Что разработал никитин. Никитин николай васильевич. Цветок из сна: как инженер Никитин придумал проект всей жизни

Мемориальная доска Никитину Н. В.

Никитин Николай Васильевич (15 декабря 1907 - 3 марта 1973) - советский архитектор и учёный в области строительных конструкций, доктор технических наук (1966).

Лауреат Ленинской (1970) и Сталинской премии третьей степени (1951). Заслуженный строитель РСФСР (1970). Награждён 2 орденами, а также медалями.

Биография

В 1930 году с отличием окончил архитектурное отделение строительного факультета . Во время учебы возглавлял студенческое конструкторское бюро, занимавшееся разработкой комплексной методики расчета типовых конструкций из железобетона для Кузнецкого металлургического комбината. Научное руководство бюро осуществлял профессор Николай Иванович Молотилов. Одним из разделов методики был «Расчет рамных конструкций на боковое смещение». Это были первые расчеты для высотных железобетонных конструкций.

По окончании института в 1930 году, Никитин был назначен архитектором Новосибирского крайкомхоза. Его первым проектом стало четырехэтажное здание общежития с оригинальным сборным железобетонным каркасом на монолитном фундаменте. Для его строительства Никитину пришлось организовать собственное производство железобетонных опор, балок и ферм. Это было первое в стране здание из сборного железобетона.

В начале - середине 1930-х гг. Никитин работает в Новосибирске в группе архитекторов-конструктивистов, которую возглавлял Борис Гордеев, разрабатывая уникальные конструкции для жилых и общественных зданий. В 1930 году разрабатывает дерево-гвоздевую большепролетную арочную конструкцию для спортивного клуба «Динамо». Творение Никитина - дощато-фанерные арки перекрытия игрового зала спортклуба «Динамо» пролётом 22,5 м, вскоре вошло во все вузовские учебники. Несмотря на огромные размеры, арки были настолько легки, что звено рабочих устанавливало их вручную.

С 1937 года жил и работал в Москве. В 1930-е годы он сделал расчёты и проект конструкций фундамента и несущего каркаса для Дворца Советов, который предполагалось построить на месте взорванного храма Христа Спасителя. В 1951 году Никитин получил Сталинскую премию за разработку монолитных конструкций для восстановления разрушенных заводов.

В 1957 году назначен главным конструктором Моспроекта, начал заниматься проектом Останкинской башни. В 1967 году Государственная комиссия подписала акт о приёмке башни.

Н.И. Молотилов и Н.В. Никитин

Инженер Н.И. Молотилов, к моменту избрания его на должность профессора (1926г.), имел уже несколько изобретений в области сборного железобетона. Он увлек своими разработками молодого студента Н.В. Никитина, что в последующем определило всю профессиональную и научную деятельность этого выдающегося инженера. Молотилов являлся членом общества по изучению Томского края и собирал материалы по старинному деревянному зодчеству Сибири. Н.И. Молотилов читал курс «Технология железобетона», под руководством Молотилова Никитин выполнил все курсовые и дипломную работы по тогда совсем еще новой теме «Раскрытие конструктивных возможностей железобетона».

Творчество

Главное здание МГУ

Панорама строительства фундаментов телебашни в Останкино

Армирование железобетонной конической части телебашни

Железобетонный ствол телебашни, возведенный до высоты 300 м.

Начало возведения железобетонного ствола телебашни

После окончания СТИ Никитин распределился в г. Новосибирск. Работая в проектных организациях, он впервые в стране предложил большепролетные деревянные конструкции, которые были реализованы в 1932г. в Новосибирске при строительстве перекрытия спортивного зала «Динамо» (деревянные конструкции) и железнодорожного вокзала (арка перекрытия из железобетона).

С 1932г. Никитин жил и работал в Москве. В 1949-1950гг. он участвовал в проектировании высотных зданий МГУ на Ленинских горах, предложил нестандартную конструкцию фундаментов. Уникальность этой конструкции заключалась в том, что она позволяла на всем своем двухметровом протяжении не иметь температурных швов, тем самым увеличивая прочность и долговечность сооружения.

На фундаментах конструкции инженера Никитина возведено большинство высотных зданий 40-50-х гг. в Москве, а также здание Дворца культуры и науки в Варшаве.

Н.В. Никитин участвовал в проектировании и строительстве Дворца Советов в Москве (1937-1941гг.). Одна из выдающихся работ Н.В. Никитина – грандиозный монумент «Родина-мать» на Мамаевом Кургане в г. Волгограде, воздвигнутый из железобетона по проекту скульптора Е.В. Вучетича и архитектора Я.Б. Белопольского.

В этой работе Никитин был автором-конструктором сооружения. Вершиной творчества Никитина является создание Останкинской телебашни, построенной в 1967г. На Останкинской телебашне под его руководством были организованы научные исследования, связанные с изучением распределения скорости и порывистости ветра по высоте, а также с измерением деформаций и колебаний башни под действием ветровой нагрузки, влиянием неравномерного нагрева башни лучами солнца на ее механические характеристики и др.

Особенностью метода работы Никитина являлся синтез инженерного искусства и научных исследований.

Разработки конструкции фундаментов и несущих каркасов

Дворца Советов (проектная высота здания - 420 метров, до июля 1941 года был построен только фундамент).

Здания МГУ на Ленинских (Воробьёвых) горах - главное здание высотой 240 метров на момент строительства было самым высоким зданием в Европе. Строительство шло с 1949 по 1953 год.

Дворца культуры и науки в Варшаве - строительство которого проходило в 1952-1955 годах. Главным архитектором проекта был Лев Руднев.

Центрального стадиона имени В. И. Ленина в Лужниках

Монумента «Родина-мать зовёт!» в Волгограде - памятник высотой 85 метров и весом свыше 8 тысяч тонн.

Телевизионной башни в Останкино - строительство которой закончилось в 1967 году. Никитин был главным конструктором и одним из авторов проекта. Высота башни составляет 540 метров. В 1966-1967 годах Н. В. Никитин совместно с В. И. Травушем разработал проект стальной сетчатой башни-оболочки высотой 4 километра (4000 метров). Проект был выполнен по заказу японской компании (владелец Мицусиба). В начале XXI века японцы вернулись к идее строительства 4 километровой башни в проекте X-Seed 4000.

Останкинская телебашня

Останкинская телевизионная башня – выдающееся творение строительной техники XX века.Высота бвшни на момент окончания ее строительства составила 533,3 м. Вес ее фундамента – 55000 т. Допустимое отклонение вершины под действием ветра 11, 65м. Сегодня высота башни – 540 м (1999 г.), что почти на 300 м выше здания Московского университета на Ленинских горах и на 215 м выше знаменитой Эйфелевой башни в Париже. Несмотря на такую высоту, опрокинуться бетонная башня не может.

Центр тяжести Останкинской телебашни не выходит и никогда не выйдет за площадь опоры. Эта площадь ограничена кольцом-фундаментом диаметром в 60 метров. А центр тяжести находится на высоте 110 метров по оси башни. Внутри по окружности ствола Останкинской телевизионной башни сверху донизу, как струны, натянуты стальные канаты. Каждый из 150 канатов растянут с силой в 70 тонн. В целом тело Останкинской башни сжато с силой в десять с половиной тысяч тонн. Поэтому внешние нагрузки не могут разрушительно воздействовать на сжатый металлическими канатами ствол телебашни. В этом была новизна инженерной мысли того времени.

Источники

1. Журнал ТПУ «Томский политехник»/Издание Ассоциации выпускников ТПУ; № 10, Томск, 2004г. – 199с.

Родился 15 декабря 1907 года в Тобольске в семье инженера, в 1911 году семья переехала в Ишим. Николай окончил в Ишиме приходское училище и первый класс гимназии. В 1919 г. семья уехала в г. Новониколаевск (Новосибирск).

Учился на архитектурном отделении строительного факультета Томского технологического института, возглавлял студенческое конструкторское бюро, занимавшееся разработкой комплексной методики расчета типовых конструкций из железобетона для Кузнецкого металлургического комбината.

Окончил институт в 1930 году. Назначен архитектором Новосибирского крайкомхоза. Его первым проектом стало четырёхэтажное здание общежития с оригинальным сборным железобетонным каркасом на монолитном фундаменте. Для его строительства Никитин организовал собственное производство железобетонных опор, балок и ферм. Это было первое в стране здание из сборного железобетона.

В 1932 году совместно с инженером Юрием Кондратюком разработал проект ветроэлектростанции в Крыму на вершине горы Ай-Петри. Строительство ветроэлектростанции не было завершено, но все разработки Никитин позднее применил при строительстве Останкинской телебашни.

С 1937 года жил и работал в Москве. В сентябре 1937 года был приглашен в проектную мастерскую по проектированию Дворца Советов, который предполагалось построить на месте взорванного храма Христа Спасителя.

С 1942 года работал в Московском институте Промстройпроект, разрабатывал конструкции для строительства в условиях военного времени.

В 1951 году получил за разработку монолитных конструкций для восстановления разрушенных заводов Сталинскую премию.

В 1949-1952 годах участвовал в проектировании зданий МГУ на Ленинских горах.

В 1957 году назначен главным конструктором института Моспроект и в том же году был выбран членом-корреспондентом Академии строительства и архитектуры СССР. В Моспроекте Н. В. Никитин занимался вопросами гражданского строительства, и в 1957 году выступил с прогнозами дальнейшего развития массового жилищного строительства.

В 1958 году начал работать над проектом Останкинской телебашни.

С 1964 года Н. В. Никитин — заместитель директора по научной работе и главный конструктор Центрального научно-исследовательского института экспериментального и типового проектирования зрелищных, спортивных и административных зданий и сооружений (ныне ЦНИИЭП им. Мезенцева), где продолжает активные поиски и исследования новых систем большепролётных покрытий.

В 1970 году Никитин награжден Ленинской премией, ему присвоено звание Заслуженного строителя РСФСР.

Одними из наиболее значимых его работ стали проекты и конструкции фундаментов и несущих каркасов: здания Московского университета, Дворца культуры и науки в Варшаве, Центрального стадиона имени В. И. Ленина в Москве, мемориала в г. Ульяновске, монумента «Родина-мать» в Волгограде, Останкинской телебашни.

Использована литература: Никитин Н. В.Останкинская телевизионная башня.—М.:Стройиздат, 1972.с.; Сказание о великом конструкторе.— М.: Нефть и газ, 2007.

Как-то так получилось, что познакомился я с Никитиным всего-то за год до его кончины, когда он уже был и лауреатом Ленинской и Государственной премий, орденоносцем и автором проекта построенной к тому времени Останкинской телебашни, самого высокого тогда сооружения в мире. О нем уже много было написано восторженных слов, вернее - о самом главном проекте жизни, об этой самой башне, и о других стройках, в которых он принимал участие: Дома культуры и науки в Варшаве, Московского государственного университета на Ленинских горах, монумента Матери-Родине на Мамаевом кургане в Волгограде и многих других, уже введенных в строй проектов или только существовавших в кальках, но так и не осуществленных, бывших по своим размерам и значению не менее грандиозными.

Поэтому и сам он представлялся под стать этим проектам, если не столь внушительных размеров, то уж во всяком случае, значительным видом своим, манерой поведения. Ведь очень часто дела человека невольно переносишь и на него самого. Хотя это не всегда совпадает.

Действительность оказалась несколько отличной от той, что нарисовало воображение. Не то, чтобы совершенно не соответствовала моим представлениям - просто она была другой. Даже вид учреждения, где он тогда работал, не соответствовал своему звучному имени: Управление строительства спортивных и зрелищных сооружений Москвы. На самом деле это было унылое приземистое неказистое зданьице в один или два этажа (сейчас даже не помню точно), которое стояло вдоль улицы Кирова между Кисельным переулком и Сретенским бульваром, как раз напротив Главпочтамта. Вскоре после нашей встречи его снесли и на много лет поставили зеленый деревянный забор, который должен был показывать прохожим, что за ним что-то строится, хотя на самом деле ничего не строилось, но так уж было принято.

Кабинет Никитина напоминал прорабскую на какой-нибудь заурядной стройке, куда приходят на текущие совещания, где подписывают наряды и выбивают хорошие процентовки. Средних размеров комната с простыми шкафами для бумаг, незатейливым рабочим столом и стульями. Никаких излишеств, никакого показного богатства - все рассчитано на деловое общение, обмен мнениями и быстрое совещание по текущим вопросам. Поговорили о насущном - и за работу.

Хозяин держался естественно. Сказать, что он выявил радость в связи с моим визитом - было бы преувеличением, хотя встретил он меня вполне благожелательно, готовый ответить на все интересующие вопросы. Можно сказать, с пониманием того, что у журналиста такая работа и что ему требуется помощь, вот он и помогал.

Внешне Никитин выглядел не то чтобы суровым - скорее человеком серьезным. Но это относилось не только к посетителю, но, как я позже понял, и к самому себе.

Естественно, мой первый вопрос касался его "высотной" ориентации, приверженности к высотному проектированию.

Лучшие дня

Это случайно так совпало, - поправил меня Николай Васильевич. - Меня всю жизнь интересовал по-настоящему только железобетон. Его поведение в разных условиях строительства. А во всех этих высотных сооружениях железобетон использовался. Так что меня приглашали принять участие в проектах как специалиста по этому материалу. Ну и еще как спеца по ветровым нагрузкам - очень сложной проблеме в таком строительстве.

- Но все-таки как-то так получалось, что в первую очередь обращались к вам, а не к какому-то другому "железобетонщику" или "высотнику". Вот и японцы, когда собрались строить супервысотную телевизионную опору, вас попросили поработать над таким проектом. А здание в триста этажей!..

И, тем не менее, меня всегда интересовал в жизни только бетон, а все остальное было производное от него. Это очень интересный материал. В нем еще скрыто для меня столько неясного, хотя сорок пять лет жизни я отдал проектированию сооружений из него.

Вообще я должен сказать, что в жизни многое происходит случайно. Вот тоже здание в триста этажей. Пришел как-то корреспондент и давай просто жилы тянуть, что, мол, нового придумали. Я крепился-крепился и, в конце концов, рассказал об этом здании в триста этажей. Между прочим, в нем нет ничего сенсационного или сверхъестественного. Все просто и объяснимо: все хотят жить в центре городов, поближе к работе, магазинам, увеселительным заведениям и так далее. Нынешние мегаполисы разрослись в ширину, достигли невероятных размеров и уже не отвечают многим требованиям жителей. А вот в такой башне, вернее, доме-башне, можно сразу разместить и офисы, и жилые квартиры, и рестораны, и магазины, и спортивные залы, и гаражи для личных автомобилей - все. Не надо далеко ходить на работу, ни отдыхать, ни за покупками - все под рукой, все рядом. Очень удобно. Тем более, что современные материалы разрешают строить такие сооружения...

- Это будет ваш любимый бетон?

Нет. Во всяком случае, бетон будет использоваться в самых небольших количествах, там, где без него нельзя обойтись. А в основном это здание будет сооружено из легких металлических панелей, стекла и пластиков, композитных материалов. Все должно быть прочным, легким. Короче, доказать, что такое строительство необходимо и возможно, совсем не трудно. В нем нет фантазий - чистый прагматизм. И если журналисты видят в таком сооружении что-то особенное, сенсационное, то строители и конструкторы - только продолжение поиска своих предшественников. На новом уровне, разумеется.

К слову сказать, если присмотреться к разного рода новинкам, то легко увидеть преемственность, развитие идеи, аналогию того, что было использовано ранее. Вот в старые, еще дореволюционные, времена строили дома по очень разумной и простой схеме: две стены наружу, две - внутри, а между ними - перегородки. Время от времени эти поперечные перегородки можно было перестраивать, перемещать, превращая помещение то в деловое учреждение, то в гостиницу, то в жилое помещение. За свою жизнь они много раз менялись функционально, но всегда оставались в одних и тех же стенах. Менялась начинка, а сам дом оставался внешне нетронутым.

Вот и огромное здание на триста этажей можно будет перекраивать под самые разные функции, оставляя его все тем же самым. Так что напрасно мы стремимся к оригинальности ради самой оригинальности. Аналогия может дать много полезного.

- А Останкинскую телебашню вы проектировали по аналогии или все-таки придумали от начала до конца? - не удержался я от вопроса.

Можно сказать, там было и то, и другое. Незадолго перед тем, как я попал на обсуждение проектов строительства телевизионной опоры, я был в командировке в германском городе Штутгарте и видел тамошнюю телевизионную вышку. Построена она была из железобетона, чем, собственно, и привлекла мое внимание. В ней все было понятно: как работает каждый элемент, как распределены нагрузки и прочее. Я прикинул прямо там же, в кафе, что подобную можно было построить и большей высоты. Не как штудгартская - всего 210 метров, а метров на пятьсот и даже больше. Так что, когда шло обсуждение и предлагались самые фантастические варианты вплоть до того, что вышку замышляли построить наклонной из стали, я высказался за железобетонный вертикальный вариант...

- А наклонная могла быть построена?

Конечно, можно было построить и такую, но она занимала бы огромную площадь, и при эксплуатации возникли бы дополнительные сложности. Так что мой вариант показался всем предпочтительней, и мне сразу предложили в недельный срок представить уже более менее обоснованный проект. Я его представил, по нему и стали работать. Журналисты выжали из этой детали сенсацию. Они почему-то не учитывали, что эту башню - вернее, как она может выглядеть, как должна строиться - я уже давно выносил в своих мыслях и набросках. Просто так, для души. Оставалось перенести эти мысли на ватман...

- Но разница в высоте - 210 и 535 метров - все-таки налагала свои особенности. Не думаю, что это была прямая аналогия, простое увеличение в два с половиной раза...

Разумеется, это не было повторением, только в несколько иных масштабах. Пришлось вести новые расчеты. Но я говорю о принципе построения. Тут речь идет об аналогии не как о слепом повторении, а как об использовании уже найденного, опираясь на которое, можно было бы идти дальше.

Между прочим, можно в качестве примера привести историю с радиовышкой, которая была построена по проекту инженера Шухова на Шаболовке в Москве. Тогда тоже обсуждался проект для антенн радиовещания.

В учреждение, где работал Шухов, привезли новые плетеные из ивовых прутьев корзины для бумаг. Вечером, когда все служащие ушли по домам, а он сам что-то задержался на работе, он увидел, как уборщица, протирая полы, поставила тяжелый горшок с цветами на перевернутую корзину, и та устояла под такой нагрузкой. Тогда Шухов сел на корзину - она выдержала и этот вес, хотя была приспособлена совсем для другого. Казалось бы, такие хрупкие на вид ивовые прутики должны сломаться, но сплетенные по формуле гиперболоида вращения оказались удивительно прочными. Вот и башня, построенная по этому принципу, стоит уже многие десятки лет.

Так что аналогия - вполне достойная вещь.

О пользе сомнений

Не знаю, как это определить, но Никитин в чем-то противоречил себе и не всегда оказывался последовательным. Во всяком случае, мне так показалось. Его старший товарищ (разница в возрасте десять лет) Юрий Кондратюк восхищал Николая Васильевича как раз тем, что старался всегда на каждую вещь или ситуацию смотреть "наоборот". Они познакомились, когда Никитин окончил Томский политехнический институт, и на пару ездили по стране, участвуя в проектировании и строительстве различных промышленных объектов. На Алтае они возводили элеваторы, в Сибири и на Урале - заводские и фабричные корпуса. Кондратюк (настоящее имя и фамилия - Александр Игнатьевич Шаргей), не имевший официально выданного диплома, приходил на новое место работы и сообщал, что является инженером, а каким - это покажет его работа. На долю Никитина обычно доставались расчеты ветровой нагрузки и поведения железобетона.

Пожалуй, самым фантастическим проектом, над которым им довелось работать вместе, было сооружение гигантской ветряной электростанции на горе Ай Петри в Крыму. Так верный себе Кондратюк предложил оригинальную схему расположения ротора и статора.

Я уж не помню, как там все было устроено, только знаю, что все, что обычно стоит на месте, у него вертелось, а все вращающиеся части - крепились намертво. Юрий Васильевич доказал, что это даст определенные преимущества.

Проект Кондратюка был принят, а все иные отвергнуты, ибо не смогли конкурировать с его предложением. Шефство над строительством взял Серго Орджоникидзе, курировавший в те времена всю тяжелую промышленность. Когда Орджоникидзе не стало, начались репрессии, коснувшиеся многих специалистов, которые находились под его покровительством. Никитина и Кондратюка беда миновала, но строительство ветровой станции прекратили. Вскоре началась война, и все заглохло окончательно. К проекту ветряной электростанции не возвращались. А Кондратюк, ушедший в первые месяцы войны в народное ополчение, погиб, где и как точно до сих пор неизвестно.

Привычка Кондратюка посмотреть на вещи с иной стороны нравилась Никитину, хотя он был не против поступать и по аналогии.

Несговорчивый оппортунист

Главным пристрастием его жизни, как я говорил, был железобетон. Он пронес верность ему, если можно так выразиться, через всю жизнь, и было странно слышать, как об этом скучном, в общем-то, предмете, он говорил столь вдохновенно. Удивительно, что при всем своем опыте он не навязывал свое мнение об этом материале, как обязательное, единственно верное. Он как бы допускал и другие суждения, готов был их выслушать, но... Его книга, которую он написал в самом конце жизни, так и называлась: "Некоторые соображения по поводу строительства бетонных сооружений". Она как бы приглашала к спору, к высказыванию иной точки зрения, будто бы он не был уверен в своей правоте, допускал существование и иной точки зрения, иных мыслей. Я не удержался и сказал ему об этом.

Видите ли, - ответил Никитин, - я абсолютно уверен в своей правоте и могу доказать любое свое утверждение расчетами. Но пусть люди высказывают и свои резоны, если таковые имеются.

- Выходит, вы не особенно уверены в своих выкладках? Так во всяком случае читается название вашей книги.

Нет, в своем мнении я абсолютно уверен. Но надо дать возможность и другой стороне высказать свое мнение... Меня за это внимание к взглядам оппонентов называют порой оппортунистом...

- А если чужие доводы все-таки не убедили? Что тогда?

Ну если чьи-то доводы оказались менее убедительными, тогда бьюсь до конца...

Никитин всегда и во всем был трудоголиком. Правда, в те времена, когда мы с ним встречались, этот термин не имел такого широкого хождения, как сейчас. Но если сделать поправку на время, теперь о нем сказали бы именно так. Он был все время чем-то занят, его руки, его голова постоянно работали.

О самом себе он старался говорить поменьше, и, если что-то сообщал, то это носило как бы информационный характер, без желания выпятить свою фигуру. Каждый день он вставал в шесть часов утра, чтобы до работы успеть над чем-то подумать для души. Это "для души" могло носить очень серьезный характер, хотя и не относилось к его основному делу, его официальной должности. Как ни странно, чаще всего это был все тот же железобетон.

Свою Государственную премию он получил вот за такую внеурочную работу: внедрение подвижной опалубки в промышленное строительство. Кажется, скучнее не придумаешь, а Никитину не было скучно. Своим примером он лишний раз доказывал, что всюду можно найти применение своим силам и способностям - было бы желание.

И других людей, как я понял, он оценивал все по тому же критерию: как они относились к труду. Мы говорили о его школьных учителях, институтских преподавателях, товарищах по работе, и если они, с его точки зрения, были верны своему делу, он, давая им характеристику, обязательно добавлял: "Очень достойный человек" или "Человек самых достойных качеств". И когда я расспрашивал о подробностях, оказывалось, что самым главным качеством этих людей оказывалось умение трудиться.

Я думаю, это уважение к труду шло от родителей. Люди они были малообразованные. Отец всю жизнь был писарем в судебной палате. Малограмотный, но почерк имел красивый, вот и колесила с ним семья по Западной Сибири, перебиваясь на его скромные заработки. Мать всю жизнь оставалась домохозяйкой, на ее плечах держалось все благополучие домочадцев. Она, как я понял, была глава дома. И получение сыном диплома инженера стало великим праздником и торжеством: их сын стал ученым. До самых последних лет Никитин сожалел, что не успел порадовать мать никакими крупными успехами в работе.

Останкинская башня могла бы стать таким подарком, но родители не дожили до этого дня.

Господа, здравствуйте! Просим дать разрешение на опубликование стать о Н.В. Никитине в сборнике "Томские политехники - на благо России".Этот сборник выходит на некоммерческой основе за счет спонсоров.Уже вышло три сборника и сейчас готовится к выходу четвертый. Сборник выходит тиражом порядка 500 экз. Они рассылаются бесплатно авторам и организациям, в которых работают или работали выпускники Томского Политехнического университета. В них печатаются воспоминания выпускников и о выпускниках. Николай Васильевич окончил Сибирский технологический институт приемником, которого является ТПУ.
С уважением В. Василевский.

Экономист, географ, краевед, статистик Н.П. Никитин родился 19 (6 по ст. ст.) февраля 1893 года в г. Раненбурге Рязанской губернии (ныне г. Чаплыгин Липецкой области) в известной купеческой семье. Его отец, Павел Федосеевич, занимался благотворительностью, в частности, состоял членом попечительского Общества о бедных. Дед был почетным мировым судьей Раненбурга, владел домами на площади Соборной, в одном из которых размещалась частная больница. В семье была большая библиотека, ценилось образование.

Николай Никитин закончил Раненбургскую мужскую гимназию, затем Московское коммерческое училище (1913) и экономическое отделение Петровской сельскохозяйственной академии (ныне Российский государственный аграрный университет - Московская сельскохозяйственная академия им. К. А. Тимирязева) (1917).

Среди преподавателей академии в то время был выдающийся русский ученый в области статистики и географии сельского хозяйства А. Ф. Фортунатов. Его спецкурс «Местное источниковедение», который посещал студент Никитин, определил в дальнейшем его интерес к конкретным региональным краеведческим исследованиям. На выбор пути в науке, несомненно, оказали влияние труды и личность выдающегося земляка Н. П. Никитина - П. П. Семенова-Тян-Шанского.

С 1919 года Николай Павлович читал систематические курсы для студентов Института народного хозяйства, начал публиковать свои первые труды: «Производство сельскохозяйственных продуктов в Раненбургском уезде Рязанской губернии» (1919), «Несколько страниц из истории, географии, статистики Раненбургского уезда Рязанской губернии» (1919), «Статистико-экономическое описание волостей Раненбургского уезда Рязанской губернии» (1920). «Исторический обзор опытов разделения Европейской России на хозяйственные районы» (1920).

В 1921 году он стал профессором в Московском зоотехническом институте, с 1934 года преподавал в Институте народного хозяйства. Со второй половины 20-х годов работал также во 2-ом Московском университете (впоследствии Московский городской педагогический институт). В этих вузах он создал и руководил кафедрами экономической географии и статистики. Николай Павлович был талантливым педагогом. Под его руководством защищено 18 кандидатских диссертаций.

Научная работа Н. П. Никитина шла по нескольким направлениям: экономика и география сельского хозяйства, экономическая география СССР, методика преподавания этих дисциплин. Он автор более 100 научных исследований, учебников и программ для вузов. Его работы «Краевая география в дореформенной России 19 века» (1953), «Краеведная литература пореформенной эпохи как источник для исторической географии России этого времени» (1960) до сих пор имеют значение для исследователей отдельных территорий с использованием историко-географического анализа. Исследуя деятельность Н. П. Никитина, доцент кафедры экономической географии Воронежского государственного университета В. К. Ковылов называет его «одним из крупных ученых, глубоко исследовавших сложные вопросы зарождения, становления, развития науки экономической географии», «предтечей в идеях внутреннего экономического районирования и исторического экономико-географического анализа».

Труды Никитина не были сухой теорией кабинетного ученого, он считал свое дело живым, развивающимся, необходимым людям.

Во вступлении к книге «Несколько страниц из истории, географии и статистики Раненбургского уезда Рязанской губернии» он писал: «Мы очень мало знаем о своем родном угле. Мы не любим его, не ценим и почти не интересуемся им. Нам кажется, что только… далеко за морем… имеется и ценное и интересное и достойное изучения. …Только изучив свой маленький уголок, изучив каждую травинку, каждое деревце, каждый ручеек, холмик своего родного уезда можно действительно строить материальную и духовную культуру».

Н. П. Никитин принимал участие в работе Госплана по экономическому районированию страны. В течение нескольких лет был членом методической комиссии по географии Министерства просвещения РСФСР. Являлся почетным членом и председателем бюро отделения экономической географии Московского филиала Географического общества СССР.
Он награжден медалями «В память 800-летия Москвы» и «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941−1945 гг.», орденом Ленина, значком «Отличник народного просвещения», Почетной грамотой Московского военного округа.

Умер Н. П. Никитин в 1975 году в Москве, похоронен на Ваганьковском кладбище.
На родине ученого сотрудниками Чаплыгинского краеведческого музея реализуется проект по организации комнаты-музея Николая Павловича Никитина в сохранившемся доме Никитиных, памятнике архитектуры середины 19 века.

Произведения автора

Несколько страниц из истории, географии и статистики Раненбургского уезда Рязанской губернии: № 1 / Н. П. Никитин. - Рязань: Раненбург. кредит. кооп. союз, 1919. - 144 с.
Производство сельско-хозяйственных продуктов в Раненбургском уезде Рязанской губернии / Н. П. Никитин. - Рязань: Раненбург. кредит. кооп. союз, 1919. - 75 с.
Статистико-экономическое описание волостей Раненбургского уезда, Рязанской губернии / Н. П. Никитин. - Рязань: Раненбург. кредит. кооп. союз, 1920. - 144 с.
Основные пути развития кредитной кооперации: докл. Раненбург. кредит. кооп. союза Рязан. губ. кооп. съезду 11-14 февр. 1919 г. / Н. П. Никитин. - Рязань: Тип. № 1 Сов. нар. хоз., 1920. - 16 с.
Сельскохозяйственное районирование Московской губернии / Н. П. Никитин; общ. ред. и введ. А. В. Чаянова. - [М.] : Гос. изд-во. Моск. отд., . - 160 с. - (Разделение Моск. губ. на с.-х. р-ны; вып. 1).
Животноводство / Текст, табл. и картогр. сост. проф. Н. П. Никитин. - [М.] : Картогр. отд. Высш. геодез. упр. ВСНХ, торгово-пром. газ. «Вся Россия», . - 76 с. - (Природа и хоз-во России; вып. 7).
Основы экономии сельского хозяйства / Н. П. Никитин; [предисл. В.Смушков]. - М. ; Л: Гос. изд-во, . - 226 с. : табл.
Костров Н. И. Очерки организации крестьянского хозяйства: по материалам бюджет. исследований начала XX века / Н. И. Костров, проф. Н. П. Никитин и А. А. Эмме. - М: Новая деревня, 1925. - 168 с. : табл. - (Тр. Земплана / под общ. ред. И. А.Теодоровича; вып. 4).
Экономика животноводства / Н. П. Никитин. - М. ; Л. : Гос. изд-во, 1927. - 192 с.
Животноводство СССР и его социалистическая реконструкция / Н. П. Никитин. - М. ; Л. : Огиз - Гос. изд. с.-х. колхоз.-кооп. лит-ры, 1931. - 128 с. : ил.
Свиноводство в товарных колхозных фермах / Н. П. Никитин, А. М. Зуев; под ред. П. Н. Казанского. - Воронеж: изд. и тип. кн-ва «Коммуна», 1932. - 72 с. : ил.
Отечественные экономико-географы XVIII-XX вв. : [сб. ст.] / под ред. Н. Н. Баранского; Геогр. фак. МГУ; Музей землеведения МГУ. - М. : Учпедгиз, 1957. - 328 с.
Из содерж., статьи Н. П. Никитина: Исторический обзор развития отечественной экономической географии - С. 5-35; Сергей Иванович Плещеев. - С. 99-103; Александр Николаевич Радищев и география. - С. 104-110; Петр Иванович Челищев и его путешествие по Северу Европейской России. - С. 111-115; Василий Петрович Андросов. - С. 141-1454; Дмитрий Петрович Журавский. - С. 146-151; Николай Платонович Огарев о районировании России. - С. 152-161; Андрей Парфенович Заблоцкий-Десятовский. - С. 172-175; Владимир Павлович Безобразов. - С. 194-199; Андрей Павлович Субботин. - С. 236-240; Экономико-географические работы Д. И. Менделеева. - С. 252-261; Алексей Федорович Фортунатов. - С. 269-274.
Экономическая география СССР: [учеб. для геогр. фак. пед. ун-тов / П. М. Алампиев и др.]; под. ред. Н. П. Никитина. - 4-е изд. - М. : Просвещение, 1974. - 319 с.

Литература о жизни и творчестве

Шлыков В. Он мечтал о процветании России // Раненбургский вестник [Чаплыгинский район]. - 2003. - 15 июля.
Ковылов В.К. Географическое «дворянское гнездо» в ЦЧР: [в т. ч. о Н. П. Никитине] // Вестник Воронежского университета. Серия 4. География и геоэкология. - 2005. - № 1. - С. 114-120.
Богданов А. Только изучив прошлое, можно творить будущее // Раненбургский вестник [Чаплыгинский район]. - 2005. - 4 июня.
Макеева С. Николай Никитин - географ, краевед, статистик // Раненбургский вестник [Чаплыгинский район]. - 2013. - 12 марта.

Справочные материалы

Липецкая энциклопедия. - Липецк, 2000. - Т. 2. - С. 416.

Интернет-ресурсы

Никитин Николай Павлович [Электронный ресурс] // Московский педагогический государственный университет: офиц. сайт. - Режим доступа: http://xn--c1arjr.xn--p1ai/scientists/nikitin-nikolay-pavlovich. - 6.01.2017.
Создание комнаты-музея Никитина Николая Павловича в «Доме Никитиных»: [проект Чаплыгинского краеведческого музея] [Электронный ресурс] // Библиотеки и музеи в современном обществе. - Режим доступа: http://centrkult.ru/node/166. - 13.01.2017.

Был Никитин Николай Васильевич. Сооружения, которые созданы по его разработкам, узнаваемы во всем мире. О том, какие строительные проекты велись под руководством этого архитектора, а также об основных этапах его жизни читайте в статье.

Детство и юность

Никитин Николай появился на свет в городе под названием Тобольск, в конце 1907 года, а именно - 15 декабря. Его отец сначала занимал должность инженера типографии, а после революции стал работать судебным писарем. Спустя несколько лет после рождения Николая его семья сменила место жительства. Теперь это был город Ишим. Это случилось в 1911 году. Здесь будущий архитектор окончил как первый класс гимназии для мальчиков, так и приходское училище.

Во время отступления колчаковских войск семья Никитиных переехала в город Николаевск, который в настоящее время известен под названием Новосибирск. Интересный факт: в возрасте 17 лет молодого человека в ногу укусила змея, и след остался у архитектора до конца жизни.

Учеба

В 1930 году Николай Никитин с отличием окончил технологический институт в Томске. Учился он на отделении архитектуры, которое являлось частью строительного факультета. Уже в это время он проявил себя в качестве талантливого архитектора, способного создавать оригинальные проекты. Так, он возглавлял конструкторское бюро студентов. Здесь велись разработки комплексных методик расчета железобетонных конструкций для металлургического комбината в Кузнецке.

Начало творческого пути

Как только Николай Никитин окончил институт, он был назначен одним из архитекторов в Новосибирске. Здание общежития высотой в 4 этажа стало дебютным проектом Никитина. Оно также стало первым сооружением в СССР, сконструированным из сборного железобетона. Интересно, что это было не единственное новшество, предложенное Никитиным. Он впервые использовал канаты из стали для удержания конструкции башенного типа в проекте Останкинской телебашни. Для того чтобы создать каркас на монолитном фундаменте, архитектор организовал собственное производство опор и балок из железобетона.

Под руководством Бориса Гордеева группа архитекторов-конструктивистов вела разработку уникальных конструкций зданий разного назначения. Так, в 1930 году архитектор Николай Васильевич Никитин вел работу над проектом арочной конструкции, использованной в здании спортивного клуба под названием «Динамо». Арки из досок и фанер служили перекрытием в игровом зале, пролет которого составлял 22,5 метра. Несмотря на большие размеры, конструкция была очень легкой. Установлена она была звеном рабочих вручную. Совсем скоро почти во всех учебниках для архитектурных вузов можно было найти информацию об арочной конструкции Никитина.

В период с 1930 по 1932 год архитектор участвовал в разработке проектов многих жилых комплексов, например, «Дом под часами» или «Дом политкаторжан». Кроме того, при его участии был создан проект сооружения крайисполкома. Особенно известными конструкциями, разработанными Никитиным в это время, являются арочные перекрытия вокзала «Новосибирск-Главный».

Награды

Николай Васильевич был признан гениальным инженером-архитектором еще во времена Советского Союза. Он был награжден двумя орденами, многочисленными медалями. В 1970 году получил звание заслуженного строителя РСФСР, а также был удостоен Ленинской премии за разработку каркаса Останкинской телебашни. Он также получил Сталинскую премию третьей степени в 1951 году.

Ветроэлектростанция

В 1932 году Никитин Николай сделал первые шаги в создании своих научных трудов, например, основополагающих теорий, а также расчетов конструкций башенного типа. В тандеме с инженером Ю. В. Кондратюком он занимался разработкой проекта ветроэлектростанции. Планировалось возвести ее на горной вершине Ай-Петри в Крыму.

Архитектор сделал расчеты, как статическое и динамическое воздействие ветра влияет на гибкое сооружение, которое является довольно высоким. Он продумал, как на практике можно применить конструкции из железобетона в башне, где разместить несущие узловые элементы и как возвести их в скользящей опалубке. Несмотря на то, что строительство сооружения не было завершено, архитектор на практике применил многие разработки во время возведения Останкинской телебашни.

В конце 30-х годов прошлого столетия архитектор Николай Никитин жил в столице, здесь же он работал. Так, одним из наиболее известных проектов, в создании которых он принимал участие, является каркас Дворца Советов. Монументальное сооружение должно было находиться на месте храма Христа Спасителя.

Нереализованный проект представлял собой высочайшее в мире здание. Сооружение высотой почти в полкилометра должно было стать символом Москвы и социализма. Многоярусная башня, возвышающаяся над землей на 300 метров, служила постаментом для статуи В. И. Ленина, размеры которой составляют не менее 100 метров.

Согласно фантастическому труду одного советского писателя, в голове правителя размещался зал заседаний. Рука неподвижной фигуры вытянута вверх в жесте, указывающем на Солнце. Вся статуя постоянно вращается при помощи огромных электромоторов. Конечно же, архитекторы не планировали размещать зал заседаний в голове В. И. Ленина. Согласно расчетам, объем здания должен составлять 7,5 миллиона метров кубических, что равно объему трех пирамид Хеопса.

МГУ

Главное здание университета имени М. В. Ломоносова на момент возведения было высочайшим на территории Европы. Оно возвышалось над землей на 240 метров. Строительство сооружения, расположенного на Воробьевых горах, шло на протяжении четырех лет, а именно - с 1949 по 1953 год.

Останкинская телебашня

Высота башни составляла 540 метров. На момент окончания строительства (1967 год) она была одним из самых высоких сооружений в своем роде. В 1957 году Николай Никитин, фото которого представлено в этой статье, начал разработку плана телерадиобашни. Процесс был довольно сложным, так как три четверти веса должны были приходиться на фундамент сооружения, и лишь оставшаяся часть - на его вершину. Максимально допустимое отклонение иглы составляло всего один метр. Если это значение было бы больше, то на экраны транслировалось бы изображение с помехами.

Строительство башни велось в течение десяти лет. Опоры сооружения сравнивают с когтями орла, удерживающего добычу. С их помощью башня упирается в землю. От падения и раскачивания башню удерживают плотные канаты. В 1970 году Никитин и команда архитекторов и инженеров, работавших над возведением телебашни Останкино, получили Ленинскую премию.

Башня-оболочка

В течение двух лет, с 1966 по 1967 годы, Никитин работал совместно с Владимиром Ильичем Травушем. Вместе они разработали проект сетчатой башни-оболочки из стали. Высота сооружения составляла 4000 метров. Мицусиба, владелец японской компании, заказал строительство башни русским инженерам и архитекторам.

В начале нашего столетия японцы вновь рассмотрели проект этого сооружения. В настоящее время башня X-Seed 4000 должна стать самой высокой в мире. 800-этажное здание может быть размещено прямо над морем благодаря 6-километровому фундаменту. Согласно расчетам, здесь одновременно могут находиться от 700 000 до 1 000 000 людей.

Смерть

Николай которого представлена в данной статье, прожил удивительную жизнь. Он скончался в 1973 году, а именно - 3 марта. Выдающийся архитектор похоронен на Новодевичьем кладбище.

Поделиться: