторского заключения. Он может быть адресован руководителю, собственнику, общему собранию акционеров.

Как официальный документ, отчет аудитора должен содержать все необходимые реквизиты заказчика и исполнителя и быть подписан аудитором постранично. В содержании отчета должно быть: а) название ("Аудиторский отчет" или " Отчет аудиторской организации": оба названия равнозначны); б) наименование адресата; в) вводную часть; г) аналитическую часть; д) итоговую часть.

2.2 Аудиторское заключение

Аудиторское заключение - это документ, содержащий выраженное в установленной форме мнение аудитора о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета требованиям, установленным нормативными актами, действующими в Российской Федерации в соответствии с Закона N 307-ФЗ и стандартом № 6 "Аудиторское заключение по финансовой (бухгалтерской) отчетности".

На сегодняшний день срок сдачи годовой бухгалтерской отчетности, включая аудиторское заключение (в случае необходимости проведения обязательного аудита), установлен не Налоговым кодексом, а Законом N 129-ФЗ. В силу п.2 ст.15 данного Закона отчетность по итогам года должна быть подана в налоговый орган в течение 90 дней по окончании года, если иное не предусмотрено законодательством РФ.

Форма и содержание аудиторского заключения должны отвечать положениям действующих нормативных актов и Федерального правила. Заключение должно содержать перечень бухгалтерской отчетности, в отношении которой проводился аудит, с указанием периода, за который она составлена, распределение ответственности в отношении отчетности между аудируемым лицом и аудиторской организацией.

Требования к форме, содержанию, порядку подписания и представления аудиторского заключения устанавливаются федеральными стандартами аудиторской деятельности (п.3 ст.6 Закона N 307-ФЗ). Так, в п. п.25, 30 Федерального стандарта аудиторской деятельности (ФСАД 1/2010) установлено, что к аудиторскому заключению на бумажном носителе прилагается бухгалтерская отчетность, в отношении которой выражается мнение и которая датирована и подписана аудируемым лицом в соответствии с правилами отчетности. Заключение и указанная отчетность должны быть пронумерованы, прошнурованы, скреплены печатью аудитора с указанием общего количества листов. При этом аудиторское заключение подготавливается в количестве экземпляров, согласованном аудитором и аудируемым лицом, которые должны получить не менее чем по одному экземпляру аудиторского заключения с прилагаемой бухгалтерской отчетностью.

Аудиторское заключение в зависимости от того, полностью подтверждена достоверность отчетности или нет, может быть:

безоговорочно положительное;

модифицированное (с оговоркой, отказ от выражения мнения, отрицательное).

На практике чаще всего встречаются два вида заключения: положительное и с оговоркой, в любом случае ответственность за подготовку и представление самой отчетности несет руководство компании, и аудит от нее не освобождает.

2.3 Пример оформления аудиторского заключения по финансовой (бухгалтерской) отчетности

АУДИТОРСКОЕ Заключение ПО ФИНАНСОВОЙ

(БУХГАЛТЕРСКОЙ) ОТЧЕТНОСТИ

Наименование: общество с ограниченной ответственностью "XXX".

Лицензия: номер, дата, наименование органа, предоставившего аудиторской организации лицензию на осуществление аудиторской деятельности, срок действия.

Является членом (указать наименование аккредитованного профессионального аудиторского объединения).

Аудируемое лицо

Наименование: открытое акционерное общество "YYY".

Место нахождения: индекс, город, улица, номер дома и др.

Государственная регистрация: номер и дата регистрационного свидетельства.

Мы провели аудит прилагаемой финансовой (бухгалтерской) отчетности организации "YYY" за период с 1 января по 31 декабря 20 (XX) г. включительно. Финансовая (бухгалтерская) отчетность организации "YYY" состоит из:

бухгалтерского баланса;

отчета о прибылях и убытках;

приложения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках;

пояснительной записки.

Ответственность за составление и представление этой финансовой (бухгалтерской) отчетности несет исполнительный орган организации "YYY". Наша обязанность заключается в том, чтобы выразить мнение о достоверности во всех существенных отношениях данной отчетности и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации на основе проведенного аудита.

Мы провели аудит в соответствии с:

Федеральным законом "Об аудиторской деятельности";

федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности;

правилами (стандартами) аудиторской деятельности аудитора;

нормативными актами органа, осуществляющего регулирование деятельности аудируемого лица.

