Какие проверки возможны для ип. Какие особенности налоговой проверки ИП? Правила проверки в инспекции

Какие бывают проверки ИП

Организуя собственное дело, индивидуальные предприниматели чаще всего в первую очередь заботятся о быстром получении дохода и очень редко задумываются о необходимости проводить подготовительные мероприятия для успешного прохождения проверок контролирующих органов. Даже те ИП, которые стремятся к идеальному и абсолютно точному соблюдению законодательных норм, не застрахованы от штрафных санкций.

Контролирующих организаций, имеющих возможность проводить проверку индивидуальных предпринимателей, немало, и еще несколько лет назад бизнесмены просто-напросто боялись самого слова «проверка». Но в 2008 году был принят закон, регламентирующий как периодичность проведения проверок, так и их предмет, сроки и действия проверяющих - это закон №294-ФЗ «О защите прав юр.лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении гос. контроля…». С момента принятия такого закона засилье проверяющих организаций, зачастую приводящее к необходимости прекратить предпринимательскую деятельность, закончилось.

Основные положения закона №294-ФЗ

Самое важное положение принятого закона - ограничение на периодичность проведения проверок. Если до 2008 года налоговая инспекция или Роспотребнадзор могли буквально «жить» в офисе ИП, то теперь это невозможно. Периодичность проведения проверок индивидуальных предпринимателей ограничена - не чаще, чем один раз в 3 года . Причем проверять одну и ту же сферу деятельности ИП можно только один раз в год.

Также закон 294-ФЗ установил и разделение проверок на внеплановые и плановые, а также документарные и выездные. Были определены и сроки проведения проверки индивидуальных предпринимателей для каждой из контролирующих организаций, а также условия, при которых возможно продление обозначенных в законе сроков. На органы генеральной прокуратуры была возложена функция единого мониторинга проверок и осуществление планирования.

График проверок ИП

Плановые проверки индивидуальных предпринимателей (равно как и юридических лиц), должны быть во-первых спланированы заранее, а во-вторых - внесены в график проверок ИП и юр.лиц. Этот график публикуется на сайте генеральной прокуратуры по адресу http://plan.genproc.gov.ru/plan2018/ . (- это на 2018 год, на 2019 год нужно соответственно в адресе изменить 2018 на 2019 и т.д.)

Здесь любой предприниматель или руководитель организации может узнать будет ли проведена проверка в предстоящем году. Для этого необходимо указать ОГРН, ИНН, наименование (Ф.И.О. ИП) и предполагаемый месяц проверки. В результате поиска по графику проверок ИП и юр.лиц на экране вашего компьютера будет отображена информация о:

  • реквизитах проверяемого ИП;
  • какая именно контролирующая организация будет ее проводить (пожарная инспекция, ФНС, Роспотребнадзор и так далее);
  • количество дней отведенных на проверку, а также количество выделенных ежедневно часов;
  • форма проверки (документарная, выездная).

Также в графике проверок ИП будет обозначен и месяц запланированной проверки, а конкретный срок предпринимателю сообщат в письменном уведомлении, присылаемом не позднее, чем за 3 дня до даты начала контролирующих действий.

План проверок ИП размещается не только на сайте прокуратуры, но также и непосредственно на сайтах контролирующих организаций - Роспотребнадзора, ФНС, Ростехнадзора и так далее.

На период 01.01.2016 - 31.12.2018 объявлен мораторий на плановые проверки субъектов малого предпринимательства.
Этот запрет имеет свои исключения - он не распространяется на некоторые ИП, которые работают в особо значимых сферах, например: здравоохранение, образование, социальная сфера, электроэнергетика и другие. В этих организациях плановые проверки разрешается проводить и два и три раза в три года. Виды деятельности и допустимая периодичность проверок определены Постановлением Правительства Российской Федерации.
Чаще одного раза в три года разрешено проверять те ИП, которые за предшествующие три года допускали грубые нарушения законодательства и подвергались административным наказаниям.
Кроме того, указанный закон предусматривает и ответственность и проверяющих организаций за нарушение требований законодательства. Так проверка, проведенная с грубым нарушением закона о государственном контроле, считается недействительной и ее результаты аннулируются.
Также недопустимо проводить в отношении одного индивидуального предпринимателя несколькими контролирующими организациями одних и тех же обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами.

Кто проверяет индивидуальных предпринимателей

Количество надзорных организаций, имеющих право осуществлять контроль за деятельностью ИП, не так уж и велико, но больше чем одна:

Проверка ИП налоговой

Избежать проверки налоговой инспекции практически невозможно - ведь каждый ИП по умолчанию является плательщиком налогов, и соответственно подпадает под контроль ИФНС. Относительно плановых налоговых проверок предпринимателей также действует правило «не чаще 1 раза в 3 года». Но возможны и внеплановые проверки в случае злостных нарушений налогового законодательства, невыполнения предписания инспекторов или поступления жалоб со стороны органов местной или государственной власти.

Продолжительность выездной налоговой проверки (когда инспектор осуществляет контроль непосредственно на предприятии или в офисном помещении предпринимателя) не может превышать 2 месяца. Но в особых случаях проверяющие могут задержаться и дольше - на срок до 6 месяцев.

Подробно об особенностях проведения проверок ИП налоговыми органами вы можете прочитать в статье « ».

Проверка ИП Роспотребнадзором

Не так уж редки и визиты Роспотребнадзора или официально - Служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. Этот орган призван защитить клиентов от неправомерных действий ИП-нарушителей закона, а такжеосуществить санитарно-эпидемиологический контроль. Чаще других встречаться с инспекторами Роспотребнадзора приходится предпринимателям, имеющим дело с пищевыми продуктами - владельцам продуктовых магазинов, кафе, ресторанов и баров. Инициировать такую проверку могут не только сама федеральная служба, но и недовольные продукцией или действиями сотрудников ИП клиенты, путем составления соответствующей жалобы в Роспотребнадзор (оставить жалобу можно удаленно, на официальном сайте этой федеральной службы).

Проверка ИП Ростехнадзором

Если деятельность предпринимателя предполагает использование природных ресурсов, то ему обязательно потребуется получить лицензию на право их использования, что неминуемо повлечет за собой взаимодействие с такой организацией как Ростехнадзор, которая не только выдает лицензии, но и проводит контрольные мероприятия (проверки). Очень многие виды деятельности, предполагающие , автоматически приведут предпринимателя в Ростехнадзор.

Но бояться такой проверки индивидуальным предпринимателям особенно не стоит, по крайней мере тем из них, кто ведет лицензируемую деятельность по правилам и не пытается скрыть доходы или какие-либо нарушения. Как правило, необходимые меры по обеспечению необходимых условий реализуются еще на этапе выдачи лицензии, и в дальнейшем нужно просто их поддерживать.

В этой статье мы не затронули особенную область организации бизнеса - пожарную безопасность, так как это обширная тема и она рассмотрена в .

Таким образом, действующее законодательство одновременно достигает двух целей: с одной стороны ограничен произвол контролирующих органов и теперь предпринимателям не нужно в панике спасаться бегством, с другой стороны - сами предприниматели вынуждены вести свой бизнес с соблюдением действующих норм и правил, так как теперь проверяющие выполняют свою работу в соответствии с действующим регламентами. Поэтому те ИП, которые стараются вести свои дела максимально честно и по правилам, могут совершенно не бояться проводимых проверок индивидуальных предпринимателей, так как суровые наказания ожидают только тех из них, кто ведет деятельность с преднамеренной целью нарушить закон.

План проверок ИП на сайте Генпрокуратуры: https://plan.genproc.gov.ru/plan2018/

План проверок ИП на сайте Ростехнадзора: http://www.gosnadzor.ru/activity/control/plans/

В вашей биографии предпринимателя будет очень много проверок. И очень важно знать, каким образом правильно себя вести при проверке, чтобы не попасть в очень неприятную ситуацию. Итак, сегодня изучаем правила приема у себя в фирме проверок.

Еще в мае 2008 года был подписан Указ Президента, который значительно тогда усилил гарантии защиты прав индивидуальных предпринимателей и юридических лиц при проведении государственного контроля, то есть при проверках. В этом указе говорилось о том, что с момента его принятия ни одна проверка не может прийти без уведомления. Так же сокращалось количество разрешительных документов для ИП, упрощалась процедура оформления и начала деятельности. В соответствии с этими правилами проверяющие получали очень ограниченные права, а в случае превышение полномочий они стали привлекаться к ответственности.

Кроме того, если при проверке были допущены нарушения, то все ее результаты признаются недействительными. Это положение Указа надо обязательно запомнить, потому что это бывает единственным способом аннулировать нежелательные итоги проверки. Если четко знать все правила и не мешать проверяющим, то можно держать ситуацию под контролем. Кроме того, с августа 2010 года проверяющие, нарушившие правила проведения проверок, могут быть привлечены к административной ответственности.

Правила проведения проверок

Основное количество проверок – плановые. О них вы можете узнать от контролирующих организаций. Но есть и неплановые проверки, которые инициируются при определенных условиях. Также проверки делятся на два вида – документарные и выездные. При документарной проверке индивидуальный предприниматель приносит все свои документы в контролирующий орган, в его офис. А при выездной проверке проверяющие сами приезжают в офис предпринимателя и в место, где осуществляется предпринимательская деятельность.

Плановые проверки

График плановых проверок – один раз в три года. Чаще (два и более раз в три года) проводятся только проверки соблюдения лицензионных требований и условий в образовательной деятельности, в медицине и фармацевтической деятельности. Так же часто могут проверять соблюдение требований энергосбережения, повышения энергоэффективности. Есть отрасль, в которой проверки проводятся ежегодно – это состояние теплоснабжающих организаций, теплосетей, и любых потребителей теплоэнергии, и обязательно проверяются все учреждения муниципальных образований к каждому отопительному сезону.

Проверка не может идти более 20 рабочих дней, а общий срок, в который должны уложиться проверки в год – не более 50 часов. Этот норматив касается проведения плановых выездных проверок субъектов малого предпринимательства. Если его можно отнести к микропредприятию, то норматив сокращается до 15 часов в год. Этот срок (50 часов или 20 дней) может быть продлен, если при проверке возникла необходимость проведения экспертиз, исследований, испытаний, расследований. В этих случаях срок проверки продлевается на 20 рабочих дней, а в отношении микропредприятий – не более, чем на 15 часов.

Итак, для плановой проверки вам должны прислать уведомление о проверке, в котором должен быть указан номер приказа, по которому назначена проверка, фамилия, имя и отчество проверяющего (или проверяющих), должность, сроки проверки в формате «с такого-то числа по такое-то число». Когда к вам пришли проверяющие, то вы должны проверить у них документы, служебные удостоверения, приказ о проведении проверки, в нем так же должен быть указан предмет проверки, т.е. вы должны понимать, какие документы вам надо приготовить. В ходе проверки будет составлен акт о нарушениях или об отсутствии нарушений. Один экземпляр пойдет в ваше личное дело к проверяющим, а второй вы должны будете хранить у себя.

Внеплановые проверки

Внеплановые проверки должны содержать в себе все те же самые моменты, как и при плановой, за исключением предупреждения. Вы должны четко помнить, что поводов для проверки вашего ИП внепланово не так уж и много. И причина должна соответствовать одной из ниже перечисленных.

1. Внеплановая проверка возможна, если индивидуальный предприниматель не выполнил каких-либо ранее выданных предписаний контролирующих органов, не устранил нарушения, не оплатил штрафы, игнорирует рекомендации.

2. Также внеплановая выездная проверка может быть инициирована по причине поступления сигнала о нарушениях индивидуальным предпринимателем определенных правил. Сигналы могут поступить от обычных граждан, от других индивидуальных предпринимателей, от юридических лиц, из органов государственной власти, из средств массовой информации, из органов местного управления. Проверяющих могут заинтересовать следующие факты, которые изложены в сигналах: предполагаемая угроза причинения вреда или непосредственное причинение вреда жизни, здоровью граждан, причинение вреда животным, растениям, окружающей среде. В этот список так же попадают памятники истории и культуры, иные предметы культурного наследия. Проверку можете ждать, если вы нарушаете права потребителей, ваших покупателей. Если вы своей деятельностью угрожаете безопасности государства, создаете предпосылки возникновения чрезвычайной ситуации, природной или техногенной катастрофы, то внеплановая проверка к вам обязательно нагрянет. Правда, для этого должно быть разрешение и постановление прокуратуры.

Плановая проверка не может проходить, если не позднее, чем за 3 дня до ее проведения, предприниматель не получил уведомление от контролирующего органа. Срок, за который предупреждается предприниматель в случае внеплановой проверки – 24 часа. Исключение, при котором сокращаются и эти сроки, это нарушение закона о защите конкуренции. И в этом случае уведомление происходит любым доступным способом, и это может быть не письменное уведомление, а просто телефонограмма, электронное письмо, факс.

Если факты нарушений законодательства и причинение вреда жизни, здоровью граждан, причинение вреда животным, растениям, окружающей среде, а так же при угрозе безопасности государства, создании предпосылок возникновения чрезвычайной ситуации, природной или техногенной катастрофы, являются явными, и они с каждой минутой увеличивают угрозы и опасность, то контролирующие органы могут приступать к проверке немедленно, уведомив прокуратуру о начале проверяющих мероприятий. Это уведомление должно поступить в прокуратуру в течение 24 часов.

Нарушения при проверке. Куда жаловаться?

Каждая проверка может в себе нести как правомерные действия, так и действия с нарушениями закона. Если индивидуальный предприниматель предполагают, что были нарушения, то не надо молчать, надо начинать действовать и жаловаться, писать протесты. Только в этом случае вы можете не только отстоять свои права, но и создать прецедент, который обезопасит от подобных действий других предпринимателей. При нарушении ваших прав можно обращаться в арбитражный суд с заявлением. Вы должны подробно изложить все факты, которые нарушили ваши права, приложить все имеющиеся у вас документы, а так же другие материалы. Здесь должны принять ваше заявление и назначить слушания. В ходе разбирательства будет установлено – были нарушения или нет, но на всякий случай вам надо бы нанять адвоката, который специализируется по этим вопросам.

Кроме того, на проверяющего инспектора вы можете пожаловаться руководителю контролирующего учреждения. Вы должны написать жалобу в двух экземплярах, на одном секретарь учреждения должна поставить отметку о принятии жалобы, входящий номер, число и подпись. Через 10 дней, в соответствии с правилами ответов на жалобы и обращения граждан, вам должен быть доставлен ответ по тому адресу, который вы указали в жалобе. Кстати, не забудьте это сделать. Если ответа вам не поступило, смело идите в арбитражный суд.

Точно таким же образом вы можете написать жалобу в Прокуратуру. Надо это делать в том населенном пункте, где проходила проверка и где находится контролирующий орган, который эту проверку проводил. Можно записаться на прием по личным вопросам к прокурору и именно там вручить ему свою жалобу. Так же это можно сделать очень легко на сайте прокуратуры России, зарегистрировавшись и создав там личный кабинет. Еще одна тонкость. Если проверка еще идет, а вы уже обнаружили нарушение, то не надо ждать, пока проверка закончится. Надо сразу же идти и жаловаться, потому что, когда будет составлен акт о ваших нарушениях, вы должны будете оплатить штраф, выполнить все предписания, а только потом, когда результаты проверки будут признаны недействительными, вы будете возвращать свои деньги. Зачем же эти сложные схемы? Действуйте быстро, и тогда вам удастся избежать ненужных проблем.

Кстати, именно на сайте Прокуратуры есть списки всех проверок, которые предстоят в текущем году. Если вы найдете в этом списке свое предприятие, то спокойно можете начинать готовиться к проверке.

Что требовать у проверяющих, если к вам пришла проверка

1. Контролирующие органы не могут проводить проверку без вас. Должностные лица органов контроля должны вызвать вас или вашего представителя, чтобы войти и приступить к проверке вашего предприятия. Исключения из этого правила есть. Это как раз то самое причинение вреда человеческой жизни, угроза жизни и здоровью, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

2. При любой выездной проверке проверяющий должен показать вам служебное удостоверение. Обязательно проверьте, что к вам пришел тот человек, фамилия и должность которого указаны в предписании (уведомлении) о проверке? Если человек к вам пришел другой, вы вправе не допускать его к началу проверки. Уведомление вам должны вручить под роспись заранее, сроки мы уже указали.

3. Перед началом проверки вам должны показать согласование проверяющего органа с органом прокуратуры, тема согласования должна быть четко прописана – проверка того-то и того-то индивидуального предпринимателя такого-то. Число и подпись должны присутствовать. Если постановление написано на фирменном бланке, то печать органа не требуется. А если все это на простом листе бумаги, то надо обязательно проверить наличие печати.

4. В постановлении о проверке должны быть указаны цели, задачи, основания проведения проверки. Так же должны быть прописаны виды и объем мероприятий, которые пройдут в ходе проверки. Если это того требует, то надо указывать все экспертные советы, состав экспертов, участвующих в проверке, все организации, которые будут привлечены к проверке, сроки ее прохождения и условия.

Видео об изменениях в порядке назначения выездных проверок в 2013 году

Facebook Twitter Google+ LinkedIn

получен
гонорар 33%

Здравствуйте!

Плановые проверки проводятся не чаще чем один раз в три года.

О проведении плановой проверки, индивидуальный предприниматель уведомляется органом контроля не позднее чем в течение трех рабочих дней до начала ее проведения посредством направления копии распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа контроля о начале проведения плановой проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным доступным способом.

Согласно части 7 статьи 9 главы 2 Федерального закона № 294 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении контроля Генеральная прокуратура Российской Федерации формирует ежегодный сводный план проведения плановых проверок и размещает его на официальном сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации в срок до 31 декабря текущего календарного года.

Внеплановые проверки могут проводиться по жалобе граждан, либо по истечению срока ранее выданного предписания.

Если к Вам пришли с проверкой, обязательно уточните на каком основании она проводится, попросите предоставить приказ (распоряжение) руководителя.

Если Вас письменно не уведомляли о проведении плановой проверки, то вы можете так же отказать в предоставлении требуемых документов.

По окончании проверки, Вам обязательно должны выдать акт проверки . Отсутствие акта проверки является безусловным основанием для признания результатов проверки недействительными.

С уважением, Наталья.

ЗДравствуйте!

В соответствии со ст. 87-89 НК РФ Налоговые органы проводят следующие виды налоговых проверок налогоплательщиков , плательщиков сборов и налоговых агентов:

1) камеральные налоговые проверки;

2) выездные налоговые проверки.

Целью камеральной и выездной налоговых проверок является контроль за соблюдением налогоплательщиком, плательщиком сборов или налоговым агентом законодательства о налогах и сборах.
Камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.

Камеральная налоговая проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета) .

Если камеральной налоговой проверкой выявлены ошибки в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо выявлены несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля, об этом сообщается налогоплательщику с требованием представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок. Налогоплательщик, представляющий в налоговый орган пояснения относительно выявленных ошибок в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречий между сведениями, содержащимися в представленных документах, вправе дополнительно представить в налоговый орган выписки из регистров налогового и (или) бухгалтерского учета и (или) иные документы, подтверждающие достоверность данных, внесенных в налоговую декларацию (расчет). Лицо, проводящее камеральную налоговую проверку, обязано рассмотреть представленные налогоплательщиком пояснения и документы . Если после рассмотрения представленных пояснений и документов либо при отсутствии пояснений налогоплательщика налоговый орган установит факт совершения налогового правонарушения или иного нарушения законодательства о налогах и сборах, должностные лица налогового органа обязаны составить акт проверки в порядке, предусмотренном статьей 100 НК РФ .

При проведении камеральных налоговых проверок налоговые органы вправе также истребовать в установленном порядке у налогоплательщиков, использующих налоговые льготы, документы, подтверждающие право этих налогоплательщиков на эти налоговые льготы .

При проведении камеральной налоговой проверки налоговый орган не вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения и документы, если иное не предусмотрено статьей 88 НК РФ или если представление таких документов вместе с налоговой декларацией (расчетом) не предусмотрено НК РФ .

При подаче налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, в которой заявлено право на возмещение налога, камеральная налоговая проверка проводится с учетом особенностей, на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком в соответствии с НК РФ. Налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика документы, подтверждающие в соответствии со статьей 172 Нк РФ правомерность применения налоговых вычетов.

При проведении камеральной налоговой проверки налоговой декларации (расчета) по налогу на прибыль организаций, налогу на доходы физических лиц участника договора инвестиционного товарищества налоговый орган вправе истребовать у него сведения о периоде его участия в таком договоре, о приходящейся на него доле прибыли (расходов, убытков) инвестиционного товарищества, а также использовать любые сведения о деятельности инвестиционного товарищества, имеющиеся в распоряжении налогового органа.

В случае, если до окончания камеральной налоговой проверки налогоплательщиком представлена уточненная налоговая декларация (расчет) в порядке, предусмотренном статьей 81 НК РФ камеральная налоговая проверка ранее поданной декларации (расчета) прекращается и начинается новая камеральная налоговая проверка на основе уточненной налоговой декларации (расчета) . Прекращение камеральной налоговой проверки означает прекращение всех действий налогового органа в отношении ранее поданной налоговой декларации (расчета). При этом документы (сведения), полученные налоговым органом в рамках прекращенной камеральной налоговой проверки, могут быть использованы при проведении мероприятий налогового контроля в отношении налогоплательщика.

Вышеуказанные правила распространяются также на плательщиков сборов, налоговых агентов, если иное не предусмотрено НК РФ.

Выездная налоговая проверка проводится на территории (в помещении) налогоплательщика на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа .В случае, если у налогоплательщика отсутствует возможность предоставить помещение для проведения выездной налоговой проверки, выездная налоговая проверка может проводиться по месту нахождения налогового органа.Решение о проведении выездной налоговой проверки выносит налоговый орган по месту нахождения организации или по месту жительства физического лица, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.Решение о проведении выездной налоговой проверки организации, отнесенной в порядке, установленном статьей 83 НК РФ, к категории крупнейших налогоплательщиков, выносит налоговый орган, осуществивший постановку этой организации на учет в качестве крупнейшего налогоплательщика.

Решение о проведении выездной налоговой проверки должно содержать следующие сведения:полное и сокращенное наименования либо фамилия, имя, отчество налогоплательщика;предмет проверки, то есть налоги, правильность исчисления и уплаты которых подлежит проверке;периоды, за которые проводится проверка;должности, фамилии и инициалы сотрудников налогового органа, которым поручается проведение проверки. Форма решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа о проведении выездной налоговой проверки утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Выездная налоговая проверка в отношении одного налогоплательщика может проводиться по одному или нескольким налогам.

Предметом выездной налоговой проверки является правильность исчисления и своевременность уплаты налогов.В рамках выездной налоговой проверки может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки, если иное не предусмотрено настоящей статьей. В случае представления налогоплательщиком уточненной налоговой декларации в рамках соответствующей выездной налоговой проверки проверяется период, за который представлена уточненная налоговая декларация.

Налоговые органы не вправе проводить две и более выездные налоговые проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период. Налоговые органы не вправе проводить в отношении одного налогоплательщика более двух выездных налоговых проверок в течение календарного года, за исключением случаев принятия решения руководителем федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, о необходимости проведения выездной налоговой проверки налогоплательщика сверх указанного ограничения.При определении количества выездных налоговых проверок налогоплательщика не учитывается количество проведенных самостоятельных выездных налоговых проверок его филиалов и представительств.6. Выездная налоговая проверка не может продолжаться более двух месяцев. Указанный срок может быть продлен до четырех месяцев, а в исключительных случаях - до шести месяцев.Основания и порядок продления срока проведения выездной налоговой проверки устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

В рамках выездной налоговой проверки налоговый орган вправе проверять деятельность филиалов и представительств налогоплательщика.Налоговый орган вправе проводить самостоятельную выездную налоговую проверку филиалов и представительств по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты региональных и (или) местных налогов.Налоговый орган, проводящий самостоятельную выездную проверку филиалов и представительств, не вправе проводить в отношении филиала или представительства две и более выездные налоговые проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период.Налоговый орган не вправе проводить в отношении одного филиала или представительства налогоплательщика более двух выездных налоговых проверок в течение одного календарного года.При проведении самостоятельной выездной налоговой проверки филиалов и представительств налогоплательщика срок проверки не может превышать один месяц.

В рамках выездной налоговой проверки налоговый орган вправе проверять деятельность налогоплательщика, связанную с его участием в договоре инвестиционного товарищества, а также запрашивать у участников договора инвестиционного товарищества информацию, необходимую для проведения выездной налоговой проверки, в порядке, установленном статьей 93.1 НК РФ.

В случае, если выездная налоговая проверка проводится в отношении налогоплательщика, не являющегося управляющим товарищем, ответственным за ведение налогового учета (далее в настоящей статье - управляющий товарищ), требование о представлении документов и (или) информации, связанных с его участием в договоре инвестиционного товарищества, направляется управляющему товарищу. Если управляющий товарищ не представил документы и (или) информацию в установленный срок, требование о представлении документов и (или) информации, связанных с участием проверяемого налогоплательщика в инвестиционном товариществе, может быть направлено другим участникам договора инвестиционного товарищества.

Срок проведения выездной налоговой проверки исчисляется со дня вынесения решения о назначении проверки и до дня составления справки о проведенной проверке.

Руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе приостановить проведение выездной налоговой проверки для:

1) истребования документов (информации) в соответствии с пунктом 1 статьи 93.1 НК РФ;

2) получения информации от иностранных государственных органов в рамках международных договоров Российской Федерации;

3) проведения экспертиз;

4) перевода на русский язык документов, представленных налогоплательщиком на иностранном языке.

Приостановление и возобновление проведения выездной налоговой проверки оформляются соответствующим решением руководителя (заместителя руководителя) налогового органа, проводящего указанную проверку.Общий срок приостановления проведения выездной налоговой проверки не может превышать шесть месяцев.

Повторной выездной налоговой проверкой налогоплательщика признается выездная налоговая проверка, проводимая независимо от времени проведения предыдущей проверки по тем же налогам и за тот же период. При назначении повторной выездной налоговой проверки ограничения, указанные в пункте 5 ст. 89 НК РФ, не действуют.При проведении повторной выездной налоговой проверки может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении повторной выездной налоговой проверки .

Повторная выездная налоговая проверка налогоплательщика может проводиться :

1) вышестоящим налоговым органом - в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку;

2) налоговым органом, ранее проводившим проверку, на основании решения его руководителя (заместителя руководителя) - в случае представления налогоплательщиком уточненной налоговой декларации, в которой указана сумма налога в размере, меньшем ранее заявленного. В рамках этой повторной выездной налоговой проверки проверяется период, за который представлена уточненная налоговая декларация.

Если при проведении повторной выездной налоговой проверки выявлен факт совершения налогоплательщиком налогового правонарушения, которое не было выявлено при проведении первоначальной выездной налоговой проверки, к налогоплательщику не применяются налоговые санкции, за исключением случаев, когда невыявление факта налогового правонарушения при проведении первоначальной налоговой проверки явилось результатом сговора между налогоплательщиком и должностным лицом налогового органа.

Выездная налоговая проверка, осуществляемая в связи с реорганизацией или ликвидацией организации-налогоплательщика, может проводиться независимо от времени проведения и предмета предыдущей проверки. При этом проверяется период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки.

Налогоплательщик обязан обеспечить возможность должностных лиц налоговых органов, проводящих выездную налоговую проверку, ознакомиться с документами, связанными с исчислением и уплатой налогов.При проведении выездной налоговой проверки у налогоплательщика могут быть истребованы необходимые для проверки документы в порядке, установленном статьей 93 НК РФ.

При наличии у осуществляющих выездную налоговую проверку должностных лиц достаточных оснований полагать, что документы, свидетельствующие о совершении правонарушений, могут быть уничтожены, сокрыты, изменены или заменены, производится выемка этих документов в порядке, предусмотренном статьей 94 Нк РФ.

В последний день проведения выездной налоговой проверки проверяющий обязан составить справку о проведенной проверке, в которой фиксируются предмет проверки и сроки ее проведения, и вручить ее налогоплательщику или его представителю. В случае, если налогоплательщик (его представитель) уклоняется от получения справки о проведенной проверке, указанная справка направляется налогоплательщику заказным письмом по почте.

Правила, предусмотренные настоящей статьей, применяются также при проведении выездных налоговых проверок плательщиков сборов и налоговых агентов.

Таким образом, в отношении Вас могут проводиться камеральная и выездная проверки(не может чаже чем раз в год).

получен
гонорар 33%

Общаться в чате

Дружкин Максим

Юрист, г. Москва

Бесплатная оценка вашей ситуации

    1103 ответа

    249 отзывов

Здравствуйте!

Разрешая некоторые противоречия некоторых юристов в данном вопросе, хочу Вам сообщить следующее.

Порядок организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля, регулируется Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ).

Так, в соответствии с ч. 2 ст. 9 Закона N 294-ФЗ плановые проверки в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля, проводятся не чаще чем один раз в три года.

Однако ч. 3 ст. 1 Закона N 294-ФЗ предусмотрено, что положения настоящего Федерального закона, устанавливающие порядок организации и проведения контрольных мероприятий, не применяются к мероприятиям по контролю в налоговой сфере.

Таким образом, порядок и периодичность проведения налоговых проверок установлены частью первой Налогового кодекса Российской Федерации от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ст. ст. с 87 по 89).

Налоговые органы проводят два вида налоговых проверок налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов: камеральные и выездные.

Особенности проведения налоговых проверок (в частности, особенности получения информации о деятельности налогоплательщика, особенности проведения повторных выездных проверок) закреплены в соответствующих статьях НК РФ: статьях 88 НК РФ, 89 НК РФ, 93 НК РФ, 93.1 НК РФ и других.

При применении положений НК РФ о налоговых проверках необходимо также учитывать Закон РФ от 21.03.1991 N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации".

Представление документов, подтверждающих достоверность данных, внесенных в налоговую декларацию (расчет), по общему правилу является правом, а не обязанностью налогоплательщика.

В пункте 7 статьи 88 НК РФ сформулировано общее правило, согласно которому при проведении камеральной налоговой проверки налоговый орган не вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения и документы, если иное не предусмотрено статьей 88 НК РФ или если представление таких документов вместе с налоговой декларацией (расчетом) не предусмотрено НК РФ.

В то же время в пунктах 6, 8, 9 статьи 88 НК РФ закреплены исключения из общего правила. Так, истребование документов допускается в случаях:

При проведении камеральных налоговых проверок налоговые органы вправе также истребовать в установленном порядке у налогоплательщиков, использующих налоговые льготы, документы, подтверждающие право этих налогоплательщиков на эти налоговые льготы (пункт 6 статьи 88 НК РФ);

При подаче налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, в которой заявлено право на возмещение налога, налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика документы, подтверждающие в соответствии со статьей 172 НК РФ правомерность применения налоговых вычетов (пункт 8 статьи 88 НК РФ);

При проведении камеральной налоговой проверки по налогам, связанным с использованием природных ресурсов, налоговые органы вправе помимо документов, указанных в пункте 1 статьи 88 НК РФ, истребовать у налогоплательщика иные документы, являющиеся основанием для исчисления и уплаты налогов (пункт 9 статьи 88 НК РФ).

КС РФ в Определении от 12.07.2006 N 266-О заметил, что положения статьи 88, пунктов 1 и 2 статьи 171, пункта 1 статьи 172 и пунктов 1 - 3 статьи 176 НК РФ по своему конституционно-правовому смыслу, выявленному КС РФ в данном Определении на основе правовых позиций, изложенных в ранее принятых и сохраняющих свою силу постановлениях, не обязывают налогоплательщика одновременно с подачей налоговой декларации (и/или заявления о возврате из бюджета сумм налога на добавленную стоимость в случае превышения сумм налоговых вычетов общей суммы налога) представлять документы, подтверждающие правильность применения налогового вычета, при том что налоговый орган вправе требовать от налогоплательщика документы, необходимые и достаточные для проведения проверки правильности применения налоговых вычетов.

В Определении от 12.07.2006 N 267-О КС РФ отметил, что право на представление своих возражений у налогоплательщика возникает с момента предъявления налоговым органом требования представить объяснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов, т.е. до принятия решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Постановлением КС РФ от 17.03.2009 N 5-П положение, содержащееся в абзацах четвертом и пятом пункта 10 статьи 89 НК РФ, согласно которому повторная выездная налоговая проверка налогоплательщика может проводиться вышестоящим налоговым органом в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего первоначальную выездную налоговую проверку, признано не соответствующим Конституции Российской Федерации в той мере, в какой данное положение по смыслу, придаваемому ему сложившейся правоприменительной практикой, не исключает возможность вынесения вышестоящим налоговым органом при проведении повторной выездной налоговой проверки решения, которое влечет изменение прав и обязанностей налогоплательщика, определенных не пересмотренным и не отмененным в установленном процессуальным законом порядке судебным актом, принятым по спору того же налогоплательщика и налогового органа, осуществлявшего первоначальную выездную налоговую проверку, и тем самым вступает в противоречие с ранее установленными судом фактическими обстоятельствами и имеющимися в деле доказательствами, подтвержденными данным судебным актом.

Управление ФНС России по г. Москве в письме от 21.02.2008 N 16-27 разъяснило, что руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе осуществлять как приостановление проводящейся выездной налоговой проверки в пределах срока, определенного в пункте 9 статьи 89 НК РФ, так и ее последующее возобновление.

Должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, на основании пункта 1 статьи 93 НК РФ вправе истребовать у проверяемого лица необходимые для проверки документы посредством вручения этому лицу (его представителю) требования о представлении документов.

Форма требования о представлении документов (информации) утверждена Приказом ФНС России от 31.05.2007 N ММ-3-06/338@.

Форма решения о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля утверждена Приказом ФНС России от 31.05.2007 N ММ-3-06/338@ "Об утверждении форм документов, используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах".

Приказом Минфина России и МНС России от 10.03.1999 N 20н/ГБ-3-04/39 утверждено Положение о порядке проведения инвентаризации имущества налогоплательщиков при налоговой проверке.

Также хочу обратить Ваше внимание на то, что помимо данного вида проверок, существую проверки, проводимые другими органами государственного надзора. В частности, Роспотребнадзор может провести как плановую так и неплановую проверку субъектов экономической деятельности при обязательном предварительном извещении об этом, выявляя при этом нарушения, например, правил отдельных видов товаров, санитарных норм. Также проверки проводятся пожарной инспекцией, Ростехнадзором и многими другими полномочными органами. Советую всегда от проверяющих требовать предоставления соответствующих документов, послуживших основанием для проведения проверки.

По дополнительным вопросам обращайтесь. Желаю Вам всего доброго!

Все услуги юристов в Москве

В данной статье мы рассмотрим как осуществляется налоговая проверка ИП (индивидуального предпринимателя), рассмотрим существующие виды проверок, сроки проведения и какие документы для проверки ИП используются.

Контроль за деятельностью и налоговая проверка ИП

Контроль и надзор за деятельностью предпринимателя в форме проверок (ревизий) осуществляется в режиме, регламентируемом Налоговым кодексом РФ. Правила их проведения для ИП и юрлиц одинаковы. Классифицируются налоговые проверки по разным признакам. За основу берутся способ и место проведения, объем документов, подлежащих проверке. Российским Налоговым кодексом (ст. 87 НК ) установлены и осуществляются следующие виды налоговых проверок ИП как основной формы контроля:

  • выездная – осуществляется на территории ИП;
  • камеральная – проверяется бухгалтерская отчетность и баланс, декларации без выезда к ИП.

Во время осуществления контроля проверяются верность и своевременность налоговых платежей ИП, соблюдение им налогового законодательства. Права налогоплательщика определены ст. 21 кодекса. Представители налоговых органов предварительно обязаны сообщать о предстоящей ревизии и осуществлять ее в присутствии ИП. Проверка проводится только по вопросам и периодам, указанным в уведомлении. Проверяемый период должен составлять не более 3 лет, а повторно по одному налогу контроль может производиться не ранее, чем через год.

Камеральная проверка ИП

Осуществляется налоговой службой по месту своего нахождения без выезда к ИП и не требует выдачи предписания на ее проведение. Подобной проверке подвергаются налоговая декларация, иные документы, имеющие отношение к налогообложению, которые представил ИП (ст. 88 кодекса ). Отчетность проверяется на протяжении 3 месяцев с момента ее подачи предпринимателем, поэтому подобный контроль проводится регулярно по мере поступления отчетности. В случае когда декларация (отчетность) не сдана, проверку могут провести на основе имеющихся документов ИП. Если во время ревизии сдается уточненная декларация (отчетность), процедура прекращается и начинается новая проверка, в том числе и по представленным уточнениям.

В процессе проведения выявляется сам факт сдачи (несдачи) отчетности, точность ее заполнения, правильность расчетов, достоверность представленных сведений. При необходимости налоговиками запрашивается дополнительная информация и документы, требуются разъяснения у ИП. Обычно индивидуальным предпринимателям, которые строго ведут отчетность и своевременно ее сдают, не предъявляют никаких претензий со стороны налоговиков. Если проверкой обнаружены нарушения, ИП доставляется соответствующее извещение одним из способов:

  • ИП лично (или представителю);
  • через курьера;
  • посредством почтовых услуг (заказным письмом с уведомлением).

В извещении сообщается о факте камеральной проверки, обнаруженных нарушениях и сроках их устранения. ИП обязан на протяжении 5 дней внести исправления в расчетах, представить объяснения. Если после этого проверяющее должностное лицо выявит нарушения, оформляется акт проверки. Представитель налоговой службы, осуществляющий ревизию, по факту выявленных нарушений может обратиться в суд на протяжении полугода. По истечении этого срока штрафные санкции не налагаются.

Если нарушений не выявлено, акт не составляется, необходимые данные расчетов (отчетных документов) заносятся в компьютерную базу, а принятые декларации приобщаются к делу ИП. Камеральная проверка занимает не более 3 месяцев с момента представления декларации ИП налоговикам.

Пример #1. Камеральный контроль ИП

Индивидуальный предприниматель занимается ремонтом обуви в арендуемом им помещении более 3 лет. Вовремя сдает декларацию в налоговые органы, уплачивает налоги согласно законодательству. По деятельности ИП проводилась камеральная проверка на протяжении 2 месяцев. В результате выявлено, что декларацию ИП сдал вовремя, расчеты произведены правильно, предоставленные сведения достоверны и заполнены точно. Акт по итогам камеральной проверки не составлялся, так как нарушений нет.

Проведение выездной проверки ИП

Выездной контроль назначается по необходимости на основе решения, принятого руководителем проверяющего органа, и регламентируется статьей 89 НК РФ. О решении перед проверкой налоговики уведомляют проверяемого ИП под расписку. Решение должностного лица содержит:

  1. ФИО плательщика (ИП).
  2. Предмет (цель) проверки.
  3. Проверяемые периоды (не больше 3 лет).
  4. ФИО, должность проверяющих.

Процедура проходит на территории ИП или по месту нахождения проверяющего органа, если ИП не может предоставить для этой цели помещение. Ревизия может проводиться инспектором по одному или нескольким налогам. ИП обязан обеспечить доступ к документам по части исчислений и уплаты сборов. Во время процедуры проверяется точность исчисления и соблюдение сроков уплаты. Изучив деятельность плательщика, налоговики выявляют нарушения, привлекают к ответственности за них, назначают штрафы либо составляют рекомендации для исправления сложившейся ситуации.

Сроки выездной проверки ИП и дополнительные процедуры

Типичная выездная проверка длится 2 месяца. Отсчет ведется с момента принятия решения руководителем налоговой службы. Процедуру могут приостановить или продлить до 4–6 месяцев по следующим причинам:

  • необходимо провести экспертизу;
  • истребуются документы по ст. 93.1, п.1 НК;
  • нужна информация от иностранных госорганов в рамках международного сотрудничества;
  • поданные документы переводятся с иностранного языка на русский;
  • не представлены в положенный срок документы;
  • появились сведения о возможных нарушениях, которые нужно проверить.

Соответственно, при осуществлении налогового контроля по необходимости могут проводиться дополнительные процедуры. К ним относятся:

Процедура Особенности проведения Пояснения
Опись Проводится в отношении основного имущества, готовой продукции, товаров и других запасов, денежных средств и иных финансовых активов Цель - уточнение представленных данных и их правдивости
Обследование помещений, используемых в предпринимательской деятельности Действительно по отношению ко всем помещениям: складским, торговым и иным;

по итогам обследования составляется протокол

Присутствующие при обследовании: проверяемое лицо (его представитель), понятые
Истребование документов по части деятельности плательщика Список нужных документов формируется требованием и доставляется лично под подпись, почтой или посредством электронных каналов Если проверяемый не может представить требуемые документы, он обязан сообщить об этом за день, указав причины и сроки их возможной сдачи.
Экспертиза Возможна только на основании постановления руководителя налоговой;

назначается эксперт, который дает заключение, если представленных материалов для этого достаточно

Проверяемого извещают об экспертизе и объясняют его права
Допрос свидетеля Вызывают повесткой в качестве свидетеля то физлицо, которому известна информация, важная для налоговой проверки. За дачу ложных показаний и неправомерный отказ от участия - представления показаний - свидетель привлекается к налоговой ответственности

Если процедура приостановлена, проверяющий должен на этот период вернуть документы ИП. По итогам выездной проверки составляется справка и с этого момента она считается завершенной. Если при очередном проведении контроля инспектор обнаружил правонарушение, которое не выявила предыдущая выездная проверка, в отношении плательщика (ИП) санкции не применяются (ст. 89, п. 10 НК ).

Другие способы контроля ИП

Контроль над деятельностью предпринимателя может осуществляться не только в рамках очерченных двух проверок. Подобный налоговый надзор имеет свои особенности и осуществляется на сегодняшний день несколькими способами.

Способы проверки ИП Особенности проведения Уточнения
Плановый Согласуется заранее;

составляется план проверок, который публикуется на сайте ФНС

Проходит ежегодно
Внеплановый Имеет место при нарушениях и связана с контролем над их устранением ИП информируют о ней заранее
Комплексный Осуществляется по всей отчетности (документам);

изучаются вопросы уплаты (начисления, удержания) всех налогов, которые по законодательству обязан платить ИП

Проверяющие могут потребовать любой документ и ИП обязан его предоставить
Выборочный Документы проверяются выборочно, по отдельным видам налогов Сверяются сведения, представленные в декларации, с реальными
Встречный Проводится с целью контроля над деятельностью партнеров;

деятельность ИП не проверяется, а из налоговой приходит лишь запрос о предоставлении информации (документов) по партнерам

Проверяющий сам определяет ее необходимость;

инспектор может потребовать сведения по определенной сделке за рамками проверок у всех участников

При любой проверке потребуется как минимум свидетельство о регистрации ИП, лицензия, бухгалтерская и банковская документация. Весь список необходимых документов оглашается заранее. С момента регистрации предпринимателя выездной контроль не проводится в течение 3 лет, в отличие от внепланового.

Пример #2 Выборочный и комплексный налоговый контроль

Налоговый инспектор пришел с проверкой к ИП и предъявил решение руководителя налоговой службы. В нем указано, что проверка будет проводиться на предмет правильности исчисления НДФЛ за период с 1 января 2015 года по 31 декабря 2015 года. Согласно решению, инспектор будет выборочно проверять документацию, то есть именно расчеты по НДФЛ и только за указанный период 2015 года.

Если бы в решении было написано, что проверка будет проводиться по налогам и сборам за период 1 января 2015 года по 31 декабря 2015 года, то инспектор проводил комплексную проверку. Тогда проверялась бы вся отчетность по всем налогам за указанный период. Таким образом, в первом случае имеет место выездная выборочная проверка, а во втором – выездная комплексная.

Ответы на актуальные вопросы

Вопрос №1: Какие налоги проверяются налоговой службой?

Все зависит от того, какую систему налогообложения применяет ИП. Контроль осуществляется только за теми налогами, которые нужно уплачивать при действующей (применяемой) на этот момент системе.

Вопрос №2: Проверяют ли ИП при закрытии?

После сообщения о таком решении ИП налоговый контроль назначается обязательно, чаще всего в форме выездной проверки.

Вопрос №3: Как можно избежать налоговых проверок?

Налоговый контроль обязателен для всех. Соблюдая налоговое законодательство и сдавая своевременно отчетность, можно снизить вероятность выездных проверок. Камеральный контроль в таком случае проходит для проверяемых незаметно, без нежелательных осложнений.

Вопрос №4: Какие документы могут быть истребованы налоговой?

Во время процедуры инспектор может потребовать любые документы, которые необходимы для осуществления проверки или имеют для нее значение (ст. 93 и 93.1 НК РФ ).

Вопрос №5: Что можно сделать, если предприниматель не может присутствовать во время назначенной проверки?

Нужно уведомить об этом проверяющий орган с предложением перенести дату.

Вопрос №6: Обязательно ли представлять документы, если они истребованы в устной форме?

Нет. Подобные требования должны предъявляться проверяющим органом письменно (НК РФ, ст. 93 ).

Вопрос №7: Проводится ли осмотр помещений при камеральной проверке?

Да. Согласно ст. 92 кодекса инспекторы, осуществляющие камеральный контроль, вправе это делать с 2015 г.

Жизнь российского предпринимателя спокойной не назовешь. Кроме собственно ведения бизнеса, уплаты налогов и взносов, выстраивания отношений с клиентами и партнерами, получения прибыли (которая и является главной целью предпринимательской деятельности), надо еще успевать следить за изменениями законодательства и отчетности.

Государственный контроль и надзор за соблюдением законодательства

В дополнение к этому, бизнесмен постоянно находится под недремлющим оком многочисленных надзорных органов. Государственный контроль и надзор за ведением предпринимательской деятельности можно разделить на следующие группы:

— налоговый контроль, проводимый в соответствии с гл. 14 НК РФ;

— неналоговый или административный контроль, регулируемый законом № 294-ФЗ;

— специальные виды контроля, такие как валютный, таможенный, банковский контроль, контроль за уплатой страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, которые регулируются отдельными законами.

Закон, от 26.12.2008 № 294-ФЗ, названный «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», отводит собственно защите прав налогоплательщиков лишь несколько небольших статей. Весь остальной текст посвящен многочисленным видам государственного контроля, порядку его проведения, организации плановых и внеплановых проверок.

К административным (неналоговым) видам контроля относят лицензионный контроль, надзор за соблюдением трудового законодательства, государственный, пожарный, строительный надзоры и др. Относительно плановых неналоговых проверок ситуация более-менее прозрачна, т.к. статья 9 закона № 294-ФЗ обязывает Генеральную прокуратуру публиковать на своем сайте ежегодный сводный план проверок.

Причиной же проведения внеплановых проверок может стать, согласно ст. 10 (2) этого закона, любое заявление граждан, бизнесменов, госорганов об угрозе вреда жизни и здоровью граждан, вреда окружающей среде и объектам культурного наследия государственной безопасности или чрезвычайных ситуаций. Если добавить сюда еще и жалобы на нарушенные права потребителей, то можно сказать, что вероятность стать объектом внеплановой проверки может быть выше, чем попадание в список плановых.

Налоговый контроль

Мероприятия, проводимые в рамках любого из неналогового контроля, конечно, могут негативно сказаться на деятельности предпринимателя, но мало что может обеспокоить его сильнее, чем известие о проведении выездной налоговой проверки.

Налоговая проверка — это мероприятие налогового контроля, целью которого является проверка соблюдения плательщиками налогов и сборов, а также налоговыми агентами законодательства о налогах и сборах.

К последствиям налоговой проверки можно отнести не только сами суммы доначислений, пеней, штрафов, но и разрушенные деловые связи, которые нарабатывались годами. Налоговому инспектору ничего не стоит, например, при проверке декларации или договора, затребовать у вашего контрагента выписку по счетам или документы, относящиеся к сделке, допросить его руководителя или бухгалтера. Понятно, что партнеры такому вниманию со стороны налоговиков к вашему бизнесу вряд ли обрадуются, что вполне может сказаться на вероятности дальнейшего сотрудничества.

Проводиться налоговая проверка может в виде камеральной или выездной. Камеральная проверка проходит в постоянном режиме относительно всех налогоплательщиков, и представляет собой проверку каждой сданной декларации, отчета и других документов, представленных в налоговую инспекцию.

О том, что проводится камеральная проверка, налогоплательщик узнает только, если в его отчетности будут выявлены ошибки, несовпадения, если был заявлен убыток или в уточненной декларации уменьшена сумма налога к выплате. В этих случаях необходимо в течение пяти дней ответить на требование налоговой инспекции о представлении пояснений.

Выездная налоговая проверка

В отличие от камеральной, выездная проверка проводится выборочно, и некоторые налогоплательщики могут избежать такой участи на протяжении всей своей деятельности.

Средний размер доначислений по результатам выездной проверки превышает 5 млн рублей. Конечно, эта сумма, как и средняя температура по больнице, не одинакова для всех налогоплательщиков, так например, штрафы почти на порядок выше у юридических лиц, чем у ИП.

Известно, что выездные налоговые проверки проводятся по плану, который является внутренним конфиденциальным документом ФНС и найти его в открытом доступе невозможно. Для того, чтобы налогоплательщики все-таки знали о том, насколько велики их шансы на включение в план проверок, Приказом ФНС № ММ-3-06/333@) от 30.05.2007 была утверждена Концепция системы планирования выездных налоговых проверок.

Приказ также содержит «Общедоступные критерии рисков самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков», которые позволяют бизнесмену оценить, насколько он в своей деятельности приблизился к опасным значениям. Среди этих критериев:

— размер налоговой нагрузки ниже среднего уровня в конкретной отрасли (расчет нагрузки приводится в Прил. № 3 к Приказу);

— заработная плата работника налогоплательщика ниже средней по виду экономической деятельности в субъекте РФ;

— суммы расходов ИП максимально приближены к сумме доходов;

— финансово-хозяйственная деятельность ведется с высоким налоговым риском (связи с однодневками или недобросовестными контрагентами);

— отсутствие пояснений на запрос налоговой инспекции о несоответствии показателей деятельности;

— неоднократное приближение к предельным значениям показателей, дающих право применять специальные налоговые режимы (например, площадь торгового зала 150 кв. м для ЕНВД или численность работников 100 человек для УСН).

Попасть в план выездных проверок можно не только по указанным критериям риска, но и по другой информации, приходящей к налоговикам. Такая информация может поступать как из официальных источников, в том числе, по результатам неналоговых проверок, так и от других лиц, например, по заявлению работника о выплате зарплаты в конвертах.

Анализируют также применение налогоплательщиком серых налоговых схем для минимизации налогов и его связи с недобросовестными контрагентами.

Как снизить риск проведения выездной налоговой проверки

Конечно, полностью защититься от попадания в жернова такой проверки невозможно, т.к. повлиять на это могут слишком много факторов, зачастую не зависящих от предпринимателя. Тем не менее, риски проведения выездной проверки все-таки можно снизить, если соблюдать следующие правила:

— своевременно и полно уплачивать налоги и страховые взносы;

— сдавать вовремя и, по возможности, без ошибок необходимую ;

— отвечать на требования налоговой инспекции о представлении пояснений по результатам камеральных проверок;

— соблюдать трудовое законодательство и следить, чтобы официальная зарплата ваших работников была не ниже средней по вашему региону и виду деятельности;

— проявлять осмотрительность при выборе контрагентов;

— стараться так вести свою деятельность или выбирать такой налоговый режим, чтобы не отражать в отчетности убытков или значительных, по сравнению с доходами, расходов;

— не приближаться к предельным значениям, позволяющим применять специальные налоговые режимы;

— следить за тем, насколько ваша налоговая нагрузка соответствует среднему уровню;

— соблюдать требования отдельных видов законодательства, например, о защите прав потребителей, банковского, лицензионного и др.;

— не использовать сомнительные способы снижения налоговой нагрузки, так называемые налоговые схемы.

Риски налоговой проверки для ИП обновлено: Ноябрь 30, 2018 автором: Все для ИП

Поделиться: