Содержание общего имущества в многоквартирном доме включает
Казалось бы, все просто и понятно, и расчет размера платы за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме не должен вызывать вопросов ни у собственников, ни у управляющих компаний, ни у судей. Однако на практике возможны два способа расчета размера платы за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме.
1. Умножение суммы тарифа на количество квадратных метров, находящихся в собственности конкретного лица (плательщика услуг).
Данный способ применяется на практике, как правило, управляющими организациями и большинством судей при взыскании задолженности за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме.
Аргументом в пользу данного способа расчета может стать абзац 5 статьи 2 Правил проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом (утвержд. Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 февраля 2006 года № 75 «О порядке проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом»).
В пункте 2 Правил № 75 дано определение понятия «размер платы за содержание и ремонт жилого помещения» - это плата, включающая в себя плату за работы и услуги по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, установленная из расчета 1 квадратного метра общей площади жилого помещения.
Но в силу специфики предмета своего регулирования, данное постановление допустимо применять исключительно при проведении органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом.
Кроме того, в приведенном расчете размера платы уже заложена пропорциональность от площади помещения каждого собственника, предусмотренная , , Жилищного кодекса российской Федерации и Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 года №491.
Также данная позиция подтверждена Постановлением Президиума ВАС РФ от 09.11.2010 №4910/10 по делу №А71-9485/2009-ГЗ.
Высший Арбитражный суд указал, поскольку управляющая компания выбрана по итогам соответствующего конкурса и в материалах дела имеется копия протокола от 09.04.2008 № 15 конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, в котором указана плата за работы и услуги по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества собственников помещений в данном многоквартирном доме в размере 15 рублей 51 копейки за 1 квадратный метр помещения в месяц, то общество, являясь собственником нежилых помещений в этом доме, обязано было ежемесячно производить возмещение издержек за работы и услуги по управлению домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества, исходя из утвержденной ставки: 15 рублей 51 копейка x 718,2 квадратных метра = 11 139 рублей 28 копеек.
Таким образом, вывод суда апелляционной инстанции о непрозрачном расчете стоимости услуг не может быть признан обоснованным, поскольку этот расчет представляет собой простую арифметическую операцию умножения суммы тарифа на площадь помещения и соответствующего числа месяцев. (Постановление Президиума ВАС РФ от 09.11.2010 №4910/10 по делу №А71-9485/2009-ГЗ).
2. Общее количество квадратных метров мест общего пользования делится на количество квадратных метров помещений, находящихся в частной собственности всех лиц, и умножается на количество квадратных метров, находящихся в собственности конкретного лица (плательщика услуг) и умножается на сумму тарифа.
По моему мнению, основываясь на системном толковании норм гражданского и жилищного законодательства, данный способ расчета представляется более правильным.
Данный поход согласуется с Определением Высшего Арбитражного Суда РФ от 20.12.2013 № ВАС-18121/13 по делу №А63-1465/2012 где указано, что доля собственника имущества относительно обслуживающих управляющей компанией мест общего пользования в квадратных метрах рассчитывается следующим образом: общее количество квадратных метров мест общего пользования делится на количество квадратных метров помещений, находящихся в частной собственности всех лиц, и умножается на количество квадратных метров, находящихся в собственности конкретного лица (плательщика услуг). При этом доля конкретного собственника в праве общей собственности на места общего пользования может быть определена также исчислением ее в процентах, путем деления количества квадратных метров, находящихся в собственности плательщика на один процент общей площади помещений, находящихся в собственности всех владельцев здания.
Особое мнение. Так как пунктом 1 статьи 37 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме собственника помещения в этом доме пропорциональна размеру общей площади указанного помещения, то размер платы за содержание общего имущества может быть рассчитан как путем выделения доли собственника в общем имуществе, умноженную на утвержденный общим собранием собственников тариф, так и путем умножения площади принадлежащего собственнику помещения на утвержденный общим собранием собственников тариф, при этом сумма платы всех собственников здания должна равняться стоимости расходов за содержание общего имущества всего здания в обоих случаях. (Постановление Арбитражного суда Московского округа от 21.09.2015 №Ф05-12176/2015 по делу №А40-175809/14; Определение Верховного Суда РФ от 18.12.2015 №305-ЭС15-17660 по делу №А40-175809/2014).
Резюмируем: к настоящему времени судебная практика не дает однозначного ответа на вопрос, как правильно рассчитать размер платы за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме. Можно утверждать одно: сумма платы всех собственников многоквартирного дома должна равняться стоимости расходов за содержание общего имущества всего дома в обоих случаях.
Прежде всего необходимо уточнить, что содержание общего имущества (ОИ) многоквартирного дома (МКД) - это комплекс работ и услуг по содержанию общего имущества жилого дома, техническому обслуживанию общих коммуникаций и технических устройств, санитарной очистке помещений дома и придомовой территории.
Такое определение вытекает из двух основополагающих нормативных актов, устанавливающих порядок содержания и технического обслуживания МКД: Правил содержания имущества в многоквартирном доме, утв. постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491 (Правила № 491), и Правил и норм технической эксплуатации ОИ МКД, утв. приказом Госстроя от 27.09.2003 № 170 (Правила № 170). В первом документе определяется подробный состав ОИ МКД, управление которым осуществляется управляющей организацией (УО). Этот вопрос в особых комментариях не нуждается, так как состав ОИ закреплен Жилищным кодексом.
- соблюдение характеристик надежности и безопасности дома;
- безопасность для жизни и здоровья граждан;
- сохранность имущества физических и юридических лиц;
- доступность пользования жилыми и нежилыми помещениями;
- постоянную готовность и дееспособность всех инженерных коммуникаций;
- поддержание архитектурного облика дома;
- соблюдение прав и законных интересов собственников жилья.
Правила № 491 также определяют состав работ по содержанию ОИ в зависимости от его конструктивных особенностей, степени физического износа, технического состояния, природно-климатических условий месторасположения дома. В них подробно рассматривается вопрос об обязанности собственников помещений по несению общих расходов на содержание и ремонт ОИ.
Правила № 491 определяют следующий состав работ по содержанию ОИ:
- осмотр ОИ с целью выявления его некачественного содержания и угрозы безопасности жизни и здоровью граждан;
- освещение мест общего пользования;
- обеспечение нормируемой температуры в помещениях общего пользования;
- уборка и санитарно-гигиеническая очистка помещений общего пользования и земельного участка, входящего в ОИ;
- сбор и вывоз бытовых отходов;
- содержание и уход за озеленением и благоустройством;
- подготовка к сезонной эксплуатации;
- текущий и капитальный ремонт.
Другой нормативный акт - Правила № 170 регламентирует решение следующих основных вопросов:
- организация технического обслуживания и текущего ремонта ОИ;
- содержание помещений и придомовой территории;
- техническое обслуживание и ремонт жилых зданий на различных территориях;
- особенности технического обслуживания и ремонта жилых зданий на различных территориях.
Подробное изложение всех технических и организационных задач, решаемых при эксплуатации МКД, представлено в Методическом пособии по содержанию и ремонту ОИ МКД (МДК 2-04-2004), разработанном Росстроем.
Изложенный перечень общих требований к содержанию и ремонту ОИ МКД свидетельствует не только о большом объеме всестороннего решения задач технического блока, но и о влиянии этого блока на эффективность функционирования УО по обеспечению качества и надежности эксплуатации находящегося в ее управлении комплекса недвижимого имущества.
Структура содержания и ремонта ОИ МКД
Необходимо уяснить, что содержание ОИ МКД как обобщающее понятие состоит из обеспечения содержания и технического обслуживания домов.
В свою очередь, собственно содержание ОИ МКД включает работы:
- выполняемые при проведении технического осмотра отдельных элементов и помещений МКД;
- выполняемые при подготовке зданий к осенне-зимнему и весеннелетнему периодам;
- выполняемые при проведении частичных осмотров;
- по санитарному содержанию МКД;
- прочие.
(См. рисунок в приложенном файле - Структура комплексного процесса содержания и ремонта жилищного фонда)
Техническое обслуживание выключает:
- аварийное обслуживание;
- технический надзор;
- проведение осмотров;
- подготовку к сезонной эксплуатации систем дома.
Обе составляющие единого понятия "содержание ОИ МКД" неразрывно связаны между собой, и функции, относящиеся к этим составляющим, осуществляются одной обслуживающей организацией. Разница только в объекте управления: в процессе содержания ОИ МКД воздействие оказывается на состояние крыш, чердаков, подвалов, фасадов, внешнее благоустройство, санитарное состояние, а в процессе технического обслуживания - на общие коммуникации, технические устройства и технические помещения.
Комплексный процесс содержания и ремонта ОИ МКД схематически изображен на рисунке. Эта структура позволит руководителям УО четко представить состав и последовательность выполнения работ, их взаимосвязь при обеспечении необходимого уровня содержания и ремонта МКД.
Большое значение в процессе функционирования УО имеет правильное, т. е. соответствующее нормативным актам, определение состава каждой работы, выполняемой ею как в процессе содержания МКД, так и при текущем и капитальном ремонте.
Однако состав многих работ, указанных в Правилах № 170, не во всем совпадает с составом этих работ, указанном в МДК 2-04-2004. Кроме того, практика показывает, что в приватизированных квартирах в связи с исключением из состава ОИ санитарно-технических приборов и квартирных разводок их обслуживание во многом осуществляется владельцами квартир. Некоторые работы в связи с заменой устаревшей арматуры и оборудования вообще не выполняются, например очистка сливного бочка от отложений, ремонт поплавка - шара, притирка пробочных кранов в смесителях и т. п.
Приведем основные работы, подлежащие выполнению в процессе осуществления функции содержания ОИ МКД.
Стены и фасады
Удаление элементов декора, представляющих опасность, отбивка отслоившейся штукатурки и плитки, укрепление домовых номерных знаков.
Крыши и водостоки
Уборка мусора, удаление снега и наледи с кровли, прочистка внутренних и укрепление наружных водостоков, антисептирование и антипирирование деревянных конструкций, промазка фальцев.
Оконные и дверные заполнения
Установка недостающих рам, стекол и дверей, ремонт существующих.
Санитарная уборка
Ежедневная влажная уборка лестниц и площадок нижних двух этажей, то же еженедельно выше второго этажа, ежедневное мытье пола кабины лифта, ежемесячное мытье лестничных площадок и маршей, ежегодное мытье окон, влажная протирка стен, дверей, плафонов, подоконников, отопительных приборов, почтовых ящиков.
Санитарная очистка внутридомовой территории
Уборка контейнерных площадок, очистка урн, уборка снега, посыпка территории против наледи, подметание, уборка газонов, выкашивание травы.
Центральное отопление
Консервация и расконсервация системы, регулировка запорной арматуры, уплотнение сгонов, испытание системы и ее промывка гидропневматическим способом, отключение отопительных приборов при их течи.
Водопровод и канализация
Уплотнение сгонов, временная заделка свищей и трещин, прочистка люков и дворовой канализации, консервация и расконсервация поливочной системы.
Электроснабжение
Замена ламп, снятие показателей домовых, групповых электросчетчиков, проверка заземления, замеры сопротивления изоляции.
Аварийное обслуживание
Ремонт и замена сгонов на трубопроводах, смена участков трубопроводов до 2 м, установка бандажей и ликвидация засоров в трубах, замена неисправных участков электросети, ремонт электрощитов и замена плавких вставок. На практике ограничиваются устранением течи в системах отопления и водопровода путем отключения аварийного участка.
Рассматривая приведенный перечень работ по содержанию ОИ МКД совместно со схемой, приведенной на рисунке, можно сделать следующие выводы.
Работы непосредственно по содержанию ОИ МКД и его техническому обслуживанию проходят под общим техническим надзором в процессе общих и частичных осмотров практически одновременно и неразрывно друг с другом. То же происходит при подготовке к сезонной эксплуатации. Указанное обстоятельство должно учитываться руководством УО при организации работ по содержанию МКД.
УО, взявшие на себя непосредственное управление МКД и осуществляющие содержание дома собственными силами наемных работников, должны соблюдать основные технологические требования при выполнении соответствующих работ.
Для каждого вида работ должна применяться технологическая карта. Учитывая, что большинство работ связано со строительной технологией, целесообразно использовать типовые технологические карты строительной отрасли с внесением в них необходимых корректировок, связанных с эксплуатацией конкретного МКД.
Технология производства работ должна предусматривать эффективные способы их выполнения и применение новых, современных, долгосрочных и экологически чистых материалов.
Особое внимание следует уделять подготовке к осенне-зимнему сезону МКД с централизованным теплоснабжением. Помимо основных работ по промывке и испытанию внутренней системы отопления и оборудования ИТП, необходимо утеплить дом, восстановить разрушенную изоляцию трубопроводов и оборудования, отремонтировать при необходимости помещения ИТП, покрасить трубопроводы, подготовить необходимую техническую документацию.
В деятельности УО наименее благополучным является процесс технического осмотра МКД. Нельзя утверждать, что осмотры вообще не проводятся, но с большой долей вероятности можно говорить об отсутствии у большинства УО необходимой документации: журналов осмотра, оформленных актов, паспорта готовности объекта.
Следует указать, что плановые общие осмотры должны проводиться два раза в год (весной и осенью). В процессе этой работы осуществляется осмотр здания в целом, включая конструкции, инженерное оборудование и благоустройство.
Плановые частичные осмотры предусматривают осмотр отдельных элементов здания и проводятся по графику.
Внеочередные (внеплановые) осмотры производятся после явлений стихийного характера, например, в Санкт-Петербурге после обильного и длительного снегопада зимой 2009-2010 гг. возникла необходимость внеочередного осмотра кровли.
Все затраты по содержанию ОИ МКД входят в состав платы за содержание и текущий ремонт жилого помещения, производимой собственниками и нанимателями квартир в МКД.
Совершенно очевидно, что от организации содержания МКД и рационального использования финансовых ресурсов, поступивших от жильцов для покрытия соответствующих затрат, будет в значительной степени зависеть эффективность функционирования УО, которая управляет МКД.
К текущему ремонту относятся следующие основные виды работ.
Фундаменты
Устранение местных деформаций, усиление и восстановление поврежденных участков фундаментов, отмостки, входов в подвалы.
Стены и фасады
Герметизация стыков, ремонт и окраска фасадов, заделка и восстановление архитектурных элементов.
Перекрытия
Смена отдельных элементов, заделка швов и трещин.
Крыши
Усиление стропил, антисептирование и антипирирование, замена водостоков, ремонт гидроизоляции и утепления.
Оконные и дверные заполнения
Смена и восстановление отдельных элементов.
Лестницы, балконы, козырьки
Восстановление или замена отдельных участков.
Полы
Замена и восстановление отдельных участков.
Внутренняя отделка
Восстановление отдельных участков в подъездах, технических помещениях.
Центральное отопление
Восстановление работоспособности отдельных участков системы отопления путем их замены.
Водопровод, канализация и горячее водоснабжение
Замена и восстановление работоспособности отдельных участков той или иной системы.
Электроснабжение
Замена и восстановление работоспособности электроснабжения здания, включая электроплиты, до внутриквартирных устройств.
Вентиляция
Восстановление работоспособности системы, включая вентиляторы.
Мусоропроводы
Восстановление работоспособности всех устройств системы.
Внешнее благоустройство
Ремонт и восстановление участков тротуаров, проездов, отмостки, площадок, навесов для мусоросборников.
Специальные общедомовые технические устройства
Восстановление элементов и частей технических устройств по регламентам заводов-изготовителей. Работы выполняются специализированной организацией по договору с УО, которая управляет домом. К числу технических устройств относятся лифты, ПЗУ, антенны и т. п.
Более подробный перечень работ, относящихся к текущему ремонту, приведен в МКД 2-04-2004.
Руководители УО при проведении текущего ремонта должны следовать определенным правилам.
- Во-первых, текущий ремонт должен выполняться без прекращения обслуживания здания, в т. ч. всеми видами энергоресурсов. Отключаться могут только отдельные участки энергосистем, на которых производятся восстановительные работы.
- Во-вторых, основанием для определения потребности в текущем ремонте и его объемах должны служить результаты плановых общих технических осмотров.
- В-третьих, текущий ремонт должен производиться в плановом порядке, затраты на него должны отражаться в смете доходов и расходов.
К сожалению, в большинстве УО указанные правила не выполняются. Это объясняется не только недостаточным профессионализмом руководителей УО, но также во многих случаях их стремлением к бесконтрольному использованию денежных средств, предназначенных для проведения текущего ремонта, так как отчет в этом случае производится только за расходование финансовых ресурсов, но не за выполнение конкретных запланированных работ.
Такое сложившееся на практике положение дел с планированием, организацией и проведением текущего ремонта значительно снижает эффективность функционирования УО.
Необходимо напомнить, что плата за текущий ремонт производится собственниками и нанимателями квартир в МКД и величина этой платы выделена, как правило, отдельной строкой в квитанции об оплате. Это уже предопределяет возможность всестороннего анализа эффективности использования затрат на текущий ремонт и выявления конкретных источников ее повышения.
Капитальный ремонт жилищного фонда
Капитальный ремонт не продлевает срок службы здания, так как он определяется по наиболее долговечным элементам, которые не заменяются во время его проведения.
Капитальный ремонт предусматривает замену одной, нескольких или всех систем инженерного оборудования, а также приведение в исправное состояние всех конструктивных элементов дома.
К капитальному ремонту можно отнести модернизацию жилых зданий. Модернизация здания заключается в обновлении используемых материалов и инженерного оборудования в соответствии с требованиями, предъявляемыми действующими нормами. Сущность модернизации жилищного фонда состоит в улучшении его потребительских качеств путем повышения уровня благоустройства, а также приведения зданий в соответствие с функциональными требованиями путем применения современных строительных конструкций и материалов.
Изложенные понятия позволяют в практическом планировании и производстве подразделить капитальный ремонт на комплексный и выборочный.
Комплексный капитальный ремонт - это ремонт с заменой конструктивных элементов и инженерного оборудования с их модернизацией. Он включает работы по всему зданию или его отдельным секциям, при этом возмещается физический и функциональный износ.
Выборочный капитальный ремонт - это ремонт с полной или частичной заменой отдельных конструктивных элементов здания для полного возмещения их физического и частично морального износа.
При этом физический износ означает ухудшение технических и эксплуатационных показателей здания, а моральный (функциональный) - постепенное отклонение эксплуатационных показателей от современного уровня технических требований по эксплуатации зданий.
В настоящее время УО имеют дело только с выборочным капитальным ремонтом, именно так его классифицирует Фонд содействия реформированию ЖКХ. Выборочный капитальный ремонт домов, находящихся в управлении УО, производится без расселения домов.
УО может выполнять капитальный ремонт находящихся в ее управлении домов за счет трех источников финансирования:
- использования предоставляемых субсидий;
- собственных средств УО за счет специальных сборов по решению общего собрания;
- финансирования из бюджета региона.
В первых двух случаях денежные средства для оплаты работ находятся на расчетном счете УО. В третьем случае оплату работ может производить администрация, но только после подписания УО акта о выполнении работ.
Таким образом, во всех случаях УО имеет в своем распоряжении действенный стимул для обеспечения качества и сроков выполнения работ по капитальному ремонту. Однако не все УО умело используют это обстоятельство.
Для руководителей УО планирование и проведение капитального ремонта является серьезным испытанием на профессионализм. Строительные работы - это особая отрасль, требующая знаний не только технологии их производства, но и специфики организации и взаимоотношений между производителями отдельных видов работ, между ними и заказчиками (в данном случае УО).
УО должна готовиться к капитальному ремонту заранее, не менее чем за год. Изложенный материал дает общее представление об этом виде ремонта.
Начинать следует с обследования дома, составления дефективной ведомости и определения необходимых объемов работ. При выполнении этой работы следует руководствоваться следующими действующими нормативными актами:
- Правила оценки физического износа жилых зданий - ВСН 53-86(р);
- Положение по техническому обслуживанию жилых зданий -ВСН 57-88 (р);
- Положение об организации и проведении реконструкции объектов коммунального и социально-культурного назначения ВСН 58-88 (р).
В указанных документах приведены сроки продолжительности эксплуатации различных элементов жилых зданий до капитального ремонта. В случае когда срок службы отдельных элементов дома менее нормативного, планировать их капитальный ремонт при нормальных условиях эксплуатации не имеет смысла.
На основании выявленных объемов работ составляется смета на их производство. Составление сметы необходимо поручить специализированной организации или опытным специалистам-сметчикам.
Для оплаты работ по составлению сметы для капитального ремонта должны быть определены финансовые ресурсы в смете доходов и расходов УО на планируемый год. При проведении капитального ремонта с использование субсидий эти затраты должны войти в сводную смету, что предопределяет их возврат УО в той или иной форме. Об этом надо напомнить составителям сметы, которые должны стоимость ее разработки включить в смету. При проведении капитального ремонта за счет бюджета субъекта РФ следует поступать таким же образом. Однако регионы часто не оплачивают стоимость проектно-сметных работ. При проведении капитального ремонта за счет собственных средств УО затраты на разработку сметы оплачиваются также за счет этих средств.
Наличие сметы - необходимое условие для включения дома в план по капитальному ремонту за счет централизованных источников, составляемый в регионе. Смета нужна и для составления договора с подрядчиком при проведении капитального ремонта за счет средств УО, и для оценки собственных финансовых ресурсов УО в определенный период времени.
Руководители УО часто проявляют недальновидность и не планируют затраты на разработку сметы до окончательного решения о включении дома в план по капитальному ремонту за счет централизованных источников. В результате или дом не попадает в этот план, или руководитель УО срочно нанимает специалиста, который за короткий срок и повышенную плату разрабатывает смету, но она не включается в сводный расчет. В таких случаях недооценка руководителем УО фактора своевременности составления сметы по капитальному ремонту дома нанесет УО определенный ущерб.
Еще одним важным фактором, влияющим на эффективность работы УО при проведении капитального ремонта, является грамотное заключение договора с подрядчиком. Обычно используются типовые, проверенные юристами тексты договора. Ошибки, как правило, могут быть не в тексте, а в установлении срока окончания работ и графике их производства.
В практике встречаются случаи, когда точный срок окончания работ фактически не обозначен.
ПРИМЕР В договоре указанно, что подрядчик должен закончить работы в течение шести месяцев с момента перечисления заказчиком (УО) денежных средств на аккредитив для оплаты работ, но не позднее 1 ноября. Заказчик перечисляет деньги на аккредитив 1 июня, т. е. для выполнения работ к намеченному сроку осталось всего пять месяцев. В этом случае подрядчик считает, что шестимесячный срок для производства работ истекает 1 декабря, а заказчик ссылается на оговорку "не позднее 1 ноября". Подобные казусы свидетельствуют не в пользу руководителя УО, подписавшего подрядный договор.
Более серьезные ошибки могут быть допущены при согласовании графика производства работ, являющегося неотъемлемой частью договора. Например, при капитальном ремонте внутренних санитарно-технических систем МКД график производства работ должен быть составлен по каждому подъезду, что позволит обеспечить более четкий контроль за сроками и качеством производства работ.
Особое внимание должно быть обращено на график работ по ремонту фасада дома. Ремонт производится, как правило, с лесов, которые создают большие неудобства жильцам нерасселенного дома: пыль, грязь, трудность проветривания, возможность проникновения с лесов в квартиру и т. п. Это обусловливает постановку перед подрядчиком задачи скорейшего окончания работ и снятия лесов. На домах с несколькими подъездами и большим периметром фасада сделать это возможно только при давно известном и применяемом на практике методе работы по захваткам, т. е. работы охватывают, например, фасад по двум подъездам, после чего переносятся на другие подъезды (захватки), а леса с первой захватки снимаются. Именно так, с учетом интересов жильцов дома, должен составляться график производства работ. Кстати, это отвечает и интересам подрядчика, так как при грамотной организации работ позволяет обойтись меньшим количеством дорогостоящих лесов.
Однако известны случаи, когда подрядчик, пользуясь отсутствием у заказчика знаний и опыта в производстве строительных работ, подписывал у руководителя УО график совершенно другого характера.
ПРИМЕР При ремонте фасада одного шестиэтажного жилого дома, общая протяженность периметра которого составляет 700 погонных метров, график предусматривал установку лесов по всему периметру дома (длина более полукилометра!) и последовательное выполнение различных видов работ (промывка и окраска стен, смена водостоков и отливов и т. п.) с использованием установленных лесов. Такая организация работ могла быть оправданна при наличии у подрядчика не менее 8-10 комплексных бригад с необходимыми материально-техническими ресурсами и одновременной работой этих бригад на доме. Практически леса простояли более полугода по всему периметру дома, создавая значительные неудобства жильцам в течение столь длительного периода.
Весьма важным является вопрос контроля со стороны УО за качеством, сроками и организацией работ по капитальному ремонту дома. Руководитель УО должен понимать, что в его руках находится такой весомый рычаг воздействия на подрядчика, как финансовые ресурсы для оплаты работ. Он должен не просить, а требовать у подрядчика качественного и своевременного выполнения работ, не ограничиваться общением с прорабом, а вызвать на объект при необходимости руководителя подрядной организации, представителей районного жилищного агентства, администрации района и надзорных органов. При этом не надо бояться испортить отношения, их надо выстраивать на деловой основе, отстаивая интересы УО. Упомянутые руководители и представители не преминут при неблагоприятном стечении обстоятельств упрекнуть руководителя УО в отсутствии обращений в их адрес.
Необходимо отметить, что руководитель УО при планировании и производстве капитального ремонта с использованием бюджетных средств находится под определенным давлением администрации района или города, от которой зависит включение дома в план работ. За освоение бюджетных средств отвечает администрация, которая в конце отчетного периода практически не позволит руководителю УО не оплачивать выполненные работы при наличии определенных недоделок и низком качестве. Учитывая это обстоятельство, руководитель УО должен уже с момента подписания подрядного договора проявлять настойчивость в выполнении его требований подрядчиком, памятуя о том, что в конце срока окончания работ это будет сделать значительно сложнее.
Капитальный ремонт является самым дорогостоящим видом работ, исчисляемым, как правило, миллионами рублей. От его качественного выполнения зависит дальнейшая эксплуатационная устойчивость МКД, а следовательно, и величина затрат на его содержание и комфортность проживания в доме. Именно эти показатели характеризуют в первую очередь эффективность работы УО.
Ремонт, выполняемый в квартирах по заявкам жильцов и за их счет, относится к одному из видов разрешенной хозяйственной деятельности УО.
Этот ремонт производится в домах, находящихся в управлении УО, силами наемных работников или эксплуатирующей организации. Как правило, это небольшие ремонтные работы, доход от которых не оказывает существенного влияния на экономические результаты работы УО. Однако организация в доме силами УО оперативного выполнения необходимых ремонтных работ в квартирах обеспечивает комплексный подход к содержанию и ремонту МКД, создает жильцам дополнительные удобства и способствует их более тесной связи с правлением и инженерными службами.
В заключение следует подчеркнуть, что надлежащее содержание и ремонт жилищного фонда - это одна из основных задач УО, качество выполнения которой и затраченные при этом финансовые и материальные ресурсы в значительной степени характеризуют эффективность функционирования любой организации, в управлении которой находится МКД.
При этом концентрированное изложение в статье основных требований, предъявляемых нормативными актами к содержанию и ремонту жилищного фонда, может стать практическим пособием в успешном решении задачи.
По материалам журнала "Управление многоквартирным домом"
Файлы
- Структура комплексного процесса содержания и ремонта жилищного фонда (16.2 KB)
Раз в тридцать дней жители многоквартирных домов (МКД) получают квитанцию с графой «текущее содержание жилья», производят оплату за эти услуги, но немногие из нас задумываются, что означает эта графа.
В этом важном вопросе следует подробно разобраться.
Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.
Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефонам ниже. Это быстро и бесплатно !
Законодательная база
В Постановлении Правительства РФ № 491, которое датируется 13 августа 2006 г., регулируются отношения по содержанию имущества, находящегося в общем пользовании собственников многоквартирного дома .
При этом обеспечивается:
- Соблюдение высокого уровня безопасности и надежности многоквартирного дома;
- Готовность технического оборудования для обслуживания жильцов посредством коммунальных услуг;
- Выполнение требований законодательства в области энергоэффективности;
- Соблюдение прав собственников, проживающих в МКД;
- Доступность пользования общими жилыми и нежилыми помещениями, а так же придомовой территорией (земельным участком);
- Безопасность физических лиц, защита от повреждений имущества, находящегося в пользовании физических и юридических лиц и также того, что принадлежит государству и муниципалитету.
Нормы деятельности для коммунальных предприятий, а также установление внутренних тарифов и порядка, по которому должна проводиться оплата услуг для проживающих в многоэтажном доме, закреплены в статье 154 Жилищного кодекса РФ .
Эти нормы были созданы законодателем для того, что урегулировать , которые находятся в долевой собственности.
Под общим имуществом в ст. 154 ЖК РФ подразумеваются следующие объекты:
- Места общего пребывания и использования, такие как лифт, лестничная площадка, чердачное помещение и технический этаж ;
- Крыша ;
- Ограждения, поддерживающие общую структуру дома: двери, бордюры, несущие стены ;
- Оборудование, располагающееся в доме и за его пределами: техническое, электрическое или механическое ;
- Придомовая территория, определяющаяся на основе кадастрового паспорта жилья ;
- Иные объекты, которые также имеют отношение к многоквартирному дому: стоянки для автомобилей, подстанции трансформаторного вида и площадки для детских игр .
Какие виды работ входят в понятие «качественное содержание жилья»?
Важно поддерживать нормальное состояние дома с эстетической точки зрения, а также уделять внимание его функциональным возможностям, устраняя появляющиеся изъяны и неполадки в короткие сроки.
Каждый из жильцов понимает, что управляющая компания должна проводить ряд мер, обеспечивающих ремонт и качественное содержание жилья, но не каждый знает, какие именно меры должны приниматься для этого, и что входит в список обязанностей, возложенных государством .
Услуги, входящие в состав ремонта и управления:
- Уборка общедомовых помещений, выполненная по всех правилам санитарных нормативов.
- Работы, направленные на освещение имущества, относящегося к общедомовому пользованию.
- Проведение работ по озеленению территории, прилегающей к жилому дому.
- Осуществление вывоза отходов, как собственными силами, так и с помощью сторонних организаций.
- Обеспечение пожарной безопасности.
- Создание в помещениях комфортной температуры и оптимального уровня влажности.
- Регулярные осмотры помещений на возможные дефекты, в том числе на соответствие нормам и предотвращение физических травм и несчастных случаев.
- Подготовка к монтажу и эксплуатации имущества, предназначенного для общего пользования жильцов.
- Подготовка и проведение ремонтных работ.
Это лишь основные функции, которыми не должны пренебрегать ТСЖ и управляющая компания.
Если вы хотите узнать, кто имеет право на субсидии при оплате ЖКХ, советуем вам прочитать .
Иногда у жильцов возникает желание проведения дополнительных работ, о котором они заявляют в форме просьбы, направляемой в местную Управляющую компанию или ТСЖ.
Обращения по поводу проведения дополнительной покраски подъезда в более яркий оттенок или еженедельная поливка цветов на лестничной площадке не могут быть удовлетворены, если компания сочтет неуместным проведение подобных работ .
Жильцы имеют право провести собрание с присутствием на нем представителей ТСЖ, где возможно договориться о выполнении вспомогательных работ за дополнительную плату.
Перечень услуг в квитанции ЖКХ
Получая очередную квитанцию об уплате, мало кто из людей, проживающих в МКД, детально изучает их содержание.
Работы, проводимые в домах, подразделяют на:
- Запланированные ;
- Сезонные ;
- Необходимые .
К плановым работам относят заранее обговоренные действия, к которым шла длительная подготовка.
Минимальное количество работ, приходящихся на один МКД, изложено в Постановлении Госстроя РФ от 27 сентября 2003 года под №170 .
Меньшее количество работ проводить запрещено, а большее согласовывается в индивидуальном порядке на всеобщем собрании жильцов и Управляющей компании.
Необходимые мероприятия вызваны резкой поломкой или обстоятельством, которое повлияло на работу оборудования или внешнего вида здания и требует незамедлительного вмешательства .
К сезонным относят работы, проводимые один раз в год при подготовке многоэтажки к отопительному сезону или его прекращению.
Помимо проводимых услуг, за которые жители вносят оплату ежемесячно по своим квитанциям, существуют еще и дополнительный расширенный перечень услуг.
В ежемесячные расходы управляющая компания может включать проведение сезонных работ .
К таким работам следует относить:
- Чистку чердачных помещений и замену водосточных труб;
- Работы по обновлению штукатурки;
- Работы по замене дверей и окон в доме;
- Наблюдение и замену при необходимости перил и прочих оградительных элементов;
- Замену кровли крыш и люков при их износе;
- Осуществление контроля и замену указателей на жилом доме;
- Проведение деятельности по облагораживанию придомовой территории кустарниками и цветниками;
- В зимний период: уборку снега и устранение наледи, а также обработку тротуаров специальными средствами против скользкой поверхности;
- Обслуживание приборов общего пользования в подъезде: лифтов и мусоропроводного механизма;
- Профилактику работы водопроводного оборудования в доме;
- Очистку и влажную уборку, выполняемую в лестничных пролетах;
- Проверку работы, связанной с функционированием отопительной системы;
- Улучшение состояния площадок, предназначенных для спортивных занятий.
Формирование тарифов
При формировании тарифов на оплату услуг многие Управляющие компании обходят предварительную согласованность с жильцами и устанавливают свои суммы.
Если случай с завышенной суммой был зафиксирован, нужно незамедлительно провести общее собрание, где сотрудники Управляющей компании должны пояснить увеличенные суммы .
Тарифы должны быть согласованы двумя сторонами: с одной стороны собственниками, обладающими правами на жилые помещения, а с другой стороны — Управляющей компанией.
Управляющей компании запрещено выставлять суммы для тарифов в одностороннем порядке .
Средства, собранные при ежемесячной оплате, идут на проведение работ по осуществлению ремонта, содержанию общего фонда жилья и поддержанию работы всех приборов и элементов общего пользования.
Для граждан, снимающих жилье в таких домах, не должно быть дополнительных сборов за капитальный ремонт, потому что ответственность по уплате за эту графу полностью возлагается на собственника квартиры.
Важно отметить, что присутствие в квитанции дополнительных пунктов, указывающих на сбор за вывоз отходов и содержание лифтов - это нарушение. Эти две графы должны быть включены в «содержание жилья» .
Стоимость обслуживания, установленная на содержание жилья, формирует собственник жилого фонда.
В случаях, когда дом находится в собственности муниципалитета или государства, к оплате дополнительно взимается еще и арендная плата.
Если такие пункты имеют место быть, нужно немедленно проводить перерасчет по установленному тарифу .
Что можно сделать за деньги, собранные на содержание и текущий ремонт в многоквартирном доме? Жильцы наладили диалог с управляющей компанией и совместно взаимодействуют по планированию работ по содержанию многоквартирного дома. Предлагаем Вам посмотреть видеоролик.
Содержание общих территорий дома — это большой список работ, которые проводятся в течение года. Составляется он, исходя из правил содержания жилья и нужд дома, на которые указали жильцы. Исполнять этот «список дел» предстоит управляющей компании. В этой статье мы расскажем о том, какие работы должны выполняться и что можно требовать от представителей УК дополнительно.
Что такое общедомовые территории?
Если упростить, то к общедомовым территориям относится все пространства многоэтажки за пределами вашей квартиры. Сюда относятся чердаки, подвалы, цоколи, земля под вашим домом и территория детской площадки с клумбами и зелеными насаждениями. В этой же группе конструкция дома, все инженерные коммуникации: водостоки, электрические сети, водопровод и канализация. К общедомовому имуществу также относится система пожаротушения и видеонаблюдения, если она имеется в доме.
Полезная информация: общее имущество дома — это не только траты на его содержание. Фасады дома тоже общее имущество, поэтому за размещение рекламы на них жильцы могут получать деньги на нужды дома.
Какие работы входят в содержание общедомового имущества
Чтобы узнать за что конкретно вы платите, загляните в квитанцию, которую присылает управляющая компания. работы, которые вы обнаружите там, входят в список, который был установлен в договоре с управляющей компанией и который она обязаны выполнять. Как правило к ним относится:
— поддержание исправного состояние всех сетей и инженерных конструкций;
Уборка помещений общего пользования (подъездов, лифтов, двора, общих балконов и лестниц);
— освещение во дворе и в подъезде;
Благоустройство двора;
Обеспечение всех норм безопасности в доме;
Вывоз мусора;
Поддержание комфортной температуры внутри дома.
Это основные виды работ, без которых обеспечить нормальное содержание дома невозможно. Полный список, который занимает не одну страницу, есть в ст.154 Жилищного кодекса РФ. Периодически этот список дополняется.
Несмотря на то, что список обширный, некоторые работы могут вносить жильцы. Для этого собирается общее собрание жильцов, на которое приглашают представителей УК. Вопрос о дополнительном виде работ выносят на голосование. если он одобрен протокол собрания подписывают жильцы и представители УК. Если какой — то подписи нет, то протокол недействителен и работы в список обязательных к исполнению не внесут.
Какие конкретно работы относятся к текущему ремонту?
Строка текущий ремонт — это также содержание многоквартирного дома. К нему относятся:
— плановое обслуживание всех инженерных сетей, подготовка к отопительному сезону, поддержание их исправности;
— ремонт разных элементов здания: ремонт фасадов, ликвидация трещин, восстановление козырьков и сливов, латочный ремонт крыши, замена окон и дверей в подъездах;
Замена лампочек и выключателей в подъезде;
— ремонт фрагментов дорожного покрытия в входных групп;
Косметический ремонт подъездов.
Существуют сезонные работы, которые редко выделяются в отдельную строку в квитанции. Это чистка крыш от снега и наледи, уборка территорий в теплый и холодный период, отделочные работы на фасадах дома и крышах, укрепление водостоков. В летний период — покраска детского оборудования, обработка деревьев и деревянных конструкций, санитарная обработка участков (покосы травы и обработка от вредителей).
Раздувать список бесконечно нельзя. Любое согласование работ с УК будет зависеть от тарифа, который опять же устанавливает УК по согласования с собственниками.