Аудит планировался и проводился таким образом, чтобы получить разумную уверенность в том, что финансовая (бухгалтерская) отчетность не содержит существенных искажений. Аудит проводился на выборочной основе и включал в себя изучение на основе тестирования доказательств, подтверждающих числовые показатели в финансовой (бухгалтерской) отчетности и раскрытие в ней информации о финансово-хозяйственной деятельности, оценку соблюдения принципов и правил бухгалтерского учета, применяемых при составлении финансовой (бухгалтерской) отчетности, рассмотрение основных оценочных показателей, полученных руководством аудируемого лица, а также оценку представления финансовой (бухгалтерской) отчетности. Мы полагаем, что проведенный аудит представляет достаточные основания для выражения нашего мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации.

В результате проведенного аудита нами установлены следующие нарушения действующего порядка составления финансовой (бухгалтерской) отчетности и ведения бухгалтерского учета. Как указано в пункте X пояснительной записки к финансовой (бухгалтерской) отчетности, в составе соответствующих статей не были учтены амортизационные отчисления по отдельным объектам основных средств. Данное обстоятельство является результатом решения, принятого руководством аудируемого лица в начале предыдущего года, что заставило нас выразить мнение с оговоркой в отношении финансовой (бухгалтерской) отчетности за тот год. На основе линейного метода начисления амортизации (при годовой норме амортизации в размере 5 процентов для зданий и 20 процентов для оборудования) балансовая стоимость основных средств должна быть уменьшена на сумму амортизационных отчислений в размере XXX рублей в 20 (XX) году и XXX рублей в 20 (XX) году, а убыток за год должен быть увеличен на XXX рублей в 20 (X1) году и XXX рублей в 20 (X0) году, непокрытый убыток должен быть увеличен на XXX рублей в 20 (X1) году и на XXX рублей в 20 (X0) году.

По нашему мнению, за исключением обстоятельств, изложенных в предыдущей части настоящего заключения, финансовая (бухгалтерская) отчетность организации "YYY" отражает достоверно во всех существенных отношениях финансовое положение на 31 декабря 20 (X1) г. и результаты ее финансово-хозяйственной деятельности за период с 1 января по 31 декабря 20 (X1) г. включительно в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в части составления финансовой (бухгалтерской) отчетности (и (или) указать документы, определяющие требования, предъявляемые к порядку составления финансовой (бухгалтерской) отчетности).

"XX" месяц 20 (XX) г.

Руководитель (или иное уполномоченное лицо) аудиторской организации либо индивидуальный аудитор (фамилия, имя, отчество, подпись и должность).

Руководитель аудиторской проверки (фамилия, имя, отчество, подпись, номер, тип квалификационного аттестата аудитора и срок его действия).

Печать аудитора.

Заключение

Аудит выполняет важную роль в принятии управленческих решений в коммерческой структуре. Важные решения могут быть приняты на основе аудиторского заключения. На сколько добросовестно и с ответственностью аудитор отнесется к своей роли в бизнес процессе, на столько же более полным, точным и адекватным будет этот процесс.

Под управленческим (или инвестиционным) решением понимаются решение собственника, инвестора, исполнительного органа компании или ее контрагента, связанное с приобретением или отчуждением активов (как первичным инвестированием, так и куплей-продажей ценных бумаг на фондовом рынке), заключением договора о реализации инвестиционного контракта, а также воздержанием от тех или иных перечисленных действий, которые при других условиях информационного обеспечения могли бы быть совершены.

В более сжатом виде управленческое (инвестиционное) решение - это определенные действия (либо воздержание от каких-либо действий) пользователей аудиторского заключения в отношении экономического субъекта, отчетность которого включает указанное заключение.

Из изложенного можно сделать вывод, что теоретически возможно причинение ущерба пользователям аудиторского заключения вследствие принятия ими неверного управленческого (или инвестиционного) решения.

Очевидно, что его принятие базируется не только на результатах изучения финансовой отчетности конкретной компании. Принятию решения, как правило, предшествует изучение значительных объемов весьма разнообразной информации, касающейся:

политической ситуации в мире;

макроэкономической ситуации в мировой экономике;

политической и макроэкономической ситуации в отдельно взятой стране;

экономической ситуации в отрасли;

тенденций, действующих на рынке ценных бумаг;

финансового положения конкретной компании.

И можно утверждать, что здесь присутствуют те же самые риски, что и перечисленные ранее, т.е. страновые, отраслевые, стратегические, операционные и информационные.

Тем не менее, есть риск лица, принимающего управленческое (или инвестиционное) решение, а есть аудиторский риск, и это совершенно разные риски. Если на решение собственника, инвестора или контрагента компании перечисленные риски оказывают влияние в целом, то, когда речь идет об аудите, влияние этих рисков должно быть учтено аудитором исключительно с точки зрения их влияния на достоверность отчетных данных.

И следует разделять ответственность лиц, принимающих управленческие и инвестиционные решения, и ответственность аудитора за правильность выводов в отношении финансовой отчетности, поскольку это разные уровни ответственности. Их нельзя смешивать или подменять один другим.

Решение о проведении аудиторской проверки принимает, конечно же, учредитель, но немаловажную роль здесь играет и главный бухгалтер, который (возможно) заинтересовался предложением менеджера по продажам из аудиторской фирмы. Тогда самое время напомнить некоторые моменты, которые будут интересны организациям. Различают два вида аудита - обязательный и инициативный.

Проведение аудита предприятия может заказать: руководитель фирмы, завода или иной коммерческой структуры; учредитель или инвестор; акционер; потенциальный покупатель; главный бухгалтер, с целью проверки своих подчиненных.

Цель инициативного аудита - выявление нарушений в ведении бухгалтерского учета, составлении отчетности, налогообложении, а также получение рекомендаций по их устранению.

Аудиторская проверка предназначена, в основном, для установления достоверности отчетной документации предприятия.

Аудит осуществляет сразу несколько функций:

) экспертную - для проверки финансовой деятельности предприятия;

) аналитическую - для выяснения достоверности информации о финансовой деятельности структуры;

) консультативную - в основном, касается вопросов о налогообложения;

) производственную - задачей которой, является внедрение новшеств в сфере бухгалтерской деятельности.

Обязательная аудиторская проверка должна быть назначена и проведена в сроки, позволяющие представить аудиторское заключение в налоговый орган по месту учета в течение 90 дней по окончании года.

В любом случае к срокам аудиторской проверки нужно отнестись серьезно хотя бы потому, что в ходе ее проведения, как правило, возникает достаточное количество вопросов, поэтому желательно постараться не назначать аудит на время наибольшей загруженности бухгалтерии, то есть в последние дни перед сдачей бухгалтерской или налоговой отчетности.

Явным плюсом проведения аудиторской проверки является то, что с ее помощью организация сможет снизить налоговые риски, подтвердить для партнеров свое устойчивое финансовое положение и надежность в качестве контрагента. А управленческие решения по проведению тех или иных финансовых действий в организации будут более структурированы и адекватны.

Список литературы

1.Арабян К.К. "АУДИТ КАК НЕЗАВИСИМАЯ ФОРМА ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ: МИССИЯ И ОЖИДАНИЯ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ" [Текст] / К.К. Арабян, И.В. Давыдова // КонсультантПлюс Версия 401.00.32 [Электронный ресурс]. - // Дата обновления 18.05.2013. - М.: ЗАО "КонсультантПлюс".

2.Шилимина Н.В. Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения [Текст] / Н.В. Шилимина // Журнал "Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения" / 2012, N 24

.ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ПРАВИЛА (СТАНДАРТЫ) АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ [Текст] / Постановление от 23 сентября 2002 г. N 696 // КонсультантПлюс [Электронный ресурс]. - Дата обновления 18.05.2013. - М.: ЗАО "КонсультантПлюс".

.Агабекян О.В. Аудиторское заключение. Формы мнения, составление и представление [Текст] / О.В. Агабекян, К.С. Макарова // "Аудиторские ведомости" - 2011, N 3

.Методические рекомендации по организации и осуществлению внутреннего контроля качества работы аудиторской организации [Текст] // КонсультантПлюс [Электронный ресурс] - 26 ноября 2009 г., протокол N 80

.Антонова Г.П. АУДИТОРСКОЕ Заключение - 2012 [Текст] / Г.П. Антонова // Журнал "Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения" / 2012, N 24

.Ржаницына В.С. Аудиторское заключение. Требования новых стандартов. [Текст] / В.С. Ржаницына // КонсультантПлюс [Электронный ресурс] / Электронный журнал "Финансовые и бухгалтерские консультации" / 2011, №3

.Стуков Л.С. Роль аудита в информационном обеспечении участников экономических отношений [Текст] / Л.С. Стуков // КонсультантПлюс [Электронный ресурс] / Электронный журнал "Финансовые и бухгалтерские консультации" / 2009, №4

.Безрукова Т.Л. Особенности квалификационных требований, предъявляемых к аудиторам [Текст] / Т.Л. Безрукова, И.И. Шаанин // Все для бухгалтера - 2013, №3

.Арабян К.К. Кодекс профессиональной этики аудиторов - акт саморегулирования [Текст] / К.К. Арабян, О.В. Попова // Журнал "Аудитор" - 2012, №6

.Арабян К.К. Мнения в аудиторском заключении [Текст] / К.К. Арабян // Журнал "Аудитор" - 2013, №6

.Князева Н.В. Внутрифирменные правила (стандарты) аудиторской деятельности / Н. В, Князева // Журнал "Аудиторские ведомости" - 2010, №9

Приложения

Приложение А

Практическая часть

1. Общая оценка статей баланса

Для анализа баланса необходимо составить уплотненный аналитический баланс.

На основании сравнительного аналитического баланса методами горизонтального и вертикального анализа сделать выводы о том, каким образом изменилась структура имущества предприятия, и за счет чего произошли эти изменения. Для этого в ходе горизонтального анализа находят абсолютные изменения величин статей, а в ходе вертикального рассчитывают удельные веса к итогу баланса.

Данные анализа свести в таблицу:

Таблица 1 Уплотненный аналитический баланс (Актив)

АктивНа начало годаНа конец годаОтклонение, Отклонение, тыс. руб. уд. вес. тыс. руб. уд. вес. тыс. руб. %1. Имущество, всего128340100116782100-11558-9,011.1 Иммобилизованные активы6297249,075488046,99-8092-12,851.2 Оборотные активы6536850,936190253,01-3466-5,31.2.1 Запасы и затраты3409426,574508738,61+10993+32,241.2.2 Дебиторская задолженность2774221,621263610,82-15106-54,451.2.3Денежные средства35322,7541793,58+647+18,32

По состоянию на 31 декабря 2013 г. оборотные активы общества составляют 53,01% валюты баланса, внеоборотные активы - 46,99%.

За отчётный период имущество данного предприятия уменьшилось на 11558 тыс. руб. или на 9,01%. Уменьшение стоимости имущества произошло за счет уменьшения оборотного капитала на 5,3% или на 3466 тыс. руб. и уменьшения внеоборотного капитала на 12,85% или на 8092 тыс. руб.

Можно отметить ряд отрицательных сдвигов в отношении текущих активов. На ряду с увеличением денежных средств 18,32% или на 647 тыс. руб., увеличением запасов на 32,24% или на 10993 тыс. руб. и уменьшением дебиторской задолженности на 54, 45% или 15106 тыс. руб., уменьшился удельный вес имущества предприятия на 9,01%.

Следует отметить, что в финансово-хозяйственной деятельности 2013 г. общество не использовало долгосрочные финансовые вложения.

Структура оборотных активов в 2013 г. оставалась стабильной.

Для характеристики источников формирования имущества составим таблицу:

Таблица 2 Сравнительный анализ баланса (Пассив)

ПассивНа начало годаНа конец годаОтклонениеОтклонениетыс. руб. уд. вес. тыс. руб. уд. вес. тыс. руб. %12345671. Источники имущества128340100116782100-11558-9,011.1 Собственный капитал8264964,409411480,59+11465+13,871.2 Заемный капитал4569135,62266819,41-23023-50,391.2.1 Долгосрочные обязательства13011,0133442,86+2043+157,031.2.2 Краткосрочные кредиты и займы106898,3339573,39-6735-62,981.2.3 Кредиторская задолженность3370126,261536713,16-18334-54,4

Вывод:

За анализируемый период увеличение собственного капитала произошло за счет повышения остатка нераспределенной прибыли на сумму 11 465 тыс. руб.

Чистые активы составили сумму 97769 тыс. руб. Чистые активы предприятия на последний день анализируемого периода значительно (51,26%) превышают уставный капитал. Такое соотношение положительно характеризует финансовое положение общества, что полностью удовлетворяет требованиям законодательства к величине чистых активов.

В качестве положительной тенденции следует выделить уменьшение доли заемных средств в составе краткосрочной кредиторской задолженности с 5800 тыс. руб. до 302 тыс. руб.

Коэффициент соотношения оборотных и необоротных активов на начало года:

Коэффициент соотношения оборотных и необоротных активов на конец года:

Для финансово устойчивого предприятия коэффициент обеспеченности внеоборотных активов должен быть больше 1. Следует отметить, что финансовое положение вполне устойчиво.

Отклонение в абсолютных величинах для оборотных активов |3466| или |5,3%|, для необоротных |8092| или |12,85%|. Отклонение коэффициента:

|5,3| / |12,85| = |0,41|.

Коэффициент автономии на начало года:

/128340 = 0,6 (оптимально 0,6-0,7);

Коэффициент автономии на конец года:

/116782 = 0,8

Отклонение в абсолютных величинах для коэффициента автономии |0,2|.

Рост коэффициента автономии свидетельствует о том, что организация все больше полагается на собственные источники финансирования.

Коэффициент соотношения собственных и заемных средств на начало года:

/ (44390 + 1301) = 1,8

Коэффициент соотношения собственных и заемных средств на конец года:

/ (19324 + 3344) = 4,1

Вывод:

Отклонение в абсолютных величинах для коэффициента собственных и заемных средств составит |2,3|

Информация о задолженности отсутствует. Можно сделать вывод, что "больных" статей в балансе нет.

По состоянию на конец отчетного периода оборотные активы общества составляют 53% валюты баланса, внеоборотные активы - 47%. Произошло уменьшение внеоборотных активов на 8092 тыс. руб., оборотные активы уменьшились на 3466 тыс. руб., таким образом, валюта баланса уменьшилась на 11 558 тыс. руб.

Структура оборотных активов оставалась стабильной. Основная часть активов приходилась на запасы (72,81%). Удельный вес запасов в оборотных активах увеличился с 50,49% до 72,81%.

Структурный анализ активов и пассивов предприятия проводится для изучения динамики средств и источников их формирования. Структурный анализ носит предварительный характер и помогает ознакомиться с финансовым состоянием предприятия в целом. В результате его проведения еще нельзя дать окончательную оценку качества финансового состояния, для получения которой необходимо расчет специальных показателей.

2. Анализ ликвидности баланса

Перед началом расчетов необходимо пояснить термины - "ликвидность активов предприятия", "платежеспособность". Описать (кратко), в чем заключается анализ ликвидности баланса.

Для начала анализа баланс формируют в виде таблицы:

Таблица 3

АктивНа начало годаНа конец годаПассивНа начало годаНа конец годаИзлишек (+) Недостаток (-) на начало годана конец годаА17484175П13370115367-32953-11192А23052612640П25800302+24726+12338А33409445087П313013344+32793+41743А46297254880П48753897769-24566-42889Баланс128340116782Баланс12834011678200

А1 >= П1 - в данном случае не совпадает - А1 < П1

А2 >= П2 - совпадает

А3 >= П3 - совпадает

А4 <= П4 - совпадает

.Текущая ликвидность:

На начало года (748+30526) - (33701+5800) =31274-39501= - 8227

На конец года (4175+12640) - (15367+302) =16815-15669= 1146

.Перспективная ликвидность:

На начало года 34094-1301=32793

На конец года 45087-3344=41743

Вывод:

Ликвидность баланса в большей или меньшей степени отличается от абсолютной. Рентабельность активов в 2013г. составила 14,54% (нормальное отраслевое значение 9% и более).

Общая динамика в отношении всех показателей устойчивая и положительная.

Платежеспособность и финансовая устойчивость предприятия находятся на приемлемом уровне.

Коэффициент текущей ликвидности:

На начало года (748+30526+34094) / (33701+5800) = 1,7

На конец года (4175+12640+45087) / (15367+302) = 4

Нормальное значение не менее 2.

Коэффициент "критической оценки":

На начало года (748+30526) / (33701+5800) = 0,8

На конец года (4175+12640) / (15367+302) = 1,07

Нормальное значение коэффициента попадает в диапазон 0.7-1.

Коэффициент абсолютной ликвидности:

На начало года 748/ (33701+5800) = 0,02

На конец года 4175/ (15367+302) = 0,27

Значение данного показателя не должно опускаться ниже 0,2.

Доля оборотных средств в активах:

Каждое предприятие независимо от вида деятельности нуждается в аудиторской проверке, которой предусмотрено проведение ряда важных мероприятий.

Данная статья даст исчерпывающие ответы на все вопросы.

Аудиторская проверка является независимой и включает в себя сбор, оценку и анализ данных, которые указывают на функционирование и финансовое положение государственного, коммерческого или частного предприятия (аудируемого лица).

Узнать о перечне необходимых документов для открытия ИП можно более детально .

Полученные результаты дают возможность сделать окончательные выводы (заключение) того, насколько правильно ведется бухгалтерский учет, является правдивой и достоверной .

Независимой проверкой предусмотрен всего лишь контроль над тем, как соблюдаются законы и нормы хозяйственного права и нет ли нарушений в налоговом законодательстве.

Полностью отсутствует целенаправленное выявление ошибок в работе бухгалтеров (финансистов).

Виды и цель аудиторской проверки

В зависимости от назначения и поставленных целей различают два основных вида аудиторских проверок :

  • Обязательный аудит - проводится ежегодно и в обязательном порядке с соблюдением действующего закона. Осуществляется только аудиторскими компаниями. Регламентируется государством или проводится по решению суда.
  • Инициативный или добровольный - проводится по желанию клиента, для того чтобы убедиться в достоверности ведения бухгалтерского и налогового учета, и для оценки финансовых рисков. Это поможет избежать штрафных санкций. Но здесь главное не ошибиться в выборе аудиторской фирмы или частного лица, предоставляющего подобного рода услуги.

Причинами проведения аудита может также быть смена собственника компании либо изменение состава учредителей.

Смотрите более подробно о графике и порядке проведения налоговых проверок.

Главная цель аудиторской проверки заключается в :

  1. подтверждении достоверности ;
  2. своевременном выявлении нарушений и их устранении;
  3. получении достоверной информации о функционировании предприятия и состоянии бухгалтерского учета, ведении документов.

После проведенной проверки аудируемому лицу выдается :

  • заключение - при обязательном аудите;
  • отчет о проведенной проверке с выводами и рекомендациями специалистов по усовершенствованию учета и деятельности - при добровольном аудите и других видах проверок.

Кроме этого, существует аудиторская проверка :

  1. внешняя - проводится по предварительной договоренности между клиентом и исполнителем, и является независимой экспертизой достоверной отчетности;
  2. внутренняя - осуществляется собственными силами экономического субъекта для управленческого контроля над деятельностью, увеличения хозяйственно-финансовых показателей, получения рекомендаций (советов) по улучшению и эффективности управления.

Этапы аудиторской проверки

Процедура проведения аудита проходит в соответствии с установленными правилами. Условные этапы аудиторской проверки :

  • Подготовка (организация) и планирование . Процесс осуществляется согласно действующему законодательству и в соответствии с условиями, оговоренными в договоре на оказание услуг. На основании составленного договорного соглашения и плана проведения проверки аудитору предоставляется вся необходимая документация, в том числе бухгалтерские и налоговые отчеты, позволяющие получить полное представление обо всех направлениях финансово-хозяйственной деятельности аудируемого объекта . Изучаются и оцениваются системы учета и внутреннего контроля, определяются риски предстоящей проверки и составляется план аудита.
  • Выполнение (реализация) контрольных процедур заключается в сборе аудиторских доказательств, а именно в тестировании средств контроля на соответствие, проведении проверки по существу.

    Результатом становится формулирование собственного мнения о достоверности фактов и их соответствии с действующими нормативными актами.

  • Завершение - подготовка и оформление рабочей документации, составление заключения (итогового документа) о достоверности бухгалтерской отчетности с обобщением аудиторских доказательств. Информация, полученная по результатам аудита, доводится руководству предприятия.

Как проходит аудиторская проверка

Особенностью проведения аудита является ограничение в сроках.

Поэтому требуется четкая организация аудиторской проверки , в основу которой ложится планирование и составление программы. На начальном этапе определяются основные цели и задачи, подбираются объекты, подлежащие исследованию, и самые эффективные аналитические методы.

В ходе проведения мероприятий собираются важные доказательства, которые являются основой составленного заключения.

Перед началом аудиторской проверки подготавливается письменное обращение (письмо о проведении аудита) с соблюдением стандарта.

Его форма и содержание могут иметь некоторые особенности, но является неизменными указание цели и объема аудита, ответственности руководства аудируемого лица за подготовительный процесс и предоставление необходимой документации.

После того как будет все согласовано, заключается двусторонний договор, в котором оговариваются все условия проведения проверки.

Когда проводится обязательная проверка

Согласно закону обязательная аудиторская проверка проводиться ежегодно . В список организаций входят:

  • открытые акционерные общества (ОАО);
  • страховые компании;
  • участники рынка ценных бумаг (профессиональные) либо организации, у которых ценные бумаги допущены к обращению на торговых фондовых биржах;
  • негосударственные пенсионные фонды либо управляющие ними компании;
  • кредитные организации;
  • организаторы азартных игр;
  • эмитенты ценных бумаг;
  • предприятия, у которых объем выручки за предыдущий отчетный год составил свыше 400 000 000 р. или сумма активов в балансовом отчете за предыдущий отчетный период превысила 60 000 000 р.

Исключением являются сельхозкооперативы и союзы, государственные (муниципальные) унитарные предприятия.

Проверки проводятся по следующим схемам :

  1. в один этап - годовой аудит;
  2. поэтапно - поквартально, за полугодие или 9 месяцев.

При поэтапном проведении аудиторской проверки намного проще выявлять нарушения в ведении учета и составлении отчетности согласно действующим положениям и правилам.

Это дает возможность оперативного устранения всех недочетов и ошибок до окончания независимой проверки и положительно отразится на заключении, составленном специалистом.

Внутренняя проверка

Регламентируется внутренняя аудиторская проверка руководством предприятия. Такое мероприятие проводится с целью :

  • выявления «прорех» в деятельности предприятия и для поиска путей в повышении его эффективности и потенциала;
  • определения несоответствия ведения бухгалтерского и налогового учетов с действующими положениями;
  • выявления рисков, связанных с контролем разных служб, результатом которых становятся штрафы, санкции, выговора, предупреждениям и т.д., приводящие к потерям денежных средств и имиджа;
  • предварительной подготовки к внешнему аудиту.

Проведение внутреннего аудита способствует рациональному использованию ресурсов компании, оптимизации рисков, сохранению активов и улучшению управленческой деятельностью.

Именно эти факторы являются показателем для доверия инвесторов и заинтересованных лиц.

Частые вопросы

Что такое кадровый аудит?

Очень часто работа с кадровыми документами в компаниях находится в запущенном состоянии. Руководство вспоминает о том, что надо привести документы в порядок, тогда, когда «светит» перспектива контрольных мероприятий; для этого оперативно организуют аудит и исправляют все обнаруженные ошибки. Однако аудит проводится не только в подобных случаях. О том, как проводится кадровый аудит и что при этом проверяется, вы сейчас узнаете.

Аудит – это проверка и оценка деятельности организации специалистом-профессионалом или независимой организацией на предмет выявления существующих рисков возникновения конфликтных ситуаций, например трудового спора или претензий со стороны Государственной инспекции труда.

Кадровая документация в компании играет далеко не последнюю роль: она требуется бухгалтерии для расчета заработной платы, отпускных, работнику – для представления в органы ПФР или иные организации, например, для использования каких-либо льгот. Поэтому такие документы нужно вести в строгом соответствии с требованиями законодательства.

Если компания не настолько велика, чтобы иметь специальное подразделение – отдел внутреннего аудита, можно пригласить аудитора по гражданско-правовому договору – проверяющий кадровую документацию специалист представляет отчет о выявленных нарушениях, дает рекомендации по их устранению и предотвращению.

В этом случае аудит проводит специалист, хорошо знающей трудовое законодательство и обладающий навыком оформления кадровой документации . Он оценивает:

  1. полноту состава кадровой документации;
  2. систему регистрации и хранения документации;
  3. локальные нормативные акты;
  4. трудовые договоры, дополнительные соглашения к ним;
  5. порядок ведения трудовых книжек.

На завершающем этапе аудитор должен обобщить всю полученную в ходе проверки и сосредоточенную в его рабочей документации информацию, обработать её определённым образом и сформировать на этой базе своё профессиональное мнение. Результаты этой работы оформляются в виде двух итоговых документов: письменной информации (отчёта) и аудиторского заключения.

аудит основное средство аудиторская проверка

Письменная информация (отчёт) аудитора

Письменная информация (отчёт) ? это документ, составляемый аудитором и предназначенный для заказчика аудиторской проверки. Целью составления этого документа является доведение до заказчика сведений о методах, использованных при проведении проверки, обо всех отмеченных аудитором ошибках, нарушениях, неточностях, о том какие меры должны быть приняты для устранения отмеченных недостатков, об основных результатах аудиторской проверки (содержаться или нет существенные ошибки в бухгалтерской отчётности, осуществлялись ли финансово - хозяйственные операции в соответствии с установленным порядком или же с существенным отклонением от него).

Отчёт составляется на основе информации, собранной аудитором в ходе планирования и осуществления аудиторской проверки в своей рабочей документации.

  • 1). реквизиты аудиторской организации (официальное наименование, юридический и почтовый адрес, номер и дата выдачи лицензии, перечень аудиторов, принимавших участие в проверке, с указанием номеров их квалификационных аттестатов);
  • 2). реквизиты проверяемой организации (официальное наименование, юридический и почтовый адрес, перечень должностных лиц, ответственных за составление бухгалтерской отчётности);
  • 3). указание проверяемого периода времени;
  • 4). результаты оценок, осуществлённых в процессе планирования аудита (оценка надёжности системы внутреннего контроля, оценка составляющих и аудиторского риска в целом, оценка уровней существенности выбранных базовых показателей);
  • 5). описание использованных аудиторских процедур (какие сегменты проверялись с помощью фактических процедур, какие? с помощью аналитических, какие? с помощью документальных, какие сегменты проверялись сплошным образом, а какие? выборочно, какие методы выборочных проверок применялись как результаты выборочных проверок и распространялись на генеральную совокупность);
  • 6). выявленные в ходе планирования и осуществления проверки недостатки в организации бухгалтерского учёта и в системе внутреннего контроля, ошибки и нарушения при осуществлении финансово-хозяйственных операций, в ведении учёта и при составлении отчётности;
  • 7). количественная оценка (при наличии такой возможности) ожидаемых ошибок в отчётных данных;
  • 8). сведения о проверках обособленных подразделений экономического субъекта;
  • 9). рекомендации и предложения по устранению выявленных ошибок и нарушений, совершенствованию системы бухгалтерского учёта и повышению надёжности системы внутреннего контроля;
  • 10). анализ выполнения рекомендаций аудитора, высказанных в письменной форме по результатам проверки предшествующего периода;
  • 11). анализ влияния высказанных аудитором замечаний на достоверность бухгалтерской отчётности и аргументация причин, обуславливающих подготовку аудиторского заключения данного вида (безоговорочно положительного, положительного с оговоркой, отрицательного, отказа от выражения мнения).

В основу формирования информации, представляемой в отчёте, должны быть положены такие принципы как: краткость, чёткость, содержательность информации; воспринимаемость информации, то есть удобство восприятия представляемой информации её пользователем (руководителем, главным бухгалтером); обоснованность информации, то есть подтверждение высказанной позиции аудитора ссылкой на достоверный источник (внутренний документ проверяемой организации, нормативный акт).

Построение всех замечаний должно быть осуществлено по единой схеме (например: краткое описание факта хозяйственной деятельности, затем указание на ошибочность действий проверяемого субъекта со ссылкой на нормативный акт, затем краткий анализ возможных последствий, затем рекомендация по исправлению, уточнению).

Для облегчения воспринимаемости информации, представленной в отчёте, её следует максимально структурировать. Для этого каждое самостоятельное положение, высказываемое аудитором, целесообразно выделять в отдельный пункт, подвергая пункты сквозной нумерации.

Отчёт должен быть подписан аудиторами и привлечёнными экспертами, непосредственно проводившими проверку, либо, если проверку осуществляла значительная группа аудиторов, руководителем этой группы.

В соответствии с федеральным стандартом составление отчёта обязательно по завершении каждой аудиторской проверки, по итогам которой предусмотрено предоставление официального аудиторского заключения. Отчёт должен составляться и в том случае, когда официальное аудиторское заключение не предоставляется, но составление отчёта предусмотрено договором. Отчёт составляется не менее чем в двух экземплярах. Один экземпляр передаётся заказчику аудиторской проверки или лицу, им уполномоченному. Второй экземпляр отчёта остаётся в распоряжении аудиторской фирмы и приобщается к прочей рабочей документации по проверке. Несогласие получателя отчёта с содержанием не может служить основанием для отказа в его получении. По согласованию с получателем отчёта, а также при отказе в расписке о получении из-за несогласия с содержанием отчёта последний может быть отослан по почте. В этом случае ко второму экземпляру отчёта подшивается квитанция о почтовом отправлении.

Отчёт аудитора является конфиденциальным документом. Аудиторская фирма и её сотрудники обязаны хранить в тайне содержание отчёта, за исключением случаев, прямо предусмотренных федеральными законами.

Поделиться: