Кредитная рестрикция означает. Кредитная рестрикция. Прямые количественные ограничения

Денежно-кредитная политика представляет собой комплекс мер, принимаемых государством в сфере денежного обращения и кредита, нацеленных на обеспечение экономического роста и занятости населения, выравнивание платежного баланса. В нашей стране денежно-кредитную политику определяет Банк России совместно с Правительством РФ, ежегодно разрабатывая Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики, которые затем принимает Государственная Дума. Последний из таких материалов – это Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2012 г. и период 2013 и 2014 гг.

В теории организации деятельности центральных банков рассматриваются два основных типа денежно-кредитной политики: денежно-кредитная рестрикция и денежно-кредитная экспансия.

Рестрикционная денежно-кредитная политика нацелена на ограничение денежно-кредитной эмиссии, т.е. на сокращение денежной массы в обращении. Это так называемая политика дорогих денег, которая обычно проводится в периоды высокой инфляции.

Экспансионистская денежно-кредитная политика сопровождается расширением денежно-кредитной эмиссии, ее целью является увеличение денежной массы в обращении. Это "политика дешевых денег", обычно она проводится в периоды экономического спада в целях обеспечения условий для расширения кредитования предприятий, стимулирования инвестиционной активности.

Посредством проведения кредитной экспансии центральные банки преследуют цели подъема производства и оживления конъюнктуры, в то время как при помощи кредитной рестрикции они пытаются предотвратить "перегрев" конъюнктуры, наблюдаемый в периоды экономических подъемов, и ограничить инфляционные процессы.

Цели денежно-кредитной политики можно разделить:

  • на конечные цели, представляющие собой крупные макроэкономические цели, которые характерны для всех стран рыночной экономики. Например, это удержание инфляции на приемлемом уровне, достижение полной занятости, роста реального объема производства;
  • промежуточные цели, их еще называют ориентирами, которые являются более конкретными и поставлены для достижения конечных целей. К таким могут быть отнесены состояние денежной массы, валютный курс, ставка процента.

К конечным целям Банка России на ближайшие годы можно отнести следующие.

Денежно-кредитная политика Банка России будет сосредоточена на последовательном снижении инфляции, а в более отдаленной перспективе – на поддержании стабильно низких темпов роста цен (стабильности цен). Такая политика будет способствовать обеспечению устойчивого экономического роста и повышению благосостояния населения. Промежуточные цели, касающиеся инфляции, в Основных направлениях единой государственной денежно-кредитной политики на 2012 г. и период 2013–2014 гг. сформулированы таким образом: в соответствии со сценарными условиями функционирования отечественной экономики и основными параметрами прогноза социально-экономического развития России Правительство РФ и Банк России определили задачу снизить инфляцию в 2012 г. до 5–6%, в 2013 г. – до 4,5–5,5%, в 2014 г. – до 4–5% (из расчета декабрь к декабрю предыдущего года). Указанной цели по инфляции на потребительском рынке соответствует базовая инфляция на уровне 4,5-5,5% в 2012 г., 4–5% в 2013 г. и 3,5-4,5% в 2014 г.

После задания целей центральный банк подбирает методы и инструменты, способствующие их реализации. Методы денежно-кредитной политики это способы воздействия на се ориентиры, реализуемые через выбор и применение определенных инструментов денежно-кредитной политики для достижения поставленных целей. Методы денежно-кредитной политики включают:

  • прямые методы, к которым относят административные меры в форме директив Банка России, касающихся объема денежного предложения и цен на финансовом рынке. Например, к ним относятся: лимитирование уровня процентных ставок по кредитам, ограничение объемов рефинансирования, валютные ограничения и т.п.;
  • экономические, или косвенные, методы регулирования денежно-кредитной политики – воздействуют на мотивацию поведения хозяйствующих субъектов при помощи рыночных механизмов. Последствия их применения менее предсказуемы, а их использование наиболее эффективно при наличии развитого денежного рынка. Примерами таких методов могут быть: установление нормативов обязательного резервирования, операции на открытом рынке, валютные интервенции и др.

Инструменты денежно-кредитной политики – это

операции, способы, при помощи которых центральный банк может изменять спрос и предложение на денежном рынке, банковские резервы, денежную массу и объемы кредитования экономики. Именно выбранная совокупность мероприятий в области денежного обращения и кредита позволяет добиться реализации целей денежно-кредитной политики.

Статья 35 Закона о Банке России определяет следующие основные инструменты денежно-кредитной политики:

  • процентные ставки по операциям Банка России;
  • нормативы обязательных резервов, депонируемых в Банке России (резервные требования);
  • операции на открытом рынке;
  • рефинансирование кредитных организаций;
  • валютные интервенции;
  • установление ориентиров роста денежной массы;
  • прямые количественные ограничения;
  • эмиссию облигаций от своего имени.

Политика процентных ставок предполагает установление и периодический пересмотр Банком России официальных базовых ставок, причем пересматриваются и ставки по основным его операциям. Политику процентных ставок называют политикой ставки рефинансирования или учетной ставки. Ставка рефинансирования является тем процентом, под который центральный банк, в качестве кредитора последней инстанции, предоставляет кредиты коммерческим банкам. Учетная ставка – процент, по которому центральный банк учитывает векселя коммерческих банков, таким образом кредитуя их под залог ценных бумаг. Заметим, что в современной России эти термины используются в качестве синонимов. С помощью этого инструмента центральный банк:

  • воздействует на спрос и предложение кредитного рынка;
  • регулирует уровень ликвидности коммерческих банков;
  • регулирует объем денежной массы в стране;
  • в случае необходимости предоставляет кредитным организациям финансовую помощь.

Нормативы обязательных резервов, депонируемых в Банке России (резервные требования), устанавливаются советом директоров Банка России в процентном отношении к обязательствам кредитных организаций (не более 20%), т.е. часть привлеченных средств клиентов обязательно резервируется на беспроцентных счетах Банка России. При увеличении нормативов обязательного резервирования сокращаются ресурсная база кредитных учреждений и предложение на кредитном рынке, при их уменьшении возникает обратный эффект.

Операции на открытом рынке означают куплю-продажу Банком России государственных ценных бумаг, облигаций Банка России и некоторых других, а также краткосрочные операции с этими ценными бумагами. В случае необходимости ограничения денежной массы в обращении Банк России начинает предлагать вышеупомянутые ценные бумаги на открытом рынке. Поскольку надежность таких ценных бумаг высока, население начинает активно их скупать. Если скупают кредитные организации, то сокращается их ресурсная база. Если скупают частные лица, то уменьшается объем депозитов в банках, что вновь приводит к сокращению ресурсной базы банков. Таким образом, предложение кредитов сокращается пропорционально кредитному мультипликатору. Для увеличения денежной массы в обращении Банк России скупает государственные ценные бумаги у населения и кредитных организаций – банковские ресурсы увеличиваются и соответственно увеличивается денежная масса.

Рефинансирование банков – это кредитование центральным банком кредитных организаций посредством переучета векселей, соглашений об обратном выкупе, ломбардных операций и других видов кредитных операций. Кроме уже упомянутой ставки рефинансирования Банк России устанавливает порядок, формы и лимиты рефинансирования. Этот инструмент Банк России использует в случае кризиса ликвидности у кредитной организации.

Валютные интервенции осуществляются с целью поддержания курса национальной денежной единицы и представляют собой куплю-продажу Банком России иностранной валюты на валютном рынке. Политика валютного курса направлена на достижение баланса интересов импортеров и экспортеров, укрепление доверия к рублю, повышение привлекательности вложений в отечественные финансовые активы, сокращение утечки капитала из России.

Установление ориентиров роста денежной массы или таргетирование происходит согласно Основным направлениям единой государственной денежно-кредитной политики. Банк России в качестве основных показателей денежной массы рассматривает: уровень инфляции, скорость денежного обращения, темпы роста денежной массы, структуру денежной массы, динамику денежного мультипликатора, ликвидность в банковской системе и другие показатели.

Прямые количественные ограничения предполагают установление лимитов на рефинансирование кредитных организаций и проведение ими отдельных банковских операций. Применяются прямые количественные ограничения в исключительных случаях после консультаций с Правительством РФ. Проведение кредитными организациями отдельных банковских операций ограничивают, только если кредитная организация нарушает законодательство РФ и предписания Банка России. Решения по введению прямых количественных ограничений должны быть опубликованы в "Вестнике Банка России" не позже, чем через 10 дней после принятия решения.

Эмиссия облигаций осуществляется Банком России от своего имени в соответствии с Положением Банка России от 29 марта 2006 г. № 284-П "О порядке эмиссии облигаций Банка России". Облигации Банка России размещаются и обращаются среди кредитных организаций. Предельный размер суммарной номинальной стоимости всех выпусков, не погашенных на дату принятия советом директоров Банка России решения о дополнительном выпуске, устанавливается как разница между максимально возможной суммой обязательных резервов кредитных организаций и суммой обязательных резервов кредитных организаций, определенной в соответствии с действующим нормативом обязательных резервов.

Денежно-кредитная (или монетарная) политика - это политика государства, воздействующая на количество денег в обращении с целью обеспечения стабильности цен, полной занятости населения и роста реального объема производства. Осуществляет монетарную политику Центральный банк.

Методы денежно-кредитной политики - совокупность приемов и операций, посредством которых субъекты денежно-кредитной политики воздействуют на объекты для достижения поставленных целей.

§ Прямые методы - административные меры в форме различных директив Центрального Банка, касающихся объема денежного предложения и цены на финансовом рынке.. Реализация этих методов даёт наиболее быстрый экономический эффект с точки зрения центрального банка за максимальным объёмом или ценой депозитов и кредитов, за количественными и качественными переменными денежно-кредитной политики.

§ Косвенные методы регулирования денежно-кредитной политики воздействуют на мотивацию поведения хозяйствующих субъектов при помощи рыночных механизмов, имеют большой временной лаг*, последствия их применения менее предсказуемы, чем при использовании прямых методов. Однако, их применение не приводит к деформациям рынка. Переход к косвенным методам характерен для общемирового процесса либерализации, повышения степени независимости центральных банков.

* Временные лаги - это определенный период времени между моментом возникновения потребности в применении той или иной меры в сфере денежно-кредитной политики и осознания такой потребности

Так же различают общие и селективные методы:

§ Общие методы являются преимущественно косвенными, оказывающими влияние на денежный рынок в целом.

§ Селективные методы регулируют конкретные виды кредита и носят в основном директивный характер. Благодаря этим методам решаются частные задачи, как ограничение выдачи ссуды некоторым банкам, рефинансирование на льготных условиях.

1. Кредитная экспансия – направлена на стимулирование кредита и денежной эмиссии; (политика «дешевых» денег) означает расширение масштабов кредитования экономики, ослабление контроля со стороны ЦБ за приростом количества денег в обращении, снижение уровня процентных ставок.
2. Кредитная рестрикция – их сдерживание и ограничение; (политика «дорогих» денег) направлена на ограничение денежно-кредитной эмиссии, т.е. ужесточение условий и ограничение объемов операций коммерческих банков, повышение уровня процентных ставок.

Методы из тетр:

1)процентные ставки по операциям

2)нормативы обязат резервов.

3)операции на открытом рынке

4)рефенансирование банков

5)депозитные операции

6)валютное регулирование

7)прямые количественне ограничения

Коммерческие банки: понятие, функции, принципы деятельности.

КОММЕРЧЕСКИЙ БАНК - негосударственное кредитное учреждение специализирующееся на приеме депозитов, краткосрочном кредитовании и расчетном обслуживании клиентов, занимающееся также посредническими операциями, осуществляющее универсальные банковские операции для предприятий всех отраслей главным образом за счет денежных капиталов и сбережений, привлеченных в виде вкладов.

Коммерческие банки выступают основным звеном банковской системы. Независимо от формы собственности коммерческие банки являются самостоятельными субъектами рынка.

Коммерческие банки различаются:

1. по принадлежности Уставного капитала и способу его формирования: в форме акционерных обществ и товариществ, кооперативные коммерческие банки, в форме акционерных обществ с участием иностранного капитала, государственные коммерческие банки (сберегательный банк), иностранные банки.

2. по видам совершаемых операций: универсальные, специализированные (ипотечный).

3. по территории деятельности: республиканские, региональные.

Принципы:

Работа в пределах реально имеющихся ресурсов.

Полная экономическая самостоятельность, подразумевающая экономическую ответственность банка за результаты деятельности. Экономическая самостоятельность предполагает свободу распоряжения собственными средствами и привлеченными ресурсами, свободный выбор клиентов и вкладчиков, распоряжение доходами, остающимися после уплаты налогов.

Взаимоотношения коммерческого банка с клиентами строятся как обычные рыночные отношения, т.е. устанавливая финансовые отношения с клиентами банк исходит из критериев прибыльности, риска и ликвидности.

Регулирование деятельности коммерческого банка в рыночных условиях осуществляется только косвенными экономическими методами (регулирование ставки рефинансирования и т.д.).

Функции банков:

1. Посредничество в кредите, которое банки осуществляют путем перераспределения денежных средств, высвобождающихся в процессе кругооборота фондов предприятий и денежных доходов физ.лиц.

2. Стимулирование накоплений в хозяйстве. Задача банков создать такие формы привлечения средств, которые реально заинтересуют клиента в накоплении ресурсов.

3. Посредничество в платежах между экономическими субъектами. Особенно важна ответственность банков за своевременное и полное выполнение поручений клиентов по совершению платежей.

25.Активные и пассивные операции коммерческих банков
Пассивные операции коммерческих банков - это операции по формированию источников средств, ресурсов банка, которые отража­ются в пассиве его баланса.
Ресурсы коммерческих банков состоят из двух источников:
собственные средства (капитал) и приравненные к нему ресурсы;
привлеченные средства.
Особенностью банковского бизнеса является то, что он (банк) работает преимущественно на чужом капитале. Собственный капи­тал обычно составляет менее 10% ресурсов коммерческого банка, привлеченные средства - более 90%.
Рассмотрение пассивов банка обычно начинается с собственного капитала. Во-первых, потому, что это единственный капитал, без ко­торого вряд ли можно начать дело в любой сфере бизнеса. Во-вто­рых, потому, что значение собственного капитала банка значительно выше его удельного веса в общем объеме пассивов. Собственный капитал - не только стержень, на который опирается деятельность банка с первого дня его существования, но и его «последняя линия обороны» в случае неблагоприятного стечения обстоятельств.
Привлеченные средства банка составляют подавляющую часть ресурсов коммерческого банка. Проведение пассивных операций по­зволяет банку привлечь (получить в пользование) временно свобод­ные финансовые ресурсы вкладчиков (кредиторов) и других клиен­тов. В составе пассивных операций можно выделить следующие ос­новные группы:
прием вкладов и депозитов (до востребования, срочных и др.) от юридических и физических лиц, открытие и ведение расчетных, текущих и иных подобных счетов юридических лиц;
получение кредитов от коммерческих банков или Центрального банка Российской Федерации (межбанковские кредиты);
эмиссия неинвестиционных ценных бумаг (депозитных сертифи­катов, векселей и т.п.).
Активные операции коммерческого банка означают использова­ние от своего имени привлеченных и собственных средств для по­лучения соответствующего дохода.
Основными видами активных операций банка являются:
предоставление кредитов разных видов юридическим и физиче­ским лицам на определенный срок, для разнообразных целей и на различных условиях;
инвестиции в ценные бумаги (облигации, акции и пр.), выпу­щенные государством или иными юридическими лицами, т. е. опера­ции с ценными бумагами от своего имени и за свой счет;
осуществление инвестиционных проектов;
операции типа «репо»;
валютные дилинговые операции;
лизинговые операции.
Активные операции банков осуществляются банками в целях по­лучения прибыли при одновременном соблюдении законодательных норм, поддержании необходимого уровня ликвидности и рациональ­ном распределении рисков по отдельным видам операций. Необхо­димость соблюдения указанных требований вынуждает банки разме­щать часть средств во вложения, не приносящие дохода либо при­носящие его в крайне ограниченном размере (наличность в кассе, средства на счетах в Центральном банке и другие виды ликвидных активов).

В то же время потребности всестороннего обеспечения деятель­ности банка и ее дальнейшее развитие обусловливают наличие в его активах таких статей, как банковские здания и оборудование, инве­стиции в филиалы, ассоциированные компании, занимающиеся спе­циализированными банковскими операциями. Хотя, строго говоря, эти позиции нельзя отнести собственно к активным операциям бан­ков, однако и они фактически представляют собой не что иное, как размещение имеющихся в их распоряжении ресурсов.

По своим задачам активные операции можно подразделить на операции, имеющие целью поддержание на том или ином уровне ликвидности банка, и операции, направленные на получение прибы­ли. Само собой разумеется, что между этими видами операций су­ществует определенное соотношение, необходимое для поддержания ликвидности банка.

Денежно-кредитная политика государства -- это совокупность действий, предпринимаемых государством в области регулирования денежного обращения и кредита.

Основными инструментами денежно-кредитной политики являются:

1. операции на открытом рынке, т. е. сделки с государственными облигациями (покупка их у банков и населения -- приводит к росту денег в обращении; продажа банкам и населению -- снижает объем денежной массы);

2. изменения резервных норм коммерческих банков (увеличение резервных норм ведет к уменьшению количества денег в обращении; уменьшение обязательных резервов увеличивает количество денег);

3. изменения учетной ставки (учетная, или дисконтная политика), т. е. процентной ставки, по которой центральные банки взыскивают платежи по кредитам коммерческим банкам (повышение ставки ограничивает предложение денег; уменьшение -- сокращает).

Кроме этого применяется прямое регулирование государством величины процентной ставки и установление для коммерческих банков лимитов кредитования.

Денежно-кредитная политика является основным инструментом регулирования государства, по мнению экономистов монетаристской школы. Данное направление сформировалось в качестве своеобразного протеста против кейнсианства, ибо в качестве основного инструмента воздействия на экономику монетаристы считают деньги, которые практически не присутствуют в многочисленных кейнсианских моделях. Идейные источники монетаризма необходимо искать «в количественной теории денег, на которой основывалась классическая денежная теория»1.

По мнению лидера монетаристов М. Фридмена, денежно-кредитное регулирование оказывает существенное воздействие на цикличность экономических процессов, причем это воздействие проявляется с некоторым временным лагом. Так, колебания денежной массы приводят и к «пикам» цикла, опаздывающим на 16 месяцев, и к кризисам, опоздание которых равняется одному году.

М. Фридмен рекомендует совсем отказаться от последовательной денежно-кредитной политики, все равно приводящей к циклическим колебаниям и придерживаться тактики постоянного наращивания денежной массы, причем эмпирически американский ученый пришел к выводу, что оптимальный прирост денег в экономике должен равняться 4 % в год.

Чтобы это правило действовало, считает М. Фридмен, требуется:

1) определить запас денег, к которому оно относится;

2) установить, как должна определяться норма прироста;

3) установить, какие допущения необходимо сделать для внутригодовых или сезонных изменений.

Одной из причин кризиса в казахстанской экономике начала 90-х гг. многие авторы считают попытки импорта на казахстанскую почву некоторых монетаристских построений, например, жесткой денежно-кредитной политики, направленной на борьбу с инфляцией и бюджетным дефицитом. Однако сторонники реализации данной модели в Казахстане не учли отсутствие конгруэнтности западной и национальной экономики с ее специфическими региональными, отраслевыми и технологическими особенностями.

Основными типами денежно-кредитной политики выступают:

1) кредитная экспансия (политика дешевых денег) -- политика, направленная на стимулирование кредитных отношений в стране и денежной эмиссии;

2) кредитная рестрикция (политика дорогих денег) -- ограничение эмиссии и кредитования.

1. Политика дешевых денег используется в условиях циклического уменьшения объемов производства и растущей безработицы. Центральный банк прибегает к приобретению ценных бумаг (облигаций, казначейских обязательств) у населения и коммерческих банков, понижает резервную норму и понижает учетную ставку процента (или ставка рефинансирования, т. е. ставка, по которой государственный банк взыскивает платежи по кредитам, выданным коммерческим банкам).

В результате данных мероприятий включается так называемый трансмиссионный (передаточный) механизм, приводящий последовательно к:

1) росту денежного предложения;

2) падению процентных ставок коммерческих банков;

3) росту инвестиционных расходов предприятий;

4) увеличению реального чистого национального продукта.

Кредитная экспансия также приводит к включению трансмиссии на уровне международных связей страны. Последовательно происходит:

1) сокращение спроса на национальную валюту за границей;

2) обесценение национальной валюты;

3) увеличение чистого экспорта.

2. Политика дорогих денег применяется в условиях роста общего уровня цен. Центральный банк реализует ценные бумаги, увеличивая при этом норму резерва и учетную ставку. В итоге предложение денег сокращается, ставки процента коммерческих банков возрастают, сокращается объем инвестиций предприятий и уменьшается рост цен.

Кредитная рестрикция на международном уровне приводит к росту спроса на национальную валюту за границей, увеличению стоимости национальной валюты и сокращению чистого экспорта.

Эффективность кредитной экспансии и рестрикции зависит от следующих составляющих:

а) от быстроты принятия решений центральным банком (как правило, решения об изменении фискальной политики принимаются парламентом и долго обсуждаются);

б) изоляции руководителей центрального банка от давления групп лобби.

Основными целями денежно кредитной политики вообще можно считать1:

1. увеличение реального ВВП;

2. снижение уровня безработицы;

3. стабилизацию цен;

4. достижение устойчивости платежного баланса.

A) покупку Центральным банком государственных облигаций

B) повышение нормы обязательных резервных требований

C) сокращение нормы резервирования

D) рост спроса на ссуды в коммерческих банках

E) жесткую кредитную политику

F) уменьшение ставки рефинансирования

G ) увеличение ставки рефинансирования

H) продажу государственных ценных бумаг Центральным банком

В | G | H

25. Эффект от увеличения государственных расходов больше от снижения налогов на такую же величину объясняется следующим :

A) прирост дохода при росте государственных расходов больше прироста дохода при уменьшении налоговых ставок

B) величина налогового мультипликатора больше мультипликатора государственных расходов

C) при снижении налогов все высвободившиеся деньги поступают в экономику, сбережения не производятся

D) прирост дохода при росте государственных расходов меньше прироста дохода при уменьшении налоговых ставок

E) прирост дохода при росте государственных расходов равен приросту дохода при уменьшении налоговых ставок

F ) при снижении налогов только часть высвободившихся денег поступает в экономику, другая часть сберегается

G) величина налогового мультипликатора равна мультипликатору государственных расходов

H) величина налогового мультипликатора меньше мультипликатора государственных расходов

A | F | H

Вариант 2 Макроэкономика

1. Обобщающие макроэкономические модели:

A) модель «Кейнсианский крест»

B) равновесие на рынке факторов производства в условиях совершенной конкуренции

C) рыночное равновесие

D) равновесие фирмы-монополиста

E) модель IS-LM

Ғ) модель AD-AS

G) равновесие фирмы в условиях совершенной конкуренции

H) модель потребительского выбора

A | E | F

2. Движение вдоль кривой ad отражает:

A) обратную зависимость между величиной совокупного спроса и уровнем цен

B) увеличение объема производства и уровня цен

C) прямую зависимость между величиной совокупного предложения и уровнем цен

D) изменение совокупного спроса в зависимости от динамики общего уровня цен

E) прямую зависимость между величиной совокупного спроса и уровнем цен

Ғ) обратную зависимость между величиной совокупного предложения и уровнем цен

G) закономерность, что при росте уровня цен и неизменности прочих условий происходит сокращение совокупного спроса

H) изменение совокупного предложения в зависимости от динамики общего уровня цен

A | D | G

3. Источники автономных инвестиций:

A) автономное потребление

B) прирост национального дохода

C) доходы от собственности

D) прибыль корпораций

E) запасы полезных ископаемых

Ғ) экзогенные события

G ) технологический прогресс

H) внешние займы

E | F | G

4. Для сокращения предложения денег Центральный банк:

A) покупает государственные ценные бумаги

B) сокращает норму обязательных резервов

C) отменяет необходимость лицензирования банковской деятельности

D ) увеличивает норму обязательных резервов

E) уменьшает ставку рефинансирования

Ғ) продает государственные ценные бумаги

G) сокращает норму налогов

H) повышает ставку рефинансирования

D | F | H

5. Для построения кривой IS используется:

А) кривая Филлипса

B) кейнсианский крест

C) кривая Лаффера

D) кривая Лоренца

E) равенство планируемых и фактических расходов

F ) кривая инвестиций

G) кривая производственных возможностей

H) кривая Оукена

B | E | F

6. Определение инфляции:

A) Падение производства

B) Рост процентной ставки

C) Обесценивание денег

D) Явление возможное как при растущем, так и при стабильном уровне цен

E) Устойчивая тенденция к снижению общего уровня цен

F) Снижение цен в экономике

G ) Устойчивая тенденция к повышению общего уровня цен

H) Падение покупательной способности денег

C | G | H

7. Чистый экспорт:

A) Сумма всех расходов жителей страны на иностранные товары за вычетом расходов остального мира на товары данной страны

B) Национальные сбережения

C) Элемент закрытой экономики

D) Главный упор делается на рост населения

E) Устойчивый характер равновесного экономического роста обеспечивается повышением нормы сбережения

F ) Экспорт минус импорт

G) Главный упор делается на организацию производства

H) Элемент открытой экономики

A | F | H

8. Номинальный валютный курс:

A) соотношение, в котором товары одной страны обмениваются на товары другой страны

B) показатель, оценивающий относительную цену товаров, произведенных в разных странах

C) относительная цена иностранных товаров и услуг, выраженных во внутренних товарах и услугах

D) соотношение цен товаров двух и более стран

E) валюта одной страны, выраженная в валюте другой страны

F) цены потребительской корзины одной страны, пересчитанные в ценах другой страны

G ) цена денежной единицы одной страны, выраженная в денежных единицах другой страны

H) относительная цена валют двух стран

E | G | H

Денежно-кредитная политика (ДКП) является составной частью экономической политики государства, главные стратегические цели которой — обеспечение экономического роста и повышения благосостояния населения. Объектами регулирования выступают спрос и предложение на денежном рынке, изменяющиеся в результате действий денежных властей, частных банков и небанковских организаций. Предметами регулирования являются банковские резервы, процентная ставка и валютный курс. Конечная цель денежно-кредитной политики — поддержание ценовой стабильности, устойчивости национальной валюты, долговременного экономического роста.

В современных условиях в основе ДКП большинства стран лежит принцип «компенсационного регулирования», основанный на сочетании двух противоположных комплексов мероприятий, которые применяются на различных фазах экономического цикла:

  • политика денежно-кредитной рестрикции (политика «дорогих денег») - ограничение кредитных операций, повышение уровня процентных ставок, торможение темпов роста денежной массы. Применяется в условиях оживления хозяйственной конъюнктуры с целью ограничить кредитование экономики с тем, чтобы избежать перепроизводство товаров;
  • политика денежно-кредитной экспансии (политика «дешевых денег») - стимулирование кредитных операций, снижение нормы процента, нагнетание в платежный оборот дополнительных денежных средств. Применяется в кризисной фазе цикла в условиях падения производства и роста безработицы. Заключается в стимулировании кредитных операций банков, введении льготных условий кредитования в целях увеличения спроса на товары и услуги и оживления экономической конъюнктуры.

Методы денежно-кредитного регулирования принято делить на общие и селективные.

Общие (косвенные) методы позволяют воздействовать на рынок ссудных капиталов в целом. К ним относятся: регулирование официальной процентной ставки (ставки рефинансирования), управление обязательными резервами, операции на открытом рынке с ценными бумагами.

Селективные (прямые) методы предполагают прямое регулирование конкретных видов банковских операций и кредитование отдельных секторов экономики. До 70-х годов XX в. абсолютное большинство центральных банков промышленно развитых стран придерживались применения прямых инструментов, а с 80-х годов в денежно-кредитной политике преобладают косвенные инструменты.

Разработку ДКП как составной части национальной макроэкономической политики осуществляет Банк России. Этот процесс организован следующим образом:

  • Банк России разрабатывает проект ДКП и передает его на рассмотрение Национальному банковскому совету;
  • Национальный банковский совет дает по проекту заключение;
  • Банк России уточняет проект по рекомендациям Национального банковского совета и представляет его Президенту РФ и Правительству РФ;
  • до 1 октября Банк России представляет в Государственную Думу проект Основных направлений единой государственной ДКП на предстоящий финансовый год, который должен быть утвержден до 1 декабря.

Основные направления единой государственной ДКП на предстоящий финансовый год содержат анализ состояния и прогноз развития экономики РФ. основные ориентиры, параметры и инструменты единой ДКП. Реализация утвержденной ДКП возложена на Банк России.

Особенность советской банковской практики заключалась в жестком разграничении наличного и безналичного денежного оборота. Понятие «денежная эмиссия» применялось преимущественно к выпуску наличных денег в обращение. До 1988 г. эмиссионный процесс концентрировался в Госбанке СССР, поскольку

Стройбанк осуществлял кредитные вложения за счет бюджетных источников, а эмиссия Внешэкономбанка была незначительной. Создание системы специализированных банков поставило их в положение главных эмитентов денег, т.е. процесс денежной эмиссии стал децентрализованным. Дальнейшее реформирование кредитной системы, создание сети коммерческих банков и единого эмиссионного ЦБ РФ привело к изменениям в методах денежно-кредитного регулирования.

До начала 90-х годов денежная масса не рассматривалась как целостный объект регулирования. Главный объект регулирования — наличные деньги в обращении. Другим объектом служила величина кредитных вложений (безналичные деньги, эмитированные в оборот банковской системой). Процессы управления этими показателями были обособлены. Планируемый объем наличных денег устанавливался в кассовом плане Госбанка СССР, размер кредитных вложений определялся в сводном кредитном плане.

С созданием в 1988 г. системы специализированных банков сводный кредитный план стал составляться на базе расчетов кредитных планов специализированных банков. При этом ресурсы кредитования планировались по отдельным источникам, а кредиты — общими суммами на краткосрочные и долгосрочные цели. Изменилась кредитная политика. Если до 1988 г. расширение кредитования экономики рассматривалось как положительная тенденция, то в 1988 г. кредитное планирование ориентируется на ресурсосбережение. Таким образом, традицией для банковской практики было наличие чрезмерно централизованной системы управления кредитными ресурсами, нарушение качественного единства денежной массы как объекта управления, что стало впоследствии одним из факторов инфляции.

Создание системы самостоятельных коммерческих банков привело к дальнейшей децентрализации кредитных ресурсов. Принципиально изменились и методы денежно-кредитного регулирования. В основе направлений денежно-кредитной политики лежат такие макроэкономические показатели, как общий рост производства, индексы цен и инфляции, коэффициент занятости, состояние платежного баланса страны. Использование традиционных инструментов денежно-кредитного регулирования должно позволить государству воздействовать на объем и структуру кредитных вложений в экономику, влиять на все важнейшие показатели экономического роста.

Инструменты и методы денежно-кредитной политики

Основные инструменты и методы, которыми может пользоваться Банк России, определены Законом РФ «О Центральном банке РФ (Банке России)».

Методы контроля и регулирования денежной массы включают:

  • установление процентных ставок по операциям ЦБ РФ;
  • определение нормативов обязательных резервов, депонируемых коммерческими банками в ЦБ РФ (резервные требования);
  • операции на открытом рынке;
  • рефинансирование банков и кредиты правительству;
  • валютные интервенции;
  • операции с государственными ценными бумагами в рамках обслуживания государственного долга;
  • установление целевых ориентиров роста денежной массы;
  • количественные кредитные ограничения;
  • эмиссию облигаций от своего имени (от имени Банка России).

Официальная процентная ставка предполагает регулирование рынка ссудных капиталов путем установления и пересмотра официальной (базовой) процентной ставки. В зарубежной банковской практике она существует в двух формах:

  • ставка учетного процента — условия, на которых ЦБ РФ покупает (переучитывает) коммерческие векселя у коммерческих банков. Переучет векселей носит характер кредита для коммерческих банков, так как векселя покупаются до наступления срока платежа по ним. Поскольку векселя выкупаются со скидкой от вексельной суммы — эти кредиты называют дисконтными, а операцию по переучету — редисконтированием;
  • процентная ставка по ломбардным операциям — кредитам под залог ценных бумаг. Такой кредит, как правило, краткосрочный (3-6 месяцев); объект регулирования в данном случае — не только уровень процента, но и перечень ценных бумаг, которые могут стать предметом залога, а также минимальный размер покрытия предоставленного кредита (в процентах от стоимости ценных бумаг).

Значение этого инструмента состоит в следующем:

  • регулируя уровень процентных ставок по своим операциям, ЦБ РФ влияет на величину денежной массы через управление депозитной базой коммерческих банков, их спросом на кредит;
  • официальная процентная ставка оказывает косвенное влияние на рыночные процентные ставки, устанавливаемые коммерческими банками самостоятельно в соответствии с рынком кредитных ресурсов. При этом официальная процентная ставка может отклоняться от рыночной в ту или иную сторону.

В отечественной практике официальная ставка ЦБ РФ как метод денежно-кредитного регулирования начала использоваться с 1988 г. одновременное началом децентрализации банковской системы. Но поскольку отсутствовал механизм коммерческого кредитования и, следовательно, обращение коммерческих векселей, не был развит рынок ценных бумаг, базовой стала процентная ставка по прямым кредитам коммерческим банкам.

Ставка рефинансирования — это инструмент денежно-кредитного регулирования, используемый Центральным банком РФ для установления верхней границы процентных ставок на денежном рынке. Реформирование банковской системы, развитие межбанковского кредитного рынка, самостоятельность банков в проведении кредитной политики привели к отказу от административных методов регулирования процентных ставок. Развитие рынка ценных бумаги вексельного обращения позволили расширить понятие официальной процентной ставки в российской практике денежно-кредитного регулирования. В частности, в новом законодательстве о Банке России зафиксировано, что под рефинансированием коммерческих банков понимаются как прямые кредиты, так и учет и переучет векселей. К инструментам денежно-кре- дитного регулирования отнесены и процентные ставки по операциям Банка России, в том числе по краткосрочным кредитам под обеспечение ценными бумагами. Списки ценных бумаг, пригодных для обеспечения кредитов, определяются Советом директоров Банка России.

Центральным банком РФ разработан порядок представления переучетных и ломбардных кредитов. Переучетный кредит - это предоставление Банком России кредита коммерческому банку путем покупки у него векселей предприятий-поставщиков по установленной ставке переучетного кредита. Кредит предоставляется на основании договора о вексельном кредитовании, заключенного с коммерческим банком. Требования к векселям, предъявленным к переучету, состоят в следующем:

  • это должны быть простые векселя предприятий-поставщиков, составленные по единой форме;
  • вексельная сумма (номинал векселя) должен быть не менее 100 млн руб.;
  • векселями должны быть платежеспособные предприятия, имеющие расчетный счет в данном коммерческом банке;
  • вексель должен быть выписан под реально произведенную отгрузку товаров или оказание услуг, т.е. должен быть товарным. По требованию Банка России коммерческий банк должен представлять информацию о товарной основе векселя: договор поставки продукции, оказания услуг, отгрузочные документы. Цель данного условия состоит в ограничении возможности эмиссии денег под финансовые долговые обязательства, во взаимосвязи эмиссии кредитных денег и потребностей товарооборота.

Кредиты предоставляются на условиях обратного выкупа векселей. Срок, на который Банк России покупает векселя у коммерческих банков, составляет от 10 до 90 дней. Операция обратного выкупа векселей коммерческим банком проводится не позднее чем за два рабочих дня до наступления срока платежа по векселю.

С 1996 г. Банк России предоставляет коммерческим банкам ломбардные кредиты в целях регулирования их ликвидности. Ломбардный кредит предоставляется под залог государственных ценных бумаг в двух вариантах:

  • путем удовлетворения заявок банков по фиксированной ломбардной процентной ставке;
  • через проведение аукциона заявок банков но сложившейся на аукционе ставке отсечения.

Кредит предоставляется банком на срок до 30 календарных дней. Банк России обеспечивает учет ценных бумаг, принимаемых в залог в качестве обеспечения ломбардного кредита в специальном депозитарии (депозитарий — это специальная организация, обеспечивающая хранение ценных бумаг и учет прав собственности на них). Ценные бумаги, передаваемые в залог, должны отвечать следующим требованиям:

  • они должны быть государственными ценными бумагами, включенными в ломбардный список Банка России;
  • должны принадлежать банку, испрашивающему кредит, на праве собственности и не могут быть обременены другими обязательствами банка;
  • должны иметь срок погашения не ранее чем через 10 дней после наступления срока погашения ломбардного кредита.

Испрашиваемая банком сумма ломбардного кредита (в том числе и процента за весь срок кредитования) не должна превышать рыночную цену заложенных ценных бумаг, сложившуюся на момент предоставления кредита. При этом учитывается риск изменения рыночных цен. Для этого используется специальный поправочный коэффициент, устанавливаемый Банком России. Проверка достаточности обеспечения ломбардных кредитов проводится при рассмотрении заявления банка на получение кредита.

Рыночная стоимость ценных бумаг определяется на основе биржевой информации на соответствующую дату. Если банк не исполняет обязательства по погашению кредита, то заложенные ценные бумаги реализуются по сложившимся рыночным ценам. Если выручки от реализации недостаточно, то разница взыскивается с банка-заемщика по мере поступления денежных средств на его корреспондентский счет в расчетно-кассовом центре Банка России.

Важной особенностью процесса регулирования ставок процента в экономике является использование косвенных методов воздействия. Влияние Банка России на уровень ставок процента осуществляется путем регулирования денежного предложения. Ставка рефинансирования (в любом из ее вариантов) является лишь ориентиром для определения ставок по операциям коммерческих банков.

Резервные требования. Обязательные резервы являются отчислениями кредитных организаций от объема привлеченных ресурсов в соответствии с принятыми правилами. Обязательные резервы представляют собой механизм регулирования общей ликвидности банковской системы, используемый для контроля денежных агрегатов посредством снижения денежного мультипликатора. Резервные требования устанавливаются в целях ограничения кредитных возможностей кредитных организаций и поддержания на определенном уровне денежной массы в обращении.

Исторически отчисления в централизованный фонд возникли как добровольные взносы и служили страховым резервом банковской системы. Впервые резервы как обязательные вклады банков были использованы в США в 1863 г. задолго до создания Федеральной резервной системы. В соответствии с банковским законодательством норма резервирования для банков Нью-Йорка равнялась 25% вкладов. Резервы депонировались на счетах самих банков. Для кредитных организаций других 16 крупных городов

США действовали такие же резервные требования. Половину из них региональные банки должны были хранить на счетах в ныо- йоркских банках. Для других банков норма резервирования составляла 15%. Требования резервирования были распространения на все банки США в 1913 г. с созданием Федеральной резервной системы. До Первой мировой войны функции обязательных резервов состояли из обеспечения ликвидности банков и сохранности депозитов. Впоследствии определяющим стало значение обязательных резервов как инструмента денежно-кредитного регулирования.

Резервные требования выполняют несколько функций, среди которых главными являются следующие:

денежный буфер - в случае резкого дефицита ликвидности на межбанковском рынке краткосрочная процентная ставка взмывает вверх. Чтобы стабилизировать или сгладить ее колебание, центральный банк снижает резервный коэффициент и тем самым обеспечивает банкам дополнительный приток денежных средств. Кроме того, усреднение резервов позволяет банкам получать доступ к ресурсам в случае их экстренной нехватки. Манипулирование нормой резервирования позволяет обеспечить своеобразный буфер, смягчающий конъюнктуру денежного рынка. Наиболее активно буферную функцию используют в промышленно развитых странах;

управление ликвидностью - резервные обязательства выступают одной из главных детерминант денежной позиции коммерческих банков и спроса на заемные резервы центрального банка. Изменение резервного коэффициента позволяет регулировать ликвидность банковской системы в краткосрочном периоде;

регулирование денежного предложении - обязательные резервы играют роль ограничителя кредитной эмиссии банков. Уменьшение нормы резервирования расширяет кредитную активность банков, а сокращение резервного коэффициента, соответственно, ее снижает. Тем самым посредством резервных требований центральный банк может регулировать предложение денег в экономике. В настоящее время промышленно развитые страны не используют эту функцию резервных требований, однако ее активно продолжают эксплуатировать развивающиеся страны;

налогообложение - резервные требования представляют собой некоторый аналог налога на банки. Принудительное привлечение центральным банком дешевых ресурсов позволяет извлекать ему доход монопольного характера. Иными словами, резервные обязательства являются источником сеньоража государства;

второстепенные регулирующие функции - в ряде случаев резервные требования выполняют функции, нехарактерные для большинства центральных банков. Например, они могут играть пруденциальную роль, использоваться как средство страхования депозитов и регулирования международного потока капитала.

В настоящее время резервные требования в промышленно развитых странах используются для краткосрочного управления ликвидностью финансового сектора. Резервные требования, определяемые на основе усреднения суммы банковских вкладов за определенный промежуток времени, могут изменить ежедневную стабильность процентных ставок. Усреднение резервов позволяет банкам получать автоматический доступ к денежным средствам на счетах в центральном банке на ежедневной основе до тех пор, пока средний уровень резервов за отчетный период равняется резервным требованиям.

Применение этого инструмента денежно-кредитного регулирования основано на нескольких правилах:

  • норматив обязательных резервов находится на минимальном уровне, необходимом для эффективной реализации денежно-кредитной политики;
  • резервные требования не применяются к межбанковским депозитам во избежание их двойного налогообложения и препятствия в развитии межбанковского денежного рынка;
  • обязательные резервы равномерно распространяются на все виды кредитных учреждений и обязательств, чтобы исключить возможность проведения арбитражных операций;
  • государственные ценные бумаги не рассматриваются как часть резервов во избежание неэффективного применения операций на открытом рынке.

Центральные банки многих стран в течение 90-х годов XX в. снижали или полностью отказывались от резервных требований. Тем не менее многие центральные банки сохраняют резервные требования, поскольку резервирование обеспечивает прямой и качественный контроль над предложением денег.

В России впервые резервные требования используются в качестве инструмента регулирования с появлением в кредитной системе коммерческих структур. В фонд регулирования кредитных ресурсов подлежали зачислению минимальные резервы вновь созданных акционерных (паевых, кооперативных) банков. Величина остатков средств, подлежащих резервированию, определялась в соответствии с нормативами ЦБ РФ, устанавливаемыми в процентах к объему привлеченных банками средств.

За период действия данного инструмента в банковской системе требования к минимальным резервам менялись неоднократно. Резервный фонд банковской системы РФ был создан вапреле 1991 г., норма резервирования была установлена на уровне 2%, отсутствовала дифференциация норм в зависимости от характера привлеченных банками ресурсов. С января 1992 г. размер обязательных резервов был повышен до 10%, а в апреле впервые были введены дифференцированные нормы резервирования: 20% — по депозитам до востребования и 15% — по срочным депозитам.

С марта 1996 г. впервые в отечественной банковской практике были введены дифференцированные нормы резервирования:

  • по счетам до востребования и срочным депозитам до 30 дней — 18%;
  • по срочным депозитам от 31 до 90 дней — 14%;
  • по срочным депозитам более 90 дней — 10%;
  • по валютным счетам — 1,25%.

В законе о ЦБ РФ определен верхний предел резервных требований (20%), предусмотрена возможность дифференциации резервных требований для различных кредитных организаций.

Размер обязательных резервов, а также порядок их депонирования устанавливаются Советом директоров Банка России. С января 2000 г. действуют следующие нормы обязательных резервов:

  • по привлеченным средствам юридических лиц в валюте РФ и привлеченным средствам юридических и физических лиц в иностранной валюте — 10%;
  • по денежным средствам физических лиц, привлеченным во вклады (депозиты), в валюте РФ — 7%.

Изменение уровня обязательных резервов — наиболее действенный инструмент денежно-кредитного регулирования, поскольку непосредственно воздействует на депозитную базу банков.

Операции на открытом рынке ценных бумаг

Операции на открытом рынке ценных бумаг заключаются в покупке или продаже ЦБ РФ ценных бумаг. Метод используется для сокращения или увеличения депозитной базы коммерческих банков, воздействия на уровень рыночных процентных ставок, регулирования курса государственных ценных бумаг. Основной объем таких операций проводится на вторичном рынке ценных бумаг. Объектом операций выступают рыночные ценные бумаги: государственные долговые обязательства, бумаги крупнейших национальных корпораций и банков. По техническим процедурам проведения может быть составлена классификация операций на открытом рынке (рис. 13.1).

Рис. 13.1. Типология операций на открытом рынке ценных бумаг

В промышленно развитых стран операции на открытом рынке выступают главным инструментом денежно-кредитной политики. Если ценные бумаги продаются ЦБ РФ по заранее обусловленному курсу, то этот курс, как правило, несколько ниже рыночного. Цель — привлечение банков как покупателей и соответствующий отток кредитных ресурсов со ссудного рынка. Разница между курсом продажи и рыночным курсом зависит от того, какую цель преследует ЦБ РФ. Он покупает ценные бумаги, если необходимо поддержать ликвидность коммерческих банков, увеличить свободные резервы для кредитования.

Для практики проведения Банком России операций на открытом рынке важно определить список ценных бумаг, операции с которыми позволят достичь поставленных целей. Эти бумаги должны соответствовать трем основным критериям:

  • низкий кредитный риск;
  • высокая ликвидность;
  • обращение на организованном рынке.

Банк России использует в настоящее время для операций на открытом рынке исключительно ГКО — ОФЗ, а также собственные облигации. Наибольший интерес представляет классификация операций по условиям сделок. В их составе наиболее гибким инструментом считается сделка РЕПО (REPO, RP — repurchase agreement) — соглашение о покупке ценных бумаг с последующим выкупом по обусловленной цене. Такие сделки возникли на базе рынка государственных бумаг. По этим соглашениям ЦБ РФ занимает позицию покупателя ценных бумаг у коммерческих банков. Коммерческие банки обязуются через определенное время осуществить обратную сделку. Определяющими в сделках РЕПО являются следующие характеристики:

  • цена покупки;
  • цена обратной продажи;
  • временной лаг (промежуток времени) между прямой и обратной сделками.

С целью сделать операцию привлекательной для коммерческих банков ЦБ РФ покупает ценные бумаги по более высоким ценам, чем цена обратной продажи, т.е. со скидкой. Такая скидка может быть фиксированной или плавающей. Соглашения РЕПО заключаются на краткосрочный период, сроки сделок стандартизированы (1-3 недели, 2-6 месяцев). В мировой практике сделки РЕПО являются наиболее действенным инструментом достижения оперативных целей ДКП.

Рефинансирование кредитных организаций

Рефинансирование коммерческих банков - это кредитование Банком России кредитных организаций для пополнения их ликвидности. Как было указано выше, к таким кредитам относятся прямые кредиты, переучетный и ломбардный кредиты. Виды кредитов, используемых для рефинансирования коммерческих банков, представлены в табл. 13.1.

Таблица 13.1. Виды кредита для рефинансирования коммерческих банков

Кредит Банка России

Срок кредита

Внутридневной кредит «овердэй» Кредит..овернайт*

В течение операционного дня

1 рабочий день

Ломбардный кредит

Положение Банка России «0 порядке предоставления Банком России кредитов банкам, обеспеченных залогом государственных ценных бумаг»

От 1 до 30 дней

Окончание табл. 13. /

Кредит Банка России

Основание предоставления кредита

Срок кредита

Положение Банка России «0 порядке предоставления Банком России ломбардного кредита банкам»

Переучетный кредит

Положение Банка России «0 проведении Банком России переучетных операций»

От 10 до 90 дней

Кредит банку-сана- тору, осуществляющему мероприятия по санации проблемной кредитной организации

Положение Банка России «0 порядке предоставления Центральным банком РФ кредитов кредитной организации, осуществляющей мероприятия по санации проблемной кредитной организации-

Кредит в поддержку мер по погашению обязательств перед вкладчиками

Условия предоставления и погашения кредита Банка России в поддержку мер по погашению обязательств перед вкладчиками, утвержденные решением Совета директоров Банка России

Кредит на поддержание ликвидности

Условия предоставления и погашения кредита Банка России на поддержание ликвидности, утвержденные решением Совета директоров Банка России

От 1,2 мес. до 1 года

Кредит в поддержку мер по повышению финансовой устойчивости банка

Условия предоставления и погашения кредита Банка России в поддержку мер по повышению финансовой устойчивости банка, утвержденные решением Совета директоров Банка России

Стабил изацион ный кредит

Условия предоставления и погашения стабилизационного кредита Банка России, одобренные решением Совета директоров Банка России

Система рефинансирования коммерческих банков по своим функциональным задачам выходит за пределы сугубо прагматических целей денежно-кредитной политики и выступает одним из факторов стимулирования наращивания кредитного потенциала банковской системы России. Несмотря на поступательное развитие банковского сектора, его роль в развитии реального сектора экономики остается недостаточной. Активы банковского сектора по отношению к ВВП составляют только 45%, тогда как в Великобритании, например, около 400%, в Германии — 317%.

Для стимулирования наращивания кредитного потенциала возможно увеличение предоставления ломбардных кредитов за счет расширения ломбардного списка ценных бумаг, снижения процентных ставок по таким кредитам, разработка системы долгосрочного кредитования коммерческих банков с целью расширения проектного кредитования предприятий и возрастания роли банков в модернизации экономики.

Составная часть проводимой Банком России политики регулирования ликвидности кредитных организаций - депозитные операции с кредитными организациями . Цель таких операций — изъятие излишней ликвидности банковской системы путем привлечения на депозитные счета в Банке России свободных денежных средств кредитных организаций. Для проведения этих операций используются следующие механизмы:

  • проведение депозитных аукционов;
  • проведение депозитных операций по фиксированной ставке процента;
  • прием на депозит средств банков, заключивших с ЦБ РФ Генеральное соглашение о проведении депозитных операций с использованием системы «Рейтерс-дилинг» (осуществляется на стандартных условиях, предлагаемых ЦБ РФ);
  • прием на депозит средств банков на основе отдельного соглашения, определяющего условия депозита.

Валютные интервенции

Валютные интервенции — это операции Банка России по покупке или продаже иностранной валюты на биржевом и межбанковском рынках для воздействия на курс рубля, суммарный спрос и предложение денег, снижения волатильности валютного рынка.

Установление ориентиров роста денежной массы

Таргетирование в широком смысле — это применение доступного спектра экономической политики для ответственного достижения количественных ориентиров целевой переменной. Предметом таргетирования могут выступать валютные курсы, темпы инфляции, денежные агрегаты. Таргетирование денежной массы в настоящее время основано на определении целевых параметров агрегата М2. Этот показатель служит монетарным индикатором, который с определенным краткосрочным временным лагом оказывает влияние на инфляцию.

Прямые количественные ограничения

Прямые количественные ограничения могут применяться ЦБ РФ в исключительных случаях. К ним относятся такие административные методы, как:

  • установление лимитов на предоставление кредитов и привлечение средств;
  • определение видов обеспечения активных операций;
  • введение предельных размеров ставок процента по предоставляемым банками кредитам;
  • прямое ограничение кредитной маржи.

В настоящее время прямые количественные ограничения ЦБ РФ не применяются.

Поделиться: