Социально-экономический статус семьи. Социально-экономический статус социальных слоев Экономические статусы человека примеры

Социально-экономический статус. Статус (от лат. status – состояние, положение) означает соотносительную (выше, наравне, ниже) позицию индивида в социальной системе и характеризуется совокупностью прав и обязанностей. Различают личный и социальный статус. Социальный статус – это положение, которое человек автоматически занимает как представитель большой социальной группы (профессиональной, классовой, национальной) в данной социальной системе. Личный статус – это положение, которое он занимает в малой или первичной группе и зависимости от того, как оценивается по своим индивидуальным качествам. Статус человека в организации или в группе определяется рядом таких факторов, как старшинство в должностной иерархии, название должности, расположение и оформление кабинета, образование, социальные таланты, информированность и накопленный опыт. Эти факторы могут способствовать повышению и понижению статуса в зависимости от ценностей и норм группы.

В группах с различным статусом участников общение обычно направлено на тех, кто имеет более высокое положение, причем направляемая им информация более содержательная и менее конфликтная. Человек с высоким статусом занимает больше времени в ходе обсуждения проблем и вопросов в группе: больше говорит, высказывания других членов группы по отношению к нему содержат меньше агрессивных выпадов, меньший объем вербальной агрессии. Статус члена группы влияет и на степень доверия, оказываемого ему другими членами группы.

Социально-экономический статус зависит и от того, какую работу выполняет человек (умственный или физический труд), управленец он или исполнитель.

Чаще всего в обществе принимается такое деление людей, как богатый и бедный. Особенно ярко это деление произошло в России после перестройки. Причем «богатые» (независимо от образования, пола, национальности) занимают в обществе высокое социальное положение.

Если рассматривать общество как пирамиду, то на ее вершине окажутся элитарные слои, занимающие высокий статус в обществе, так как они имеют либо крупную собственность, либо политическую власть. Другая часть общества стоит внизу пирамиды (более широкая ее часть) – это нищие, бедные, бродяги, которые, как правило, не имеют ничего или имеют все по минимуму. Чем больше людей скапливается внизу, тем менее устойчиво общество.

Прочность пирамиды обеспечивает такой слой в обществе, как средний класс. (ЕщеАристотель говорил, что благополучным является то государство, в котором люди обладают средней собственностью). К этому классу относят предпринимателей, фермеров, рабочих высокой квалификации. Важно, что формирование среднего слоя в обществе определяет судьбу самого общества, его стабильность. Ведь средний класс – это не только социальная основа рыночной экономики, но и гарант политического консенсуса и гражданского мира.

В прошлых веках человек мог не иметь каких-то материальных благ, но иметь знатное положение, родословную и, следовательно, высокий социальный статус (бедные дворяне), но в настоящее время ситуация складывается иначе. С переходом на рыночный путь развития решающим фактором для определения статуса человека становятся материальные блага, они влекут за собой и власть, и известность (хотя это и не означает уважение в обществе). Например, некоторые политики сидели в тюрьме до своего выбора в депутаты.

Образование, знания в нашем обществе хоть и имеют важное значение, но не являются определяющими (социально-экономический статус учителя не так уж и велик).

Таким образом, можно сделать вывод, что на сегодняшний момент статус человека в обществе (по крайней мере в нашем) в большинстве случаев определяется экономическими показателями.

Изменялись место и роль, структура и функции, величина и устойчивость, права и ответственность, положение в обществе или социально-экономический статус семьи. Однако именно в семье осуществляется формирование основных потребностей индивида и его интересов.  

Некоторые исследователи предпочитают использовать показатель социально-экономического статуса семьи, который обычно содержит такие переменные, как уровень образования одного или обоих родителей и профессионально-должностной статус (чаще всего, отца).  

Социально-экономический статус семьи как критерий развития общества. Понятие домохозяйства. Соотношение семьи и домохозяйства. Типы домохозяйств по территориально-региональному, демографическому, доходному, имущественному и др. признакам. Экономические роли семьи в рыночной экономике ведение домашнего хозяйства , семейный бизнес , формирование человеческого капитала , обеспечение необходимого уровня потребительского спроса , укрепление инвестиционных возможностей семьи.  

Бедность в республике проявляется в зависимости от состава, пола, возраста, социально-экономического статуса членов семьи, места проживания. Уровень бедности , основанный на общих ресурсах (денежных и натуральных), ниже в сельских, чем в городских районах (соответственно 30% и 39%). Женщины более уязвимы в плане бедности, чем мужчины.  

Предлагаемая статья строится следующим образом. Мы начнем с краткого обзора работ, посвященных разделению труда между супругами. Далее приведем систематизацию теоретических подходов к данной проблеме, экономических и социологических. А затем обратимся к анализу количественных эмпирических данных. Мы рассмотрим принципы распределения трудовой нагрузки между супругами в современной городской семье, выявим ключевые факторы, определяющие различия в распределении этой нагрузки. Среди таких факторов рассмотрим социально-демографический тип семей, их материальное положение, а также возраст, образование и профессиональный статус супругов. Это позволит судить о том, насколько сильны элементы трудовой дискриминации женщин в семейных отношениях.  

Наконец, техноструктура никогда не была гомогенной, как полагали некоторые исследователи. Ее верхушка представляла "власть в себе". Высшие слои управляющих использовали техноструктуру и экономический рост компании для удовлетворения в первую очередь собственных амбиций по укреплению власти и социального статуса . Эти цели практически совпадали с тем, чего хотели добиться владельцы фамильного капитала за счет увеличения прибылей . Управленческая аристократия сформировала в Европе и Японии прослойку, гораздо более закрытую для внешнего мира по сравнению с американской, а влияние богатых семей сохранилось и после второй мировой войны. Семейный капитал выдвинул своих представителей, которые, закончив престижные учебные заведения, занимали руководящие должности на крупных предприятиях.  

Чем более закостенелым, замкнутым является данное общество, тем больше вероятность, что референтной группой индивида является его группа социального взаимодействия. Так, в докапиталистических обществах господствовала сословная социальная структура , при которой большинство людей рождались в определенном сословии (группа с социальным статусом , закрепленным законами) и оставались в нем всю жизнь, передавая свой сословный статус по наследству. В таком обществе крестьянину сравнивать себя с придворной аристократией, подражать ей было верхом нелепости. Капиталистическое или государственно-социалистическое (например, советское) общества открыты для социальной мобильности. Это значит, что родившийся в крестьянской семье имеет шансы прорваться на самый верх политической, административной или экономической иерархии. В таком обществе вполне разумен индивид, находящийся на дне, но подражающий тем, кто находится на самом верху. В таком обществе сближение с референтной группой потенциально реально. "Американская мечта" как важнейший миф Америки гласит, что каждый американец может стать президентом или миллионером. Примеров, говорящих о реальности этой мечты, в американской мифологии полно. В советской мифологии также масса примеров героев, поднявшихся из "простых рабочих и крестьян" до высших постов в государстве. В постсоветском обществе основная масса богатейших людей страны еще вчера находились на том же этаже, что и большинство из нас.  

Наконец, Шефер (S haefer), суммируя результаты предыдущих исследований, подчеркнул, что "интерес и вовлеченность в образование детей оказались значительно более важными, нежели качество школ, даже после статистического контроля социально-экономического статуса семьи" .  

ПЛица, проживающие на территориях с льготным социально-экономическим статусом ПУчастники ВОВ, инвалиды ВОВ и члены их семей  

С другой стороны, Матею и Пешар в исследовании влияния семьи на образование показали, что для Нидерландов "образовательные успехи детей в значительной мере определяются социально-экономическим статусом их родителей, хотя прямой и независимый эффект их финансовых ресурсов минимален" .  

Схема 1 отражает многомерность человека, выполняющего функции работника и в этом качестве выступающего предметом управления персоналом. Человек, будучи единым, участвует в производственной деятельности как ее многогранный субъект и экономический - производитель и потребитель благ и биологический- носитель определенной телесной конструкции и физического здоровья и социальный - член определенной группы семейно-род-ственной (член многодетной или бездетной семьи, обладатель определенного круга родственников и т.п.), демографической (мужчина или женщина, молодой или пожилой работник и т.п.), стратификационной (носитель определенного социального, в том числе профессионального, статуса и ранга), классовой (работник по найму или собственник), этнической (представитель определенной нации или этноса) и др. и политический - гражданин государства, избиратель, член политической партии, профсоюза, других групп интересов и правовой - обладатель определенных прав и обязанностей и культурный- носитель определенного менталитета, системы ценностей , социальных норм и традиций и нрав-  

Насколько эта гипотеза подтверждается данными эмпирических исследований Действительно, статус женщины в социально-профессиональной иерархии существенно влияет на степень и форму ее вовлечения в домашний труд. Чем выше профессиональный статус женщины, тем менее она включена в домашнюю экономику в форме непосредственного трудового участия, что компенсируется ростом опосредованного участия через денежный вклад в бюджет семьи . Однако участие мужа в домашнем труде обнаруживает явно выраженную инерционность в виде слабой зависимости от трудовой нагрузки жены в общественном производстве, а также от ее профессионального статуса . Стабильность степени участия мужа в домашней работе обусловлена комплексом причин, выходящих за рамки экономических факторов . Следствием такой стабильности является неизменность абсолютной величины трудовой нагрузки мужа в домашнем хозяйстве , что, однако, не противоречит росту его долевого участия в силу сокращения временных затрат на ведение домашнего хозяйства со стороны работающей жены. Верен ли этот вывод и для России В какой степени реализуются статусные преимущества супругов в распределении совокупного семейного труда Правда ли, что относительно высокий статус мужа ведет к усилению неравенства в домашнем труде в его пользу, тогда как аналогичная ситуация с женой в лучшем случае приводит к выравниванию домашней нагрузки, но не вызывает обратной дискриминации Последующий эмпирический анализ поможет нам ответить и на этот вопрос.  

Отдельные экономисты, объясняющие место работника в социальной иерархии доходов его социальным происхождением, в качестве измерителей последнего используют показатели семейного дохода, уровень образования ]

Анализ различных концепций стратификации показывает, что количество основополагающих признаков социальной группы (слоя) у разных авторов различаются. Тем не менее, почти все они разделяют мнение, что в число этих признаков обязательно должны быть включены такие параметры, как доход, власть, образование и престиж.

Российский социолог А.И. Кравченко предлагает располагать доход, власть, образование и престиж на оси координат вертикально и рядом друг с другом на том основании, что основным свойством стратификации, по его мнению, является неравенство расстояний между статусами.

Доход как экономический статус – это количество денежных поступлений инди­вида или семьи за определенный период времени (ме­сяц, год). Доходом называют сумму денег, полученную в виде зарплаты, пенсий, пособий, гонора­ров и др. Как правило, доходы тратятся на поддержание жизни, но если они очень высоки, то накапливаются и превращаются в богатство.

Богатство – это накопленные доходы, т.е. количество наличных или овеществленных денег. Овеществленные деньги существуют в виде движимого (автомобиль, яхта, ценные бумаги и т.п.) и недвижимого (дом, произведения искусства и т.п.) имущества. Обычно богатство передается по наследству. Его отличие от дохода состоит в том, что наследство могут получать как работающие, так и неработающие, а доход – только работающие. Пенсионеры и безработные также имеют доход, но его нет у нищих. Богатые могут работать, а могут и не работать, так как являются собственниками, обладают богат­ством. Главное достояние высшего класса заключается не в доходе, так как доля зарплаты у него невелика, а в накопленном имуществе. У среднего и низшего классов главным источником существования выступает доход, так как у первого богатство может быть, но оно незначительно, а у второго богатство нет вообще.

Богатства и доходы распределяются неравномер­но и означаютэкономическое неравенстве. Социоло­ги интерпретируют экономическое неравенство как показатель неравных возможностей раз­ных групп населения. Тот, кто имеет больше денег, лучше питается, живет в бо­лее комфортном доме, предпочитает личный автомо­биль общественному транспорту, может позволить себе дорогой отдых и т.д. Помимо явных экономических преимуществ богатые имеют скрытые при­вилегии. Они живут дольше, а бедные – меньше, даже если они пользу­ются всеми благами медицины, их дети менее образованы, даже если они ходят в те же самые общественные школы, что и дети из зажиточных семей и т. д.

Власть – это возможность навязывать свою волю или решения другим людям независимо от их желания; она измеряется количеством человек, на кото­рых распространяется принимаемое вами решение. Решения Президента Республики Беларусь распространяются на 9,8 млн. человек, а решения индивидуального предпринимателя – не более чем на трех наемных сотрудников.

В сложном обще­стве власть охраня­ется законами и традицией, окружена привилегиями и широким доступом к социальным благам, позволяет принимать жизненно важные для общества решения, в том числе законы выгодные, как правило, высшему классу. Люди, обладающие властью (политической, экономической или религиозной), составляют элиту общества, которая определяет внутреннюю и вне­шнюю политику государства, направляя ее в выгодное для себя русло, чего лишены другие классы.

Образование измеряется числом лет обучения в государственной или частной школе, вузе и т.д. Если, например, профессор имеет за спиной более 20 лет формального образования (полная средняя школа – 11 лет, университет – 5 лет, аспирантура – 3 года, докторантура – 3 года), то низкоквалифицированный рабочий может иметь не более одиннадцати. Слабое место критерия «образование» в том, что, обозначая количество лет в учебных заведениях, данный критерий не учитывает качество образования людей. Например, в Германии существуют различные виды университетов: классические и новые, прикладного характера, дающие профессиональное образование, т.е. бывшие высшие школы Hochschule. Можно предположить, что качество образования выпускника университета им. Гете, ведущего учебного заведения Германии, выше качества образования выпускника периферийного университета прикладного характера. Различие проявляется в характере полученного образования, имеющего теоретический или прикладной характер.

Если первые три шкалы стратификации – доход, власть и образование – имеют вполне объективные единицы изме­рения: доллары, люди, годы, то престиж является субъективным показателем.

Престиж – это уважение, каким в общественном мне­нии пользуются та или иная профессия, должность, род занятий.

Не подлежит сомнению, что профессия банкира престижнее профессии сантехника или дворника, а должность президента ком­мерческой фирмы – должности продавца. Все профессии, занятия и должности, существующие в обществе, располагаются сверху вниз в соответствии с их рейтингом. Хотя нередко профессиональный престиж определяется интуитивно, приблизительно, в некоторых странах, в частности в США, социологи проводят его измерение, используя специальные методы. С 1947 г. Национальный центр изучения обще­ственного мнения США проводит оп­рос рядовых американцев для того, чтобы определить общественный престиж различных профессий. Оценка профессий осуществляется по пятибалльной шкале: превосходная, хорошая, средняя, чуть хуже среднего, самая плохая. Рассчитав среднее по каждой профессии, социо­логи получили общественную оценку престижности каждого вида труда в баллах. Выстроив их в иерархическом порядке от самой уважаемой до самой не­престижной, они получили рейтинг, или шкалу про­фессионального престижа. В табл. 1 приводится сокращенный вариант этой шкалы.

Признаки социальных статусов

Замечание 1

Социальное положение индивида, его социальный статус определяется существующей системой общественных отношений, которые характеризуют место субъекта, входящего в данную социальную структуру. Такие отношения в ходе практической совместной деятельности людей устанавливаются на длительное время и носят объективный характер.

При определении социального статуса чаще всего используют многомерный подход, позволяющий учитывать все многообразие признаков:

  • природные признаки (возраст, пол);
  • этнические отношения;
  • совокупность прав и обязанностей;
  • место в иерархии политических отношений;
  • отношения между индивидами в системе общественного разделения труда;
  • экономический критерий (собственность, материальное положение, уровень дохода, семейно-бытовые условия, образ жизни, образование, профессия, квалификация);
  • отношения распределения;
  • отношения по потреблению;
  • престиж – оценка социальной группой или обществом социальной значимости положений, занимаемых людьми и т.д.

Разные социологи для определения социальных групп населения используют собственную комбинацию критериев, поэтому и группировки индивидов могут происходить по-разному.

Часто социальный статус определяется выполняемыми индивидом при взаимодействии с другими людьми социальными функциями. Социальный статус подразделяют по образованию, умениям и навыкам.

Важным показателем социального статуса в современном обществе являются такие признаки как:

  • объем властных полномочий,
  • уровень дохода и образования,
  • престиж профессии в сфере муниципального и государственного управления.

В социологии западных стран популярен социально-экономический индекс, который включает измеряемые признаки:

  • качество образования,
  • уровень дохода,
  • престиж профессии.

Социально-демографические признаки

Социальный статус индивида устанавливается с учетом объективных социально-демографических показателей, включающих:

  • возраст,
  • национальность,
  • образование,
  • материальные условия,
  • род занятий,
  • семейное положение,
  • социальное положение,
  • специальность,
  • социальные роли,
  • наличие постоянного места жительства,
  • гражданство.

Компоненты социального статуса

К компонентам, характеризующих социальный статус относятся:

  • статусные права и обязанности – определяют, что носитель статуса может и должен делать;
  • статусный диапазон – обозначенные рамки в пределах которых реализуются статусные права и обязанности;
  • статусный образ - совокупность представлений о должном виде и поведении обладателя статуса;
  • статусные символы – определенные внешние знаки отличия, которые позволяют разграничить обладателей разных статусов;
  • статусная идентификация – выяснение степени соответствия индивида статусу.

Признаки отдельных видов социального статуса

Существует большое количество разнообразных статусов, каждому из которых присущи свои характерные признаки.

Признаки, характеризующие отдельные виды социальных статусов:

  1. Наиболее характерный для индивида статус – главный статус. Главный статус определяет образ жизни индивида, в соответствии со статусом его идентифицируют окружающие.
  2. Предписанный статус характеризуется половозрастными признаками, расовой и национальной принадлежностью.
  3. Достигаемый статус описывается следующими критериями: уровень образования, квалификация, профессиональные достижения, звание, должность, карьера, благополучный в социальном отношении брак и т.д. М. Вебер выделял три основных показателя: власть, престиж, богатство.
  4. Социально-административный статус определяется набором прав и обязанностей.
  5. Личный статус характеризуется индивидуальными качествами и свойствами.
  6. Смешанные социальные статусы отличаются признаками как предписанных, так и достигаемых статусов, однако достигаемых в результате стечения определенных обстоятельств.

А вот, скажем, арендатор – это профессиональный или экономический статус? Наверняка экономический, так как для получения профессионального статуса нужно учиться.

Профессиональным статусом обладают все профессии и специальности внутри них. Президент – это не профессия, а водитель, преподаватель – профессия. В развитом обществе существуют около 40 тысяч профессий и специальностей.

Следующая группа статусов – политические. Сюда входят все государственные служащие, все, кто принадлежит различным партиям, общественным движениям или так или иначе соприкасается с властью. Власть – основной критерий для оп ределения политического статуса. Политических статусов – сотни.

К религиозным статусам относятся верующий или неверу ющий, христианин, буддист, мусульманин, а также крещеный, исповедовавшийся и неисповедовавшийся. Кроме них боль шую группу религиозных статусов дает церковная иерархия. В общем выходит не менее 300 статусов.

Помимо этого существуют территориальные статусы. На пример, горожанин и житель села, провинциал, турист, эмиг рант и иммигрант и т.д.

С помощью статусов социолог может так же точно характеризовать объект исследования, как художник, рисуя порт рет человека с набором индивидуальных черт. Можем ли мы сказать, что совокупность статусов характеризует именно этого конкретного человека?

Статусный портрет человека носит в социологии еще одно название – статусный набор индивида, которое ввел в середи не XX века американский социолог Р. Мертон.

Статусный набор – это совокупность всех статусов, при надлежащих одному индивиду.

К примеру, господин Н является мужчиной, преподавате лем, человеком средних лет, кандидатом наук, ученым секретарем научного совета, заведующим кафедрой, членом проф союза, членом партии демократической ориентации, право славным, избирателем, мужем, отцом, дядей и т.д. Таков его статусный набор, или статусный портрет.

Статусный набор каждого человека индивидуален, то есть неповторим во всех деталях. Он, как совокупность точек в физическом пространстве, принадлежащих одному телу, точ но фиксирует положение человека в социальном пространстве. Или, говоря иначе, позицию индивида в обществе.

Стоит поменять один из них, скажем, пол или профессию, а все другие оставить неизменными, как мы получим похоже го, но другого человека. Даже если все основные статусы у двух человек совпадают, что бывает не так часто, обязательно бу дут различаться неосновные. Из двух совершенно похожих по статусам людей один в данный момент может оказаться в мет ро (эпизодический статус «пассажир»), а другой – передвигаться на собственной «Аудио» («водитель – владелец собственной автомашины»).

Обобщив сказанное, приведем многообразие статусов к единому знаменателю:

Социально-демографические статусы

Половые статусы. Мужчина / женщина.

Возрастные статусы. Эти статусы еще называют транзитивными, так как человек приобретает их по мере социализации. Существует три основных транзитивных статуса: ребенок / взрослый / старик.

Расовые статусы. Все население нашей планеты делится на три основные расы.

Статусы по здоровью. Например, инвалидность изменяет социальный статус человека. Нормой соотношения инвалидов и здорового населения принято считать 10%, в то время как в России инвалиды составляют 13% населения.

Эти статусы составляют не чисто биологическую систему статусов, а являются продуктом общественного развития. Так, родственники, приобретенные в результате брака, являются родственниками не по крови, а по закону (father - in - law , mother - in - law). Всего этих статусов около 250.

Социальные статусы

Экономический статус – это статус, который мы получаем независимо от образования, но благодаря месту, занимаемому этим статусом в экономической системе разделения труда (собственник, наемный рабочий, арендатор, кредитор).

Политический статус – мы понимаем его как принадлежность к государственному аппарату управления или политическим ассоциациям (партиям, движениям). Этот статус направлен на удержание и эффективное использование власти.

Поделиться: