Финансы: конспект лекций (). Функции финансов Важнейшие функции свойственные финансам

Основными функциями, присущими категории «финансы» являются распределительная и контрольная (рис. 1.2). Они осуществляются финансами одновременно. Объясняется это тем, что каждая финансовая операция состоит из распределения общественного продукта и национального дохода и контроля за их распределением и перераспределением.

Распределительная функция финансов означает участие финансов в распределении национального дохода, которое заключается в создании первичных доходов и перераспределении их для создания вторичных доходов. Сумма первичных доходов равна национальному доходу.

Основные доходы получаются двумя группами участников материального производства, которые собственно и создают национальный доход:

· наемными работниками, служащими, индивидуальными предпринимателями, фермерами;

· производственными и торговыми предприятиями.

Кроме собственно перераспределения дохода распределительная функция финансов должна оказывать положительное влияние на сбалансированность и эффективность производства. Финансы – это инструмент, посредством которого государство влияет на экономику страны, стимулирует ее развитие. В процессе распределения финансов происходит дальнейшее перераспределение национального дохода и формирование вто

ричных доходов в производственной и, особенно, непроизводственной сферах. Вторичные доходы формируются при перераспределении средств между:

· производственной и непроизводственной сферами хозяйства;

· различными отраслями материального производства;

· регионами страны;

· формами собственности;

· социальными группами населения.

Основная цель распределения и перераспределения национального дохода заключается в обеспечении социальных потребностей населения, стимулировании экономики, организации работы государственных органов и т.д.

Контрольная функция означает участие финансов в процессе контроля за соблюдением установленных правил финансовой деятельности, целесообразности финансовых расходов, своевременности осуществляемых операций.

Финансовый контроль затрагивает все сферы жизнедеятельности страны. Он обеспечивает законность финансовой и хозяйственной деятельности и призван предупреждать экономические преступления. Финансовому контролю уделяется огромное значение в любой стране с демократической экономикой, поскольку это зачастую единственная возможность контроля экономических процессов, и выявления преступлений и правонарушений против собственности и в сфере экономической деятельности.

Конкретизируя задачи финансового контроля необходимо отметить, что он призван обеспечить соблюдение законодательства по финансовым вопросам, своевременность и полноту выполнения финансовых обязательств перед бюджетной системой, налоговыми органами, банками, а также взаимных обязательств предприятий и организаций по расчетам и платежам.


Финансовый контроль осуществляется различными субъектами самостоятельно или совместно, во взаимодействии с правоохранительными органами.

Регулирующая функция финансов связана с вмешательством государства через финансы – государственные расходы, налоги, государственный кредит – в процесс воспроизводства.

Государство влияет на экономику комплексно. Этот процесс включает в себя финансирование отдельных предприятий и отраслей, социальные мероприятия, политику налоговую, валютную и таможенную. Стимулирование определенных отраслей промышленности, регионов страны позволяет влиять на ее экономику и социальную ситуацию. В качестве примера можно привести автомобильную промышленность, имеющую значительные преференции на внутреннем рынке за счет налоговых льгот и завышенных таможенных пошлин на импортные автомобили. Другим примером могут являться дотации некоторым субъектам Федерации в крупных размерах для выравнивания социальной ситуации в стране и снятия социальной напряженности.

Стабилизационная функция финансов заключается в обеспечении всех хозяйствующих субъектов и граждан стабильными экономическими и социальными условиями.

Стабилизационная функция призвана обеспечить всех участников экономических процессов одинаковыми условиями, а всех граждан страны равными возможностями в разных регионах государства. Стабилизация экономики посредством финансов применяется в Российской Федерации не в полной мере. Регулирующая функция финансов преобладает в развитых странах с рыночной экономикой. Преобладание в экономике распределительной и контрольной функций больше характерно для командно-административной экономики. Применение стабилизационных и регулирующих механизмов позволяет плавно влиять на ситуацию в стране и не допускать дисбаланса между регионами страны и отраслями промышленности. Особое значение имеет фактор стабильности финансового законодательства, необходимый для осуществления долговременной инвестиционной политики.

Все рассмотренные функции финансов реализуются через различные финансовые механизмы. Основными из них являются совокупность организационных форм финан

совых отношений в экономике страны, порядок формирования и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств, методы финансового планирования, формы управления финансами и финансовой системой, финансовое законодательство.

Сущность финансов проявляется в их функциях. Вопрос о количестве и содержании функций является дискуссионным. Экономисты по-разному рассматривают функции финансов. Одни считают, что финансы выполняют три функции (создание фондов, распределение фондов, контроль); другие утверждают, что финансам присущи такие функции, как стимулирующая, регулирующая, накопительная, производственная и т.д.

Многие экономисты считают, что финансы выполняют две основные функции:

  • - распределительную;
  • - контрольную.

Распределительная функция финансов связана с распределением стоимости произведенного общественного продукта, формированием у субъектов хозяйственной жизни доходов и накоплений, с созданием фондов денежных средств. Распределение осуществляется в процессе хозяйственной деятельности в соответствии с тем вкладом, который вносит в создание стоимости продукта тот или иной фактор производства, а финансы, опосредуя этот процесс, обеспечивают образование, распределение и использование доходов и накоплений.

Совокупный общественный продукт характеризует в стоимостном выражении общие результаты хозяйственной деятельности в масштабах всей экономики за определенный период. В ходе создания и реализации продукции производятся затраты, создаются и распределяются доходы среди участников хозяйственной деятельности. Денежные ресурсы, действующие в этом процессе в качестве затрат и доходов, получают свое выражение в виде финансовых потоков, движение которых встроено в процесс хозяйственной деятельности.

Конечным результатом хозяйственной деятельности в масштабах страны является валовой внутренний продукт, который характеризует объем конечной продукции (товаров и услуг), созданной в масштабах всей экономики. Для определения величины валового внутреннего продукта из совокупного общественного продукта необходимо вычесть стоимость всех затрат на сырье, материалы, топливо и другие элементы, образующие повторный счет. Таким образом, в стоимость валового внутреннего продукта, с точки зрения финансовых показателей, входят величина амортизации, зарплаты и прибыли.

Если из валового внутреннего продукта вычесть амортизацию основного капитала, получится национальный доход, который состоит по стоимости из зарплаты и прибыли. Национальный доход в процессе его движения из производства в потребление подразделяется на две части:

  • - одна часть национального дохода расходуется на непроизводственное потребление,
  • - другая часть идет на возмещение и развитие средств производства, т.е. на инвестиции, которые обеспечивают непрерывность производства, его рост и прогресс;

Поэтому, говоря о структуре национального дохода, его принято делить на фонд потребления и фонд накопления - потребление и инвестиции.

Таким образом, можно констатировать, что структура общественного продукта предопределяет структуру первичного распределения финансов.

Вслед за первичным распределением финансов в ходе хозяйственной деятельности происходит перераспределение финансов, которое проводит государство для формирования своего бюджета посредством различных налогов, обязательных отчислений и сборов. Благодаря этому образуется государственный бюджет, предназначенный для обеспечения деятельности государственных органов. В экономическом плане эта деятельность включает многие направления, среди которых можно выделить следующие:

  • 1) покрытие расходов на оборону, социальные цели, содержание органов государственной власти и управления, и др.;
  • 2) удовлетворение общественных потребностей, - развитие и содержание учреждений образования, науки, культуры, здравоохранения;
  • 3) проведение антикризисной политики, политики устойчивого роста, внешнеэкономической политики и т.д.

Таким образом, движение общественного продукта из производства в потребление протекает в стоимостной форме, в него встроен денежный оборот, обеспечивающий распределение и использование фондов денежных средств. Здесь и проявляется сущность распределительной функции финансов.

Через распределительную функцию финансы обслуживают воспроизводственный процесс, т.е. обеспечивают его денежными ресурсами.

Распределение, осуществляемое финансовым методом, начинается в сфере материального производства. Функционируя в сфере материального производства, финансы обслуживают кругооборот производственных фондов и участвуют в создании новой стоимости; благодаря им, распределяется реализованная стоимость и формируются доходы, накопления и отчисления; на их основе образуются денежные фонды целевого назначения, предназначенные для удовлетворения разнообразных общественных потребностей.

Начавшееся в сфере материального производства финансовое распределение продолжается в сфере обращения. Финансы оказывают на нее активное влияние. Каким образом?

Во-первых , благодаря финансам у покупателей формируются денежные фонды, т.е. подготавливаются условия, необходимые для осуществления обменных операций.

Во-вторых , благодаря финансам происходит распределение выручки, полученной в результате обменных операций.

В качестве инструмента распределения финансы функционируют и в сфере потребления, где происходит конечное использование ранее созданной стоимости. В этой сфере с их помощью устанавливаются конечные пропорции использования национального дохода, образуются фонд потребления и фонд накопления.

Контрольная функция финансов тесно связана с распределительной. Она становится возможной, поскольку движение всех ценностей и ресурсов в экономике получает свое выражение в денежной форме и отражается в виде денежных показателей. Огромное многообразие финансовых отношений создает условия для контроля над формированием и использованием денежных фондов.

Контрольная функция финансов проявляется в контроле над распределением стоимости продукта на различных стадиях его движения по соответствующим фондам и расходованием их по целевому назначению.

Контрольная функция реализуется через механизм финансового контроля.

Финансовый контроль - это мероприятия по проверке распределительных процессов при формировании и использовании финансовых ресурсов.

Сферой финансового контроля являются все операции, совершаемые с использованием денег.

Непосредственным предметом финансового контроля выступают такие показатели, как прибыль, доходы, налоги, отчисления, издержки и др.

Финансовый контроль является деятельностью особых контролирующих органов. В зависимости от субъектов, осуществляющих финансовый контроль, различают:

  • - общегосударственный финансовый контроль;
  • - ведомственный финансовый контроль;
  • - внутрихозяйственный финансовый контроль;
  • - независимый финансовый контроль.

Общегосударственный финансовый контроль осуществляют законодательные органы власти, финансовые, налоговые, кредитные учреждения.

Ведомственный финансовый контроль осуществляют контрольно-ревизионные отделы министерств, ведомств. Они проверяют финансово-хозяйственную деятельность подведомственных предприятий, учреждений.

Внутрихозяйственный финансовый контроль проводят финансовые службы предприятий, учреждений. Объектом контроля выступают производственная, коммерческая, финансовая деятельность самого предприятия и его структурных подразделений.

Независимый финансовый контроль осуществляют специализированные аудиторские фирмы и службы. Объектом их контроля может быть деятельность всех экономических субъектов.

Аудиторские фирмы осуществляют:

  • - финансовые экспертизы;
  • - проверку и ревизии финансово-хозяйственной и коммерческой деятельности фирм и организаций;
  • - контроль правильности определения доходов, подлежащих налогообложению;
  • - консультирование по вопросам организации учета и управления, составления отчетности, проблемам налогообложения.

Главная задача аудиторского контроля заключается в установлении достоверности финансовой отчетности проверяемых объектов; в разработке рекомендаций по устранению имеющихся недостатков в деятельности фирм, в улучшении их финансово-хозяйственной деятельности и коммерческих результатов.

По срокам проведения финансовый контроль делится на:

  • - предварительный;
  • - текущий;
  • - последующий.

Предварительный финансовый контроль производится на стадии составления, рассмотрения и утверждения финансовых планов предприятия, смет бюджетов организации, проектов бюджетов и т.д. он предшествует осуществлению хозяйственных операций и призван не допускать нерациональное расходование материальных, финансовых и других ресурсов и тем самым предотвращать нанесение прямого или косвенного ущерба деятельности экономических субъектов.

Текущий финансовый контроль осуществляется в процессе выполнения финансовых планов, в ходе финансово-хозяйственных и коммерческих операций. Его задачей является своевременный контроль правильности, законности и целесообразности произведенных расчетов, полученных доходов, полноты и своевременности расчетов с бюджетом.

Последующий финансовый контроль осуществляется в форме проверок и ревизий правильности, законности и целесообразности произведенных финансовых операций. Основными его задачами являются выявление недостатков и упущений в использовании материальных, финансовых ресурсов; принятие мер по предотвращению в дальнейшем случаев нарушения финансовой дисциплины.

КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ

Дисциплины

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ

И МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ФИНАНСЫ

Специальность 061000 - Государственное и муниципальное управление

Составитель Г.В. Морунова

Канд. экон. наук

Санкт-Петербург

Тема 1. Понятие, сущность и функции финансов

Финансы - определенная система экономических отношений, связанных с формированием, распределением и использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств (государства, организаций и других хозяйствующих субъектов) в целях выполнения функций и задач государства и местного самоуправления и обеспечения условий расширенного воспроизводства.

Денежные средства - это деньги, находящиеся в полном распоряжении экономических субъектов и используемые ими свободно, без целевого назначения и ограничений. Денежные фонды - это обособившаяся часть денежных средств, имеющая целевое назначение и относительную самостоятельность функционирования. Централизованные денежные фонды - фонды, формируемые и используемые государством (бюджет, специальные целевые фонды, внебюджетные фонды) в лице его органов федеральной, региональной и местной власти. Децентрализованные денежные фонды - фонды, создаваемые на уровне хозяйствующих субъектов и граждан.

Главным материальным источников денежных фондов выступает национальный доход страны - вновь созданная стоимость.

Финансы - неотъемлемая часть денежных отношений, но не всякие денежные отношения являются финансовыми. Деньги первичны - финансы вторичны.

Финансы отличаются от денег как по содержанию, так и по выполняемым функциям. Деньги - это всеобщий эквивалент, с помощью которого прежде всего измеряются затраты труда производителей, а финансы - это экономический инструмент распределения и перераспределения валового внутреннего продукта и национального дохода, орудие контроля за образованием и использованием фондов денежных средств.

Финансы отражают взаимоотношения всех юридических субъектов хозяйствования и домашних хозяйств, связанные с образованием и движением фондов денежных средств.

Критерием отнесения тех или иных отношений к финансовым являются:

1. Реальное движение денежных средств, т.е. переход от одного владельца к другому.

2. Распределительный характер этих отношений (распределение стоимости ВВП и доходов от внешнеэкономической деятельности).

3. Место возникновения - вторая стадия воспроизводственного процесса (производство, обмен, потребление).

Таким образом, с помощью финансов:

Распределяется стоимость произведенных товаров и услуг и происходит формирование и использование денежных доходов, поступлений и накоплений у экономических субъектов: домохозяйств, организаций и государства, которые используются для решения социальных и экономических задач;

Производится перераспределение доходов и накоплений прошлых лет через бюджетную систему (налоги, займы, ассигнования, субсидии, пенсии) и через финансовый рынок (выпуск ценных бумаг, размещение паев, кредитов и займов, поступление дивидендов, процентов, страховые взносы и выплаты);

Количественно отображается воспроизводственный процесс в целом и его отдельные фазы (через индексы фондовых бирж, рентабельность хозяйств, бюджетные доходы, государственный долг, дефицит бюджета и т.д.).

Финансовые отношения , выражая непрерывное движение стоимости, циркулируют на всех уровнях мировой системы хозяйствования и классифицируются следующим образом (рис.1) :

Финансовые отношения


Рис. 1. Классификация финансовых отношений

Примерами финансовых отношений являются отношения между:

Предприятиями в процессе приобретения товаров, реализации продукции и услуг;

Предприятиями и вышестоящими организациями при соз­дании централизованных фондов денежных средств и их распределении;

Государством и предприятиями при уплате ими налогов в бюджетную систему и финансировании расходов;

Государством и гражданами при внесении ими налогов и добровольных платежей;

Предприятиями, гражданами и внебюджетными фондами при внесении платежей и получении ресурсов;

Отдельными звеньями бюджетной системы;

Органами имущественного и личного страхования, пред­приятиями, населением при уплате страховых взносов и возмещении ущерба, при наступлении страхового случая;

Денежные отношения, опосредующие кругооборот фондов предприятий.

Предприятиями и банками (хранение собственных средств предприятий на счетах в банках, депозиты, краткосрочное и долгосрочное кредитование);

Банками и населением (вклады населения в сбербанк и другие банки, приобретение банковских сертификатов, выплата банками населению дохода по вкладам, сертификатам;

Вышеуказанными сферами и отраслями и теневой экономикой.

Материальной основой финансовых отношений являются финансовые ресурсы - как совокупность доходов и поступлений, находящихся в распоряжении субъекта хозяйствования.

Источниками финансовых ресурсов выступают:

На уровне хозяйствующих субъектов: прибыль, амортизация, продажа цен­ных бумаг, банковский кредит, проценты, дивиденды по ценным бумагам, выпускаемым другими эмитентами;

На уровне населения: заработная плата, премии, надбавки к заработной плате, выплаты социального характера, осуществляемые работодателем, командировочные расходы; доходы от предпринимательской деятельности, от участия в прибылях, от операций с личным имуществом, от кредит­но-финансовых операций; социальные трансферты, в том числе пенсии, пособия, стипендии; потребительский кредит;

На уровне государства, органов местного самоуправления: доходы от госу­дарственных и муниципальных предприятий, доходы от приватизации го­сударственного и муниципального имущества, доходы от внешнеэкономи­ческой деятельности, налоговые доходы, государственный и муниципаль­ный кредит, эмиссия денег и доходы от эмиссии ценных бумаг.

Финансовые ресурсы предназначены для :

Выполнения финансовых обязательств;

Покрытия затрат по расширенному воспроизводству;

Материальному поощрению работников.

В целом, финансовые ресурсы государств а складываются из трех источников :

1) средства, аккумулируемые в государственной бюджетной системе;

2) средства внебюджетных фондов;

3) ресурсы, получаемые самими предприятиями (прибыль, амортизация).

Функции финансов

Выделяют две основные функции финансов - распределительную и контрольную .

1. Распределительная функция финансов заключается (рис. 2):

1) в создании так называемых основных или первичных доходов путем распределения национального дохода среди участников материального производства;

2) в создании вторичных или производных доходов путем перераспределения национального дохода между производственной и непроизводственной сферами, отраслями материального производства, регионами страны, формами собственности и социальными группами населения.



Рис. 2. Распределительная функция финансов

Созданный в обществе ВВП за вычетом потребленных в процессе производства средств производ­ства проходит первичное распределение, результатом которого является формирование доходов основных участников сферы ма­териального производства. Возникает необходимость перераспре­деления созданного продукта, которое обусловлено:

Наличием наряду с производственной непроизводственной сферы, в которой материальный продукт не создается (образова­ние, здравоохранение, оборона и т.п.);

Дифференциацией доходов различных групп населения, ко­торая неизбежна в условиях рыночной экономики;

Неравномерностью развития отдельных территорий и отрас­лей хозяйства.

В итоге перераспределения формируются доходы государства; доходы, полученные в отраслях непроизводственной сферы; на­селение получает дополнительные денежные средства через соци­альные выплаты; территории и предприятия -дополнительные ресурсы для развития.

Таким образом, вторичные доходы форми­руют конечные пропорции использования национального дохода и играют важную роль в сбалансированном развитии отдельных отраслей хозяйства и территорий, обеспечении достойного уров­ня жизни широких слоев населения.

2. Контрольная функция состоит в контроле за распределением ВВП по соответствующим фондам и их расходованием по целевому назначению посредством регламентации финансовой информации и стимулирования процесса расширенного воспроизводства.

Финансовому контролю подлежит деятельность всех участников финансовых отношений как на микро-, так и на макроуровне.

Финансовый контроль для частных предприятий связан с кон­тролем в части полноты и своевременности налоговых платежей, правильности отражения затрат на производство и реализацию продукции, формирования и использования доходов от предпри­нимательской деятельности. Для бюджетной сферы - это конт­роль за целевым использованием бюджетных средств, исполнени­ем сметы расходов. Для частных лиц контроль связан со своевре­менностью и полнотой уплаты налогов с доходов, собственности.

Финансовый контроль со стороны органов го­сударственной власти - это проверка со­блюдения финансового законодательства в части своевременнос­ти и полноты выполнения всеми хозяйствующими субъектами и гражданами обязательств перед бюджетной системой, налоговой службой, кредитной системой, а также взаимных расчетов и пла­тежей между предприятиями и организациями.

Таким образом, финансовый контроль нацелен на повышение эффективности использования бюджетных средств, экономическое стимулирова­ние предпринимательской деятельности, рациональное использо­вание имеющихся в распоряжении общества материальных, при­родных, трудовых и финансовых ресурсов.

Помимо распределительной и контрольной функций финансы выполняют регулирующую функцию , которая проявляется через воздей­ствие государства на экономическое развитие (поведение хозяй­ствующих субъектов, развитие отдельных территорий и отраслей) посредством финансовых рычагов. Основными инструментами, которые при этом используются, являются следующие:

Налоги, которые могут как сокращать, так и стимулировать предпринимательскую деятельность и частное потребление;

Государственные расходы, которые побуждают фирмы или работников производить те или иные товары и услуги, а также социальные выплаты, обеспечивающие определенный уровень доходов некоторым слоям населения;

Регулирование или контроль, посредством принятия соот­ветствующих законов, определенных видов экономической дея­тельности, вплоть до запрещения некоторых из них;

Установление предельных цен на некоторые товары и услу­ги (главным образом в отраслях естественных монополий).

В условиях рыночных отношений финансы должны также выполнять стабилизирующую функцию , которая заключается в том, чтобы обеспечить для всех хозяйствующих субъектов и граждан стабильные условия в экономических и социальных отношениях. Особое значение при этом имеет вопрос о стабильности финансового законодательства, поскольку без этого невозможно осуществление инвестиционной политики в производственную сферу со стороны частных инвесторов.

Функции финансов осуществляются :

На всех уровнях управления экономической системой (федеральном, территориальном, местном);

Во всех сферах общественной жизни (материальное производства, сфера обращения, сфера потребления);

На всех уровнях экономической системы (внутрихозяйственном - финансы предприятий, внутриотраслевом - финансы комплексов, межотраслевом и межтерриториальном - госбюджет и внебюджетные фонды).

ФУНКЦИИ ФИНАНСОВ

Итак, финансы представляют собой экономические отношения, связанные аккумулированием, распределением и использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств в целях выполнения государством своих функций и задачи обеспечения условий для расширенного воспроизводства.

Следовательно, финансовая деятельность государства представляет собой деятельность государства по формированию, распределению и использованию централизованных и децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивающих его бесперебойное функционирование и развитие.

Под централизованными финансами понимают экономические отношения, связанные с образованием и использованием фондов денежных средств, аккумулируемых в государственной бюджетной системе и правительственных внебюджетных фондах.

Иными словами, к централизованным фондам денежных средств, или централизованным финансам, относятся те денежные средства государства, которые поступают в его распоряжение как властвующего субъекта. К таким фондам относятся:

во-первых, денежные средства, аккумулируемые в государственной бюджетной системе;

во-вторых, внебюджетные централизованные фонды государства;

в-третьих, государственное страхование; в-четвертых, государственный, в том числе банковский, кредит.

Под децентрализованными финансами понимают денежные отношения, опосредующие кругооборот денежных фондов предприятий. То есть к децентрализованным финансам относятся финансы предприятий и организаций всех форм собственности, образуемые как за счет собственных ресурсов, так и бюджетными ассигнованиями, а также отраслевые и межотраслевые внебюджетные фонды.

Финансы являются неотъемлемой частью денежных отношений, поэтому роль и значение финансов зависят прежде всего от того, какое место занимают денежные отношения в экономических отношениях.

Финансы - это экономический инструмент распределения и перераспределения валового внутреннего продукта (ВВП) и национального дохода, это орудие контроля за образованием и использованием фондов денежных средств.

Главное предназначение финансов - путем образования денежных доходов и фондов обеспечить не только потребности государства и предприятий в денежных средствах, но и контроль за расходованием финансовых ресурсов.

Финансы выражают денежные отношения, возникающие между следующими субъектами:

а) предприятиями в процессе приобретения товарно-материальных ценностей, реализации продукции и услуг;

б) предприятиями и вышестоящими организациями при создании централизованных фондов денежных средств и их распределении;

в) государством и гражданами при внесении ими налогов и добровольных платежей;

г) предприятиями, гражданами и внебюджетными фондами при внесении платежей и получении ресурсов;

д) отдельными звеньями бюджетной системы;

е) страховыми организациями, предприятиями и населением при уплате страховых взносов и возмещении ущерба.

Финансы также выражают денежные отношения, опосредующие кругообращение фондов предприятий.

Роль государства в аккумуляции, регулировании, распределении и использовании централизованных и децентрализованных денежных средств особенно возрастает в переходный период к рыночной системе хозяйствования. Что касается централизованных фондов, то в отношении них государство выступает как властвующий субъект и может обеспечить свои доходы через принудительную систему - налогов, пошлин, различных сборов, эмиссии денег и т.д.

Другое дело - децентрализованные фонды. В отношении них государственное регулирование выражается совсем по-иному. И уж совсем иное отношение должно быть к финансам частных предпринимателей, поскольку частные финансы - их состояния и динамика - подчиняются законам рыночной экономики.

Любая финансовая деятельность государства связана с расходами и доходами. В случае, когда расходы превышают доходы, государство для покрытия необходимых расходов вынуждено искать дополнительные источники денежных средств - банковский или государственный кредит, выпуск в обращение ценных бумаг и проч. Поэтому именно состояние финансов отражает процессы, происходящие в государстве, причем не только в области экономики и социальных процессов, но в сферах политики, демографии, экологии и т.д.

Без перераспределения финансовых средств невозможно провести практически ни одного мероприятие в государстве. Иными словами, проведение любых мероприятий в государстве связано с его финансовой деятельностью. И именно поэтому необходимы те правовые основы, которые бы регулировали проведение финансовой деятельности государства, поскольку осуществляется она, естественно, в правовой форме.

Без участия финансов не может быть распределен национальный доход, являющийся главным материальным источником денежных доходов и фондов. С учетом объемов национального дохода и его отдельных частей - фонда потребления и фонда накопления - определяются пропорции развития экономики и ее структура. Финансы, воздействуя на производство, распределение и потребление, носят объективный характер.

Как уже говорилось, состояние финансов отражает, определяет состояние экономики страны.

Основное условие роста финансовых ресурсов - увеличение национального дохода. Финансы и финансовые ресурсы - понятия не тождественные. Сами по себе финансовые ресурсы не определяют сущности финансов, не раскрывают их внутреннего содержания и общественного назначения. Финансы во многом зависят от финансовой политики государства. Сущность же финансов проявляется в их функциях. Назовем четыре функции финансов: распределительная, контрольная, регулирующая и стабилизационная и характеризуем каждую из них в отдельности.

Основные функции финансов две: распределительная и контрольная, которые осуществляются финансами одновременно. И это естественно, поскольку каждая финансовая операция означает распределение общественного продукта и национального дохода и контроль за этим распределением.

Распределительная функция финансов означает их участие в распределении национального дохода, заключающееся в создании так называемых основных, или первичных, доходов. Их сумма равна национальному доходу. Основные доходы образуются при распределении национального дохода среди участников материального производства и делятся на две группы:

    зарплата рабочих и служащих, доходы фермеров, крестьян; и

    доходы предприятий сферы материального производства.

Дальнейшее перераспределение национального дохода связано:

а) с межотраслевым и территориальным перераспределением средств в интересах эффективного и рационального использования доходов и накоплений предприятий и организаций;

б) с наличием не только производственной, но и непроизводственной сферы, в которой национальный доход не создается (здравоохранение, просвещение, социальное страхование и социальное обеспечение, управление);

в) с перераспределением доходов между различными социальными группами населения. В итоге формируются вторичные, или производные доходы, доходы, полученные в отраслях непроизводственной сферы, налоги.

Следовательно, перераспределение национального дохода происходит между:

    производственной и непроизводственной сферами народного хозяйства;

    отраслями материального производства;

    отдельными регионами страны;

    формами собственности;

    социальными группами населения.

Конечная цель распределения и перераспределения национально дохода и ВВП, совершаемых с помощью финансов, - развитие производительных сил, создание рыночных структур экономики, укрепление государства, обеспечение высокого уровня жизни широких слоев населения. Роль финансов при этом подчинена задачам повышения материальной заинтересованности коллективов предприятий и организаций, а также работников в улучшении финансово-хозяйственной деятельности, достижении высоких результатов при наименьших затратах.

Контрольная функция. Финансы, являясь инструментом аккумуляции и использования денежных доходов и фондов, объективно отражают процесс распределения и перераспределения национального дохода и ВВП по соответствующим фондам, контролируют их расходование по целевому назначению.

Финансовый контроль в условиях перехода на рыночные отношения направлен на обеспечение динамичного развития общественного и частного производства, ускорение научно-технического прогресса, всемерное улучшение качества работы во всех отраслях народного хозяйства. Финансовый контроль охватывает как производственную, так и непроизводственную сферы. Он охватывает весь комплекс тех хозяйственных отношений, от которых зависят размеры фондов денежных средств и эффективность их использования.

Финансовый контроль - важное средство обеспечения законности финансовой и хозяйственной деятельности. Призванный предупреждать финансовые и экономические преступления, он стоит на страже товарно-материальных ценностей и денежных средств государства. Особое значение финансовый контроль приобретает в настоящее время, когда очень четко проявляется тенденция роста «беловоротничковой» экономической преступности.

Таким образом, финансовый контроль - это регламентированная нормами права деятельность государственных, муниципальных, общественных и иных хозяйствующих субъектов по проверке своевременности и точности финансового планирования, обоснованности и полноты поступления доходов в соответствующие фонды денежных средств, правильности и эффективности их использования.

Другими словами, важнейшая задача финансового контроля - проверка точного соблюдения законодательства по финансовым вопросам, своевременности и полноты выполнения финансовых обязательств перед бюджетной системой, налоговой службой, банками, а также взаимных обязательств предприятий и организаций по расчетам и платежам.

Контрольная функция финансов проявляется также через деятельность финансовых органов. Действенность финансового контроля, осуществляемого различными субъектами, в частности, органами государственной власти, местного самоуправления, аудиторами, аудиторскими фирмами, в большой степени зависит от их взаимодействия, координации совместной деятельности, а также от сотрудничества с правоохранительными органами.

Регулирующая функция финансов связана с вмешательством государства через финансы - государственные расходы, налоги, государственный кредит - в процесс воспроизводства. Государство воздействует на воспроизводственный процесс через финансирование отдельных предприятий и отраслей, социальных мероприятий и проведение налоговой политики.

Стабилизационная функция финансов заключается в обеспечении всех хозяйствующих субъектов и граждан стабильными экономическими и социальными условиями. Эту функцию финансы должны выполнять в условиях перехода и развития рыночных отношений.

Функции финансов реализуются через финансовый механизм, который включает совокупность организационных форм финансовых отношений в народном хозяйстве, порядок формирования и использования централизованных и децёнтрализованных фондов денежных средств, методы финансового планирования, формы управления финансами и финансовой системой, финансовое законодательство. Особое значение имеет при этом фактор стабильности финансового законодательства, поскольку без этого невозможно осуществление инвестиционной политики.

Один из важных элементов финансового механизма - финансовое планирование, которое в первую очередь относится к бюджетному планированию.

В Российской Федерации разрабатывается перспективный финансовый план на базе бюджета на текущий год. Его целями являются следующие:

а) информирование законодательных (представительных) органов о предполагаемых среднесрочных тенденциях развития экономики и социальной сферы;

б) комплексное прогнозирование финансовых последствий разрабатываемых реформ, программ, законов;

в) выявление необходимости и возможности осуществления перспективных мер в области финансовой политики;

г) отслеживание долгосрочных негативных тенденций для своевременного принятия соответствующих мер.

Перспективный финансовый план разрабатывается на три года:

1-й год - год, на который составляется бюджет;

2-й и 3-й годы - плановый период, на протяжении которого прослеживаются реальные результаты данной экономической политики.

Сущность финансов выражается в их функциях. Финансы в целом выполняют две основные функции: распределительную и контрольную. Кроме того, часть финансов, функционирующая в сфере материального производства (например, финансы предприятий), а также участвует в процессе создания денежных доходов и накоплений, выполняет не только распределительную и контрольную функции, но и обеспечивающую функцию формирования денежных доходов.

Распределительная функция финансов

Объектами действия распределительной функции финансов выступают стоимость валового общественного продукта (в ее денежной форме), а также часть национального богатства (принявшая денежную форму). Именно с помощью этой функции осуществляются:

  • o первичное распределение вновь созданной стоимости и формирование на ее основе первичных доходов (прибыли, начислений на социальное страхование);
  • o распределение части фонда возмещения (в виде амортизационного фонда);

oраспределение части национального богатства (при распределении ранее созданной стоимости, восполнении ущерба от стихийных бедствий).

Субъектами распределительной функции финансов являются юридические и физические лица, являющиеся участниками воспроизводственного процесса (государство, предприятия, организации, учреждения, граждане), в распоряжении которых формируются фонды целевого назначения.

Распределительный процесс, осуществляемый с помощью финансов, протекает от первичного распределения стоимости общественного продукта до перераспределения. Распределительный процесс осуществляется во всех сферах общественной жизни (в материальном производстве, сферах обращения и потребления) и па всех уровнях управления экономикой: федеральном, территориальном (на уровне субъектов РФ), местном. Кроме того, финансовому распределению присуща многоступенчатость, порождающая разные виды распределения - внутрихозяйственное, внутриотраслевое, межотраслевое, межтерриториальное.

Контрольная функция финансов тесно связана с распределительной. Среди огромного многообразия финансовых отношений нет ни одного, которое не было бы связано с контролем за формированием и использованием денежных фондов. В то же время нет и таких финансовых отношений, которым была бы присуща только функция контроля.

С помощью финансов государство осуществляет распределение общественного продукта не только в натурально-вещественной форме, но и по стоимости. В связи с этим становится возможным и необходимым контроль за обеспечением стоимостных и натурально-вещественных пропорций в процессе расширенного воспроизводства.

Контрольная функция финансов присуща всей системе отношений, связанных как с движением стоимости, так и со сменой се форм. Контрольная функция финансов осуществляется на всех стадиях создания, распределения и использования общественного продукта и национального дохода, она проявляется во всем многообразии хозяйственной деятельности предприятий. Контроль ведется за производственными и внепроизводственными затратами, за соответствием этих затрат доходам, за формированием и использованием основных фондов и оборотных средств. Он действует па всех стадиях кругооборота средств, при финансировании и кредитовании, проведении безналичных расчетов, во взаимоотношениях с бюджетом и другими звеньями финансовой системы.

Объектом контрольной функции финансов являются финансовые показатели деятельности предприятий, организаций, учреждений.

В зависимости от субъектов, осуществляющих финансовый контроль, различают общегосударственный, ведомственный, внутрихозяйственный, общественный и независимый (аудиторский) финансовый контроль.

Общегосударственный (вневедомственный) финансовый контроль осуществляют органы государственной власти и управления. Контролю подлежат объекты независимо от их ведомственной подчиненности.

Ведомственный финансовый контроль проводят контрольно-ревизионные отделы министерств, ведомств, осуществляющие проверки финансово-хозяйственной деятельности подведомственных предприятий, учреждений.

Внутрихозяйственный финансовый контроль проводится финансовыми службами предприятий, учреждений (бухгалтериями, финансовыми отделами). В их функции входит проверка производственной и финансовой деятельности самого предприятия, а также его структурных подразделений.

Общественный финансовый контроль выполняют общественные неправительственные организации, отдельные физические лица на добровольных началах.

Независимый финансовый контроль осуществляют аудиторские фирмы и службы. Объектом данного контроля является деятельность всех экономических субъектов, подлежащих аудиту.

Государственный финансовый контроль в Российской Федерации осуществляют высшие органы государственной власти и управления. Существует президентский финансовый контроль, контроль законодательных органов власти и местного самоуправления (на федеральном уровне - контроль Государственной Думы и Совета Федерации), исполнительных органов власти, финансово-кредитных органов.

Принцип разделения власти, закрепленный в Конституции РФ и в конституциях (Уставах) субъектов РФ, предусматривает контроль за финансовой деятельностью органов исполнительной власти со стороны президента и органов представительной (законодательной) власти. Такой контроль осуществляется при рассмотрении и утверждении проектов федерального и нижестоящих бюджетов, государственных и местных внебюджетных фондов, а также при утверждении отчетов об их исполнении.

Для проведения финансового контроля со стороны представительных органов созданы специальные структуры: комитеты и комиссии Совета Федерации и Государственной Думы, Счетная палата РФ.

Счетной палате РФ принадлежит особое место в системе финансового контроля со стороны представительных органов власти. Это независимый от Правительства РФ, постоянно действующий орган государственного финансового контроля, наделенный широкими полномочиями. Сфера полномочий Счетной палаты - контроль за федеральной собственностью и федеральными денежными средствами. Контролю подлежат все юридические лица - государственные органы и учреждения, включая государственные внебюджетные фонды и Банк России; органы местного самоуправления, коммерческие банки, страховые фирмы и другие коммерческие фонды и негосударственные некоммерческие организации - в части, связанной с получением, перечислением или использованием ими средств федерального бюджета и внебюджетных фондов, использованием федеральной собственности, а также наличием у них налоговых, таможенных и иных льгот, предоставленных федеральными органами.

Счетная палата решает следующие задачи: организация контроля за исполнением федерального бюджета и внебюджетных фондов; подготовка предложений по устранению обнаруженных нарушений и улучшению бюджетного процесса; оценка эффективности и целесообразности расходования государственных средств, в том числе предоставленных на возвратной основе, и использования федеральной собственности; определение степени обоснованности статей проектов федерального бюджета и внебюджетных фондов; финансовая экспертиза, т.е. оценка финансовых последствий принятия федеральных законов для бюджета; контроль за поступлением и движением бюджетных средств на счетах банков; регулярное предоставление Совету Федерации и Государственной Думе информации о ходе исполнения федерального бюджета; контроль за поступлением в федеральный бюджет денежных средств от приватизации государственной собственности, продажи и управления ею.

Счетная палата обязана также контролировать состояние государственного внутреннего и внешнего долга РФ, деятельность Банка России по обслуживанию государственного долга, эффективность использования иностранных кредитов и займов, получаемых Правительством РФ, а также предоставление Россией средств в форме займов и на безвозмездной основе иностранным государствам и международным организациям.

На региональном уровне финансовый контроль производится как органами региональной власти, так и специально создаваемыми контрольными органами. Примером такой контролирующей организации может служить деятельность Контрольно-счетной палаты Московской городской Думы.

Деятельность Счетной палаты по закону является гласной, ее результаты должны освещаться в средствах массовой информации.

Президентский контроль за финансами осуществляется в соответствии с Конституцией РФ путем издания указов по финансовым вопросам, подписания федеральных законов; назначения и освобождения от должности министра финансов РФ; представления Государственной Думе кандидатуры для назначения на должность председателя Банка России.

Определенные функции финансового контроля выполняет Контрольное управление Президента РФ. Как структурное подразделение Администрации президента оно подчиняется непосредственно президенту, но взаимодействует со всеми органами исполнительной власти. Среди его функций - контроль за деятельностью органов контроля и надзора при федеральных органах исполнительной власти, подразделений Администрации президента, органов исполнительной власти субъектов РФ; рассмотрение жалоб и обращений граждан и юридических лиц.

Правительство РФ контролирует процесс разработки и исполнения федерального бюджета, осуществление единой политики в области финансов, денег и кредита. Оно контролирует и регулирует финансовую деятельность министерств и ведомств; направляет деятельность подведомственных им специальных органов финансового копт-роля.

Важную роль в осуществления финансового контроля играют Минфин России и его органы на местах.

В структуре аппарата Минфина России функционирует контрольно-ревизионное управление, а в территориальных финансовых органах - аппарат главного контролера-ревизора. Минфином России и его органами осуществляется контроль за производственно-финансовой деятельностью предприятий, своевременным обеспечением федерального бюджета финансовыми ресурсами, рациональным их использованием.

Большую роль в проведении финансового контроля играет осуществляемое Минфином России методическое руководство организацией бухгалтерского учета в стране, а также проведение аттестации по аудиту и лицензированию аудиторской деятельности.

Следует отметить, что контрольные полномочия Минфина России распространяются на финансовые средства только федерального уровня. Бюджетное законодательство РФ предусматривает финансовую самостоятельность субъектов РФ и органов местного самоуправления. Они сами несут ответственность за формирование и использование своих бюджетов и внебюджетных фондов.

Оперативный финансовый контроль в рамках Минфина России осуществляют Контрольно-ревизионное управление (КРУ) и органы Федерального казначейства.

Контрольно-ревизионное управление Минфина России и его органы на местах осуществляют контроль за бюджетными средствами на государственных предприятиях и в коммерческих структурах, получающих средства из бюджетов всех уровней и внебюджетных фондов; проверяют финансовую деятельность предприятий, находящихся в муниципальной собственности, а также исполнение смет и соблюдение финансовой дисциплины местными администрациями. Кроме того, органы КРУ проводят проверки по заданиям правоохранительных органов.

Контроль за поступлением, целевым и экономным использованием государственных средств возложен на органы Федерального казначейства Минфина России. Главной задачей Казначейства являются организация, осуществление и контроль за исполнением федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов. Ему вменяются в обязанность прогнозирование объемов государственных финансовых ресурсов, оперативное управление ими. Казначейство занимается также сбором, обработкой и анализом информации о состоянии государственных финансов, представляет высшим законодательным и исполнительным органам государственной власти отчетность о финансовых операциях правительства и о состоянии бюджетной системы.

Органы Федерального казначейства имеют право: производить проверки денежных документов на предприятиях, в учреждениях и организациях любой формы собственности, включая совместные предприятия, взыскивать в бесспорном порядке средства, используемые не по назначению, приостанавливать операции по счетам, применять к нарушителям штрафные санкции.

ГНС России проводит государственный контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, правильностью их исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов и других обязательных платежей налогоплательщиками, песет ответственность за выработку и осуществление налоговой политики с целью обеспечения своевременного поступления в бюджеты всех уровней и государственные внебюджетные фонды в полном объеме налогов и других обязательных платежей.

Налоговые инспекции - это органы оперативного финансового контроля. Они наделяются широкими правами. Так, налоговые инспекции осуществляют проверку денежных документов, бухгалтерских книг, отчетов, деклараций и других документов, связанных с исчислением и уплатой налогов и других обязательных платежей в бюджет, в различных министерствах и ведомствах, на предприятиях, в учреждениях и организациях с разными формами собственности. Одновременно налоговые инспекции могут требовать необходимые объяснения, справки и сведения по вопросам, возникающим при проверках (за исключением сведений, составляющих коммерческую тайну), обследовать любые помещения предприятий (производственные, складские, торговые), используемые для извлечения доходов.

При непредставлении (или отказа представить) бухгалтерских отчетов, балансов, расчетов, деклараций и других документов, связанных с исчислением и уплатой налогов и иных обязательных платежей, налоговые инспекции имеют право приостанавливать операции предприятий, учреждений и организаций по расчетным и другим счетам в банках и иных финансово-кредитных учреждениях; изымать документы, свидетельствующие о сокрытии или занижении прибыли (дохода) или иных объектов налогообложения; применять финансовые санкции и штрафы; предъявлять в суде и арбитраже иски о ликвидации предприятия, признании сделок недействительными.

В случае несогласия предприятий или граждан с принятым решением действия должностных лиц государственных налоговых инспекций могут быть обжалованы в арбитраже или в судебном порядке.

Особая роль в осуществлении финансового контроля принадлежит Банку России. Как орган государственного управления, наделенный властными полномочиями, он организует и контролирует денежно-кредитные отношения в стране. Банк России осуществляет надзор за деятельностью коммерческих банков: проверяет соблюдение коммерческими банками банковского законодательства и установленных Банком России нормативов банковской деятельности. При установлении фактов нарушений или при предоставлении банками неполной или недостоверной информации Банк России в зависимости от вида нарушения вправе прибегнуть к определенным методам воздействия: штрафу, выдвижению требований по финансовому оздоровлению, реорганизации, замене руководства коммерческого банка; применению более жестких нормативов; запрету на проведение отдельных операций и на открытие; назначению временной администрации банка, и, как крайней мере, - отзыву лицензии и ликвидация банка.

С конца 1980-х гг., т.е. после появления в Российской Федерации различных коммерческих структур (коммерческих банков, страховых обществ, корпораций и т.д.), в целях защиты граждан как потенциальных инвесторов и вкладчиков появился новый вид финансового контроля - аудит.

Основные задачи аудиторского контроля - установление достоверности бухгалтерской и финансовой отчетности и соответствия произведенных финансовых и хозяйственных операций нормативным актам, действующим в Российской Федерации; проверка платежно-расчетной документации, налоговых деклараций и других финансовых обязательств и требований проверяемых экономических субъектов. Аудиторские службы могут оказывать и другие услуги: постановку и ведение бухгалтерского учета; составление бухгалтерской отчетности и деклараций о доходах; анализ и прогнозирование финансово-хозяйственной деятельности; обучение работников бухгалтерских служб и консультирование в вопросах финансово-хозяйственного законодательства; проработка рекомендаций, полученных в результате аудиторских проверок.

Аудиторская проверка может быть обязательной и инициативной. Если инициативная проверка осуществляется по решению самого экономического субъекта, то обязательная проводится в установленном порядке во всех случаях, предусмотренных Правительством РФ. Обязательной аудиторской проверке подлежат все банки, страховые организации, биржи, внебюджетные фонды, создаваемые за счет обязательных отчислений, благотворительные фонды, все предприятия, созданные в форме открытого акционерного общества, независимо от числа акционеров и размера уставного капитала, а также предприятия, имеющие в уставном фонде долю, принадлежащую иностранным инвесторам.

Кроме того, ежегодному аудиторскому контролю подлежат предприятия (за исключением государственных и муниципальных), отдельные финансовые показатели которых превышают критерии, установленные Правительством РФ. Обязательная проверка может быть проведена и по поручению государственных органов - прокуратуры, казначейства, налоговой службы. Уклонение экономического субъекта от проведения обязательной аудиторской проверки либо препятствование се проведению влечет за собой взыскание штрафа по решению суда.

Аудиторский контроль - независимый вневедомственный финансовый контроль. Его могут проводить как отдельные физические лица, прошедшие государственную аттестацию и зарегистрированные в качестве предпринимателей-аудиторов, так и аудиторские фирмы, в том числе иностранные.

Услуги аудиторских организаций являются платными. Как правило, отношения аудитора (аудиторской фирмы) с клиентами оформляются договором на оказание услуг и оплачиваются по договорным ценам. Если аудиторская проверка проводится на основе поручения судебных органов при наличии уголовного дела, принятого к производству, или дела, подведомственного арбитражному суду, то оплата аудиторских услуг производится за счет проверяемой организации по тарифам, утверждаемым Правительством РФ, а в случае финансовой несостоятельности -за счет средств бюджета с последующим возмещением из имущества проверяемой организации, признанной судом банкротом.

В зависимости от целей и задач выделяют два вида аудита: внешний и внутренний.

Внешний аудит. Основными целями внешних аудиторских проверок являются: проверка достоверности финансовой и бухгалтерской отчетности; экспертиза финансово-хозяйственного состояния; оценка платежеспособности, а также разработка рекомендаций по хозяйственной деятельности, финансовой стратегии, налоговому планированию.

Внутренний аудит осуществляют службы внутреннего контроля фирм, филиалов, дочерних компаний. Он нацелен на проведение проверок по поручению руководства. Конкретные цели служб внутреннего аудита определяются в зависимости от требований руководства предприятия. Внутренний аудит должен проводиться непрерывно, с тем чтобы активно и своевременно воздействовать на ход коммерческих и финансовых операций, устранять недостатки в работе. Аудит должен охватывать все участки хозяйственной деятельности, носить предметный, строго направленный характер, быть результативным.

По срокам проведения финансовый контроль делится на предварительный, текущий и последующий.

Предварительный финансовый контроль проводится на стадии рассмотрения и утверждения проектов бюджетов, финансовых планов предприятий, смет бюджетных организаций, т.е. осуществляется в процессе планирования. Он предшествует осуществлению бюджетных расходов, хозяйственных операций и призван не допускать нерационального расходования материальных, трудовых и финансовых ресурсов и тем самым предотвращать нанесение прямого или косвенного ущерба государству и предприятиям. Целью предварительного контроля является предупреждение нецелесообразного расходования материальных ресурсов и денежных средств.

Текущий финансовый контроль осуществляется в процессе выполнения финансовых операций, в ходе исполнения бюджетов и финансово-хозяйственной деятельности предприятий. Цель - соблюдение правильности, законности произведенных расходов, полученных доходов, полноты перечисления средств из бюджета и в бюджет, а также внебюджетные фонды, эффективного использования банковских ссуд. Контроль ведется финансовыми службами повседневно с тем, чтобы своевременно обнаружить и устранить допущенные ошибки. Оперативность и гибкость здесь имеют первостепенное значение.

Последующий финансовый контроль осуществляется в форме проверок и ревизий правильности, законности, целесообразности уже произведенных финансовых операций. Его цель - разработать систему мер, направленных на ликвидацию выявленных недостатков в расходовании государственных средств, собственных и привлеченных средств предприятий, пресечение в дальнейшем нарушения финансовой дисциплины.

Механизм финансового контроля постоянно развивается, что способствует оздоровлению финансов и совершенствованию финансовых отношений в стране.

Поделиться: